Методическая разработка урока технологии на тему «Бюджет семьи» (8 класс)
Цели:
сформировать представления о структуре семейного бюджета;
сформировать умения по определению возможных статей доходов и расходов в семье, тип бюджета семьи;
научить школьников практическим навыкам расчета бюджета семьи.
Задачи.
Образовательная:
ознакомить учащихся с понятием “бюджет”,
ознакомить со структурой семейного бюджета,
ознакомить с принципами формирования доходной и расходной части бюджета (на примере бюджета конкретной семьи).
Воспитательная:
развивать умение работать в группе,
воспитание рационального отношения к семейному бюджету,
формирование социальной активности и самостоятельности,
выработка навыков культурного общения.
Развивающая:
развивать творческие способности ребят,
развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать.
Тип урока: Комбинированный.
Методы обучения:
cловесные (объяснение нового материала, беседа),
наглядные – демонстрация мультимедийной презентации,
интерактивные – работа учащихся в группах - “семьях”.
Формы проведения: Познавательная ролевая игра “ Доходы и расходы”.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка присутствующих.
Вводный инструктаж.1
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение раздела школьной программы по технологии, который называется «Семейная экономика»
Учитель: «Давайте вспомним что такое семья? (ответы детей)
- Семья –это группа людей основанная на кровном родстве или заключении брака.
Учитель: Семья не только родители и дети, бабушки и дедушки, это общее жилье и общее имущество, а также общие деньги. Деньги семьи принято называть «семейным бюджетом».
Чтобы приступить к изучению новой темы, мы проверим домашнее задание. Я вам поручила зарание сделать проект о бюджете своей семьи.
Объяснение нового материала.
Повторив домашнее задание, мы еще раз вспомнили, что от многого зависит счастье семьи, но и не в последнюю очередь от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов. На этом уроке мы должны с вами об этом поговорить и темой сегодняшнего урока будет…..ответы учащихся
Тема урока “Бюджет семьи” (слайд 1)
Учитель побуждает учащихся к формулированию цели задач урока, задавая наводящие вопросы:
- Как вы думаете, какие знания вы можете получить, основываясь на смысл названия темы урока?
- Какие умения вы можете, приобрести?
- Чему хотели бы научиться?
Правильно: цель урока (слайд 2 )
сформировать представления о структуре семейного бюджета;
сформировать умения по определению возможных статей доходов и расходов в семье, тип бюджета семьи;
научить практическим навыкам расчета бюджета семьи.
Тему урока записываем в тетрадь.
Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”. Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. (слайд 3 )
Посмотрите, как в учебнике дано определение бюджета? Стр. 11
“Бюджет” - это структура всех доходов и расходов за определенный период времени: за неделю, месяц или год.
Понятие “бюджет” имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи.
Изучая на прошлых уроках функции семьи, мы выяснили, что экономическая функция предполагает участие членов семьи в общественном производстве товаров, услуг или различного рода бизнесе. Следовательно, семья должна получать какой-то доход.
Работа с учебником Стр. 11 посмотрите, что такое доход?
“Доход” - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.
Из чего складывается доход семьи? Ответы учащихся. Работа с учебником стр.11
Доходы складываются из заработной платы членов семьи, пенсий и стипендии, выплат и льгот из общественных организация, доходы от предпринимательской деятельности, от сдачи недвижимости и других средств в аренду, доходы от ценных бумаг, от приусадебного хозяйства.
На схеме представлена структура семейных доходов. Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары. (Слайд 4)
Доходы семейного бюджета. |
Выплаты и льготы из общественных организаций. |
Доходы от других источников |
Доходы от приусадебного хозяйства. |
Доходы от предпринимательской деятельности. |
Доходы от сдачи недвижимости и других средств в аренду. |
Доходы от ценных бумаг. |
Пенсии и стипендии |
Заработная плата членов семьи. |
У нас есть доходы, теперь с помощью них мы можем удовлетворить потребности семьи.
“Расходы” - затраты на питание, одежду, транспорт, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг.
Вопрос: как мы расходуем имеющиеся средства?
В большей степени расходы семьи идут на питание. Кроме этого средства расходуются на обязательные платежи, сборы, налоги, оплату жилья, на приобретение непродовольственных товаров (одежду, обувь, предметы домашнего обихода, мебель), а также на культурно-бытовые услуги (кино, музеи, театры). Схема семейных расходов (слайд 5)
Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Постоянные расходы в течение года почти не меняются, их можно запланировать и осуществить.
Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими).
Представим бюджет в виде весов.
Если чаши весов уравновешены, то говорят о сбалансированности бюджета. Если чаша весов с расходами перевешивает, то говорят о недостатке бюджета, то есть о его дефиците.
Если перевешивает чаша с доходами, то говорят об избыточном бюджете. Это другими словами называется “профицит”.
Вопрос: Как вы думаете, какое состояние бюджета считается лучшим с экономической точки зрения и почему?
Ролевая игра «Расходы и доходы».
Теперь нам предстоит поиграть. Это называется ролевая игра. Вы сидите вшестером (впятером) за столом, и это будет для игровой ситуации вашей семьей. После объяснения порядка игры вы получите “семью” (Приложение 1). На листке нужно будет определить состав семьи и указать, кто и чем занимается. Нужно расписать все возможные доходы (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные расходы на месяц. На это мы определим на уроке время, после обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.
Определим правила игры, которые следует соблюдать:
- Семья должна быть дружной.
- При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
- Все вопросы решаются с учетом большинства голосов
- В “семье” при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом другим.
1 задание. Создайте семью, заполните таблицу
Далее ученики в группах распределить роли членов семьи - отец, мать, бабушка, дедушка, дочь, сын. Могут быть самые разнообразные варианты, это ребята должны определить для своей команды самостоятельно. Например, в команде может не быть "бабушки", но есть двое детей.
После создания семьи, ученики выполняют задание:
Перечислите как можно больше видов денежных доходов человека.
Перечислите расходы семьи, которые на ваш взгляд, обязательно будут.
Результаты работы учащиеся заносят в таблицу:
Член семьи |
Доходы |
Расходы |
Мать |
|
|
Отец |
|
|
Бабушка |
|
|
Дедушка |
|
|
Сын |
|
|
Дочь |
|
|
Время на заполнение таблицы - 8 - 10 минут.
2 задание. Рассчитайте бюджет семьи за неделю, результаты работы представьте в таблицах. Сделайте вывод о типе семейного бюджета.
Член семьи |
Доходы (руб.) |
Мать |
|
Отец |
|
Бабушка |
|
Дедушка |
|
Сын |
|
Дочь |
|
Итого |
|
Виды расходов |
Сумма (руб.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
После выполнения задания, учащимся предлагается разрезать таблицу пополам (доходы - расходы) и поменяться расходами с другими семьями.
3 задание. В семье расходы очень часто бывают непредвиденными, необходимо быть готовыми к самым разнообразным тратам. Совместите часть своей таблицы с чужой частью. Предложите пути выхода из сложившейся ситуации.
Время выполнения – 5 мин.
Представление результатов работы в группе, обсуждение. Подведение итогов игры.
Вывод по уроку:
Учитель подводит итог:
Чтобы стать рачительным хозяином, необходимо иметь представление о бюджете своей семьи, уметь рассчитывать ее доходную и расходную части.
Какими пословицами можно подвести итог урока? (слайд 6)
«Малое дело лучше большого безделья».
«Что посеешь, то и пожнёшь».
«Копейка рубль бережёт».
Заключительный инструктаж.
Подведение итогов урока.
- Домашнее задание:
Павкина Галина Геннадьевна