Методическая разработка урока на тему "Что такое радуга?"
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Тюрина Елена Алексеевна
Класс: 1 "А" Дата: 05.04.2013 Предмет:_окружающий мир, А.А.Плешаков: УМК "Школа России"
Место и роль урока в изучаемой теме: урок "открытия" нового знания
Цель урока:
Деятельностная: формировать способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная:
расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов;
создать условия для усвоения новых знаний;
обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений
способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность;
Развивающая:
обогащать словарный запас детей;
содействовать развитию внимания, памяти, мышления;
развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.
Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к природе;
учить наблюдать и замечать красоту вокруг себя;
формировать самооценку школьников.
Дидактические средства:
для учителя – презентация, фонограмма, наглядно-демонстрационный материал(солнце, тучка, капли, цветные бумажные полоски, «радужный» цветок).
для учащихся – рабочая тетрадь, мыльные пузыри, клей, чистые листы бумаги, комплекты раздаточного материала для творческой работы.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: |
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; развитие эстетических чувств ; духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения. | умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи; волевая саморегуляция; проговаривание последовательности действий на уроке; работать по предложенному учителем плану; формирование познавательной инициативы. | осуществлять анализ и сравнение объектов, устанавливать аналогии, выполнять конкретизацию; умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя; умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; структурирование знаний, моделирование; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов; оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности. |
Учебные действия:
использование естественно-научную информации, мультмедийной презентации с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на
вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний;
описание явления неживой природы - радуги, выделение её признаков;
определение простейших взаимосвязей в природе, которые являются причиной возникновения радуги;
создание простейшей модели радуги
применение новых знаний в нестандартной творческой ситуации.
Основные методы:
исследовательский;
деятельностный;
анализ проблемной ситуации.
Педагогические технологии:
информационно-коммуникационная технология;
проблемное обучение;
проектный метод;
здоровьесберегающая технология;
игровое обучение;
развивающее обучение.
Время реализации урока – 45 минут
Условные обозначения:
Л - личностные УУД;
Р - регулятивные УУД;
П - познавательные УУД;
К - коммуникативные УУД.
Характеристика этапов урока
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1. | Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Упражнение-коммуникация | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; создает эмоциональный настрой на предстоящую работу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку; выполняют упражнение. | Фронт. | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция. (К) подготовка к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и учителем. |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, конкретизация; актуализировать представление о радуге. | Стихотворение и загадка | Читает стихотворение и предлагает выполнить соответствующие движения; предлагает отгадать загадку и сформулировать тему и задачи урока. | Выполняют действия; слушают загадку и находят отгадку; формулируют тему и задачи урока. | Фронт. | Формирование УУД: (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, конкретизация. |
3. | Постановка и решение проблемы. Цель: согласовать цель и тему урока; создать условия для усвоения новых знаний; развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы. | Слайд №1 "Изображение радуги" Слайд №2. "Народные приметы" Слайд №3 "Две радуги" Слайд 4 "Радуга из космоса" Слайд 5 + аудиозапись Слайд 6. "Мастера-строители" Упражнение – моделирование процесса возникновения радуги. Слайд 7. "Образование радуги". | Выдвигает проблему; организует подводящий к теме диалог; побуждает к высказыванию своего мнения. расширяет понятийную базу обучающихся за счет включения в нее новых научных элементов; организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; обеспечивает деятельность обучающихся по уточнению и конкретизации первичных знаний; вовлекает обучающихся в активную работу на уроке. | Формулируют тему и задачи урока; отвечают на вопросы учителя; определяют, что такое радуга; выбирают правильную формулировку; извлекают информацию из различных источников; высказывают предположения о причинах возникновения радуги; выявляют закономерность возникновения радуги; выполняют упражнение – моделирование процесса возникновения радуги. | Фронт. Индив. Коллект. | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить, формулировать и разрешать проблему с помощью учителя. (Л) развитие эстетических чувств; формирование познавательного интереса к предмету. |
4. | Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре» и фиксация нового знания. Цель: рассмотреть эффект радуги; увидеть дисперсию света и спектр цветов. | Исследовательская деятельность обучающихся: образование мыльного пузыря. | Организует исследовательскую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу по созданию мыльного (радужного) пузыря; организует обсуждение изображения спектра цветов; организует обмен мнениями. | Принимают учебную задачу; выполняют практическую работу по образованию мыльного пузыря; перерабатывают полученную информацию; делают выводы. | Фронт. Индив. | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательности действий на уроке; формирование познавательной инициативы. работа по предложенному учителем плану; (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
5. | Первичное закрепление нового материала. Цель: зафиксировать знание о правильном расположении цветов радуги. | Упражнение на закрепление цветов радуги. Слайд 8. "Цвета радуги" Слайд 9. "Проверь себя"
| Организует самостоятельную работу в рабочей тетради; организует взаимопроверку выполнения упражнения; проводит дидактическую игру "Третий лишний". | Выполняют самостоятельную работу в тетради; составляют графическую модель радуги; учатся правильному расположению цветов радуги; производят взаимопроверку в парах; участвуют в дидактической игре. | Индив. Групп. | Формирование УУД: (Р) работа по предложенному учителем плану; оценка, контроль, коррекция. (К) определение функций участников, способов взаимодействия; сотрудничество. (П) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; структурирование знаний, моделирование. (Л) учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
6. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Слайд 10. "Работа в парах". Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Фиксация нового знания во внешней речи. | Организует творческую продуктивную работу по применению новых знаний в нестандартной ситуации; обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников; задаёт вопросы о задачах урока; побуждает обучающихся к высказыванию личных впечатлений об уроке; организует оценочные высказывания обучающихся. | Выполняют творческую работу; формулируют конечный результат своей работы на уроке; называют основные позиции нового материала и определяют, как они его усвоили. | Фронт. Парн. | Формирование УУД: (Л) самоанализ и самоконтроль результата, умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. (Р) выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий. |
Планируемые образовательные результаты
Личностные | Метапредметные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | Предметные |
1.Интерес к изучению явлений природы. 2.Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга". 3.Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор. | 1.Опережающее обучение: связь природоведения и физики, музыки и технологии. | 1.Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. 2.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. 3.Высказывать предположения о причинах возникновения радуги. | 1.Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. 2.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация и др.). 3.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений. 4.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | 1.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. 3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. | 1.Узнать, как образуется радуга. 2.Называть цвета радуги по своим наблюдениям, наглядно-иллюстративному материалу и содержанию презентации. 3.Запомнить последовательность цветов радуг. |
6