12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Романова Людмила Сергеевна39
1

Методическая разработка урока на тему: «Первые конфликты и кризисы «Холодной войны»


Презентация "Первые конфликты и кризисы "Холодной войны"
PPT / 7.22 Мб

Приложение 1
DOCX / 12.95 Кб

Приложение 2
DOCX / 178.81 Кб

Приложение 3
DOCX / 11.54 Кб

Приложение 4
DOCX / 13.13 Кб

Приложение 5
AVI / 5.94 Мб

Приложение 6
AVI / 14.8 Мб

Тех.карта урока
DOCX / 24.71 Кб

ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему: «Первые конфликты и кризисы «Холодной войны»



Автор работы: Романова Людмила Сергеевна



Номинация: методическое обеспечение урока общеобразовательной дисциплины



Дисциплина ОГСЭ. 02 История

















2022 г.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка учебного занятия по теме «Первые конфликты и кризисы холодной войны» подготовлена в рамках рабочей программы, для студентов 2 курса по дисциплине ОГСЭ.02 История для группы С-42 по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и гр. Т-42 по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания».

Учебное занятие, представленное в методической разработке, включено в раздел I «Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»». Данная тема занятия включена в соответствующий раздел и тему рабочей программы и КТП и нацелена на изучение основных процессов политического, экономического развития ведущих государств мира и России во второй половине XX века. В рамках данного занятия реализуются требования ФГОС к формированию представлений об особенностях развития современной истории на основе осмысления важнейших событий и проблем второй половины XX века.

Методы обучения, используемые на учебном занятии позволяют максимально эффективно организовать самостоятельную деятельность студентов.

Формами контроля результатов учебной деятельности (тестирование) стали самоконтроль и взаимоконтроль.

Данная методическая разработка урока является вариантом реализации педагогического замысла преподавателя в рамках организации и проведения учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.02 История.

Данный урок способствует:

- развитию коммуникативной компетенции – получению информации при работе в группе, умению представлять и отстаивать свою точку зрения в публичном выступлении;

- готовности к самообразованию – способность оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности.

План - конспект урока

Тип урока – урок изучения нового материала.

Оборудование: АРМ преподавателя, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, презентация по теме занятия

Цели урока:

Образовательная

Формирование целостного представления о политическом, идеологическом и экономическом противостоянии СССР и США, определившим содержание крупного периода всемирной истории.

Развивающие

1. Развитие умения проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений.

Развитие умения объяснять смысл важнейших понятий, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

Воспитательная

Воспитание уважения к историческому прошлому нашего народа, чувства гражданского долга, патриотизма.



Ход урока

Слайд 1,2

1.Организационный момент (1 мин.)

Задача - подготовить студентов к работе, сформулировать цели урока

Слайд 3


2.Повторение пройденного материала (10 мин)

Задача – актуализировать имеющиеся знания, подготовить к восприятию темы урока.

Преподаватель задает вопросы, которые актуализируют тему урока:

1. Что такое «холодная война» и кто выступил ее инициатором?

2. Дайте определение понятиям: репарация, реабилитация, сверхдержава;

3. Как вы думаете, почему первые годы пребывания у власти Н.С.Хрущева были названы «оттепелью»?





Слайд 4






Преподаватель предлагает обучающимся объединиться в группы по 4-5 человек для работы с текстами документов. Ответить на вопросы:

1. Какие принципы внешней политики выдвинул Н.С.Хрущев?

2. На основании документов ответьте, придерживался ли их Н.С.Хрущев?

Преподаватель задает проблемный вопрос: «Холодная война» продолжается сегодня?

Работа студентов в группах с текстами документов. (Приложение 1)

Читая документы отвечают на вопросы:

Какие принципы внешней политики выдвинул Н.С. Хрущёв?

На основании документов ответьте, придерживался ли их Н.С. Хрущёв?

Слайд 5

Проблемный вопрос: «Холодная война продолжается и сегодня?»






Слайд 6

3.Изучение нового материала по теме (60 мин)

Преподаватель задает вопрос для формирования новых знаний по теме:

Какие противоборствующие силы положили начало «холодной войне»?

Студенты отвечают на поставленный вопросы, высказывая свои точки зрения

Преподаватель представляет план изучения темы

Слайды 7-10





















Слайд 11




Слайд 12

1.ХХ съезд КПСС.

Распад колониальной системы и образование независимых государств заставили советское руководство обратить внимание на страны «третьего мира».

На ХХ съезде КПСС национально-освободительное движение было названо одной из трех ведущих сил мирового революционного процесса, наряду с мировой системой социализма и международным коммунистическим движением. В 1957 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в эти страны (Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, Египет).

Всего за 1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве. СССР, заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся странах, оказывал им активную материальную и военную помощь. При этом особой поддержкой пользовались страны, избравшие путь социалистической ориентации.

Две линии внешней политики СССР.

Впервые дни после смерти И.В. Сталина стали проявляться две разные линии в руководстве внешней политики СССР:

Министр иностранных дел В. Молотов считал, что перерыв в «холодной» войне необходим, но предлагал сохранить жесткое противостояние двух систем,

Г. Маленков предлагал идею мирного сосуществования стран с различным общественным строем.

Проблемный вопрос: Какая идея во внешней политике была провозглашена на ХХ съезде КПСС? Чем она отличалась от сталинской?

На ХХ съезде КПСС было провозглашена идея «мирного сосуществования» СССР со странами запада. Сталин считал, что третья (ядерная) мировая война неизбежна.

Выводы по главе:

Среди важнейших задач советской дипломатии на международной арене:

1.Снижение военной угрозы,

2.Завершение «холодной войны»,

3.Расширение международных связей и усиление влияния СССР в мире в целом

Обучающиеся записывают данные выводы в тетрадь

Слайды 13,14















2.СССР и капиталистические страны

СССР берёт курс на разрядку отношений с Западом.

А путь к разрядке напряженности новое руководство СССР видит и в урегулировании двухсторонних связей со многими странами. Так в 1953- подписание перемирия в Корее.

В 1954 урегулированы отношения с Турцией и Индокитаем.

В 1954-1955 г. дипломатические отношения были восстановлены с Австрией и Югославией. После визита в сентябре 1955 г. в Москву канцлера К.Аденауэра были установлены дипломатические отношения с ФРГ.

А в октябре 1956 г. в результате переговоров нормализовались отношения с Японией. СССР отказался от репараций и поддержал просьбу Японии о вступлении в ООН. Однако мирного договора так и не было подписано из-за территориальных разногласий.

Таким образом, к концу 1950-х годов Советский Союз имел торговые и дипломатические отношения более чем с 70 странами мира.

Советским Союзом в это время была предложена новая форма внешнеполитической деятельности – Публичная дипломатия

Студенты записывают содержание слайда в тетрадь

Слайды 15,16

3.СССР и социалистические страны

К середине 1950-х гг. на международной арене существовала достаточно напряженная обстановка. Продолжалась жесткая «холодная война». Шло создание военных блоков, направленных на сдерживание влияния «социалистического лагеря». После подписания в октябре 1954 г. Парижских соглашений между США, Англией, Францией, ФРГ и другими западными странами Западная Германия получила право восстанавливать свои вооруженные силы и вступила в НАТО. Это нарушало баланс сил в Европе и затрагивало интересы СССР. ФРГ отказывалась признать послевоенные границы с Польшей и Чехословакией.

Перед лицом реальной военной угрозы 14 мая 1955 г. социалистические страны (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) подписали Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

На базе этого документа для проведения совместной оборонной политики социалистических стран была создана Организация Варшавского Договора (ОВД).

Слайды 16,17

Выступление студентов с сообщениями по темам:

1. НАТО

2. Организация Варшавского договора (ОВД) (Приложение 2)

Слайд 18









Слайд 19


Слайд 20

Работа с картой

Покажите на карте государства, входившие в ОВД.

В рамках ОВД существовало объединенное военное командование и велась координация внешнеполитической деятельности. Присутствие советских войск на территории Центральной и Юго-Восточной Европы получило юридическое основание. Данное обстоятельство использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц.

Просмотр видеоролика об испытании межконтинентальных ракет.

Вывод по главе: Создание военно-политических блоков накаляло международную обстановку, способствовало усилению конфронтации. Студенты записывают данный вывод в тетрадь

Слайды 21-31



Слайды 22-23




































































Слайды 24-25


























































Слайды 26-27




Слайд 28-29






Слайды 30-31







Слайд 32

4.Крупнейшие локальные конфликты в «холодной войне»

По ходу объяснения нового материала, студентв заполняют таблицу (Приложение 3)

Корейская война

Война Северной Кореи и Китая против Южной Кореи и США ряда американских союзников за контроль над Корейским полуостровом. Она началась 25 июня 1950 года с внезапного нападения Северной Кореи (Корейской Народно-Демократической Республики) на Южную (Республику Корея). Это нападение было осуществлено с согласия и при поддержке Советского Союза. Северокорейские войска быстро продвигались за разделявшую две страны 38-ю параллель и уже через три дня овладели столицей Южной Кореи Сеулом. Совет Безопасности ООН признал Пхеньян агрессором и призвал все государства - члены ООН оказать помощь Южной Корее. Кроме США, свои войска в Корею послали Англия, Турция, Бельгия, Греция, Колумбия, Индия, Филиппины и Таиланд. Советский представитель в тот момент бойкотировал заседания Совета Безопасности и не смог воспользоваться своим правом вето. После того как северокорейцы отказались отвести свои войска за демаркационную линию, с 1 июля в Корею стали перебрасываться две американские дивизии. Одна из них была разбита, а ее командир попал в плен. Другая же смогла вместе с южнокорейскими войсками отступить к плацдарму, созданному у порта Пусан. К концу июля это была единственная территория на Корейском полуострове, удерживаемая войсками ООН. Их Верховным главнокомандующим назначили генерала Дугласа Макартура, героя войны против Японии на Тихом океане. Он разработал план грандиозной десантной операции в порту Инчхон. В случае успеха коммуникации северокорейской армии, осаждавшей пусанский плацдарм, оказались бы перерезаны. 15 сентября американские и южнокорейские морские пехотинцы высадились в Инчхоне. Американский флот господствовал на море, а авиация - в воздухе, поэтому северокорейцы никак не могли помешать десанту. 28 сентября был взят Сеул. Северокорейская армия, сражавшаяся у Пусана, была частично пленена, а частично перешла к партизанской войне в горах. 1 октября войска ООН пересекли 38-ю параллель и 19 октября взяли северокорейскую столицу Пхеньян. 27-го числа американцы достигли реки Ялуцзян на корейско-китайской границе. Успехи американских и южнокорейских войск обеспокоили Китай. В течение октября на фронт было переброшено 180 тысяч так называемых "китайских народных добровольцев", в действительности представлявших собой солдат регулярной армии, действовавших по приказу командования. Еще через месяц их численность достигла полумиллиона. 27 ноября китайские войска внезапно атаковали американцев и оттеснили их за 38-ю параллель. С этого момента со стороны Северной Кореи война велась преимущественно силами китайской армии. В начале января 1951 года китайские и северокорейские силы вновь захватили Сеул, но в конце месяца американская 8-я армия перешла в контрнаступление. К исходу марта китайские войска были отброшены за прежнюю демаркационную линию. В конце апреля китайские и северокорейские войска предприняли новое наступление, но были отброшены на 40-50 км к северу от 38-й параллели. После этого 8 июля 1951 года начались первые переговоры представителей воюющих сторон. Война между тем приняла позиционный характер с широким использованием минных полей и заграждений из колючей проволоки. Наступательные операции имели теперь чисто тактические цели. Численное превосходство китайцев компенсировалось американским преимуществом в огневой мощи. Китайские войска наступали густыми цепями прямо по минным полям, но их волны разбивались об американские и южнокорейские укрепления. Поэтому потери "китайских народных добровольцев" многократно превышали потери противника. Американская авиация сохраняла господство в воздухе, хотя в лице советских летчиков она встретила достойных противников. Сталин послал на помощь Ким Ир Сену и Мао цзэдуну несколько авиационных дивизий, прикрывших небо Северной Кореи и Маньчжурии. Советским летчикам было категорически запрещено пересекать линию фронта, чтобы они, не дай Бог, не попали в плен. В начале 1953 года Гарри Трумэна в Белом доме сменил Дуайт Эйзенхауэр. Он пригрозил Китаю применением ядерного оружия, если Пекин не будет сговорчив в вопросе о перемирии в Корее. 27 июля 1953 года в местечке Пханьмыньчжон вблизи 38-й параллели было наконец достигнуто соглашение о прекращении огня Корея оказалась разделена по 38-й параллели на Корейскую Народно-Демократическую Республику и Республику Корея. Мирного договора между Севером и Югом нет до сего дня. Общие потери сторон в Корейской войне составили, по некоторым оценкам, 2,5 миллиона человек. Из этого числа примерно 1 миллион приходится на потери китайской армии. Армия Северной Кореи потеряла вдвое меньше - около полумиллиона человек. Вооруженные силы Южной Кореи недосчитались примерно четверти миллиона человек. Потери американских войск составили 33 тысячи убитыми и в 2-3 раза большее количество раненых. Войска других государств, сражавшихся под флагом ООН, потеряли погибшими несколько тысяч человек. Не менее 600 тысяч человек приходится на убитых и раненых мирных жителей Северной и Южной Кореи.


Вьетнамский кризис

5 августа 1964 года американские военные самолеты совершили налет на базу торпедных катеров у побережья Северного Вьетнама. Этот день считается первой в истории Вьетнама воздушной войны. За десять лет до этого события, в 1954 году, Вьетнам освободился от французских колонистов. В соответствие с Женевским соглашением страна была разделена на две части – Северную и Южную. В 1960 году между ними начался вооруженный конфликт. В течение нескольких лет он перерос в крупномасштабную войну.

Причины вьетнамской войны

На Севере страной управляла коммунистическая партия во главе с Хо Ши Мином. Марионеточное правительство Южного Вьетнама протянуло руки за американской военной помощью. Так схлестнулись интересы СССР и США в Юго-Восточной Азии. США планировали окружить СССР по периметру странами, которые были бы настроены проамерикански. К ним уже относились Пакистан и Южная Корея. Мешал Северный Вьетнам. Без него американцы теряли преимущество в этом регионе.

Президент Кеннеди отдал приказ о вводе войск в Южный Вьетнам. К 1964 году их численность составляла более 20000 человек. В феврале 1965 года посетивший Ханой председатель Совета Министров А.Н.Косыгин пообещал Северному Вьетнаму советскую военную помощь. Однако открыто ввязываться в конфликт Советский Союз не стал. Поэтому советские специалисты, прибывшие туда весной 1965 года, по всем бумагам проходили как гражданские лица. Они долгие годы хранили молчание.

Этапы вьетнамской войны

Под завесой секретности в Северном Вьетнаме были развернуты десять советских военных центров зенитно-ракетных войск ПВО. Главной задачей была подготовка ракетчиков-вьетнамцев. Так прикрывали небо, обеспечивая победу на земле. Американцы знали о присутствии советских специалистов, но до поры относились к этому факту снисходительно. Чувство полной безнаказанности прошло после того, как американские самолеты стали сбиваться вьетнамскими (а по сути – советскими) ПВО. Бои шли ежедневно.

Советские специалисты выработали свою тактику – стрельба из засады. Удар по самолету противника – и сразу же отход на другую, заранее подготовленную позицию в джунглях. Потери американской авиации достигли 25 %. На помощь американцам пришла самонаводящаяся ракета «Шрайк», засекавшая работу зенитных установок в считанные секунды. Война во Вьетнаме стала своего рода полигоном для испытания разных видов оружия, в том числе контроружия.

За 9 лет войны было проведено около 500 воздушных боев и сбито 350 американских самолетов. Потери вьетнамской стороны – 131 самолет. За все это время в плен попало почти 800 американских летчиков. Вопреки устоявшейся легенде, никто их не пытал и не содержал в ужасных условиях, а советских разведчиков к ним и близко не подпускали. За весь период военной кампании авиация США потеряла более 4500 истребителей и бомбардировщиков. Это равнялось почти половине всего воздушного флота Америки.

Армия Северного Вьетнама почти на 70 % была обеспечена оружием советского производства. Поставки проходили через Китай, где в то время шла «культурная революция». К началу 70-х Америка стала напоминать загнанного зверя. Общественное мнение требовало вывести войска. Солдаты гибли тысячами. Многочисленные демонстрации протеста нередко заканчивались схватками с полицией. Резервисты даже сжигали свои повестки. Президент Никсон колебался: то отдавал приказы прекратить бомбежки, то возобновить их. Американцы хотели сохранить лицо.

Итоги вьетнамской войны

27 января 1973 года в Париже было подписано соглашение между Ханоем и Вашингтоном о прекращении огня. Начался вывод американских войск из Вьетнама. Самая современная на тот момент армия мира потерпела поражение. 60000 погибших солдат и сотни тысяч искалеченных – таков страшный итог этой войны. На войну ушло почти 300 миллиардов долларов.

Венгерский кризис.

Осуждение «культа личности Сталина» на ХХ съезде КПСС, роспуск Информбюро вызвали во многих странах Восточной Европы кризисы политических режимов. Особенно обострилась ситуация в Польше и Венгрии.

В Польше удалось путем переговоров ликвидировать кризис. Сложнее обстояло дело в Венгрии, где произошло настоящее антикоммунистическое восстание.

В Венгрию были введены войска и началась операция «Вихрь» (1 ноября 1956г.) и к началу 1957 года вся территория Венгрии была взята под контроль советскими войсками. К власти пришло новое правительство, готовое считаться с интересами СССР.

Просмотр видеоролика о событиях в Венгрии. (Приложение 6)

Суэцкий кризис.

Борьба между СССР и странами Запада за союзников, за влияние на выбор пути развития странами третьего эшелона стала принимать все более острый характер.

При этом не раз возникала угроза прямого военного конфликта с участием ядерных держав. Так, в 1956 г. Англия и Франция совместно с Израилем осуществили агрессию против Египта, лево-националистический режим которого, национализировал принадлежавшую странам Запада компанию Суэцкого канала.

В этой ситуации СССР не только выразил солидарность с Египтом, но и выступил с угрозой применения против агрессоров ракетно-ядерного оружия, что вынудило Англию и Францию отступить. 

Карибский кризис.
Наиболее острым конфликтом «холодной войны» был Карибский кризис 1962 г. Победа на Кубе революционного движения, возглавляемого Ф. Кастро в 1959 г., выбор им курса на сотрудничество с СССР вызвали недовольство в Вашингтоне.

В Москве, напротив, появление первого союзника в Западном полушарии было встречено как знамение грядущих перемен в пользу СССР в Латинской Америке. Стремления советских лидеров помешать США свергнуть режим Ф. Кастро и изменить соотношение военных сил СССР и США в свою пользу подтолкнули их к решению разместить на Кубе ракеты средней дальности с ядерными боеголовками, способные достичь большинство американских городов. 
Этот шаг, предпринятый втайне не только от мировой общественности, но и от собственных дипломатов, стал известен правительству США благодаря данным воздушной разведки. Он был расценен как создающий смертельную угрозу безопасности Америки.

Ответные меры - введение морской блокады Кубы и подготовка к упреждающим ударам по советским базам на острове - поставили мир на грань ядерной войны. 
Урегулирование конфликта стало возможным благодаря выдержке и здравомыслию, проявленным президентом США Дж. Кеннеди и советским лидером Н.С. Хрущевым. Ракеты были вывезены с Кубы, США отменили ее морскую блокаду, дали заверения в уважении ее суверенитета, обещали ликвидировать ряд американских баз вблизи границ СССР. 



Годы

Место

Участники

Итоги конфликта


1950-1953

Корейский полуостров

Северная Корея (КНДР), Китай, СССР / Южная Корея, США и их союзники.

Раздел Кореи по 38 параллели на Северную и Южную.


1950-1954

Индокитай

Северный Вьетнам, Китай, СССР / Южный Вьетнам, Франция, США.

Раздел Вьетнама по 17 параллели на Северный и Южный.

1956 г.

Венгрия

Будапешт

СССР/Венгрия

К власти пришло новое правительство, готовое считаться с интересами СССР

1956 г.

Ближний Восток

Англия, Франция, Израиль/Египет, СССР

Провал агрессии против Египта

1962 г.

Карибское море

Куба, СССР/США

Вывод ракет СССР с Кубы, обязательство США уважения ее суверенитета


Вывод по главе: Карибский кризис наглядно показал, что неконтролируемое соперничество может привести к опасным для обеих стран последствиям.

Слайд 33

4.Контроль (12 мин)

Задача:

1. Определить, достигнуты ли цели урока;

2.Оценить деятельность всех обучающихся.

Преподаватель предлагает всем студентам заполнить заранее подготовленные кластеры: «НАТО», «ОВД» (Приложение 4)

Образец кластера представлен на слайде.

Оценка работ студентов.


5.Рефлексия (5 мин)

Задача – определить, насколько сформированы компетенции ОК 2 и ОК 4, необходимые для самостоятельной работы студентов.

Преподаватель предлагает студентам высказать свою точку зрения на актуальность изученного материала.

Выставление оценок с аргументацией и замечаниями студентам по уроку.

Слайд 34

6. Домашнее задание (2 мин)

Ответить на проблемный вопрос: «Холодная война продолжается и сегодня»?

Представить факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное отверждение






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.