Методическая разработка урока «Изделия и конструкторские документы» (Машиностроительные чертежи: понятия, условности и упрощения)

3
0
Материал опубликован 8 December 2016

Пояснительная записка к презентации

Изделия и конструкторские документы.

Машиностроительные чертежи: понятия, условности и упрощения.

Слайд: сварщик

Вопросы: Что изготавливает сварщик? Подберите слово, означающее продукт работы сварщика. Что должен сделать сварщик перед началом работы?

Любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии, называют изделием.

Устанавливаются следующие виды изделий: детали, сборочные единицы, комплексы и комплекты.

Деталь – изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций.

Сборочная единица – изделие, составные части которого соединяются между собой на предприятии сборочными операциями (телефонный аппарат, двигатель).

Комплекс – два или более изделий, не соединенные между собой сборочными операциями на предприятии, но предназначенные для выполнения взаимосвязанных функций. Каждое из изделий, входящих в комплекс, служит для выполнения одной из функций  комплекса.

Комплект – два или более изделий, не соединенные между собой сборочными операциями на предприятии и  имеющие общее эксплуатационное назначение (комплект фломастеров, карандашей, готовальня)

Слайды.

Задание 1: Привести примеры деталей и сборочных единиц. Вызвать к доске желающих (писать в два столбика на обратной стороне доски; время  - по 1 минуте, можно сокращенно).  Критерии: одно слово – 1 балл. Проверка и анализ  – с преподавателем (5 минут)

На все виды изделий оформляются конструкторские документы:

  • рабочий чертеж детали – содержит изображение детали и необходимые данные для ее изготовления
  • сборочный чертеж – содержит изображение изделия и другие необходимые данные для ее изготовления
  • спецификация – документ, определяющий состав сборочной единицы
  • технические условия – документ, который содержит эксплуатационные показатели изделия и методы контроля
  • схема – чертеж, на котором показаны в виде условных обозначений составные части изделия

Задание 2: Установить соответствие понятий и определений.

Критерии: 5 правильных ответов – 5 баллов. Время – 2 минуты. Проверка – самостоятельно по образцу (2 минуты)

 Чтобы упростить изготовление и чтение всех  конструкторских документов, была создана Единая система конструкторской документации, которая содержит Государственные Стандарты (ГОСТ). Они устанавливают ряд условностей и упрощений при выполнении чертежей.

  1.  Сокращение количества изображений (применение условных обозначений диаметра, радиуса, квадрата)
  2. Сокращение размера изображения (применение линии разрыва на чертежах «длинных» деталей)
  3. Облегчение выполнения изображений (вычерчивается один из нескольких одинаковых элементов: отверстия одинакового диаметра)

Слайды с чертежами (прочитать чертеж и указать условности и упрощения)

Задание 3: Самостоятельно прочитать чертеж и указать условности и упрощения

Критерии:

1 балл – назвать наименование детали, марку материала, масштаб чертежа

1 балл – определить вид чертежа (рабочий, сборочный)

1 балл – определить характер изображений (вид, разрез, сечение)

1 балл – указать наличие технических условий

1 балл – указать условности и упрощения

Проверка и анализ ошибок с преподавателем – 10 мин

Подведение итогов (5 минут): достижение целей урока; суммировать баллы, полученные за 3 задания

Критерии: 7-9 баллов – «3»  10-12 баллов – «4»13-15 баллов – «5»

Отметить активных обучающихся – добавить 1-2 балла для улучшения результата урока.

Домашнее задание: найти в Интернете и распечатать рабочий и сборочный чертежи машиностроительных изделий.

ПРОЕКТ  УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ЗАНЯТИЯ

Предмет: ТЕХНИЧЕСКОЕ  ЧЕРЧЕНИЕ

Профессия: сварщик

Курс обучения: 1

Тема занятия: ИЗДЕЛИЕ  И  КОНСТРУКТОРСКИЕ  ДОКУМЕНТЫ.  МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЕЖИ: УСЛОВНОСТИ  И  УПРОЩЕНИЯ.

Уровень усвоения: 2 –  репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

Цели урока:

Обучающие –  ознакомить обучающихся с видами изделий и конструкторскими документами, прилагаемых к ним; ознакомить обучающихся с понятием и видами машиностроительных чертежей, условностями и упрощениями, регламентируемых ЕСКД.

Развивающие – развивать техническую наблюдательность (задание 1), мыслительные операции (память, умение сопоставлять)

Воспитательные – способствовать воспитанию устойчивого интереса к выбранной профессии

Этапы занятия и их продолжительность

 

Содержание материала

 

Деятельность преподавателя

 

Деятельность обучающихся

 

Средства обучения

 

Показатели результатов

Организационный момент

1 мин

 

Подготовить обучающихся к работе на занятии (проверить списочный состав, наличие тетрадей и письменных принадлежностей).

Подготовить тетради и письменные принадлежности.

Методы предъявления учебных требований.

Полная готовность группы и оборудования к занятию; быстрое включение обучающихся в деловой ритм.

 

Мотивация обучающихся на освоение нового материала

3 мин

Сварщик изготавливает изделие по чертежу.

Мотивирует обучающихся к формулированию (принятию) целей занятия через связь профессии и темы занятия. Сообщает тему занятия.

Слушают, участвуют в беседе (отвечают на вопросы), формулируют (принимают) цели занятия. Записывают тему занятия в тетрадях.

ИКТ, демонстрация презентации, беседа, классная доска

Участие в беседе обучающихся, формулирование (принятие) целей занятия и готовность к АПД.

Изучение нового материала и  первичное закрепление знаний

30 мин

Понятие изделия и его виды.

Задание 1. Выписать в два столбика названия деталей и сборочных единиц.

(3+5) мин

Демонстрирует презентацию ИКТ.

Сообщает необходимые сведения, приводит примеры, задает вопросы.

Обращает внимание на ключевые слова определений.

Контролирует выполнение заданий. Координирует проверку заданий и анализ ошибок.

Слушают, отвечают на вопросы.

Выполняют самостоятельно (или при помощи преподавателя) задания.

Оценивают результат по предложенному образцу,  прислушиваются к рекомендациям преподавателя.

ИКТ, демонстрация презентации, классная доска.

Раздаточный материал.

Устный контроль, самоконтроль.

 

Участие в беседе обучающихся.

Выполнение заданий – 100%

Ликвидация типичных ошибок.

Адекватное восприятие обучающимися  рекомендация преподавателя.

Виды конструкторских документов. 

Задание 2. Установить соответствие понятий и определений.

(4+6) мин

Условности и упрощения в соответствии с ЕСКД.

Задание 3. Прочитать чертеж и указать условности и упрощения.

(6+6) мин

Подведение итогов занятия

5 мин

 

Обращается к целям урока и анализирует их достижение.

Подводит итоги по заданиям. Выставляет оценки. Отмечает активность обучающихся.

Совместно с преподавателем делают вывод о достижении целей урока.

Суммируют баллы по 3-м заданиям, определяют по критериям оценку. Выражают свое мнение по итогам занятия.

ИКТ, классная доска, беседа.

Получение обучающимися информации о реальных результатах учения.

Положительная рефлексия со стороны обучающихся.

Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

1 мин

Найти в Интернете (специальной литературе) и распечатать рабочий и сборочный машиностроительные чертежи.

Обеспечение понимания цели содержания и способов выполнения домашнего задания.

Проверка записи домашнего задания.

Внимательно слушают и записывают в тетради домашнее задание.

Классная доска, диктовка.

Реализация условий для успешного выполнения домашнего задания.

 

Презентация к уроку
PPT / 2.07 Мб

Предварительный просмотр презентации

Что изготавливает сварщик? Какой документ изучает сварщик перед началом сварочных работ?

ИЗДЕЛИЕ И КОНСТРУКТОРСКИЕ ДОКУМЕНТЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЕЖИ: УСЛОВНОСТИ И УПРОЩЕНИЯ Цель занятия: узнать, что такое изделие и каких видов оно бывает; какими документами сопровождается его изготовление узнать, какие условности и упрощения применяются при выполнении машиностроительных чертежей

ИЗДЕЛИЕ – любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии Устанавливаются следующие виды изделий: детали сборочные единицы комплексы комплекты

ДЕТАЛЬ – изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций

СБОРОЧНАЯ ЕДИНИЦА – изделие, составные части которого соединяются между собой на предприятии сборочными операциями

КОМПЛЕКС – два или более изделий, не соединенные между собой сборочными операциями на предприятии, но предназначенные для выполнения взаимосвязанных функций. Каждое из изделий, входящих в комплекс, служит для выполнения одной из функций комплекса.

КОМПЛЕКТ – два или более изделий, не соединенные между собой сборочными операциями на предприятии и имеющие общее эксплуатационное назначение

ЗАДАНИЕ 1 Выписать названия деталей или сборочных единиц Время выполнения – 2 минуты Критерии оценки: одно слово – 1 балл

РАБОЧИЙ ЧЕРТЕЖ ДЕТАЛИ – содержит изображение детали и необходимые данные для ее изготовления

СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ – содержит изображение сборочной единицы и другие необходимые данные для ее изготовления

СПЕЦИФИКАЦИЯ – документ, определяющий состав сборочной единицы; представляет собой таблицу

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ – документ, который содержит эксплуатационные показатели изделия и методы контроля; находится над основной надписью

СХЕМА – чертеж, на котором показаны в виде условных обозначений составные части изделия

ЗАДАНИЕ 2 Установить соответствие понятий и определений. Время – 3 мин СПЕЦИФИКАЦИЯ РАБОЧИЙ ЧЕРТЕЖ СХЕМА СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ А. содержит изображение детали и необходимые данные для ее изготовления Б. содержит изображение сборочной единицы и другие необходимые данные для ее изготовления В. документ, определяющий состав сборочной единицы Г. документ, который содержит эксплуатационные показатели изделия и методы контроля; выполняется в виде таблицы Д. чертеж, на котором показаны в виде условных обозначений составные части изделия Критерии оценки: один правильный ответ – 1 балл

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ 2 СПЕЦИФИКАЦИЯ РАБОЧИЙ ЧЕРТЕЖ СХЕМА СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ А. содержит изображение детали и необходимые данные для ее изготовления Б. содержит изображение изделия и другие необходимые данные для ее изготовления В. документ, определяющий состав сборочной единицы Г. документ, который содержит эксплуатационные показатели изделия и методы контроля Д. чертеж, на котором показаны в виде условных обозначений составные части изделия 1В 2А 3Д 4Б 5Г

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. ФОРМАТЫ. ГОСТ 2.302-68 ЕСКД. МАСШТАБЫ. ГОСТ 2.303-68 ЕСКД. ЛИНИИ. ГОСТ 2.304-81 ЕСКД. ШРИФТЫ ЧЕРТЕЖНЫЕ. ГОСТ 2.305-68 ЕСКД. ИЗОБРАЖЕНИЯ — ВИДЫ, РАЗРЕЗЫ, СЕЧЕНИЯ. ГОСТ 2.306-68 ЕСКД. ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ПРАВИЛА ИХ НАНЕСЕНИЯ НА ЧЕРТЕЖАХ. ГОСТ 2.307-68 ЕСКД. НАНЕСЕНИЕ РАЗМЕРОВ И ПРЕДЕЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ. ГОСТ 2.308-79 ЕСКД. УКАЗАНИЕ НА ЧЕРТЕЖАХ ДОПУСКОВ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ. ГОСТ 2.309-73 ЕСКД. ОБОЗНАЧЕНИЕ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТЕЙ. ГОСТ 2.310-68 ЕСКД. НАНЕСЕНИЕ НА ЧЕРТЕЖАХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ПОКРЫТИЙ, ТЕРМИЧЕСКОЙ И ДРУГИХ ВИДОВ ОБРАБОТКИ. ГОСТ 2.311-68 ЕСКД. ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕЗЬБЫ. ГОСТ 2.312-72 ЕСКД. УСЛОВНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ ШВОВ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ. ГОСТ 2.313-82 ЕСКД. УСЛОВНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ НЕРАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ. ГОСТ 2.314-68 ЕСКД. УКАЗАНИЯ НА ЧЕРТЕЖАХ О МАРКИРОВАНИИ И КЛЕЙМЕНИИ ИЗДЕЛИЙ. ГОСТ 2.315-68 ЕСКД. ИЗОБРАЖЕНИЯ УПРОЩЕННЫЕ И УСЛОВНЫЕ КРЕПЕЖНЫХ ДЕТАЛЕЙ. ГОСТ 2.316-68 ЕСКД. ПРАВИЛА НАНЕСЕНИЯ НА ЧЕРТЕЖАХ НАДПИСЕЙ, ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ И ТАБЛИЦ. ГОСТ 2.317-69 ЕСКД. АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ. ГОСТ 2.318-81 ЕСКД. ПРАВИЛА УПРОЩЕННОГО НАНЕСЕНИЯ РАЗМЕРОВ ОТВЕРСТИЙ. ГОСТ 2.319-81 ЕСКД. ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ДИАГРАММ. ГОСТ 2.320-82 ЕСКД. ПРАВИЛА НАНЕСЕНИЯ РАЗМЕРОВ, ДОПУСКОВ И ПОСАДОК КОНУСОВ. ГОСТ 2.321-84 ЕСКД. ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВЕННЫЕ. ЕСКД – Единая система конструкторской документации

сокращение количества изображений сокращение количества изображений (применение условных обозначений диаметра, радиуса, квадрата) сокращение размера изображения (применение линии разрыва на чертежах «длинных» деталей) облегчение выполнения изображений (вычерчивается один из нескольких одинаковых элементов: отверстия одинакового диаметра) ГОСТы устанавливают ряд условностей и упрощений при выполнении чертежа:

ЗАДАНИЕ 3 Прочитать чертеж и указать условности и упрощения Критерии оценки: 1 балл – назвать наименование детали, марку материала, масштаб чертежа 1 балл – определить вид чертежа (рабочий, сборочный) 1 балл – определить характер изображений (вид, разрез, сечение) 1 балл – указать наличие технических условий 1 балл – указать условности и упрощения

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации