Методическая разработка урока истории в 11 классе ««Холодная война» и её причины»
Методическая разработка урока «Холодная война" и её причины».
Цели урока:
Образовательные:
дать понятие «холодная война», уяснить причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;
охарактеризовать положение и внешнюю политику СССР в мире после Второй Мировой войны; объяснить, какие это вызвало перемены во внешней политике советского руководства.
выявить причинно-следственные связи, условия и факторы, смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений.
Развивающие:
развивать умение сопоставлять и систематизировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор;
развивать умение работать в коллективе, излагать свою точку зрения.
работать над развитием познавательной активности, информационной грамотности, коммуникативной компетентности, умения оформлять и представлять результаты познания.
Воспитательные:
продолжить формирование интереса к истории;
способствовать нравственному воспитанию учащихся;
способствовать воспитанию толерантности, ответственности, инициативы.
Основные понятия: «холодная война»; сдерживание коммунизма; план Маршалла; социалистический лагерь; доктрина Трумэна; НАТО; Варшавский договор.
Оборудование: Записи на классной доске, компьютер, видеопроектор, учебный фильм «Холодная война». https://www.youtube.com/watch?v=vKipSOHxspc;
(Демонстрация фильма с 5 минуты 30 сек. до 17 минуты)
Раздаточный материал с документами.
Дополнительная литература к уроку: История России, 1945—2008 гг. : кн. для учителя / [А.В. Филиппов, А.И. Уткин, С.В. Алексеев и др.] ; под ред. А.В. Филиппова. — 2 е изд., дораб.и доп. — М. : Просвещение, 2008. — 528 с.
Уткин А.И. Мировая «холодная война»»: Алгоритм, Эксмо; М.; 2005.
ПЛАН УРОКА:
-
1.Итоги Второй мировой войны и цена Победы.
2.Причины «холодной войны». Различные подходы, мнения и факты.
3.Противостояние бывших союзников.
4.Жертвы «холодной войны».
Ход урока:
1. Итоги Второй мировой войны и цена Победы.Используя текст учебника ученики записывают в тетрадях факты ужасающих потерь советского народа в войне.
Далее учитель приводит факты о превосходстве США в вооружениях над армией СССР, бесспорно говорящих, кто реально имел возможности развязать новую войну:
США имели на вооружении 176 авианосцев и 7700 бомбардировщиков на их борту. СССР такого вооружения не имел.
США владеет в 2,3 раза большим числом подводных лодок, в 9 раз большим числом тяжелых крейсеров, в 19 раз большим числом миноносцев по сравнению с СССР.
У США 4 воздушных армии дальних бомбардировщиков с дальностью полета 7,5 тыс. км, у СССР такой авиации нет.
США являлся монополистом в ядерном вооружении до 1949 года и даже в 1959 году в десять раз превосходит СССР по числу атомных бомб.
С 1945 года США планируют ведение войны против СССР с применением атомного оружия и уничтожения десятков миллионов советских людей.
Учитель подводит учеников к объективной оценке международной обстановки.
Важным является и тот факт, что СССР никогда не имел планов нанесения ядерного удара по противнику первым, эта возможность рассматривалась лишь как ответная мера на агрессию против СССР.
2.Причины «холодной войны». Различные подходы, мнения и факты.
Раскрытие темы занятия и создание проблемной ситуации перед просмотром фильма осуществляется с помощью рассказа учителя.
В результате Победы Советского Союза над фашистской Германией и её сателлитами, вырос международный авторитет нашей страны и Коммунистической партии. Советский народ и народы Европы искренне поверили в возможность долгого и прочного мира. Страшные жертвы войны требовали недопущения повторения подобной катастрофы. Миллионы советских людей заплатили своими жизнями за возможность народов Европы избавиться от фашистского гнета. Иной была позиция политиков Запада и США. Они считали возросший авторитет СССР угрозой своему доминированию в мире. Надежды Советского Союза на продолжение сотрудничества в деле сохранения мира натолкнулись на жесткое противодействие всем прежним договоренностям в Тегеране (1943 г.) и Ялте (1945 г.). Обещание президента США Ф.Рузвельта об оказании помощи в восстановлении экономики СССР, наиболее пострадавшей в войне, новое руководство во главе с президентом Г.Трумэном отбросило. Все прекрасно понимали, что каждый год участия США в войне с Германией мог обойтись не только потерей жизни американских солдат, но и в 100 млрд. долларов военных расходов. Поэтому до 6 июня 1944 г. США предпочитали оказывать помощь Советскому Союзу по ленд-лизу в размере 11 млрд долларов (за все годы), оттягивая открытие Второго фронта до последнего момента, когда всем стало очевидно поражение Германии. США устраивало ослабление СССР и всех европейских государств, это давало возможность, обладая ядерным оружием и мощнейшей экономикой господствовать в мире. Но надежды западных политиков на ослабление СССР не оправдались. Уже с 1944 г. темпы роста экономики Советского Союза достигли 10 %, начинается восстановление народного хозяйства. Поразительно, что к концу войны наша страна оказалась с более мощной экономикой и армией, чем в начале. Авторитет СССР как победительницы фашистской Германии не позволил бывшим союзникам сразу развязать ядерную войну, но курс на её подготовку и развязывание был взят.
Между бывшими союзниками нарастает напряженность. Записывается понятие «холодная война».
«Холо́дная война́» — термин, обозначающий состояние военно-политической конфронтации государств и групп государств, при которой ведется гонка вооружений, применяются экономические меры давления (эмбарго, блокада экономическая и т. п.), осуществляется организация военно-стратегических плацдармов и баз.
В современном мире продолжается обсуждение вопроса о причинах «холодной войны». Виновниками ее развязывания объявляются США, СССР или заявляется обоюдная ответственность. Кто развязал эту войну и кто проиграл или выиграл после ее прекращения?- вопросы, на которые мы должны знать ответы.
3. Противостояние бывших союзников.
Вопрос раскрывается с помощью просмотра фрагмента фильма «Холодная война» телеканала «Звезда». Перед просмотром фильма задается вопрос: Каковы объективные и субъективные причины «холодной войны»? Используется фрагмент с 5 мин.30 сек по 17 минуту.
В ходе обсуждения фильма в тетрадях составляется таблица "Объективные и субъективные причины «холодной войны»". Объективные: 1)США становятся самой мощной экономикой мира. 2)США обладают монополией на ядерное оружие и крупнейшей армией и флотом. 3)План Маршалла гарантирует контроль над европейской экономикой и политикой. 4)Блок НАТО планирует ядерную войну против СССР. 5)Возросшие авторитет и военная мощь СССР позволяет расширить его влияние на страны Европы и Азии. 5) Гонка вооружений. 6) Вооруженные конфликты. Субъективные:1) Позиция президента США Г.Трумэна носит яркий антикоммунистический характер; 2) Политики США и Западной Европы берут курс на "сдерживание", а затем и "отбрасывание" СССР. 3) Взаимное недоверие политиков противостоящих блоков. Ученики делают вывод: «США объявляют себя единственной сверхдержавой и игнорируют национальные интересы СССР».
Приводятся слова президента США Г. Трумэна перед конгрессом: «Победа в войне поставила перед американским народом важнейшую задачу - править миром…». Со стороны США и Великобритании звучат обвинения в адрес СССР.
Далее урок продолжается с использованием раздаточного материала с документами из книги Филиппова. Ученики знакомятся с речью У. Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 года, ставшей по сути объявлением «холодной войны». По мнению западных политиков СССР представляет угрозу миру. Зачитывается ответ на эту речь И. В. Сталина в газете «Правда». В подтверждение вывода о двойных стандартах политики бывших союзников используется документ «Директива Совета национальной безопасности США», в котором говорилось об оккупационном контроле над побежденным Советским Союзом.
4. Жертвы «холодной войны».Ученики в тетрадях записывают следующие факты и вывод: Мир погрузился в новую войну, ее называют «холодной», но она унесла 20 миллионов жизней и 10 триллионов долларов, превратившись в страшную трагедию для человечества. Ее прекращение - важнейшая задача для всех народов мира.
Домашнее задание:
§§28-29, сделать вывод: Кто развязал «холодную войну» и кто проиграл или выиграл после ее прекращения?
Документы к уроку: История России, 1945—2008 гг: кн. для учителя / [А.В. Филиппов, А.И. Уткин, С.В. Алексеев и др.] ; под ред. А.В. Филиппова. — 2 е изд., дораб.и доп. — М. : Просвещение, 2008. — 528 с.
Документ 1.
Из фултонской речи У. Черчилля: «Сегодня на сцену послевоенной жизни, еще совсем недавно сиявшую в ярком свете союзнической победы, легла черная тень. Никто не может сказать, чего можно ожидать в ближайшем будущем от Советской России и руководимого ею международного коммунистического сообщества и каковы пределы, если они вообще существуют, их экспансионистских устремлений и настойчивых стараний обратить весь мир в свою веру... Протянувшись через весь континент от Штеттина на Балтийском море и до Триеста на Адриатическом море, на Европу опустился «железный занавес». Столицы государств Центральной и Восточной Европы — государств, чья история насчитывает многие и многие века, — оказались по другую сторону занавеса. Варшава и Берлин, Прага и Вена, Будапешт и Белград, Бухарест и София — все эти славные столичные города со всеми своими жителями и со всем населением окружающих их городов и районов попали, как я бы это назвал, в сферу советского влияния...»
Документ 2.
Из интервью Сталина газете «Правда» 14 марта 1946 г.
Фрагмент 1. «… По сути дела господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, — у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки.
Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей. Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы как единственно полноценная нация должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит господина Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные должны господствовать над остальными нациями мира.
По сути дела господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, — в противном случае неизбежна война.
Но нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны ради свободы и независимости своих стран, а не ради того, чтобы заменить господство Гитлеров господством Черчиллей. Вполне вероятно поэтому, что нации, не говорящие на английском языке и составляющие вместе с тем громадное большинство населения мира, не согласятся пойти в новое рабство.
Трагедия господина Черчилля состоит в том, что он как закоренелый тори не понимает этой простой и очевидной истины».
Фрагмент 2. «…Влияние коммунистических партий выросло не только в Восточной Европе, но почти во всех странах Европы, где раньше господствовал фашизм (Италия, Германия, Венгрия, Болгария, Финляндия) или где имела место немецкая, итальянская или венгерская оккупация (Франция, Бельгия, Голландия, Норвегия, Дания, Польша, Чехословакия, Югославия, Греция, Советский Союз и т. п.). Рост влияния коммунистов нельзя считать случайностью. Он представляет вполне закономерное явление. Влияние коммунистов выросло потому, что в тяжелые годы господства фашизма в Европе коммунисты оказались надежными, смелыми, самоотверженными борцами против фашистского режима, за свободу народов. Господин Черчилль иногда вспоминает в своих речах о «простых людях из небольших домов», по-барски похлопывая их по плечу и прикидываясь их другом. Но эти люди не такие уж простые, как может показаться на первый взгляд. У них, у «простых людей», есть свои взгляды, своя политика, и они умеют постоять за себя. Это они, миллионы этих «простых людей», забаллотировали в Англии господина Черчилля и его партию, отдав свои голоса лейбористам. Это они, миллионы этих «простых людей», изолировали в Европе реакционеров, сторонников сотрудничества с фашизмом и отдали предпочтение левым демократическим партиям. Это они, миллионы этих «простых людей», испытав коммунистов в огне борьбы и сопротивления фашизму, решили, что коммунисты вполне заслуживают доверия народа. Так выросло влияние коммунистов в Европе. Таков закон исторического развития».
Документ 3.
В директиве Совета национальной безопасности США с удивительным цинизмом говорилось об оккупационном контроле над побежденным Советским Союзом: «В случае упорядоченного отхода советских войск... местный аппарат коммунистической партии уйдет в подполье, как он это сделал в районах, занятых немцами во время прошедшей войны. Он, вероятно, проявит себя частично в форме партизанских банд и повстанческих сил. В этом случае проблема будет решаться относительно просто; нам нужно будет только дать необходимые вооружения и военную поддержку любой из некоммунистических русских властей, которая будет контролировать этот район, и позволить этой власти поступать с коммунистическими бандами в соответствии с традиционными процедурами русской гражданской войны».
Юлия Митрофанова
Калябин Н.А.