12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ларионова Вероника Петровна59
Россия
1

Методическая разработка урока «На Руси родной,на Руси большой не бывать врагу...»



Призентация к уроку: 


Путешествие
PPTX / 9.25 Мб

 

Тема урока "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу..."

 

("Музыка", 3 класс,1 четверть,7урок)

В.П. Ларионова учитель музыки МБОУ СОШ г. Иркутска №75

Примечание. Урок подготовлен по программе В.В. Алеев, Т. И.Науменко, Т.Н. Кичак.

Тип урока: Формирование новых знаний и способов действия.

Форма проведения: урок - путешествие.

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жанром кантата; создать условия для свободных высказываний по теме; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности. Воспитательная цель - формирование чувства гордости за Родину.

Планируемые результаты

* Предметные: учатся слушать и анализировать лучшие образцы русской музыкальной культуры прошлого и настоящего; ознакомятся с жанром кантата, углубят понимание мелодии как основы музыки, её души; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности.

*Метапредметные:

* Познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и строят рассуждения;

* Коммуникативные - осваивают свою деятельность, принимают её цели и задачи, средства реализации этих целей, а также применяют их на практике.

*Личностные: учащиеся испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России: оценивают результаты деятельности.

Методы:

*художественного, нравственно- эстетического познания музыки;

* тождества и контраста;

*"выхода за пределы музыки";

* эмоциональной драматургии.

Музыкальный материал: "Вставайте, люди русские", "Ледовое побоище""(из кантаты "Александр Невский", фрагмент песни "Путешествие", музыка древней Руси.

Средства обучения: компьютерные слайды, компакт -диски, видеофильм"Александр Невский",анимационный ролик, видеоролик "Вставайте, люди русские", синтезтор, карточки.

Интернет ресурсы:

http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/17579-drevnyaya-rus-v-kartinah-ancient-russia-in-pictures-121-foto.htm

http://100hitov.com /

Технологическая карта урока

"На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...

"Музыка", 3класс, 1 четверть, 7 урок.

Программа В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Г. Кичак.

В. П Ларионова учитель музыки МБОУ СОШ г.Иркутска №75.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УДД

1. Организационный момент.

-Прозвенел звонок

начинаем мы урок.

Все друг другу улыбнёмся,

За работу мы возьмёмся.

Мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки

Поют: Все друг другу улыбнёмся,

за работу мы возьмёмся.

Личностные: умение слушать учителя, мотивация к обучению и познанию.

2.Постановка учебной цели.

Ребята, я приглашаю вас в небольшое, но очень интересное путешествие.

* Ведь вы любите путешествовать?

Отправляясь в путешествие, вы наверное, ждёте чего- то необычного?

*Что может подарить нам путешествие?

Правильно в любом путешествии вы обязательно откроете для себя что-то новое.

Значит цель нашего путешествия новые открытия и знания.

Итак, отправляемся! (Слайд 1)

Исполнение фрагмента песни "Путешествие"

Хорошее настроение, новые встречи, открытия.

Коммуникативные:

слушают учителя выказываются.

Регулятивные: принимают учебную цель.

Личностные: формирование мотивации к обучению.

3.Актуали-зация опорных знаний, выполнение задач реконструктивно-вариативного характера

Прислушайтесь издалека доносится музыка. Вслушайтесь в неё и внимательно смотрите на экран.

(Звучит музыка древних веков, показ иллюстраций. Слайд2).

* Как вы думаете о чём рассказывает музыка?

*Кто изображён в музыке?

*Эта музыка древняя или современная?

* Как бы вы её назвали?

*Как вы догадались, что это древняя музыка?

Мелодия -это главное средство музыкальной выразительности.

Запишите в тетради слово мелодия.

*С помощью этой мелодии куда мы попали ?

"Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны могучи богатыри" Так говорил Илья Муромец о доблестных защитниках земли Русской. В минуты тяжёлых испытаний в России всегда находились великие герои , ведущие народ на борьбу с врагом.

(Слайд 3)

Князь Игорь, Александр Невский, Александр Суворов Михаил Кутузов. Имена этих русских полководцев навсегда вошли в историю Российского государства.

(Слайд4)

Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославович. Его войско героически сражалось со шведами на Неве - реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским. В честь Александра Невского была написана икона.

Кто с мечом на русскую землю придёт, от меча и погибнет" слова А. Невского.

(Слайд5)Ребята, внимательно посмотрим

фрагмент фильма "Александр Невский"

*Что происходит в этом фрагменте?

Народ полон решимости защитить Родину.

*Какие черты русского характера отразил

композитор?

*Кого называют патриотом?

Патриот-это человек, который горячо любит свою Родину, учится, трудится на её благо. И готов встать на защиту Родины от врагов.

Вот про таких патриотов и написал музыку русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.( Слайд 6)

Жанр услышанной музыки называется

кантата

(в переводе с итальянского петь)

Кантату исполняют певцы, хор и оркестр. Запишите в тетрадь слово кантата.

О жизни в древние века.

Русские люди в древности.

По мелодии.

В древнюю Русь.

Происходит призыв русских людей на смертный бой за матушку Русь

Мужество, смелость, решительность, патриотизм.

Познавательные:

анализируют, аргументируют свою точку зрения.

Коммуникативные:

Строят речевые высказывания

Познавательные:

анализируют, аргументируют свою точку зрения

Коммуникативные:

Строят речевые высказывания,

Участвуют в обсуждении содержания материала.

4.Вокально-

хоровая работа над фразировкой, кантиленным звуковедением, правильным звукообразованием, выразительным исполнен.

Ребята, послушайте внимательно музыку из кантаты С. Прокофьева.

Учитель исполняет "Вставайте, люди рус-

ские"

*Какая музыка была вначале произведения?

Передайте характер мелодии движениями рук.(Музыкально-пластические движения)

*Какими будут движения?

* Какой характер в середине произведения?

*Каким звуком нужно исполнять эту часть?

(Слайд 7)

Видеоролик и исполнение хором"Вставайте, люди русские".

Плавная, напевная

Мягкими плавными

Призывный,

Энергичный

Крепким, отрывистым

Предметные: овладение навыками исполнения кантиленным звуком, правильным звукообразованием, фразировкой и выразительным исполнением

5.Физкультминутка с элементами импровизации.

Придумать движения к музыке.

 

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения.

Коммуникативные.

6.Актуали-зация знаний.

А сейчас настройтесь на слушание очень серьёзно. Кантата "Вставайте ,люди русские"состоит из нескольких частей. Мы слушаем и смотрим фрагмент "Ледовое побоище".(Слайд 8)

Анимационный ролик и фрагмент фильма"Александр Невский".

Внимательно слушают и смотрят.

Познавательные

Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Применять знания основ­ных средств музыкальной выразительности при анали­зе прослушанного

7.Приминение и формирование умений и навыков.

8. Итог

урока.

Рефлексия учебной деятельности.

9.Домашнее задание.

Чтобы поделиться впечатлениями о этой музыке, разделимся на группы.

Ребята первого ряда подумают, посовещаются:

*Что можно было услышать вначале музыки Какая она была по характеру? Выберите подходящие по смыслу слова.

Это тема, мелодия рыцарей - крестоносцев, их нашествия. В оркестре выделяется звучание медного духового инструмента тубы. Оно получило название "Скок свиньи" Послушайте её (Слайд 9)

Ребята второго ряда подберут слова для музыки, которая звучала в конце "Ледового побоища"(Слайд 10)

 

А ребята третьего ряда посовещаются и выберут каким музыкальным термином можно определить развитие музыки от тихого до громкого звучания? Слова для справок: крещендо, диминуэндо.

Вывод: сначала музыка была тихая- рыцари готовятся к нападению, затем выдвигаются, нападают и получают ответный удар русских войск, происходит битва и разгром крестоносцев. Оценить работу в группах.

Итак наше путешествие подходит к концу.

*Куда же мы путешествовали?

Давайте вернёмся к началу урока и обозначим его тему.

*Какая самая главная мысль прозвучала на нашем уроке?

Тема нашего урока "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу"(Слайд 11)

*Что означает слово кантата?

*С какой кантатой мы познакомились сегодня?

*С какими чувствами мы исполняли фрагмент"Вставайте, люди русские"Почему мы исполняли именно так?

*Кто композитор этой музыки?

Подведём итог. Вы узнали что-то новое, интересное на уроке? Расскажите об этом родителям, друзьям.

 

Сегодня в тетрадях вы записали слова мелодия и кантата. Дома вспомнить и записать значение этих слов, можно поискать в книгах, в интернете.

-Наш урок мы завершаем!

Все свободны! Отдыхаем!

(Если урок вам понравился, поднимите весёлые смайлики. Не понравился -грустные смайлики.

 

Затаённая, тихая, зловещая, гнетущая, устрашающая

Яркая, мощная, радостная, победная.

Крещендо

В древнюю Русь

Русские люди патриоты.

Произведение, состоящее из частей для солиста, хора и оркестра.

 

С чувством гордости за русский народ.

Предметные: понимать задание, стремиться выполнить задачу, установить соответствие слов и музыки, формировать выводы.

Познавательные: уметь сопоставлять.

Коммуникативные:

осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, работать в группах.

Регулятивные: умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение.

Личностные: формирование мотивации к обучению

6

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.