Методическая разработка урока на тему «Рисование пирожных»
Пояснительная записка к презентации
Министерство образования и науки Алтайского края КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» |
Методическая разработка урока
учебной дисциплины |
ОП.06 Рисование и лепка |
тема |
Рисование пирожных. |
преподаватель: Зимирева Александра Михайловна
группа обучающихся 3 курса
профессия 19.01.17 Повар, кондитер
2017
Оглавление
|
|
План занятия………………………………………………………………... |
3 |
Список использованных источников……………………………………… |
10 |
Приложение А Технология приготовления бисквитного пирожного Приложение Б Индивидуальный лист обучающегося.....………………... |
11 12
Приложение |
|
|
Тема: Рисование пирожных
Методическая идея: показать методику проведения занятия с использованием системно-деятельностного подхода.
Цели урока: создать условия:
- для формирования у обучающихся познавательного интереса к профессии «Повар, кондитер»;
- для развития умений взаимодействовать в учебном процессе, осуществлять самооценку выполненных работ;
- для развития творческих способностей, эстетического мироощущения;
- для формирования коммуникативной компетентности.
Задачи урока: организовать деятельность обучающихся по:
- развитию навыков построения конструктивного изображения объемных предметов;
- привитию способностей поэтапного рисования пирожного с учетом определенной последовательности.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы обучения: интерактивные: беседа, проблемно-поисковый.
Оснащение: натуральный образец бисквитного пирожного. Плакат «Бисквитные пирожные». Мультимедийная презентация «Рисование пирожных». Мольберты, планшеты, бумага, карандаши различной мягкости, акварель, мелки, пастель.
Перечень оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов:
№ |
Наименование |
Назначение |
1 |
Компьютер: текстовый редактор Word 2013, Power Point |
Для демонстрации мультимедийной презентации |
2 |
Мультимедийный проектор |
Для демонстрации мультимедийной презентации |
Отведенное время: 80 минут
Этап деятельности |
Время, мин. |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Примечание |
1. Органи-зационный момент |
10' |
Здравствуйте, ребята, Вы обучаетесь в нашей образовательной организации с целью получения профессии «Повар, кондитер». Поварское и кулинарное искусство требует развитого эстетического чувства и художественного вкуса. Кондитер, как художник оформляет свои изделия различными декоративными элементами, но творит он не акварелью и гуашью, а кремом, шоколадом, карамелью и мастикой. Кондитерское предприятие ООО «Алтайские зори», которое является социальным партнером Алтайской академии гостеприимства, приступило к разработке нового декоративного оформления пирожного Фруктово-желейного, отделочные полуфабрикаты которого должны быть изготовлены из сырья Алтайского края. Для реализации данной задачи, нам был предложен макет изделия /демонстрирует макет/, разработанный ведущими специалистами. Вы готовы поучаствовать в предложенном конкурсе и предоставить свой вариант оформления пирожного? Работать на уроке мы будем в подгруппах, и индивидуально. У вас на столах лежат листы, в них вы будете заносить свои оценки за правильность изложения материала, логику, за дополнения к ответам других подгрупп, за умение сотрудничать. Каждая подгруппа определяет лидера. Лидер корректирует работу группы, и подводит итоги. Для работы Вам предлагается раздаточный методический материал в виде опорного конспекта «Технология приготовления изделий из бисквитного теста» |
Приветствуют преподавателя, настраиваются на урок.
Да, мы готовы, это очень интересно. |
Слайд №2 |
2.Актуа-лизация знаний. |
10' |
Сегодня миру известно огромное количество сладостей: начиная от сахарного печенья и шоколадных пряников до изысканных тортов. Профессия кондитера всегда была уважаемой. В старину людей, претендующих на такое звание, обучали самым разным наукам. Среди них были архитектура, история искусства, рисунок, черчение, лепка. До обучения допускались люди, умеющие красиво рисовать и обладающие художественным вкусом. Художественный вкус, как качество личности – способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства. Художественный вкус можно развить практическими занятиями и изучением теоретических основ. Однако, не существует универсальных готовых приемов, как сделать красиво и гармонично. Для успешного развития чувства гармонии средствами рисунка, большое значение имеет обучение правилам композиции: гармоническому заполнению рисунком всей поверхности листа бумаги; композиционному ритму; выбору формата, расположения (вертикально, горизонтально); перспективы; законов цветоведения. Прежде чем оформить готовое пирожное кремом, мастикой или шоколадом, необходимо освоить данные приемы, используя бумагу и графические материалы. |
Смотрят презентацию, слушают преподавателя. |
Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 |
3 Поста-новка учебной задачи |
5' |
Вот, ребята, мы и подошли к теме нашего занятия. Какова тема нашего занятия? Откройте рабочие тетради, запишите дату и тему нашего урока. Как вы думаете, какова цель занятия? |
Тема: Рисование пирожных. Обучающиеся называют тему самостоятельно. Цель: сформировать навыки композиционного ритма; выбора формата, расположения; перспективы; законов цветоведения в процессе рисования пирожного. |
Слайд №7
|
4 Реализа-ция плана |
30' |
Задание Изобразите на листе бумаге любыми графическими материалами бисквитное нарезное пирожное «Фруктово-желейное». В настоящее время актуально использовать в качестве декоративной отделки желированные фрукты, на пример вишню, которая произрастает в Алтайском крае. Крем: ягодный на сливках. Пирожное – двухслойное. 1 этап. С помощью опорного конспекта изучите общую технологию приготовления данного пирожного и ответьте на ряд вопросов: 1подгруппа: определите форму пирожного и его пропорции, используя натуральный образец, плакат «Бисквитные пирожные» и материалы презентации 2подгруппа: определите цветовую гамму основных элементов пирожного: бисквитного теста, крема и отделочных полуфабрикатов 2 этап. Практическая работа. Рисование эскиза. Поиск характера пирожного. Компоновка в листе. 1.Рисовать начинаем с основы пирожного, размещения изображения на плоском формате бумаги, расположения изображения в пределах формата 2.Определение композиции, угла ухода в глубину. 3.Линейное построение общей массы пирожного. Работа над деталями. построением линейно-конструктивной основы. 3 этап. Выполнение живописного решения пирожного. Слегка прокладывают тени, что 4 этап. После этого идет более подробная трактовка формы тоном и цветом, выделяются и обобщаются самые существенные и выразительные элементы декоративной отделки пирожного. |
Работа в подгруппах.
Пирожное – это сложное целое с множеством свойств и проявлений, которые зависят от положения в пространстве, окружения и освещения. Поэтому в рисунке, необходимо учитывать как характерные особенности отдельных частей и их взаимодействие, так и форму в целом. Анализируя объемную форму, приходим к выводу о том, что это форма параллелепипеда.
Анализируя технология приготовления пирожного приходят к выводу, что бисквитное тесто в готовом виде имеет желто-коричневый цвет. Вишня из желе имеет ярко бордовый цвет, а крем выбирается каждым обучающимся индивидуально. Работа индивидуальная. Каждый обучающийся на своем рабочем месте начинает работать над изображением пирожного, используя любые графические материалы. |
Слайд №8 Слайд №9, приложение А Звучит мелодичная музыка Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 |
5. Подведение итогов. Выставка работ |
10' |
1) Какую тему мы с вами изучали? 2) Какую ставили цель? 3) Как вы считаете, тему мы раскрыли? 4) Какой вариант пирожного, по Вашему мнению, понравится нашим социальным партнерам и почему?
|
Отвечают на вопросы преподавателя устно. Лидер каждой подгруппы организует выставку работ с изображением пирожного. Участники подгруппы анализируют работы каждого обучающегося, выбирают вариант для конкурса, а лидер выставляет оценки. Преподаватель оценивает работу лидеров. Оценки заносятся в журнал. |
Слайд №13 Слайд №14, приложение Б, В |
6.Домашнее задание. |
5' |
Линейные наброски и зарисовки пирожного бисквитного, используя декоративный прием в виде животного (заяц, медведь, лиса) на А-3,А-4. |
Записывают домашнее задание |
|
7. Проведение рефлексии |
10' |
Ответьте на вопросы 1.Понравился ли Вам урок? 2.Интересно ли Вам было сотрудничать со мной и друг с другом на уроке? Изобразите акварелью свое отношение к данному уроку: Благодарю за сотрудничество! |
Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями. |
Слайд №15 Слайд №16 |
Список использованных источников
1. И.Н. Иванова. Рисование и лепка для кондитеров. /Москва Издательский центр «Академия»/. 2013.
2.Додрилл Д. Уроки рисования персонажей и традиционной анимации. / Пер. Р. Матвиенко. // www.aika.ru/texts/lesson1a.html
3.Работа с натурой: Уроки мастерства. Школа рисования. – М.: ТД «Мир книги», 2006.
4.Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С-Пб.; Питер, 2006.
5.Виноградова Г. Уроки рисования с натуры. – М.; 1980.
6.Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.; 1984.
Приложение А
БИСКВИТНЫЕ ПИРОЖНЫЕ. Технология приготовления.
Основой для приготовления бисквитных пирожных является бисквитный полуфабрикат, который должен быть пышным, пористым, без следов непромеса.
Бисквит представляет собой универсальную основу, которую используют в кулинарии для изготовления различной выпечки и десертов. Бисквит выделяется своей нежностью, воздушностью и пористостью консистенции Сочетая разнообразные отделочные полуфабрикаты с бисквитом, получают разнообразные бисквитные пирожные: бисквитно-кремовые, бисквитно-помадные, бисквитно-фруктовые. Однако такое подразделение не является строго определенным, так как одно пирожное вырабатывают с использованием двух и более разных отделочных полуфабрикатов.
Пирожное «Бисквитное» фруктово-желейное.
Ингредиенты: Бисквит, начинка фруктовая, вишня, желе, сироп для промочки.
Основной бисквит выпекают в капсулах. Пласт разрезают по горизонтали на две равные части, нижнюю немного промачивают сиропом и смазывают слоем фруктовой начинки. Второй пласт кладут корочкой вниз, промачивают и смазывают фруктовой начинкой. Тупой стороной ножа пласт расчерчивают на пирожные, украшают свежими или консервированными фруктами, цукатами и заливают незастывшим желе при температуре 60*С вначале немного, чтобы не испортить рисунок, а затем выливают все желе. Когда желе застынет, пласт разрезают на пирожные по намеченным ранее контурам горячим ножом.
Приложение Б
Лист оценивания
Критерии оценивания работы в группах.
Каждый из критериев оценивается max в 3 балла, по которым суммируется общая оценка.
9–8 баллов – оценка «5»;
7–6 баллов – оценка «4»;
5–4 баллов – оценка «3».
Фамилия, имя обучающегося |
Правильность изложения материала, логика |
Выбор формата, расположения; перспективы; законов цветоведения в процессе рисования пирожного.
|
Поведение в группе, умение сотрудничать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пластинина Галина Григорьевна
Зимирева Александра Михайловна
Сидорова Татьяна
Тверскова Светлана Александровна
Смирнова Татьяна Валерьевна
Зимирева Александра Михайловна
Любовь Витальевна