МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

6
2
Материал опубликован 27 July

Гуртовая Антонина Анатольевна

Учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения «Специализированная гуманитарная школа № 65 города Донецка»

antoninagurtova@yandex.ru; zyjn2016@gmail.com

Методическая разработка урока литературы в 5 классе

Аннотация. Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю. Лермонтов. «Бородино». История создания, тема, идея, композиция стихотворения, образ рассказчика. Патриотический пафос, художественные средства изображения. ТЛ Поэтическая интонация (начальные представления). Батальные сцены. Пафос стихотворения» представляет собой материалы к уроку открытия и применения нового знания. Разработка включает в себя технологическую карту, план-конспект урока, дидактический и раздаточный материал.

Во время урока учащиеся знакомятся не только с прекрасным стихотворением, но и получают представление об Отечественной войне 1812 года. Работая над текстом стихотворения, дети говорят о композиции, находят изобразительно-выразительные средства языка, дают оценку самому событию, подвигу солдат. На уроке проводится словарная работа. В результате дети осмысливают патриотический пафос стихотворения.

Материал может быть использован учителями литературы, работающими по Федеральной рабочей программе основного общего образования «Литература» (для 5 – 9 классов образовательных организаций).

Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, «Бородино», 25-летняя годовщина Бородинского сражения, война 1812 года, участник Бородинского сражения, героический, патриотический пафос.

Предмет: Литература

Класс: 5

Тема: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»: история создания, тема, идея, композиция стихотворения, образ рассказчика. Патриотический пафос, художественные средства изображения

ТЛ Поэтическая интонация (начальные представления). Батальные сцены. Пафос стихотворения

Цель: научить правильно, осознанно читать стихотворение и понимать прочитанное; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом; участвовать в диалоге по прочитанному; воссоздавать в воображении художественные образы и картины, созданные писателем; находить средства создания образов; выделять выразительные средства языка (эпитет, сравнение, метафору);

развить умение находить решение; владеть устной и письменной речью для выражения своих чувств и мыслей; смыслового чтения;

сформировать гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

Задачи: научиться выразительно читать стихотворение; понять, в чём идея стихотворения; уметь высказывать своё мнение о прочитанном; понять стихотворный текст; слушать чтение текста; объяснять особенности стихотворения; углубить переживания, сделать осознанными; ощутить гордость за своих далеких предков, желание быть не только достойными их, но и приумножить их славу; развивать воображение, фантазию; проникнуться высоким чувством патриотизма; почувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения; представить картины и людей, в нем изображенных

Оборудование: учебник; рабочие тетради; выставка литературы (Лермонтовская энциклопедия, справочная литература); дидактический материал; карточки с заданиями; иллюстрации.

Тип урока Открытие и применение нового знания

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация знаний

Вопросы

Предполагаемые ответы

1. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

1. Генеральному сражению Отечественной войны 1812 года – битве русских войск под командованием генерала М.И. Кутузова на Бородинском поле с французской армией под командованием Наполеона

2. Когда было написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

2. В 1837 году как отклик на 25-летие Бородинского сражения

Мини-тест

1. В каком году родился Лермонтов?

А) 1812 Б) 1841 В) 1814

2. Кто воспитывал Михаила после смерти матери? А) Отец Б) Бабушка В) Няня

3. Где прошли детские годы поэта?

А) В имении Ясная Поляна

Б) В имении Михайловском

В) В усадьбе Тарханы

4. В каком возрасте Михаил с бабушкой переехали в Москву?

А) В 14 лет Б) В 15 лет В) В 16 лет

5. В каком возрасте Лермонтов погиб на дуэли? А) 30 лет Б) 27 лет В) 25 лет

1. В) 1814

2. Б) Бабушка

3. В) усадьбе Тарханы

4. А) В 14 лет

5. Б) 27 лет

III. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня на уроке будем читать стихотворение М. Лермонтова «Бородино», написанное к 25-летней годовщине Бородинского сражения в войне 1812 года. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

IV. Формулировка темы и цели урока

V. Постановка учебной задачи

Выберите из перечня задачи, которые вы бы могли поставить сегодня перед собой (задачи в избытке, называют устно и записывают):

- научиться выразительно читать стихотворение;

- понять, в чём идея стихотворения;

- уметь высказывать своё мнение о прочитанном;

- понять стихотворный текст;

- слушать чтение текста; объяснять особенности стихотворения;

- углубить переживания, сделать осознанными;

- ощутить гордость за своих далеких предков, желание быть не только достойными их, но и приумножить их славу;

- развивать воображение, фантазию;

- проникнуться высоким чувством патриотизма;

- почувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения;

- представить картины, изображенные в стихотворении и людей, изображенных в нём.

В конце урока поставите себе оценку за её выполнение.

Слово учителя

Свое произведение «Бородино» Лермонтов написал к 25-летней годовщине Бородинского сражения в войне 1812 года. Повествование ведется от имени старого солдата-артиллериста, который отвечает на вопрос молодого человека. Каким чувством проникнуто стихотворение? Чувством любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат и офицеров. Мы узнаем о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной. 

VI. Открытие и применение нового знания. Включение в систему знаний

Произведения, написанные в 18-19 веке, могут вызвать затруднения. Почему? Будем читать стихотворение и составлять глоссарий. Задание: найти соответствия слов и их значений.

Найдите соответствующую иллюстрацию и прикрепите её на доску.

Слова

Значения слов

Кивер

Высокий круглый военный головной убор военных из твердой кожи

Булат

Оружие булатной стали, сабля

Лафет

Боевой станок, на котором укреплялся ствол артиллерийского орудия (пушки)

Драгун, улан

Солдат конного полка

Редут

Полевое квадратное земляное укрепление в виде траншеи и насыпи на поле боя

Картечь

Небольшой артиллерийский снаряд, предназначенный для стрельбы, для поражения противника на близком расстоянии

Бивак

Стоянка войск под открытым небом

Мусью

Во франц. языке форма вежливого обращения к мужчинам. сударь, господин

Басурманы

Люди другой веры, иноземцы, враги

Сеча

Сражение, битва

Ликовать

Радоваться

Хват

Удалой, смелый человек


Вопросы

Предполагаемые ответы

1. В чем особенности «Бородина», которое считается одним из лучших стихотворений? Прочитайте комментарий в учебнике на стр.155 (вопр. 9) и найдите ответ на этот вопрос.

1. Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина и передано его словами. Звучит тихий голос бывалого солдата, грустное сознание «невозвратимых утрат и жертв»

2. Как построено стихотворение?

2. В форме сначала диалога, а потом монолога бывалого солдата – участника Бородинского сражения.

3. От чьего лица ведется рассказ и как простой солдат-рассказчик оценивает это героическое сражение?

4.Рассказчик «Бородина» — старый солдат и дядя и вместе с тем русский народ, а мысль народа заключает в себе неизмеримо больше того, что заключено в мыслях каждого из его рядовых представителей. В самом деле, это и голос народа, и голос солдата, и голос самого поэта. В его речи — разговорная интонация, лукавый народный юмор, и патетика, и глубокое раздумье

Местоимением мы поэт как бы воссоединяет чувства участников сражения и всех, кто читает эти строки и воспринимает горечь и радость как свои собственные:

...Уж постоим мы головою За родину свою!

4. В речи солдат употребляет разговорные, просторечные слова и выражения, которые помогают нам создать его образ. Давайте найдём такие слова и выражения

4. С. 151 – нынешнее племя, досадно, ворчали,

с. 152 – ушки на макушке, брат мусью, безделке, вздремнуть, хватом,

с. 154 – басурманы

5. Что важнее для автора – передать историческую правду о Бородинском сражении или дать оценку самому событию, подвигу солдат?

5. Дать оценку самому событию, подвигу солдат

6. Найдите строки, в которых содержится основная мысль стихотворения. Запишите их

6. ...Уж постоим мы головою
За родину свою!
(с. 152)

И клятву верности сдержали… (с. 153)

7. Какие чувства испытывали русские воины при отступлении?

7. с. 151

Досадно было, боя ждали

8. Как ведут себя солдаты перед Бородинской битвой?

8. с. 152

Но тих был наш бивак открытый…

9. А как ведут себя французы и почему?

9. с. 152

ликовал француз…

10. Что обещали русские солдаты своему командиру?

10. с. 133

И умереть мы обещали…

11. Удалось ли русским солдатам сдержать клятву?

11. с. 193

И клятву верности сдержали Мы…

12. Какие картины Бородинского сражения живы в памяти старого солдата?

12. с. 153

Вам не видать таких сражений!..

слились в протяжный вой…

13. Какие глаголы рисуют картину боя живой, полной движения?

С. 153.

Двинулись, промелькнули, носились, блестел, звучал, визжала, устала, пролетать мешала, изведал, тряслась, смешались, слились

Повторите определения эпитета (с.297), сравнения (с.296) и метафоры (с. 294). Найдите в стихотворении тропы Отметьте в таблице знаком «+» соответствующий троп.

Тропы

(художественные средства)

Эпитеты (с.297)

Сравнения (с.296)

Метафоры (с. 294)

Дым летучий;

+



Носились знамена, как тени


+


Звучал булат



+

Бой удалый

+



Протяжный вой

+



Двинулись, как тучи


+


Картечь визжала



+


Выполните следующее задание

Вопросы

Предполагаемые ответы

Найдите в тексте ещё по 2 примера эпитетов и сравнений на с. 153 во 2-й («И молвил он, сверкнув очами...») и в 5-й («Изведал враг в тот день немало…») строфах.

Эпитеты: русский бой удалый; сравнения: умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали; земля тряслась – как наши груди.

VII. Итоги урока

Вопросы

Предполагаемые ответы

1. Скажите, ребята, какие художественные средства использовал автор для того, чтобы показать, нарисовать яркую картину боя?

1. Эпитеты: русский бой удалый; протяжный вой; дым летучий, протяжный вой; сравнения: умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали; земля тряслась – как наши груди, носились знамена, как тени, двинулись, как тучи; метафоры: звучал булат, картечь визжала.

2. Когда вы читали, встретились ли вам непонятные слова, какие? Где вы можете познакомиться со значением этих слов?

2. Кивер, булат, лафет, драгун, улан. Редут, картечь, бивак, мусью, басурманы, сеча, ликовать, хват.

Со значением этих слов мы можем познакомиться в карточках, а также, заглянув в учебник по литературе, в сноски или в толковый словарь

3. Почему М.Ю. Лермонтов использовал эти слова, можно ли их заменить?

3. Нет, они указывают на историческую эпоху и т.д.

4. Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»?

Актуально. Мы всегда должны помнить о героическом прошлом наших предков. Помним про день Бородина мы потому, что на поле сражения простые люди показали свою несокрушимую преданность Родине, отстояли свою честь. Стояли насмерть и не сдались на милость врагу, который имел численное преимущество, проявили стойкость и показали, что значит русский дух.

5. Каким пафосом проникнуто стихотворение?

5. Героическим, патриотическим пафосом, неудовлетворенность поэта современным ему поколением, печаль в связи с гибелью бойцов

Заключительное слово учителя

М.Ю. Лермонтов посредством поэтического слова сумел передать не только самоотверженность русских солдат, но и нарисовать яркую картину событий: отступления и поражения вражеской армии, победу несокрушимого русского духа.

VIII. Домашнее задание

У вас на столах лежат рабочие материалы с домашним заданием. Вклейте эти листочки в тетради по литературе. В дневниках запишите «Выполнить задание на карточке».

1. Письменно расскажите об одном из героев этого стихотворения (начните, например, так: «Мне хочется рассказать, каким я представляю молодого солдата…»; «Старый, бывалый солдат…»; «Немного сказано о полковнике...»).

2. Выполните рисунок-иллюстрацию к одному из эпизодов, устно объясните, почему именно этот эпизод был выбран для иллюстрации.

. Рефлексия деятельности

Вопросы

Предполагаемые ответы

Мне нравится в стихотворении…

голос как бы живого бывалого солдата. Рассказ его помогает представить все реально, как было.

Когда читаешь стихотворение…

переживаешь за все, что было когда-то, и гордишься за солдат, и радуешься, и печалишься.

Между бывалым и молодым солдатом происходит диалог, разговор, и сразу представляешь себе…

все, как было когда-то, как шел бой во время Бородинского сражения.

Список литературы

http://edufuture.biz/index.php?title=М._Ю._Лермонтов_«Бородино»

https://www.sinykova.ru/biblioteka/metod_5_lit/3.html В.Я. Коровина, И.С. Збарский. Литература. 5 класс. Методические советы / Под редакцией В.И. Коровина, В.Я. Коровина, И.С. Збарский.

Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – Москва: Просвещение, 1973.

Крутецкая В. А. Разбор стихотворений школьной программы по литературе. 8-11 классы / В.А. Крутецкая. — «ИД Литера», 2014.

Л.Г. Фризман. Бородинское поле: 1812 год в русской поэзии. М., 1984.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Контроль результатов учебной деятельности

I. Организационный (1 минута)

Готовность работать на уроке

Приветствие, проверка наличия всех необходимых для урока принадлежностей

Демонстрируют готовность к уроку, наличие всех необходимых для урока принадлежностей

Фронтальная

Формирование «стартовой» мотивации к обучению. Концентрация внимания, создание эмоционального настроя

Диалог с учащимися

II. Актуализация знаний. (4 минуты)

Установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

Задаёт вопросы по теме предыдущего урока

Предлагает выполнить мини-тест

Отвечают на вопросы

Письменно на карточках отвечают на вопросы мини-теста

Стратегия предтекстовой деятельности: предваряющие вопросы

Актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме

Диалог с учащимися

III. Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Задаёт вопрос

Слово учителя

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей

Диалог с учащимися

IV. Формулировка темы и цели урока (2 минуты)

Раскрытие сущности дальнейшей работы на уроке по изучению материала

Формулирует тему и цель урока, записывает на доске тему

Записывают в тетради тему

Работа в тетради

Личностные: имеют желание преодолевать трудности, возникающие при работе

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Запись темы в тетради

V. Постановка учебной задачи

(3 минуты)

Предлагает учащимся определить задачи для решения на уроке

Слово учителя

Выбирают из перечня, называют устно задачи и записывают в тетрадь

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем

Фронтальная

Определение задачи, запись в тетради

VI. Открытие и применение нового знания. Включение в систему знаний (15 минут)

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Предлагает определить значение непонятных слов путем установления соответствия между словом и его значением, найти картинку с изображением объясняемого слова и повесить её на доску.

Задаёт вопросы

Предлагает повторить определения эпитета, сравнения и метафоры

Предлагает определить, а затем найти в стихотворении тропы

Составляют глоссарий, устанавливая соответствия, находят иллюстрации к словам.

Отвечают на вопросы

Повторяют определения

Заполняют таблицу

Стратегия развития словаря «Глоссарий»

Стратегия послетекстовой деятельности: вопросы после текста

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы, выполнение заданий

VII. Итоги урока (9 минут)

Заключительная беседа по вопросам

Задает вопросы

Заключительное слово учителя

Отвечают на вопросы

Беседа

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных действий.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свою позицию

Оценка

VIII. Домашнее задание (3 минуты)

Раскрытие сущности дальнейшей самостоятельной работы дома

Раздаёт карточки с домашним заданием. Инструктирует по выполнению домашнего задания

Осмысляют ход выполнения домашнего задания. Задают вопросы

Инструктаж, объяснение

Проверка выполненного на следующем уроке

. Рефлексия деятельности

(5 минут)

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Предлагает дописать продолжение предложений

Осмысливают изученное на уроке, дописывая продолжение к предложенному началу предложений

Стратегия незаконченных предложений Словесное объяснение внутренних переживаний, эмоций

Ответы по желанию


Слова

Значения слов

Изображение

Слова

Значения слов

Изображение

Кивер

Высокий круглый военный головной убор военных из твердой кожи

t1722087822aa.jpg

Драгун, улан

Солдат конного полка

t1722087822ab.jpgt1722087822ac.jpg

Булат

Оружие булатной стали, сабля

t1722087822ad.jpg

Картечь

Небольшой артиллерийский снаряд, предназначенный для стрельбы, для поражения противника на близком расстоянии

t1722087822ae.jpg

Лафет

Боевой станок, на котором укреплялся ствол артиллерийского орудия (пушки)

t1722087822af.jpg

Бивак

Стоянка войск под открытым небом


Стоянка войск под открытым небом

t1722087822ag.jpg

Редут

Полевое квадратное земляное укрепление в виде траншеи и насыпи на поле боя

t1722087822ah.jpg

Мусью

Во французском языке форма вежливого обращения к мужчинам. Сударь, господин

t1722087822ai.jpg

Басурманы

Люди другой веры, иноземцы, враги

t1722087822aj.jpg

Сеча

Сражение, битва

t1722087822ak.jpg

Ликовать

Радоваться

t1722087822al.jpg

Хват

Удалой, смелый человек

t1722087822am.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Антонина Анатольевна, за грамотный урок.

27 July

Спасибо за отзыв, Вера Сергеевна.

4 August