Методическая разработка на тему «Причины начала 2 Мировой войны»
Тема № 1. Правда о причинах Второй мировой и Великой Отечественной войн. 3 класс
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: познакомить учащихся с причинами Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Задачи урока:
Воспитательная – воспитание нравственной личности; воспитание неприятия войны, жестокости, уважение к человеческой личности как к высшей ценности.
Образовательная – познакомить учащихся с основными аспектами международных отношений; на основе материала урока выявить причины второй мировой войны.
Развивающая – развитие логического мышления, как основы для выявления причинно-следственных связей; формирование навыков работы с опорным конспектом.
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Вступительное слово учителя
- Прослушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Солдат» и подумайте о чем пойдет речь на уроке.
Его бомбили – он лежал.
К нему летел снаряд.
В него стреляли – он бежал
Вперед, а не назад
«Чем дальше я пройду вперед, -
Мечтал солдатик мой, -
Тем больше хлеба в этот год
Засеем мы весной.
Чем больше немцев уложу, -
Смекал он на ходу, -
Тем раньше путь освобожу,
Скорей домой приду!
При немцах на моей земле
Мне не бывать в родном селе…»
И беззаветно потому
Солдат мой воевал,
И было некогда ему,
И он ночей не спал.
- Чему посвящено это стихотворение С. Михалкова? Сформулируйте тему урока. (Тема урока «Великая Отечественная война».
3. Сообщение темы урока
Тема нашего урока «Правда о причинах Второй мировой и Великой Отечественной войн» ( слайд 1)
Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, почему началась эта страшная война, какие события привели к самому кровавому конфликту в истории.
Мы с вами поговорим о причинах и поводах этих войн. А также выделим хронологические рамки этих событий.
3.Изучение нового материала
Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа
Войны – величайшие трагедии в истории человечества. Свыше 14 тысяч больших и малых, длительных и скоротечных войн прогремело над нашей планетой за всю историю мировой цивилизации.
Теперь я бы хотела спросить у вас:
- Почему война называется мировой? (потому что в ней участвует много стран)
- Сколько мировых войн было? (2)
- Назовите дату первой мировой (1914-1918)
- А, сколько отечественных войн было? (2)
- Назовите дату первой отечественной? (1812)
- Почему она называется отечественной? (потому, что испытывая чувство патриотизма, любви к родине на защиту выходят все граждане своей страны)
- Что вы знаете о великой Отечественной войне? Когда она началась? (22 июня 1941 года. )
- Сколько лет длилась война? (4 года)
- Когда наш народ отмечает День Победы (9 мая)
- Каких полководцев великой Отечественной войны вы знаете? (Жуков Рокоссовский, Конев, Малиновский)
- Назовите города-герои?(Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Киев, Волгоград, Одесса, Тула, Керчь, Мурманск, Смоленск ).
-Давайте посмотрим как началась война на самом деле.
Просмотр видеофильма « Начало войны»
4.Работа по теме урока
2 Слайд «Вторая мировая»
1 сентября 2019 года человечество отметило 80 годовщину начало второй мировой войны. Всё дальше и дальше от нас те трагические дни, те страшные военные годы. Всё меньше и меньше остаётся в живых участников и очевидцев тех событий. Современное поколение знает о войне только из книг и кинофильмов.
1 сентября 1939 года Фашистская Германия, возглавляемая А. Гитлером, (слайд 3) напала на Польшу. Началась вторая Мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорилась Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.
Вторая мирровая – стала переломным моментом во всей мировой истории. Это самая страшная и самая кровопролитная война.
Для того чтобы понять почему стала возможной эта война нам необходимо разобраться в особенностях международных отношений в 30-е годы 20 века.
4.1.Установление причин войны
В 1933 году к власти в Германии приходит Адольф Гитлер. Он говорит о величии немецкой расы, о том что, Германию незаслуженно обидели при территориальном разделе после первой мировой, убеждает восстановить историческую несправедливость. Его поддерживают. Германия готовится к войне.
Во главе СССР стоял Иосиф Виссарионович Сталин (слайд 4). Описание слайда
Виссарио́нович Ста́лин
(настоящая фамилия Джугашви́ли, российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель. С 21 января 1924 по 5 марта 1953 — руководитель Советского государства. Маршал Советского Союза (1943). Генералиссимус Советского Союза (1945).
Страна только начала восстанавливаться после гражданской войны, НЭПа, коллективизации. Существенной слабостью красной армии была ставшая следствием массовых репрессий 1937-1939 годов низкая профессиональная подготовка кадровых командиров. К началу войны только 7 % командиров вооружённых сил имели высшее военное образование, а 37 % не прошли даже полного курса в средних военных учебных заведениях.
Сталин понимал что, войну нужно оттягивать любым способом.
СССР обращается к Европейским государствам (Англии, Франции) о создании системы коллективной безопасности в Европе. Но они всячески затягивали и игнорировали принятие решения.
В 1938 году министром иностранных дел становится Молотов. Который проводит политику сближения с Германией. (слайд 5)
Описание слайда
Вячесла́в Миха́йлович Мо́лотов (настоящая фамилия Скря́бин; 25 февраля 1890) — русский революционер, советский политический, государственный и партийный деятель. Председатель Совета народных комиссаров СССР в 1930—1941 годах, народный комиссар, министр иностранных дел СССР в 1939—1949, 1953—1956 годах. Один из высших руководителей ВКП(б) и КПСС с 1921 по 1957 гг. Герой Социалистического Труда. Депутат Верховного Совета СССР I—IV созывов.
В середине августа 1939 года Сталин говорит: «А что, намекните Германии что, Советский союз не против заключить с ней договор, но мы не торопимся».
За эту идею ухватился Гитлер. Уже 22 августа в Москву приезжает министр иностранных дел Германии Риббентроп. (слайд 6)
Описание слайда
У́льрих Фри́дрих Ви́лли Иоахи́м фон Ри́ббентроп (нем. Ulrich Friedrich Willy Joachim von Ribbentrop, 30 апреля 1893, Везель — 16 октября 1946, Нюрнберг) — министр иностранных дел Германии (1938—1945), советник Адольфа Гитлера по внешней политике.
И 23 августа 1939 года между Германией и СССР был подписан пакт о ненападении сроком на 10 лет. (слайд 7)
4.2.Работа с документом
Пакт состоял из 7 статей, (слайд 8) в нем говорилось о том, что обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами, что государства не вмешиваются в дела друг друга в случае войны с кем-то.
Договор имел секретное дополнение, так называемый секретный протокол, о существовании которого общественность СССР узнала лишь в годы Перестройки. В нём СССР и Германия определили сферы своих государственных интересов в Восточной Европе, фактически разделили между собой Европу. Этот протокол в подлиннике не найден до наших дней и известен только по фотокопиям.
ФИЗМИНУТКА
Левой, правой-шаг вперёд (шагают на месте)
На войну идёт народ.
Смотрим мы по сторонам,
Но не видно врага нам.
Мы склонились над землёй
Слава Родине родной ( хлопают в ладоши).
4.3.Начало Второй Мировой Войны
Договор стал политической неожиданностью для 3-х стран. Европа в шоке. Уже через неделю Германия переходит границу Польши. Это было 1 сентября 1939 года. Начинается первая мировая война.
На границе в горах находилась немецкая радиостанции и немцы, переодетые в Польскую форму, сами её захватили. Это и стало поводом к войне.
СССР вводит войска в Западную Украину, Западную Белоруссию. И вводит войска в Прибалтику: Латвию, Литву, Эстонию. Именно поэтому до наших дней Прибалтика не может простить нам это. Они уничтожают памятники советским солдатам.
СССР и Германия были исключены из лиги наций.
4.4. Начало Сове́тско-финля́ндская война́
В ноябре 1939 года начинается Советско-финская война. Она вошла в историю как мало известная война. А знает ли кто из вас, что за 2 года до Великой Отечественной войны мы воевали с финнами? (слайд 9)
Описание слайда
Сове́тско-финля́ндская война́ 1939—1940 годов (Советско-финская война, фин. talvisota — Зи́мняя война, швед. vinterkriget) — война между СССР и Финляндской Республикой в период с 30 ноября 1939 года по 13 марта1940 года.
26 ноября 1939 года правительство СССР направило ноту протеста правительству Финляндии по поводу артиллерийского обстрела, который, по заявлению советской стороны, был совершён с финляндской территории. Ответственность за начало военных действий советской стороной была полностью возложена на Финляндию. Начало военных действий привело к тому, что 14 декабря 1939 года СССР как агрессор был исключён из Лиги Наций.
В этой войне СССР показал полную неспособность воевать в зимних условиях. Потери СССР 92 тысячи человек, финны потеряли 23 тысячи. И только после введения больших войск вынуждены были пойти на подписание Московского мирного договора. (слайд 10)
Описание слайда
Московский мирный договор между СССР и Финляндией был заключён 12 марта 1940 года, завершив собой Советско-финскую войну 1939—1940 гг. Договор изменил советско-финскую границу, установленную Тартуским мирным договором (1920)
В состав СССР перешло 11 % территории Финляндии (со вторым по величине городом Выборгом). 430 тысяч финских жителей финские власти принудительно переселили из прифронтовых районов вглубь страны.
4.5. План «Барбаросса»
В 1940 году Гитлер подписывает план нападения на СССР (слайд 11) (Директива № 21 План «Барбаросса» ). Главная задача — «разгромить Советскую Россию в ходе одной кратковременной кампании», используя опыт применения стратегии «блицкрига» в Европе. Война должна была быть закончена взятием Москвы в течении осенне-летней кампании в 1941 году. Экономический подраздел плана, связанный с эксплуатацией территории СССР. Но Сталин в это не верил, он был убеждён в том, что Германия не нападёт.
Ёго фраза: «Я думаю, что Германия в 41 раз не нападёт на нас».
В 1941 году много раз Сталина предупреждали и называли конкретную дату начала войны, но всё это рассматривалось как дезинформация.
На границе было что-то непонятное: по приграничной территории бродили немецкие офицеры в гражданской одежде, разыскивали могилы своих родственников погибших в первую мировую.
Был случай что, на территории СССР совершил посадку немецкий самолёт, оснащенный фотоаппаратурой. Из Москвы был получен приказ: «оказать помощь в ремонте и дать в сопровождение два истребителя».
Именно поэтому многие историки расценивают нападение германии как полную неожиданность.
4.6. Начало Великой Отечественной Войны
Давайте послушаем выступление по радио Левитана о начале войны.
(слайд12) Началась Великая Отечественная война, которая продлится долгих 4 года. И наши деды, и прадеды ценой своей жизни защитят свою родину. ЧЕСТЬ ИМ!
Просмотр видеофильма «Первый день Великой Отечественной Войны»
22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская германия напала на Советский Союз. 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться.
Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственных жизней старались сдерживать натиск фашистов. Но силы были неравны. В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолетов. Многие командиры и политработники совсем недавно начали командовать полками, батальонами и дивизиями. А опытных, наиболее подготовленных командиров Красной Армии, преданных своей стране, Сталин объявил врагами народа и расстрелял. Огромный ущерб обороне страны нанесла ошибочная оценка правительства характера будущей войны. Кавалерию продолжали считать главной военной силой, но первые же бои показали, что лошадь не может противостоять танку, а шашка – автомату.
В Красной Армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и другим причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери.
По планам гитлеровских генералов война должна была продлиться всего несколько месяцев. До нападения на СССР германия захватила все танки, самолеты, заводы и рабочую силу Европы. Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.
Но, несмотря на мощь и внезапность гитлеровского нападения на СССР, Красная Армия на начальном этапе войны смогла не только выстоять, но и собрать силы для контрнаступления на стратегически важном московском направлении.
5. Итог урока
- Итак, перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос (слайд 13)
Почему началась эта страшная война, какие события привели к самому кровавому конфликту в истории.
В завершении нашего урока давайте ответим на вопросы теста и определим все ли мы усвоили.
1.Когда началось наступление немецких войск на Польшу?
А) 22 июня 1941; Б) 23 августа 1939; В) 1 сентября 1939
2.Когда был подписан пакт о ненападении?
а) ноябрь 1939-март 1940г.;
б) май 1918-ноябрь 1920;
в)23 августа 1939 года
3.В какие годы была советско-финляндская война?
а) 1924-1927г.г.; б) 1929-1933г.г.; в) 1939-1940
4.Как назывался Мирный договор заключенный между СССР и Финляндией?
а) «Ост»; б) «Вест»; в) «Московский»
5.Что послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?
а) присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии;
б) договор с Германией;
в) война с Финляндией
6.В каком году был разработан план войны против СССР план «Барбаросса»
а) 1940 г.; б) 1937 г.; в) 1941 г.
7.Как назывался план Германии, подразумевавший молниеносный захват территории СССР?
а) Барбаросса; б) Тайфун; в) Блицкриг.
8.Когда произошло нападение гитлеровской Германии на СССР?
а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1939 г; в) 22 июля 1941 г.
6.Рефлексия. Самооценка.
Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны.
Спасибо тем, кто воевал, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
Мы с вами грамотно провели исследование, ваши выводы во многом совпали с выводами современных историков.
-Я хотела чтобы вы оценили свою работу в зависимости от того вклада, который вы внесли в исследование. И хочу узнать мнение каждого об уроке. Заполните экспертный лист.
Экспертный лист
1.Выберите один или несколько предложенных вариантов, обведите его в кружок:
узнал много нового
многое знал, дополнил свои знания
не узнал ничего нового
появилось желание узнать больше о войне
думаю, что стал лучше представлять, что такое война
2. Оцените себя по пятибалльной системе.
Ф.И. ученика | Анализ документа | Участие в обсуждении версий | Оценка |
| | | |
| | | |