Использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания
«Использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания»
(выступление на районном совещании учителей истории и обществознания)
Учитель истории и обществознания
МБОУ Малотебисской ОШ Чановского района Новосибирской области
Юсупова Рамиза Фарисовна
Программа по истории России предусматривает изучение истории края с древнейших времен. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью при изучении Отечественной истории. Уроки по истории края всегда вызывают у детей большой интерес. Я решила использовать этот факт и через использование краеведческого материала заинтересовать обучающихся предметом истории, активизировать познавательную деятельность, вовлечь каждого ученика в процесс саморазвития.
При отборе краеведческого материала необходимо соблюдать ряд условий:
-краеведческий материал должен быть связан с программным материалом; -материал должен быть доступным для обучающихся по содержанию и объему;
- образным и эмоциональным, стимулировать познавательный интерес к изучению предмета;
- способствовать усвоению ключевых компетенций, знаний и умений;
- отображать уникальность региона.
Использовать краеведческий материалом можно в разных формах. Это может быть фрагмент урока, этап урока, отдельный урок. Иметь более широкие временные рамки: проект, экскурсия акция.
Приведу примеры:
Фрагмент урока.
5 класс. Тема: «Древнейшие люди»
Информация о первой стоянке древнего человека на территории Новосибирской области. Задание: Посчитать насколько позже появился человек в нашем крае.
7 класс. Тема: «Народные движения в XVII в.»
Задание: В 17в.слово «бунт» и «бунтовщик» использовались редко, более чаще в этом значении использовались слова «гиль», «гилевщик». В Новосибирской области есть село Гилево. Имеет ли этот населенный пункт отношение к бунтам 17в?
8 класс. Тема: «Отечественная война 1812г» .
Задание: Найти информацию об участие сибиряков в Бородинском сражении»
Работа с краеведческом материале на этапе открытия новых знаний:
Тема: Гражданское общество»
Используя источник «Азбука избирателя» составляем схему «Местное самоуправление Новосибирской области»;
Используя сайт администрации сельсовета, составляем таблицу: «Красносельский сельсовет.Система местного самоуправления»;
Примеры уроков по краеведению:
Практико-ориентированный урок: «Сибирское ханство»; https://урок.рф/library/urok_po_istorii_sibiri_sibirskoe_hanstvo_090628.html
Урок-исследование: «Присоединение Восточной Сибири и Дальнего Востока». https://урок.рф/library/urok_po_istorii_sibiri_prisoedinenie_vostochnoj_si_105640.html
Еще одна форма- проект на краеведческом материале. Такая работа не только способствует формированию учебно-исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать исторические знания, навыкам работы в группе, но и воспитывает любовь к малой родине, уважение к своим землякам, развивает гражданско-патриотические качества личности. https://урок.рф/library/proekt_chanovskij_rajon_v_godi_velikoj_otechestven_063059.html
Использование краеведческого материала для составления диагностических текстов, типовых задач и др. формы.
https://урок.рф/library/primeri_uchebnoprakticheskih_i_uchebnopoznavatelni_123207.html
Считаю, что краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно полезный и образовательно-воспитательный характер. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетается история, география, природа и этнография, фольклор и топонимика. Работа с краеведческим материалом формирует не только знания, но и способы изучения, сохранения, оценки информации. Очень важно, что учащиеся в процессе работы осваивают умения осмысления и описания проблемы; определение цели, задачи, алгоритма деятельности. Когда обучающиеся оформляют и представляют продукт краеведческой деятельности в виде буклета, стенда, презентации и др., они демонстрируют владение метазнаниями и метаспособами. В процессе поиска способа решения проблемы ученики осваивают все виды УУД. Таким образом, краеведение является большим потенциалом по формированию метапредметных результатов. И наконец, краеведение-один из педагогических ресурсов, способствующих формированию региональной идентичности, гражданственности и патриотизма.
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2016.
2. История Сибири и Новосибирской области, Новосибирск 1998г.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Юсупова Рамиза Фарисонва