12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иноземцева Екатерина Ильинична160
Я работаю учителем физики 30 лет, очень люблю свою работу и своих учеников.
Россия, Тамбовская обл., Жердевка
Материал размещён в группе «Учителя физики»
4

Технологическая карта урока по астрономии «Введение в астрономию.Структура и масштабы Вселенной»

Технологическая карта урока по астрономии

« Введение в астрономию. Структура и масштабы Вселенной »

Иноземцева Екатерина Ильинична, учитель физики, ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат»

 

Предмет

астрономия

Класс

10

Тема урока

« Введение в астрономию. Структура и масштабы Вселенной».

Педагогические цели урока

1.Образовательная цель: формирование понятия Вселенная, строение солнечной системы;

понять основные особенности различных типов небесных тел;

формирование умений наблюдать и объяснять астрономические явления.

2.Развивающая цель: развитие элементов творческого поиска на основе приёма обобщения,

анализа изучаемого материала и формулировки выводов;

развитие интереса учащихся к астрономии, используя схемы, определения, задания;

формирование умения пользоваться научным материалом и уметь сравнивать; анализировать и делать выводы.

3.Воспитательная цель: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на выполнение заданий; воспитывать культуру учебного труда, навыков самоконтроля и экономного расходования времени; развивать коммуникативные навыки.

Задачи урока

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Здоровьесберегающие

Познакомиться с предметом астрономия и строением Вселенной

Развивать речь учащихся, их память и способность логически мыслить, анализировать полученные знания; развивать внимание и целеустремленность; укреплять интерес к астрономии

Формировать умение работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, прилагать волевые усилия в преодолении трудностей.

Профилактика переутомления с помощью смены видов умственной деятельности и подвижности на уроке;

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся научатся: слушать объяснение учителя, выделять главное, делать выводы

Учащиеся получат возможность научиться: применять полученные знания для изучения предмета и практической деятельности

Регулятивные: учащиеся научатся контролировать и корректировать свои действия при выполнении заданий; прилагать волевые усилия в преодолении трудностей;

Учащиеся получат возможность научиться планировать деятельность, направленную на выполнение заданий.

Познавательные: учащиеся научатся применять на практике знания и умения находить главное в излагаемом материале. Учащиеся получат возможность научиться осуществлять творческую деятельность при решении заданий.

Коммуникативные: учащиеся научатся осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, прилагать волевые усилия в преодолении трудностей;

Ученик получит возможность развития целеустремленности, интереса к учению, самовоспитанию.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

1. Введение в астрономию http://school-collection.edu.ru/catalog/res/85292ef2-631e-4ebf-8469-a838920777da/?

2. Карта звездного неба: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ad6bcf58-1e60-fc0c-2b2f-ce7d1b009505/?

Учебник Астрономия 11 класс


 

Демонстрационное: карта звездного неба.


 

Формы проведения урока

фронтальная работа, индивидуальная работа.

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной учебной деятельности.

Продолжительность: 5 минут.

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организует фронтальную беседу о теме, целях и плане урока.

Показывает слайды с темой и целями урока.

Обдумать важность этого урока для дальнейшего успешного обучения.

Записывают тему урока в тетрадь.

Объясняют важность изучения данного материала для дальнейшего успешного обучения.

Сформировать осознанный интерес к теме урока.

Учащиеся получат возможность научиться целостно представить изучение темы.

Научатся обдумывать цель; осознать практическую и личностную значимость учебного материала.

Учащиеся получат возможность научиться высказывать мнение.

Этап изучения нового материла

Цель: осознание учащимися места и значения предмета в получении полной картины мира и Вселенной.

Продолжительность: 20 минут.

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Учитель объясняет новый материал:

Астрономия [греч. astron - звезда, nomos -закон] – наука о Вселенной (о природе)= наука о строении, происхождении и развитии небесных тел и их систем, муза - Урания.
Системы: - все тела во Вселенной образуют системы различной сложности.

История астрономии – одна из самых увлекательных и древнейших наук (можно показать отрывок из фильма Астрономия (ч.1, фр. 2  Самая древняя наука). Потребность в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью:

Счета времени (календарь).

Находить дорогу по звездам, особенно мореплавателям

Любознательность – разобраться в происходящих явлениях и поставить их себе на службу.

Забота о своей судьбе, народившая астрологию

Этапы развития астрономии
I-й Античный мир (до н. э)
II-ой Дотелескопический (наша эра до 1610г)
III-ий Телескопический (1610-1814гг)
IV-ый Спектроскопия (1814-1900гг)

V-ый Современный (1900 - наст.время)

Связь c другими предметами.


 

 

Крупномасштабная структура Вселенной

Галактики, подобно звездам, редко бывают одиночными. Они тяготеют к объединению. 90% галактик находится в скоплениях, насчитывающих от десятков до тысяч галактик. Средний диаметр скопления 5 Мпк, среднее число галактик в них не менее 130.Вселенной на самых разных уровнях присуща структурность: от ядер атомов до гигантских сверхскоплений галактик. Возраст Вселенной: (13,7 ± 0,2)х109 лет;


 


 


 

Ученики выполняют задание (сформулировать вопросы по тексту параграфа).

Ученики слушают объяснение учителя, выполняя записи в рабочих тетрадях.

Научатся находить главное в излагаемом материале, формулировать, понятия и определения.

Учащиеся получат возможность научиться правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, развить творческие способности.

Научатся анализировать и сопоставлять результаты своей деятельности; ставить перед собой коррекционные цели;

Учащиеся получат возможность научиться выступать перед аудиторий; преодолевать трудности.

Этап включения в систему знаний.

Цель: индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха; закрепление знаний, полученных на уроке

Продолжительность: 15 минут.

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Предлагает учащимся, опираясь на объяснение учителя и материал учебника с целью закрепления материала, выполнить задания.

1.Составить кластер «Связь астрономии с другими науками»

2. Ответить на вопросы по новой теме:

Какие сведения астрономические вы изучали в курсах других предметов? (природоведение, физики, истории и т.д.)

В чем специфика астрономии по сравнению с другими науками о природе?

Какие типы небесных тел вам известны?

Планеты. Сколько, как называются, порядок расположения, самая большая и т.д.

Какое значение в народном хозяйстве имеет сегодня астрономия?

6. Какие существуют системы в масштабах Вселенной?

7. В чем сущность ячеистой структуры Вселенной?

8. Какие основные открытия положены в основу Большого Взрыва?

Учащиеся работают с учебником, выполняя задание

Научатся контролировать степень усвоения знаний, умений и навыков работы с учебником;

Учащиеся получат возможность научиться составлять кластеры.

Научатся осуществлять самоконтроль, прилагать волевые усилия в преодолении трудностей; активизировать память, мышление, внимание.

Учащиеся получат возможность научиться мыслить творчески, взаимодействовать в группе, учитывать мнение одноклассников, быть толерантным.

Этап рефлексии деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности на уроке; подведение итогов урока.

Продолжительность: 5 минут.

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Предлагает учащимся проанализировать результаты работы на уроке; заполнить таблицу рефлексии; задает домашнее задание.

Выставление отметок.

Проанализируйте результаты своей деятельности в соответствии с поставленной целью урока.

Заполните таблицу рефлексии.

 

Вид работы

 

Составление кластера

Испытывали затруднения

Справились без проблем

Ответы на вопросы

Испытывали затруднения

Справились без проблем

 

Анализируют свои успехи и деятельность на уроке.

Заполняют таблицу рефлексии.

Записывают домашнее задание.

Научатся анализировать степень усвоения знаний, умений и навыков; в соответствии с результатами этого анализа научатся планировать свою учебную работу дома;

Учащиеся получат возможность научиться анализировать, прогнозировать и обобщать выводы о результатах своей работы; развить культуру самоуправления учением.

Научатся формировать навыки самоконтроля и анализа результатов работы; сознательно относиться к выбору домашнего задания; развивать культуру учебного труда.

Учащиеся получат возможность развить способность мыслить критически; осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

 

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (1)

Спицына Любовь Ивановна, 06.01.18 в 10:21 1Ответить Пожаловаться
Екатерина Ильинична, спасибо за материал. Вспомнила, как вела астрономию в её прошлую (лет 15 назад) жизнь в школе. Сейчас отдала этот предмет молодому коллеге. Но несколько кроссвордов по астрономии разместила в группе.

Отредактировано 06-01-2018 10:22

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.