Методическая разработка урока «Понятие величины и измерения величины» (СПО)
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
Методическая разработка урока
по дисциплине ЕН.01 «Математика»
Тема: «Понятие величины и измерения величины»
Преподаватель: Латышева Н.Л.
Специальность: «Дошкольное образование»
Курс: 2
Занятие № 18 по КТП (2 часа)
Тип урока: комбинированный
Вид урока: традиционный
Цели урока:
Образовательные:
повторение общих сведений о величинах и единицах измерения величин из школьного курса математики и физики;
обобщение и углубление знаний по теме;
закрепление знаний в процессе выполнения заданий с привлечением фольклорного и краеведческого материала.
Развивающие:
развитие образного мышления студентов;
развитие навыков анализирования, сравнения, обобщения и систематизации информации;
развитие навыков самостоятельной работы студентов.
Воспитательные:
стимулирование познавательной активности студентов;
воспитанние культуры конструктивного мышления, культуры владения математическим языком;
воспитание личностных качеств, обеспечивающих продуктивную исполнительскую и творческую деятельность.
Средства обучения:
конспекты лекций;
доска, компьютер, мультимедийный проектор;
раздаточный материал;
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине ЕН.01 «Математика» для студентов специальности «дошкольное образование» очной формы обучения.
Межпредметные связи: история, филология, краеведение, физика.
Планируемые результаты:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Определяют понятия: величина, измерение, единица измерения, традиционная система мер, Международная система единиц СИ. Приводят примеры единиц измерения в традиционных системах мер. Называют предпосылки введения, преимущества и 7 единиц измерения системы СИ, свойства эталона единицы измерения. Владеют общими приемами решения задач. |
1-2 уровень – понимание, адекватное употребление в речи, воспроизведение. 3 уровень – самостоятельное индивидуальное выполнение действий. |
Метапредметные |
Умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи. Умеют самостоятельно планировать пути достижения целей. Умеют работать с разными источниками информации. |
|
Регулятивные |
Ставят учебные задачи и добиваются их решения. Планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления. Оценивают выполнение заданий. |
2 уровень – самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Познавательные |
Осуществляют поиск, выделение и представление необходимой информации; анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов; строят логическую цепь рассуждений. самостоятельно ищут способы решения проблем творческого и поискового характера. Умеют видеть математическую задачу в окружающей жизни. |
1 уровень – совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними 2 уровень – самостоятельные действия учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними 3 уровень – применение знаний в нестандартной (измененной) ситуации |
Коммуникативные |
Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами |
2 уровень – выполнение учебного действия в совместной работе |
Личностные |
Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы, понимают значение полученных знаний. |
2 уровень – самостоятельное добывание и воспроизведение информации |
Организационная структура урока
№ п/п |
Этап занятия |
Время, мин |
Приемы и методы |
Действия преподавателя |
Действия студентов |
Формы организации взаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Организационный этап |
2 |
Приветствие, преподаватель настраивает студентов на плодотворную работу, концентрирует их внимание. |
Приветствие преподавателя. |
Фронтальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: определяют цели учебной деятельности. |
- |
|
2 |
Этап активизации студентов |
3 |
Сообщение темы занятия, просьба каждому в письменном виде сформулировать 2 предложения, начинающиеся словами: «Знаю по теме…» и «Хочу узнать…» |
Слушают, записывают тему. Формулируют предложения. |
Фронтальная |
Записи в тетрадях |
||
3 |
Этап актуализации базовых знаний |
5 |
Беседа |
Преподаватель выясняет базовые знания студентов по теме. Проводится в форме игры «Назови понятие» устного счета (Приложение 1) |
Отвечают на вопросы преподавателя. |
Фронтальная |
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, систематизируют знания. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество. |
Устный ответ |
4 |
Этап изложения нового материала |
35 |
Лекция |
Преподаватель излагает новый материал. (Содержание лекции – в Приложении 2) |
Слушают, конспектируют. |
Фронтальная |
Познавательные: Общеучебные - извлекают необходимую информацию из лекционного материала. Логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества, |
Записи в тетрадях |
Сообщения студентов по теме |
Регламентирующая, консультационная |
Докладчики излагают свою часть материала. Остальные слушают, конспектируют. (Темы сообщений – в Приложении 3) |
Индивидуальная, фронтальная |
|||||
5 |
Этап закрепления и контроля знаний |
40 |
Устная работа с раздаточным материалом (Приложения 5,6) |
Объясняет задание, организует работу, контролирует процесс и результат. |
Выполняют задания (Приложение 4) |
Индивидуальная, фронтальная |
Познавательные: Общеучебные – структурируют полученные знания, осуществляют подбор способа выполнения задания, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Логические – выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов; строят логическую цепь рассуждений. Регулятивные: анализируют условия достижения цели, планируют последовательность действий, оценивают выполнение заданий Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определяют способ взаимодействия |
Устный ответ |
Письменная практическая работа (Приложение 7) |
Организует работу студентов по выполнению заданий практической работы, контролирует процесс и результат решения. |
Выполняют задания в тетрадях. Самостоятельно оценивают свою работу и сдают тетради на проверку. |
Индивидуальная |
Контроль тетрадей студентов, самоконтроль |
||||
7 |
Этап подведения итогов урока |
5 |
Рефлексия |
Просит каждого в письменном виде сформулировать 1 предложение, начинающееся словами: «Узнал(а) на уроке…» и сравнить с двумя предложениями, написанными в начале урока, оценить для себя результат урока. |
Формулируют предложение, делают вывод. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
Фронтальная |
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения Личностные: понимают значение полученных знаний |
Оценивание студентов за работу на уроке |
Домашнее задание Выставление оценок |
Задает домашнее задание, выставляет оценки, благодарит за работу. |
Записывают задание (Приложение 8) |
Приложение 1
Актуализация базовых знаний
«Назови понятие»
Свойство предмета, которое поддается количественной оценке – ___________ (величина)
Характеристика линейных размеров предмета –________ (длина)
Основная единица измерения длины – ___________ (метр)
Физическое свойство предмета, измеряемое с помощью взвешивания - _________ (масса)
Основная единица измерения массы – ___________ (килограмм)
Количественная характеристика фигуры, указывающая на ее размеры на плоскости – ___________ (площадь)
Характеристика мер жидкости – ___________ (емкость)
Основная единица измерения жидкости – ___________ (литр)
Длительность протекания процессов – ___________ (время)
Основная единица измерения времени – ___________ (секунда)
Путь, пройденный телом за единицу времени – ___________ (скорость)
Основная единица измерения скорости – ___________ (м/с)
Абсолютная величина числа – ___________ (модуль)
Величина, характеризующаяся не только числом, но и направлением – ___________ (вектор)
Принятая мера, заранее выбранная единица измерения – ___________ (масштаб, эталон)
Одна сорокамиллионная часть длины земного меридиана, проходящего через Париж – ___________ (метр)
Площадь квадрата, длина стороны которого равна 10 м – ___________ (ар)
Масса чистой воды, занимающая объем куба с длиной ребра 0,01 м – ___________ (грамм)
Понятие переменной величины ввел – ___________ (Декарт)
Устный счет
Сколько метров составляют 12 000 мм? (12 м)
Диаметр планеты Юпитер приближённо равен 142 600 км. Как эта величина записывается в стандартном виде? 1,426 · 105 км)
5 т 6 ц + 2 ц 5 кг = ____кг (5805 кг)
Что больше: 5 суток или 115 часов? (5 суток)
Если от веревки длиной 5 метров отрезать 21 дм, то останется ____ (2 м 9 дм)
Длина удава равна 38 попугаев или 5 мартышек, или 2 слоненка. Выразите слоненка в попугаях; слоненка в мартышках. (19 попугаев; 2,5 мартышки)
Приложение 2
Содержание лекции (15 мин)
Понятие величины. Свойства величин. Понятие измерения величины. Сущность измерения. Понятие единицы измерения.
Краткая история развития системы единиц измерения величин. Причины перехода к метрической системе мер.
Характеристика Международной системы единиц СИ. Свойства эталона единицы измерения.
Приложение 3
Темы сообщений студентов (по 5 мин)
Измерительные инструменты и точность измерений.
Как вводился метр.
Измерение Земли. Карты.
Измерение времени. Календарь.
Приложение 4
Задания для устной работы с раздаточным материалом.
Просмотрите таблицу «Русские меры». Какие единицы измерения вам уже знакомы? Какие единицы являются для вас новыми? Есть ли среди них такие, которые используются до сих пор?
Выберите наиболее понравившиеся вам пословицы, объясните их смысл.
Пользуясь таблицей «Русские меры», переведите встречающиеся в них единицы измерения в систему СИ. Изменился ли смысл пословиц?
Вспомните другие устойчивые выражения, содержащие традиционные меры.
Приложение 5
Раздаточный материал для устной работы
Русские меры |
||
Мера |
Отношение к меньшей мере |
В метрических мерах |
Меры длины |
||
1 (старая русская) миля |
7 верст |
7,47 км |
1 верста |
500 саженей |
1,067 км |
1 сажень |
3 аршина = 7 футов |
2,13 м |
1 аршин (шаг) |
16 вершков = 28 дюймов |
0,71 м |
1 фут |
12 дюймов |
0,305 м |
1 вершок |
1,75 дюйма |
0,444 м |
1 дюйм |
10 линий |
25,4 мм |
1 линия |
10 точек |
2,54 мм |
1 точка |
0,254 мм |
|
Меры площади |
||
1 кв. верста |
250 000 кв. саженей |
1,14 км2 |
1 десятина |
2400 кв. саженей |
1,09 га |
1 кв. сажень |
9 кв. аршин |
4,55 м2 |
1 кв. аршин |
256 кв. вершкам |
0,51 м2 |
1 кв. вершок |
19,7 см2 |
|
Меры веса (массы) |
||
1 пуд |
40 фунтов |
16,4 кг |
1 фунт |
96 золотников = 9216 долей |
409,5 г |
1 золотник |
96 долей |
4,3 г |
1 доля |
0,044 г |
|
Меры объема жидкостей (винные меры) |
||
1 бочка |
40 ведер |
491,98 л |
1 ведро |
4 четверти = 10 штофов |
12,3 л |
1 четверть |
2,5 штофа |
3,07 л |
1 штоф |
10 чарок |
1,23 л |
1 чарка |
2 шкалика |
0,12 л |
1 шкалик |
0,06 л |
Приложение 6
Раздаточный материал для устной работы
Пословицы, поговорки, устойчивые выражения.
Слышно за версту. Семь вёрст и все лесом. Бешеной собаке семь вёрст не крюк. Милому дружку семь вёрст не околица. Верста коломенская. Косая сажень в плечах. Мерить на свой аршин. Проглотить аршин. Писать аршинными буквами. Ни грана (совести, сомнения и т. п.). От горшка два вершка. Съесть пуд соли вместе. Сто пудов дыма (враньё, болтовня). Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками. Мал золотник, да до́рог. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Семь пядей во лбу. Ни пяди земли (не уступить). Идти семимильными шагами. Узнать, почём фунт лиха (вариант: почём фунт изюма). |
||
При подготовке раздаточного материала (Приложения 5,6) использовались источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D1%80
http://www.aif.ru/dontknows/eternal/1358082
Приложение 7
Практическая работа по теме «Понятие величины и измерения величины»
ТРАДИЦИОННЫЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВЕЛИЧИН В ИСТОРИИ ВОРОНЕЖСКОГО ТРАНСПОРТА
Задание 1. РЕКОРДЫ СКОРОСТИ 1913 ГОДА
Прочитайте статью из газеты «Воронежский телеграф» от 3 сентября 1913 г. Выразите рекорды скорости 1913 года в км/ч.
«На устроенных в Москве 18 августа с.г. первым русским автомобильным клубом одноверстовой сходо-гонки достигнуты следующие результаты: на мотоциклетках установлен новый всероссийский рекорд С.И. Владимировым на машине «Индиана» 7 сил – верста 36 3/5 секунды на шинах «Треугольник», вместо прежнего рекорда – верста – 39 секунд, остававшийся три года не побитым. На автомобилях по категориям с длинным ходом поршня до 93 мм г-н Ерес на «Опеле», участвующий один в этой категории, показал версту 27 секунд. То же на специальных гоночных машинах с длинным ходом поршня до 115 мм из троих участвующих в этой категории г-н Данье на машине «Мерседес», самой малосильной из машин этой категории, показал лучшую скорость – верста 27 2/5 секунды на шинах «Треугольник». Наконец, по категории самых сильных машин на машине «Бенц» владелец А.Г. Лист показал скорость – верста 22 1/5 секунды, не побив, однако, установленный 14 мая сего года в С-Петербурге Всероссийский рекорд в 19 секунд на автомашинах «Бенц» на шинах «Треугольник».
Реклама фирмы «Треугольник» на спуске по ул. Степана Разина в г. Воронеж
Задание 2. ПРО ДИЛИЖАНСЫ ДО ЗАДОНСКА
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Некий член правления Воронежского отдела Российского общества дилижансов предложил открыть регулярное движение до Задонска. Движение было открыто, и со скоростью 8 верст в час дилижанс с тройкой лошадей перевозил 18 человек «с тяжестью» 100 пудов либо с четверкой лошадей 200 пудов. Дилижанс ходил 2 раза в неделю с нынешней улицы Пушкинской, и за 50 копеек можно было доехать до Задонска. Дилижансом так же отправляли почту.
Вопросы:
Сколько часов ехал дилижанс, если от Воронежа до Задонска 93,7 км?
Во сколько раз быстрее можно доехать до Задонска сегодня, если автобус идет со средней скоростью 80 км/ч?
Какой максимальный вес мог перевозить дилижанс, если средний вес человека принять равным 70 кг?
Дилижанс «Воронеж-Задонск» на Б. Московской улице (ныне ул. Плехановская). Фрагмент открытки начала 20 в.
Задание 3. НЕКОТОРЫЕ ЦИФРЫ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ
Прочитайте текст и составьте смету годовых эксплуатационных издержек владельца автомобиля начала 20 века.
В одной из дореволюционных публикаций обнаружились следующие цифры по эксплуатации автомобиля. Стоимость пуда бензина в 1910 году была около 4,5 рублей, покрышка – порядка восьмидесяти, а камера – порядка сорока целковых. За сезон эксплуатации расходовалось 25 пудов бензина в бочках, примерно 5-6 покрышек и с десяток камер. Кроме прочего, требовалась и смазка для движущихся частей автомобиля. Смазка «Индиана» предлагалась по цене 75 копеек за фунт. В случае использования наемного труда расходы на содержание автомобиля можно смело увеличить вдвое. И, конечно же – налоги! Воронежская городская Управа установила сбор в доход города с владельцев автомобилей по два рубля с силы с начислением 3 рублей за ярлык. Для примера, автомобиль «Руссо-Балт» С24-30 имел мощность 30 л.с., а расход топлива – 13,3 л / 100 км.
Одним из первых в стране купил отечественный автомобиль «Руссо-Балт» известный математик, наш земляк А.П. Киселев. На фото: автомобиль и его владелец у магазина купца Иншакова на 1-ой Острогожской улице (ныне ул. Пушкинская).
Задание 4. КОНКА, ТРАМВАЙ И ГОРОДСКОЙ БЮДЖЕТ
Прочитайте текст и проведите сравнительный анализ двух видов транспорта в г. Воронеж: трамвай и конка, самостоятельно определив критерии сравнения и единицы измерения.
В 1887 г. был подписан контракт на строительство конки в Воронеже, и с 1891 г. основную роль в передвижении по городу выполняла конка. С апреля по сентябрь воронежцы разъезжали в трамвайчике на «лошадином двигателе» с 7 утра до 11 вечера, а остальные месяцы с 8 утра до 10 вечера. Цены на конку устанавливались в порядке комфортности: в вагончике под крышей 2,5 коп. с версты, а в открытом – на копеечку дешевле. Городская дума запросила с конки аж 6% прибыли в год. Было всего 4 маршрута: по литеру «А» было две ветки протяженностью 1215 саженей и 450 саженей, по литеру «Б» - две ветки всего около 900 саженей. В вагончик вмещалось 20 пассажиров. В 1915 г. услугами конки воспользовались 2 млн.160 тыс. пассажиров.
История воронежского трамвая началась в 1911 году. Проектирование нового вида транспорта обошлось в 3500 рублей. К 1915 году трамвайные пути, наконец, были проложены, строились депо на 20 вагонов и здание администрации. Первая очередь городских трамвайных маршрутов составляла 13, а вторая – 6 км. И только первой очередью намеревались перевозить до 4 миллионов пассажиров в год. Продолжительность работы на линиях должна была составить 15 часов, а годовая выручка предполагалась 210 000 рублей при средней цене билета 5 копеек с четвертью. Однако войны и революции отложили пуск трамвая до 1926 года. В пик своего расцвета воронежская трамвайная система была одной из крупнейших в России – по 21 маршруту общей длиной 174 км резво бегали 300 трамваев.
Конка на Большой Дворянской (ныне пр. Революции). На заднем плане 1-ая мужская гимназия, ныне учебный корпус Воронежского государственного университета инженерных технологий.
Трамвай на улице города. 1926 г.
При составлении практической работы использовались материалы из книги Владимира Елецких «Догоняя время. Из истории воронежского транспорта».
Приложение 8
Разноуровневое домашнее задание
Повторение материала по конспекту.
Работа с таблицей «Русские меры». Составить и решить 4 текстовые задачи, содержащие традиционные русские единицы измерения величин – одну задачу по каждой группе: «Меры длины», «Меры площади», «Меры веса», «Меры объема жидкостей».
Рассмотрение темы занятия в контексте будущей профессии: «Формирование у дошкольников представлений о величине предмета». Подготовка сообщений, презентаций, подборка занимательного материала, игр и практических заданий для детей.
Горбачёва Марина Юрьевна