Методическая разработка урока технологии на тему «Бюджет семьи» (8 класс)

5
1
Материал опубликован 10 May 2017
Цыганок Елена Викторовна  учитель технологии

Цели:

сформировать представления о структуре семейного бюджета;

сформировать умения по определению возможных статей доходов и расходов в семье, тип бюджета семьи;

научить школьников практическим  навыкам расчета бюджета семьи.

Задачи.

Образовательная:

ознакомить учащихся с понятием “бюджет”,

ознакомить со структурой семейного бюджета,

ознакомить с принципами формирования доходной и расходной части бюджета (на примере бюджета конкретной семьи).

Воспитательная:

развивать умение работать в группе,

воспитание рационального отношения к семейному бюджету,

формирование социальной активности и самостоятельности,

выработка навыков культурного общения.

Развивающая:

развивать творческие способности ребят,

развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать.

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения:

cловесные (объяснение нового материала, беседа),

наглядные – демонстрация мультимедийной презентации,

интерактивные – работа учащихся в группах - “семьях”.

Формы проведения: Познавательная ролевая игра “ Доходы и расходы”.

 

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие.

Проверка присутствующих.

 

 

Вводный инструктаж.1

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение раздела школьной программы по технологии, который называется «Семейная экономика»

Учитель: «Давайте вспомним что такое семья? (ответы детей)

- Семья –это группа людей основанная на кровном родстве или заключении брака.

    Учитель: Семья не только родители и дети, бабушки и дедушки, это общее жилье и общее имущество, а также общие деньги. Деньги семьи принято называть «семейным бюджетом».

Чтобы приступить к изучению новой темы, мы проверим домашнее задание. Я вам поручила зарание сделать проект о бюджете своей семьи.

Объяснение нового материала.

Повторив  домашнее задание, мы еще раз вспомнили, что от многого зависит счастье семьи, но и  не в последнюю очередь от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов. На этом уроке мы должны с вами об этом поговорить и темой сегодняшнего урока будет…..ответы учащихся

Тема урока “Бюджет семьи” (слайд 1)

Учитель побуждает учащихся к формулированию цели задач урока, задавая наводящие вопросы: 
- Как вы думаете, какие знания вы можете получить, основываясь на смысл названия темы урока? 
- Какие умения вы можете, приобрести? 
- Чему хотели бы научиться? 

Правильно:  цель урока (слайд 2 )

сформировать представления о структуре семейного бюджета;

сформировать умения по определению возможных статей доходов и расходов в семье, тип бюджета семьи;

научить практическим  навыкам расчета бюджета семьи.

Тему урока  записываем в тетрадь.

Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”. Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. (слайд 3  )

Посмотрите, как в учебнике дано определение бюджета? Стр. 11

“Бюджет” - это структура всех доходов и расходов за определенный период времени: за неделю, месяц или год.

Понятие “бюджет” имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи.

Изучая на прошлых уроках функции семьи, мы выяснили, что экономическая функция предполагает участие членов семьи в общественном производстве товаров, услуг или различного рода бизнесе. Следовательно, семья должна получать какой-то доход.

Работа с учебником Стр. 11 посмотрите, что такое доход?

“Доход” - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.

Из чего складывается доход семьи? Ответы учащихся. Работа с учебником стр.11

Доходы складываются из заработной платы членов семьи, пенсий и стипендии, выплат и льгот из общественных организация, доходы от предпринимательской деятельности, от сдачи недвижимости и других средств в аренду, доходы от ценных бумаг, от приусадебного хозяйства.

На схеме представлена структура семейных доходов. Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары. (Слайд 4)

 

 

Доходы семейного бюджета.

Выплаты и льготы из общественных организаций.

Доходы от других источников

Доходы от приусадебного хозяйства.

Доходы от предпринимательской деятельности.

Доходы от сдачи недвижимости и других средств в аренду.

Доходы от ценных бумаг.

Пенсии и стипендии

Заработная плата членов семьи.

 
 

У нас есть доходы, теперь с помощью них мы можем удовлетворить потребности семьи.

“Расходы” - затраты на питание, одежду, транспорт, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Вопрос: как мы расходуем имеющиеся средства?

В большей степени расходы семьи идут на питание. Кроме этого средства расходуются на обязательные платежи, сборы, налоги, оплату жилья, на приобретение непродовольственных товаров (одежду, обувь, предметы домашнего обихода, мебель), а также на культурно-бытовые услуги (кино, музеи, театры). Схема  семейных расходов (слайд 5)

Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Постоянные расходы в течение года почти не меняются, их можно запланировать и осуществить.

Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими).

Представим бюджет в виде весов.

Если чаши весов уравновешены, то говорят о сбалансированности бюджета. Если чаша весов с расходами перевешивает, то говорят о недостатке бюджета, то есть о его дефиците.

Если перевешивает чаша с доходами, то говорят об избыточном бюджете. Это другими словами называется “профицит”.

Вопрос: Как вы думаете, какое состояние бюджета считается лучшим с экономической точки зрения и почему?

Ролевая игра «Расходы и доходы».

Теперь нам предстоит поиграть. Это называется ролевая игра. Вы сидите вшестером (впятером) за столом, и это будет для игровой ситуации вашей семьей. После объяснения порядка игры вы получите “семью” (Приложение 1). На листке нужно будет определить состав семьи и указать, кто и чем занимается.  Нужно расписать все возможные  доходы (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные расходы на месяц. На это мы определим на уроке время, после обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.

Определим правила игры, которые следует соблюдать:

  • Семья должна быть дружной.
  • При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
  • Все вопросы решаются с учетом большинства голосов
  • В “семье” при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом другим.

1 задание. Создайте семью, заполните таблицу

Далее ученики в группах распределить роли членов семьи - отец, мать, бабушка, дедушка, дочь, сын. Могут быть самые разнообразные варианты, это ребята должны определить для своей команды самостоятельно. Например, в команде может не быть "бабушки", но есть двое детей.

После создания семьи, ученики выполняют задание:

Перечислите как можно больше видов денежных доходов человека.

Перечислите расходы семьи, которые на ваш взгляд, обязательно будут.

Результаты работы учащиеся заносят в таблицу:

 

Член семьи

Доходы

Расходы

Мать

 

 

Отец

 

 

Бабушка

 

 

Дедушка

 

 

Сын

 

 

Дочь

 

 

Время на заполнение таблицы - 8 - 10 минут.

2 задание. Рассчитайте бюджет семьи за неделю, результаты работы представьте в таблицах. Сделайте вывод о типе семейного бюджета.

 

 

Член семьи

Доходы (руб.)

Мать

 

Отец

 

Бабушка

 

Дедушка

 

Сын

 

Дочь

 

Итого

 

 

Виды расходов

Сумма (руб.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

После выполнения задания, учащимся предлагается разрезать таблицу пополам (доходы - расходы) и поменяться расходами с другими семьями.

3 задание. В семье расходы очень часто бывают непредвиденными, необходимо быть готовыми к самым разнообразным тратам. Совместите часть своей таблицы с чужой частью. Предложите пути выхода из сложившейся ситуации.

Время выполнения – 5 мин.

Представление результатов работы в группе, обсуждение. Подведение итогов игры.

Вывод по уроку:

Учитель подводит итог:

 

Чтобы стать рачительным хозяином, необходимо иметь представление о бюджете своей семьи, уметь рассчитывать ее доходную и расходную части.

Какими пословицами можно подвести итог урока? (слайд 6)

«Малое дело лучше большого безделья».

«Что посеешь, то и пожнёшь».

«Копейка рубль бережёт».

Заключительный инструктаж.

Подведение итогов урока.

- Домашнее задание:

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии