Методическая разработка урока на тему "Что такое радуга?"

0
0
Материал опубликован 13 January

Технологическая карта урока


Ф.И.О. учителя: Тюрина Елена Алексеевна

Класс: 1 "А" Дата: 05.04.2013 Предмет:_окружающий мир, А.А.Плешаков: УМК "Школа России"

Место и роль урока в изучаемой теме: урок "открытия" нового знания

Цель урока:

Деятельностная: формировать способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная:

расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов;

создать условия для усвоения новых знаний;

обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений

способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность;

Развивающая:

обогащать словарный запас детей;

содействовать развитию внимания, памяти, мышления;

развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.

Воспитательная:

воспитывать бережное отношение к природе;

учить наблюдать и замечать красоту вокруг себя;

формировать самооценку школьников.

Дидактические средства:

для учителя – презентация, фонограмма, наглядно-демонстрационный материал(солнце, тучка, капли, цветные бумажные полоски, «радужный» цветок).

для учащихся – рабочая тетрадь, мыльные пузыри, клей, чистые листы бумаги, комплекты раздаточного материала для творческой работы.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на

восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

развитие эстетических чувств ;

духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.


умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

способность различать способ и результат действия;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;

волевая саморегуляция;

проговаривание последовательности действий на уроке;

работать по предложенному учителем плану;

формирование познавательной инициативы.


осуществлять анализ и сравнение объектов, устанавливать аналогии, выполнять конкретизацию;

умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя; умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; структурирование знаний, моделирование;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.



адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

задавать вопросы, формулировать собственное мнение;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности.


Учебные действия:

использование естественно-научную информации, мультмедийной презентации с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на

вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний;

описание явления неживой природы - радуги, выделение её признаков;

определение простейших взаимосвязей в природе, которые являются причиной возникновения радуги;

создание простейшей модели радуги

применение новых знаний в нестандартной творческой ситуации.

Основные методы:

исследовательский;

деятельностный;

анализ проблемной ситуации.

Педагогические технологии:

информационно-коммуникационная технология;

проблемное обучение;

проектный метод;

здоровьесберегающая технология;

игровое обучение;

развивающее обучение.

Время реализации урока – 45 минут


Условные обозначения:

Л - личностные УУД;

Ррегулятивные УУД;

П - познавательные УУД;

К - коммуникативные УУД.

Характеристика этапов урока

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Упражнение-коммуникация

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

создает эмоциональный настрой на предстоящую работу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку;

выполняют упражнение.

Фронт.

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция.

(К) подготовка к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и учителем.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Цель:

актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, конкретизация;

актуализировать представление о радуге.

Стихотворение и загадка

Читает стихотворение и предлагает выполнить соответствующие движения;

предлагает отгадать загадку и сформулировать тему и задачи урока.

Выполняют действия;

слушают загадку и находят отгадку;

формулируют тему и задачи урока.

Фронт.


Формирование УУД:

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, конкретизация.

3.

Постановка и решение проблемы.

Цель:

согласовать цель и тему урока;

создать условия для усвоения новых знаний;

развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.


Слайд №1

"Изображение радуги"

Слайд №2.

"Народные приметы"

Слайд №3

"Две радуги"

Слайд 4

"Радуга из космоса"

Слайд 5 + аудиозапись

Слайд 6.

"Мастера-строители"

Упражнение – моделирование процесса возникновения радуги.

Слайд 7.

"Образование радуги".

Выдвигает проблему;

организует подводящий к теме диалог;

побуждает к высказыванию своего мнения.

расширяет понятийную базу обучающихся за счет включения в нее новых научных элементов;

организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

обеспечивает деятельность обучающихся по уточнению и конкретизации первичных знаний;

вовлекает обучающихся в активную работу на уроке.


Формулируют тему и задачи урока;

отвечают на вопросы учителя;

определяют, что такое радуга;

выбирают правильную формулировку;

извлекают информацию из различных источников;

высказывают предположения о причинах возникновения радуги;

выявляют закономерность возникновения радуги;

выполняют упражнение – моделирование процесса возникновения радуги.

Фронт.


















Индив.

Коллект.


Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить, формулировать и разрешать проблему с помощью учителя.

(Л) развитие эстетических чувств; формирование познавательного интереса к предмету.

4.

Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре» и фиксация нового знания.

Цель:

рассмотреть эффект радуги;

увидеть дисперсию света и спектр цветов.

Исследовательская деятельность обучающихся:

образование мыльного пузыря.



Организует исследовательскую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

самостоятельную работу по созданию мыльного (радужного) пузыря;

организует обсуждение изображения спектра цветов;

организует обмен мнениями.

Принимают учебную задачу;

выполняют практическую работу по образованию мыльного пузыря;

перерабатывают полученную информацию;

делают выводы.



Фронт.


Индив.

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательности действий на уроке; формирование познавательной инициативы. работа по предложенному учителем плану;

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

5.

Первичное закрепление нового материала.

Цель:

зафиксировать знание о правильном расположении цветов радуги.

Упражнение на закрепление цветов радуги.

Слайд 8.

"Цвета радуги"

Слайд 9.

"Проверь себя"

Организует самостоятельную работу в рабочей тетради;

организует взаимопроверку выполнения упражнения;

проводит дидактическую игру "Третий лишний".


Выполняют самостоятельную работу в тетради;

составляют графическую модель радуги;

учатся правильному расположению цветов радуги;

производят

взаимопроверку в парах;

участвуют в дидактической игре.

Индив.


Групп.

Формирование УУД:

(Р) работа по предложенному учителем плану; оценка, контроль, коррекция.

(К) определение функций участников, способов взаимодействия; сотрудничество.

(П) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; структурирование знаний, моделирование.

) учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Слайд 10.

"Работа в парах".

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Фиксация нового знания во внешней речи.

Организует творческую продуктивную работу по применению новых знаний в нестандартной ситуации;

обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников;

задаёт вопросы о задачах урока;

побуждает обучающихся к высказыванию личных впечатлений об уроке;

организует оценочные высказывания обучающихся.

Выполняют творческую работу;

формулируют конечный результат своей работы на уроке;

называют основные позиции нового материала и определяют, как они его усвоили.




Фронт.


Парн.


Формирование УУД:

(Л) самоанализ и самоконтроль результата, умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

(Р) выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.



Планируемые образовательные результаты


Личностные

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Предметные

1.Интерес к изучению явлений природы.

2.Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга".

3.Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.


1.Опережающее обучение: связь природоведения и физики, музыки и технологии.


1.Понимать учебную задачу урока

и стремиться

её выполнить.

2.Совместно

с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3.Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.


1.Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

2.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация и др.).

3.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений.

4.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

1.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.


1.Узнать, как образуется радуга.

2.Называть цвета радуги по своим наблюдениям, наглядно-иллюстративному материалу и содержанию презентации.

3.Запомнить последовательность цветов радуг.



6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.