Методическая разработка урока истории в 9 классе "ЧУЖОЙ БЕДЫ НЕ БЫВАЕТ" (на основе краеведческого материала)
МБОУ «Вожегодская средняя школа»
Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме: «Чужой беды не бывает» (посвящена 81 годовщине полного снятия блокады Ленинграда)
Разработчик: Николаева Ирина Владимировна, учитель истории МБОУ «Вожегодская средняя школа»
Идея урока: единство народа проявляется в годы бедствий.
Источники информации: материалы районной газеты «Борьба», книга «Памяти Вожегодского района», материалы сайта «Память народа», «Подвиг народа»
Этапы урока | Что делает учитель | Что делает ученик |
Организационный | Разложить материалы на парты Обучающиеся рассаживаются по группам путем вытаскивания номера группы из конверта: 1 – 3 гр. Путь героя 4 гр. – Трудящиеся района - фронту 5 гр. – Настоящие патриоты Приветствие учителя: Добрый день, ребята! Сегодня наш урок будет посвящен 81 годовщине полного снятия блокады Ленинграда. | Рассаживаются, готовятся к уроку. |
Формулировка темы, цели и задач урока | Чтение стихотворения Елены Ивановой и предложение ребятам выбрать предложение для определения темы урока. На доске тема урока «ЧУЖОЙ БЕДЫ НЕ БЫВАЕТ» Титульный слайд | Прослушивание миниатюры, выбирают тему |
Показать 2 слайд презентации и обратить внимание обучающихся на слайд. Учитель: Ребята, на слайд вынесена цитата И.В. Сталина из заголовка нашей местной районной газеты «Борьба» от 16.11.1941 г. ( прочитать слова И. В. Сталина. ) Задать вопрос: «Какое ключевое слово из этой цитаты подходит для постановки цели урока?» (Ответ ЕДИНСТВО) Ребята, сформулируйте, используя слова-подсказки, цель нашего урока. НА ДОСКЕ СЛОВА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ЦЕЛИ: СПОСОБЫ ЕДИНСТВО НАРОД ВОЙНА На доске предложение с пропусками Выявление …… достижения …… советского ……. В годы ВОв Цель урока: выявление способов достижения единства советского народа в годы Великой Отечественной войны Верно, важными отличительными чертами Советского Союза являлись единство и дружба всех народов, проживавших на его территории. Вопреки ожиданиям профашистской Германии, с первых дней войны люди разных наций и народностей сплотились в борьбе за победу. Действительно, ВОВ 1941/45 гг занимает значительное место в истории нашей страны, ребята, как и где советский народ проявил себя в эти трудные и страшные годы? (ОТВЕТЫ: воевал на фронте, трудился в тылу) Для достижения поставленной цели какие задачи нам необходимо решить? Определить ход событий изучаемого исторического периода Изучить материалы об участниках Вов. Выяснить, какой вклад внесли вожегодцы в Победу. Сделать вывод, почему не бывает чужой беды. Слайды с целью урока и задачами | Находят и говорят слово: ЕДИНСТВО Формулируют цель урока из слов, ставят задачи | |
Проблемная ситуация | Слайд Показ памятника воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны в центральном парке поселка. Вопрос обучающимся: Ребята, вам знаком этот памятник? Где он находится и чьи имена на нем высечены? (ОТВЕТЫ) 27 января мы отметим памятную дату – 81 годовщину полного снятия блокады Ленинграда. В дни войны Вологда была связующим звеном, через нее шла помощь в Ленинград, а обратно вывозили детей и женщин, раненых и больных защитников Ленинграда. Жители Вологды и Вологодской области спасали этих полумертвых людей теплом души, лаской добрых рук и смертельной надеждой хлеба. Многих-спасли. Многие-погибли. Всего выявлено умерших и захороненных в области более 17 тыс чел, 16 чел обрели вечный покой на станции Вожега, в т.ч. и капитан дальнего плавания, исследователь Арктики-АППОЛОНОВ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ребята, а вам известно, как и чем жили люди нашего поселка и района в военные годы? (ответы, скорее всего, НЕТ) | Ответы учащихся |
Историческая канва (2 минуты) | слайд с цифрами Учитель предлагает погрузиться в историческую канву тех лет, приводя статистические данные по Вожеге и Вожегодскому району: К началу ВОВ в районе проживало около 59 тыс человек. Территория района – 5,1 тыс кв.км, раселение райцентра п. Вожега – 4,9 тыс чел. В районе имелось 134 колхоза, из числа промышленных предприятий того времени наибольшее значение имели Вожегодский леспромхоз, локомотивное депо и другие п/п железнодорожного узла, клепочный, спиртопорошковый заводы, 22 маслозавода, 5 водяных мельниц. В состав Вожегодского района входило 18 сельсоветов, Кадниковский с/с относился к Харовскому р-ну. Вожегодским райвоенкоматом непосредственно на ВОВ было призвано 12138 чел, с учетом вожегодцев, участвующих в советско-финляндской войне, всего в ВОВ было задействовано 13905 чел. Именно эти люди помогли перечеркнуть планы Гитлера по ходу войны на севере СССР. Как и многим другим областям, гитлеровцы уготовили Вологодчине участь быть оккупированной уже в 1-ые месяцы войны. Известная под названием Плана Барбаросса директива №21 от 18.12.1940 г. подчеркивала: конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга-Архангельск. Заградительный барьер предполагался по линии Архангельск-Северная Двина-В Устюг-Котельнич-Казань-р.Волга до Астрахани. ТО Вологодская область и Вожегодский р/н должны были оказаться в зоне оккупации. О героизме вожегодцев можно слагать легенды, нет ни одного фронта или направления, где не было бы наших земляков! Они обороняли советское Заполярье, воевали в составе ВМФ и морской пехоте, участвовали в обороне Москвы и Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах, служили в пограничных войсках и партизанили, брали Берлин и освобождали Прагу , а как трудились в тылу! Никто не забыт и ничто не забыто! | |
Работа в группах: | Учитель: Итак, вы объединены в пары и группы: Путь героя, Трудящиеся района-фронту, Настоящие патриоты. Объяснить задание группам: Каждая группа получает пакет с материалами, вы работаете с архивными материалами электронной базы данных ПАМЯТЬ НАРОДА, архивными выпусками районной газеты Борьба за 1941-45 гг. 2 пары ПУТЬ ГЕРОЯ – вам необходимо проанализировать архивные материалы и составить справку о героях-защитниках Ленинграда по плану. (клише: ФИО, дата и место рождения, описание подвига, полученная награда) Работаете с эл базой данных «Память народа», «Подвиг народа». Попов Василий Александрович Самородов Василий Иванович 3 Группа ПУТЬ ГЕРОЯ- вам необходимо изучить архивные материалы, фото, газетные статьи и выполнить задание на карточке.(используют предложенное клише) Шишов Александр Трифонович Лебедев Александр Петрович. Рыжков Дмитрий Павлович Гр. Настоящие патриоты: вам необходимо познакомиться с газетными статьями и составить кластер, выделив различные формы помощи школьников тылу и фронту. Гр. Трудящиеся района-фронту: проанализировать газетные статьи, отвечая на вопрос, каким образом взрослое население в тылу оказывало помощь фронту? По мере готовности группы поднимают речевое облако («Готов к труду и обороне», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мы выстояли, мы победили» и т.д.) | Работают в группах О готовности сообщают с помощью облака Выступают с информацией |
Работа с текстом о Базановой Валентине Васильевне– вожеглянке - регулировщице на Дороге жизни. | Перед чтением статьи включить кадры кинохроники о регулировщицах на Дороге жизни. В нашей районке были отражены страницы биографии вожеглянки Базановой Валентины Васильевны, которая в годы войны была регулировщицей на Дороге жизни. ОТВЕТЫ ГРУПП обучающихся, микровыводы по итогам работы учащихся в группах. | Выразительно читают и отвечают на свой вопрос. |
Формулировка выводов. Рефлексия | Выводы по уроку: возврат к 1 слайду, словам И.В. Сталина. Вопросы учащимся: Когда проявляется единство народа? (В исключительных ситуациях, трудных условиях, в годы бедствий.) Каким образом вожегодцы, жители поселка и района достигли единства в годы войны? В чем оно проявилось? (формы помощи, единство тыла и фронта) Показ слайда с выпуском газеты «Борьба» от 10.05.1945 г. Учитель: Ребята, этот выпуск районки пестрел заголовками о Победе. Зачитать заголовок «Да здравствует великий праздник Победы советского народа!» и далее по тексту. Вопрос учащимся: Почему именно сегодня необходимо говорить о важности единения людей? (чтобы сохранить историческую память и уроки прошлого, идет СВО, гибнут наши земляки, нужна победа, ведь чужой беды не бывает – завершающий слайд) | Отвечают на вопросы |
Стихотворение Е. Ивановой «Чужой беды не бывает» 1999 г.
Эй, россиянин, постой на мгновенье,
Сердцем услышь ты земное волненье:
Горы, моря, и равнины, и реки -
Связаны вместе - и связь в человеке!
Мудрый учёный давно говорил:
Жизнь на планете зависит от сил
Каждого, кто здесь родился и жил,
Тонкой былинкой ли, колоссом был.
Буйство людское, безумства движенье-
Жди от природы беды, наводненья,
Кто-то жестокий войну развязал -
Вот уже смерча безудержный вал
Всё разрушает, сметает с пути,
Грешных и праведных - их не найти,
Этих - за то, что молчали, смирясь,
Тех, что готовили миру напасть!
Все мы равны перед общей бедой,
Бомба не спросит: ты русский - какой?
"Новый" ли, "старый", богатый ли, нет,
Всем по делам присудится ответ.
Крохою малой вдруг стала Земля:
Где-то стреляют - решетит в тебя,
Детства убитого слышится крик-
Сердце слезой омывается вмиг!
Нет посторонних, беды нет чужой!
Вместе ответим за всё мы с тобой!
Чтоб до последней черты не дойти,
К миру тропинку должны мы вести.
Вдумайся в это, простой человек,
Иль не простишь себе после вовек,
Что на развилке людского пути
Силы добра не сумел ты найти.