Методическая разработка урока «Что такое степень с натуральным показателем» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока.
Тема: Что такое степень с натуральным показателем.
Программа: составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по алгебре 7-9 классы к учебному комплексу для 7-9 классов (составители И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009. – с.15 - 44).
Учебник: Мордкович А.Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
Тип урока: открытие новых данных.
Методическое обеспечение урока:
Мордкович А.Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
Алгебра. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику Мордковича/ авт.-сост. Н.А. Ким.
Технология, применяемая на уроке: технология проблемного обучения.
Цели:
- Образовательные: познакомиться с понятием степень с натуральным показателем; научиться выполнять возведение в степень.
- Развивающие: развивать умение видеть проблему и выдвигать гипотезу по её решению; развивать логическое мышление; развивать самостоятельную активность.
- Воспитательные : создать условия для воспитания коммуникативных навыков и навыков сотрудничества ; воспитывать у учащихся любознательность.
Задачи: Создать условия для развития умений выполнять возведение в степень
Этап урока. |
Содержание деятельности учителя. |
Содержание деятельности обучающихся. |
Формируемые способы деятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Организационный момент. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Актуализация знаний. Подведение к проблеме, постановка проблемы. |
Формулирование цитаты: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы». Гербер Спенсер, английский философ. Сегодня мы попытаемся открыть знания для себя. У меня к вам вопрос. Встречался кто-нибудь из вас в повседневной жизни со словом степень? Попытаемся разобраться, что же в жизни означает слово «степень». Давайте выясним, меняется ли смысловая нагрузка понятия «степень» в математике или остаётся той же? |
Отвечают на вопросы учителя. Запись вариантов ответов на доске словосочетаний. |
Восприятие и понимание текста. Аргументированно отвечать на поставленные вопросы; участвовать в диалоге. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Пути исследования поставленной проблемы. Сообщение темы урока. |
Сообщает тему урока: «Что такое степень с натуральным показателем.» Запись «натуральный показатель» указывает на то, что в математике существует несколько понятий степени. Сегодня мы разберёмся только с одним из них степень с натуральным показателем. |
Записывают тему урока. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Исследовательская работа. |
Предлагает устно решить две практические задачи. Задача 1. Подсчитайте кол-во компьютеров, необходимых для оснащения 6 офисов, если в каждом офисе должно быть по 15 компьютеров. Задача 2. Бригаде строителей спортивного комплекса будущей сочинской олимпиады предложили оригинальный способ оплаты труда: первый час работы стоит 3рубля, а каждый следующий час - в 3 раза больше предыдущего. Какую сумму потеряет рабочий этой бригады, если уйдёт с работы на 1 час раньше (при восьмичасовом рабочем дне)? |
Решают две практические задачи, причём первую двумя способами: Сложением: 15+15+15+15+15+15=90(к) Умножением: 15*6=90 (к) 3*3*3*3*3*3*3*3=6561(р). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Изучение нового материала. |
Фронтально: Проанализируйте два способа решения первой задачи. Каким способом удобнее записать решение? Почему? Одной из особенностей математического языка состоит в стремлении применять короткие записи. 2-ую задачу тоже можно записать короче. Как вы думаете, как это сделать? Тому как это сделать мы и попробуем научиться сегодня. Теоретический материал темы: «Что такое степень с натуральным показателем» (учебник, с.81-84) |
Анализируют решение и выбирают удобный способ записи. Отвечают на вопросы учителя. С помощью умножения удобнее, т.к. короче. Предлагают различные формы записи. Ведение конспекта. |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме Планирование познавательной деятельности. Детализация цели деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Итог исследовательской работы |
Вернемся теперь к нашей задаче, попробуйте записать ее решение вторым способом. Давайте подведём итог нашей исследовательской работы и выясним изменилась ли смысловая нагрузка слова «степень» в математике? Учёные конечно опередили нас. Но мы тоже сделали немало. Мы учились работать творчески, добывать знания самостоятельно, а не просто заучивать готовые. |
Записывают решение. Нет. Это другая форма записи произведения одинаковых множителей. Устно: №15.1-15.8 |
Формируют умение сотрудничать в процессе создание общего продукта совместной деятельности. Обобщение. Формулирование вывода |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Первичное закрепление материала. Работа с учебником. |
Организует и контролирует работу учащихся по группам: Учащиеся, которые освоили тему (группа В) Учащиеся, которые не достаточно освоили тему (группа А) |
У доски: группа В: №15.9-15.15 (в; г) группа А: №15.9-15.15 (а; б) |
Осуществляют поиски и выделение необходимой информации Сравнение результатов поиска с самостоятельно полученными выводами. Умение работать по алгоритму. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Повторение. |
Проверочная работа. Контролирует работу учащихся.
|
Учащиеся работают самостоятельно (проверяют себя через контрольные листы учителя) анализируют решение, находят и исправляют ошибки |
Умение выполнять работу самостоятельно, вносить необходимые коррективы Способность к самооценке. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Итог урока. Самооценка. |
Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытали во время урока. Какими способами вы их преодолели? |
Отвечают по желанию. |
Рефлексия результатов и способов действия. Способность к самооценке. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Домашнее задание. |
1. Придумать ребус по теме урока или сочинить сказку про «степень» 2. Учебник. Часть 1. §15 3. Задачник. Часть 2. №15.16-15.19 |