Методическая разработка урока музыки в 3 классе «На Руси родной,на Руси большой не бывать врагу...»
Пояснительная записка к презентации
Призентация к уроку:
Тема урока "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу..."
("Музыка", 3 класс,1 четверть,7урок)
В.П. Ларионова учитель музыки МБОУ СОШ г. Иркутска №75
Примечание. Урок подготовлен по программе В.В. Алеев, Т. И.Науменко, Т.Н. Кичак.
Тип урока: Формирование новых знаний и способов действия.
Форма проведения: урок - путешествие.
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жанром кантата; создать условия для свободных высказываний по теме; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности. Воспитательная цель - формирование чувства гордости за Родину.
Планируемые результаты
* Предметные: учатся слушать и анализировать лучшие образцы русской музыкальной культуры прошлого и настоящего; ознакомятся с жанром кантата, углубят понимание мелодии как основы музыки, её души; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности.
*Метапредметные:
* Познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и строят рассуждения;
* Коммуникативные - осваивают свою деятельность, принимают её цели и задачи, средства реализации этих целей, а также применяют их на практике.
*Личностные: учащиеся испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России: оценивают результаты деятельности.
Методы:
*художественного, нравственно- эстетического познания музыки;
* тождества и контраста;
*"выхода за пределы музыки";
* эмоциональной драматургии.
Музыкальный материал: "Вставайте, люди русские", "Ледовое побоище""(из кантаты "Александр Невский", фрагмент песни "Путешествие", музыка древней Руси.
Средства обучения: компьютерные слайды, компакт -диски, видеофильм"Александр Невский",анимационный ролик, видеоролик "Вставайте, люди русские", синтезтор, карточки.
Интернет ресурсы:
http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/17579-drevnyaya-rus-v-kartinah-ancient-russia-in-pictures-121-foto.htm
http://100hitov.com/
Технологическая карта урока
"На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...
"Музыка", 3класс, 1 четверть, 7 урок.
Программа В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Г. Кичак.
В. П Ларионова учитель музыки МБОУ СОШ г.Иркутска №75.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УДД |
1. Организационный момент. |
-Прозвенел звонок начинаем мы урок. Все друг другу улыбнёмся, За работу мы возьмёмся. Мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки |
Поют: Все друг другу улыбнёмся, за работу мы возьмёмся. |
Личностные: умение слушать учителя, мотивация к обучению и познанию. |
2.Постановка учебной цели. |
Ребята, я приглашаю вас в небольшое, но очень интересное путешествие. * Ведь вы любите путешествовать? Отправляясь в путешествие, вы наверное, ждёте чего- то необычного? *Что может подарить нам путешествие? Правильно в любом путешествии вы обязательно откроете для себя что-то новое. Значит цель нашего путешествия новые открытия и знания. Итак, отправляемся! (Слайд 1) Исполнение фрагмента песни "Путешествие" |
Хорошее настроение, новые встречи, открытия. |
Коммуникативные: слушают учителя выказываются. Регулятивные: принимают учебную цель. Личностные: формирование мотивации к обучению. |
3.Актуали-зация опорных знаний, выполнение задач реконструктивно-вариативного характера |
Прислушайтесь издалека доносится музыка. Вслушайтесь в неё и внимательно смотрите на экран. (Звучит музыка древних веков, показ иллюстраций. Слайд2). * Как вы думаете о чём рассказывает музыка? *Кто изображён в музыке? *Эта музыка древняя или современная? * Как бы вы её назвали? *Как вы догадались, что это древняя музыка? Мелодия -это главное средство музыкальной выразительности. Запишите в тетради слово мелодия. *С помощью этой мелодии куда мы попали ? "Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны могучи богатыри" Так говорил Илья Муромец о доблестных защитниках земли Русской. В минуты тяжёлых испытаний в России всегда находились великие герои , ведущие народ на борьбу с врагом. (Слайд 3) Князь Игорь, Александр Невский, Александр Суворов Михаил Кутузов. Имена этих русских полководцев навсегда вошли в историю Российского государства. (Слайд4) Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославович. Его войско героически сражалось со шведами на Неве - реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским. В честь Александра Невского была написана икона. Кто с мечом на русскую землю придёт, от меча и погибнет" слова А. Невского. (Слайд5)Ребята, внимательно посмотрим фрагмент фильма "Александр Невский" *Что происходит в этом фрагменте? Народ полон решимости защитить Родину. *Какие черты русского характера отразил композитор? *Кого называют патриотом? Патриот-это человек, который горячо любит свою Родину, учится, трудится на её благо. И готов встать на защиту Родины от врагов. Вот про таких патриотов и написал музыку русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.( Слайд 6) Жанр услышанной музыки называется кантата (в переводе с итальянского петь) Кантату исполняют певцы, хор и оркестр. Запишите в тетрадь слово кантата. |
О жизни в древние века. Русские люди в древности. По мелодии. В древнюю Русь. Происходит призыв русских людей на смертный бой за матушку Русь Мужество, смелость, решительность, патриотизм. |
Познавательные: анализируют, аргументируют свою точку зрения. Коммуникативные: Строят речевые высказывания Познавательные: анализируют, аргументируют свою точку зрения Коммуникативные: Строят речевые высказывания, Участвуют в обсуждении содержания материала. |
4.Вокально- хоровая работа над фразировкой, кантиленным звуковедением, правильным звукообразованием, выразительным исполнен. |
Ребята, послушайте внимательно музыку из кантаты С. Прокофьева. Учитель исполняет "Вставайте, люди рус- ские" *Какая музыка была вначале произведения? Передайте характер мелодии движениями рук.(Музыкально-пластические движения) *Какими будут движения? * Какой характер в середине произведения? *Каким звуком нужно исполнять эту часть? (Слайд 7) Видеоролик и исполнение хором"Вставайте, люди русские". |
Плавная, напевная Мягкими плавными Призывный, Энергичный Крепким, отрывистым |
Предметные: овладение навыками исполнения кантиленным звуком, правильным звукообразованием, фразировкой и выразительным исполнением |
5.Физкультминутка с элементами импровизации. |
Придумать движения к музыке. |
Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения. Коммуникативные. |
|
6.Актуали-зация знаний. |
А сейчас настройтесь на слушание очень серьёзно. Кантата "Вставайте ,люди русские"состоит из нескольких частей. Мы слушаем и смотрим фрагмент "Ледовое побоище".(Слайд 8) Анимационный ролик и фрагмент фильма"Александр Невский". |
Внимательно слушают и смотрят. |
Познавательные Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного |
7.Приминение и формирование умений и навыков. 8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. 9.Домашнее задание. |
Чтобы поделиться впечатлениями о этой музыке, разделимся на группы. Ребята первого ряда подумают, посовещаются: *Что можно было услышать вначале музыки Какая она была по характеру? Выберите подходящие по смыслу слова. Это тема, мелодия рыцарей - крестоносцев, их нашествия. В оркестре выделяется звучание медного духового инструмента тубы. Оно получило название "Скок свиньи" Послушайте её (Слайд 9) Ребята второго ряда подберут слова для музыки, которая звучала в конце "Ледового побоища"(Слайд 10)
А ребята третьего ряда посовещаются и выберут каким музыкальным термином можно определить развитие музыки от тихого до громкого звучания? Слова для справок: крещендо, диминуэндо. Вывод: сначала музыка была тихая- рыцари готовятся к нападению, затем выдвигаются, нападают и получают ответный удар русских войск, происходит битва и разгром крестоносцев. Оценить работу в группах. Итак наше путешествие подходит к концу. *Куда же мы путешествовали? Давайте вернёмся к началу урока и обозначим его тему. *Какая самая главная мысль прозвучала на нашем уроке? Тема нашего урока "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу"(Слайд 11) *Что означает слово кантата? *С какой кантатой мы познакомились сегодня? *С какими чувствами мы исполняли фрагмент"Вставайте, люди русские"Почему мы исполняли именно так? *Кто композитор этой музыки? Подведём итог. Вы узнали что-то новое, интересное на уроке? Расскажите об этом родителям, друзьям.
Сегодня в тетрадях вы записали слова мелодия и кантата. Дома вспомнить и записать значение этих слов, можно поискать в книгах, в интернете. -Наш урок мы завершаем! Все свободны! Отдыхаем! (Если урок вам понравился, поднимите весёлые смайлики. Не понравился -грустные смайлики. |
Затаённая, тихая, зловещая, гнетущая, устрашающая Яркая, мощная, радостная, победная. Крещендо В древнюю Русь Русские люди патриоты. Произведение, состоящее из частей для солиста, хора и оркестра.
С чувством гордости за русский народ. |
Предметные: понимать задание, стремиться выполнить задачу, установить соответствие слов и музыки, формировать выводы. Познавательные: уметь сопоставлять. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, работать в группах. Регулятивные: умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение. Личностные: формирование мотивации к обучению |
6