Методическая разработка урока на тему "Танцы и танцевальность"
Учебно-методическая разработка по предмету «Слушание музыки».
Тема урока: «Танцы и танцевальность»
Цель урока: сформировать у обучающихся музыкальный вкус и культуру эстетического восприятия музыки, расширить музыкальный кругозор. Познакомить с этапами развития танцевального искусства.
Задачи урока:· Сформировать общие представления о танцевальной музыки, об элементах ее строения и средствах выразительности. Закрепить знания о стилях, жанрах музыки танцевального искусства. Развить навыки музыкального восприятия. Выработать осознанное отношение детей к элементам музыкального изложения: метру, ритму, интонации.
3 класс
Тема: Танцы и танцевальность.
Танец существует столько же лет, сколько и человечество. Танец – это искусство движений тела в определенном ритме. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов, каждой исторической эпохи.
Гавот
(от прованс. gavoto, букв.— танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) — старинный французский народный танец. Отличительные черты — умеренный темп движения, четный размер 4/4 или 2/2, начало с затакта в две доли, четкая
ритмическая пульсация. Музыка гавота светлая, изящная, порой с наивно-пасторальным, иногда и с торжественным оттенком. Появился гавот в XVI веке в центральной и южной частях Франции. Первоначально он был хороводным танцем, и интерес к нему быстро угас. Однако на рубеже XVII— XVIII веков возрождается и быстро становится популярным. Известный итальянский музыкант Жан-Батист Люлли ввел его в репертуар многочисленных салонов, а также в придворный обиход. Став придворным танцем Франции, гавот существенно изменил первоначальный характер. Усложняется и сам танцевальный язык: легкие скользящие движения сочетались с изысканными реверансами, изящными вычурными позами, движений рук отличались большой пластичностью. Современники отмечали, что гавот походит на маленький балетный спектакль для двух исполнителей. Все это способствовало распространению его и в других европейских странах.
Менуэт
- старинный французский народный танец в умеренном темпе и в трехдольном размере (3/4), названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах. Как и большинство танцев, он возник из французского крестьянского танца бранля. Родиной его считают Бретань, где его исполняли непосредственно и очень просто. Любимым танцем королевского двора менуэт становится при Людовике XIV. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становится величественным и торжественным. Придворный этикет наложил свой отпечаток на фигуры и позы танца. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Обучались менуэту долго, так как очень трудно давалась манера исполнения. «Кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо», — так говорили в высшем обществе. Размеренные, маленькие шаги соединялись с плавными приседаниями, чередуясь с реверансами. Руки, согнутые в локтях, с манерно приподнятыми кистями, подтянутый корпус, приподнятая голова, строго выдержанные позы придавали менуэту красоту и торжественность. Девушке, первый раз идущей танцевать этот танец, маменьки часто давали такой наказ: «Менуэт танец примудреный: поминутно то и дело, или присядь, или поклонись, и то осторожно, а иначе, пожалуй, или с кем-нибудь лбом стукнешься, или толкнешь в спину; мало этого, береги свой хвост, чтобы его не оборвали, и смотри, чтобы самой не попасть в чужой хвост и не запутаться».
Бурре
(от фр. Bourrer — делать неожиданные или резкие прыжки) — старинный французский народный танец. Возник предположительно около середины XV—XVI века в средней Франции (нагорная провинция Овернь и Верхняя Луара) и вскоре бытовал практически как общефранцузский, то есть уже не имел чёткого районного распространения. В различных регионах Франции можно было обнаружить свои, различные варианты этого танца, или двудольного, (чаще на 4/4) или трёхдольного (чаще на 3/8), но всегда с острым, часто даже синкопированным ритмом (что отчасти сближало его с жигой). Бурре – это еще и танец дровосеков (по-французски burree – вязанка мелких дров). Исполнялось тяжело, шутливо, с прыжками (как бы уминая связку валежника). В XVI-XVIII вв. бурре распространился в придворном и городском быту, превратившись в подвижный, веселый танец. Бурре часто встречается в сюитах XVIII века (например, «Английских», «Французских» сюитах И.С.Баха).
Тамбурин
—оживленный танец провансальского происхождения в 2-дольном размере (2/2, 2/4). Его название связано с использованием в качестве сопровождающего инструмента тамбурина (род барабана небольшого размера в форме вытянутого цилиндра). Мелодия тамбурина звучала на фоне повторяющихся в басу звуков. Обычным было последование танца сначала в мажоре, затем в миноре, в конце — повторение мажорной части.
Контрданс
(франц. contredanse, от англ. country dance, букв.— деревенский, сельский танец) — старинный народный танец английского происхождения, пользовавшийся огромной популярностью в XVIII—начале XIX веков. Преимущественные размеры: 2/4, 6/8, темп оживленный. Музыка контрдансов, написанная обычно в мажорном ладу, варьировалась очень разнообразно. Контрданс возник в конце XVI века на основе хороводов и шествий в честь праздника весны (так называемые, танцы вокруг майского дерева). Первоначально, будучи сельским танцем, имел веселый, жизнерадостный и непосредственный характер; в дальнейшем, проникнув в салоны и бальные залы, приобретает некоторую чинность и сдержанность. Но демократический характер контрданса остается даже при английском дворе королевы Елизаветы, где гости танцуют его вместе со слугами. Постепенно контрданс получает огромную популярность не только в Англии, но и во многих европейских странах. Так, в 1685 г. он появляется в Нидерландах и Франции, а позднее и в России. Наибольшее распространение получил в 1750 — 62 гг., вытеснив из быта многие танцы. Популярность контрданса объясняется, прежде всего, тем, что в танце могли участвовать все желающие, тогда как старые танцы типа менуэта, гавота и т п. исполнялись очень ограниченным количеством пар (одна — две пары). Кроме того, контрдансы по своему темпу и танцевальному содержанию были интереснее и живее, чем указанные выше торжественные церемониальные танцы. Отсюда и большой успех контрдансов, которые в течение почти двух веков неизменно исполнялись на балах всех стран и всех сословий.
Рондо
История появления и развития музыкальной формы «рондо» берёт своё начало в глубокую старину, то есть её истоки уходят в незапамятные времена. Ещё в древности люди, поклоняясь своим богам, взявшись за руки исполняли сопровождаемые пением круговые ритуальные танцы. Шло время. Менялись столетия. Языческие обряды канули в лету, а вот хороводные забавы, передаваясь из поколения в поколения, продолжали жить, но уже в качестве любимого увеселения многих народов. Разумеется, что в каждой стране они имели свои характерные особенности и соответственно названия. В Молдавии, Сербии, Хорватии и Румынии – это хороводный танец «хора», у народов Кавказа многие века успешно бытует круговой танец «асланбий», а вот во Франции всенародную любовь приобрели хороводные песни, включающие в себя куплеты, за которыми следовал постоянно повторяющийся припев.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Записать в тетрадь по слушанию музыки тему урока. Далее в столбик новые названия танцев и их определение:
Гавот – народный французский танец, 16 век. Размер (2/2, или 4/4), с затактом. Грациозный танец с медленными, плавными движениями. Главной особенностью этого танца считается его изящество и грация. Музыка гавота отличается своей торжественностью и благородством. Со временем гавот стал широко использоваться в оперных и балетных постановках.
Менуэт – старинный, французский танец 16 -17 в. Умеренный темп, размер (3/4). Любимый танец королей, особое почтение получил при Людовике IV. Его еще называют «приглашением к танцу», изящной танцевальной «беседой». Красивый, изящный танец с реверансами, поклонами, и приседаниями.
Бурре - Старинный французский народный танец дровосеков (по-французски burree – вязанка мелких дров). Исполняется тяжело, шутливо, с прыжками (как бы уминая связку валежника). В XVI-XVIII вв. бурре распространился в придворном и городском быту, превратившись в подвижный, веселый танец. Размер двухдольный, начинается затактом.
Тамбурин – Франция, 18 век. Оживленный танец, размер 2/2, исполнялся в сопровождении инструмента тамбурина – барабана. Иногда словом «тамбурин» обозначали бубны.
Контрданс – Англия (бытовал по всей Европе), в 16-19 века. Круговой парный танец. Темп подвижный, размер 2/4 или 6/8. Возникло много разновидностей контрданса: кадриль, экосез, англес.