Методическая разработка урока на тему: «Зубчатые передачи»

3
0
Материал опубликован 1 June 2017
 

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБПОУ «Калиновский сельскохозяйственный техникум»

Методическая разработка

открытого урока

с применением технологии компьютерных демонстраций

на тему

«ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ»

Методическая проблема: повышение эффективности использования компьютерной техники и электронных средств обучения в учебном процессе

Дисциплины: ОП.02 «Техническая механика»

Автор: преподаватель

Черторыгина Т.В.

с. Калиновка

2017г.

Материал открытого урока содержит методику и необходимый дидактический материал для проведения открытого урока по технической механике с применением технологии компьютерных демонстраций на 2-ом курсе специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Представленный материал, созданный с использованием различных методов, предполагает разнообразие форм представления информации, что дает новые возможности для образовательного процесса.

Данный материал будет полезен преподавателям технической механики средних специальных учебных заведений.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Подготовительный этап

План урока

Структура урока

Методика проведения урока

Литература

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Компьютерные технологии, на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих студентов. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный учебник. Разумеется, что компьютерные технологии не могут полностью заменить, ни натуральный эксперимент, ни лабораторные работы, ни самого преподавателя, но использование их в разумных пределах и в хорошем сочетании дают более высокую оценку усвоения материала студентами. Современные мультимедийные компьютерные программы, возможности интернет – ресурсов, открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, дают возможность для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ, повышения эффективности развития познавательной самостоятельности, а также для творческого роста студентов.

Использование технологии компьютерных демонстраций на уроках технической механики выбрано мною, как одно из основных направлений для проведения творческих уроков, а также для проведения учебных исследований во внеурочное время.

Компьютерные демонстрации, как правило, проводятся непосредственно во время урока в кабинете технической механике с целью проиллюстрировать изучаемый материал. Демонстрации проводятся с помощью ноутбука и переносного мультимедийного проектора, проецируя изображение на большой настенный экран. Для демонстрации применяются несколько типов компьютерных материалов. В основном это краткие видеофильмы и анимации, электронные плакаты, фотографии и наглядные схематические рисунки. Компьютерная демонстрация рассматривается не как замена реального физического опыта, а как его дополнение.

Сценарий урока представляет собой фактически его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертёжи, рисунки, видеофрагменты, анимации, и используется на уроке с применением мультимедийного проектора. Если традиционная форма ведения урока заставляет преподавателя постоянно обращаться к мелу и доске, то использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Сценарий используются как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного и опросе, они, в основном, выполнены в виде мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации представляют собой набор страниц (слайдов), содержащих, как и гипертекстовые документы, текст, формулы, рисунки анимации, звуковые и видеофрагменты, сделаннные с использованием программы Power Point, входящей в пакет Microsoft Office.

Электронные презентации дают возможность преподавателю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени составить урок. Создавая презентацию, учитель на экран выносит основные технические понятия, формулы, выводы по данному уроку, рисунки, таблицы, схемы, видеофрагменты и демонстраций, необходимых для восприятия темы урока. В презентацию включены вопросы и задания на повторение и закрепление учебного материала, а так же осуществляется быстрый контроль за уровнем усвоения учебного материала.

Принцип наглядности – важнейший принцип преподавания. Компьютерная демонстрация наглядного материала позволяет подать его последовательно по мере рассказа учителя, не нарушая его логики

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подготовка преподавателя к уроку начинается задолго до начала урока. Готовясь к уроку, преподаватель должен прежде всего проанализировать материал урока, установить соответствует ли он требованиям программы, постараться обогатить материал темы новейшими данными, а для этого постоянно следить за новинками, достижениями в педагогической науке и новинками передового методического опыта и использовать их.

Для установления уровня знаний и восстановления в памяти студентов вопросов прошедшего урока были созданы и установлены на ноутбук:

тестовые задания в (Приложение 1);

вопросы и задания для актуализации знаний (Приложение 2);

мультимедийная презентация и электронные плакаты для изучения нового материала (Приложение 3);

учебный фильм «Виды зубчатых колёс и типы зубчатых передач»(Приложение 6)

мультимедийная презентация интерактивной игры «Вопрос-ответ» ( с гиперссылками) в программе Microsoft Power Point, дающая студентам самим выбирать ячейку с вопросом (Приложение 4 ).

Слайды с алгоритмом и решением задач (Приложение 5),

План урока

Дисциплина: ОП.02 Техническая механика

Специальность: 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА.

Тема урока: Зубчатые передачи

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок_с применением технологии компьютерных демонстраций

Метод урока: Исследовательский, проект.

Цели:

1) образовательная – сформировать у студентов понятия об устройстве, принципе работы, классификации и основных характеристиках зубчатого зацепления;

2) воспитательная – воспитывать познавательные мотивы поведения путем вовлечения в частично-поисковую деятельность;

3) развивающая – развитие логического мышления, технического кругозора, умения применять полученные знания в практической деятельности.

Методическая цель: повышение эффективности использования компьютерной техники и электронных средств обучения на учебном занятии.

Задачи:

Образовательные:

усвоение видов, свойств, характеристик зубчатых передач, понятия эвольвентный профиль,

Методы изготовления зубчатых колёс и их применения.

Воспитательные:

привитие обучающимся интереса к своей будущей профессии через изучение дисциплины материаловедение;

воспитание у обучающихся культуры профессионального общения.

Развивающие:

развитие навыков работы в группе и навыков взаимоконтроля; развитие компетентности будущего специалиста .

умения выступать и защищать свою точку зрения; развитие творческих способностей.

Формируемые компетенции.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности .

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат работы.

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей

Продолжительность урока: 90 мин.

Материально-техническое обеспечение урока: Ноутбук, экран, мультимедийная установка, разрезы редукторов, макеты зубчатых передач, стенд с зубчатыми передачами, тестовые задания, мультимедийная презентация в программе Мicrosoft Power Point, электронные плакаты, учебный фильм «Изготовление зубчатых колёс».

Междисциплинарные связи _Инженерная графика «Зубчатые передачи»; Материаловедение «Конструкционные материалы»; Устройство автомобилей, раздел «Трансмиссии».

ЛИТЕРАТУРА: Основная. Вереина Л.И.. Техническая механика: учебник для среднего профессионального образования / Л. И. Вереина, М. М. Краснов. – 5-е изд., стер . – М. : Академия, 2012. -352 с.

Дополнительная. Хруничева Т.В. Детали машин: учебное пособие. /Т.В. Хруничева. – М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2007. – 224 с.: (Профессионально образование)

Структурный план урока.

Структура урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

Общие компетенции

1

2

3

4

5

1. Организационный момент.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

Приветствуют преподавателя, дежурный сообщает об отсутствующих

   

2. Проверка домашнего задания. Тестирование. Презентация проектов.

.

Повторение и проверка знаний учащихся по теме «Ременные и фрикционные передачи» с помощью теста

Работают с тестами, результат сверяют с эталоном на экране. Ведут презентацию проектов.

Анализируют свою деятельность

Результаты тестирования и презентации проектов заносятся в таблицу учета результатов и выводятся на экран.

ОК 2.Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач.

ОК 3. Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

3. Актуализация и мотивация знаний.

Сообщает тему урока: «Зубчатые передачи» и основную цель. Подчеркивает значение этого урока. С помощью эвристической беседы ставит проблемный вопрос.

Слушают преподавателя.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Демонстрируются слайды медиолекции

ОК 1. Понимание сущности и социальную значимость своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

4. Изучение нового материала.

Знакомит с основными с устройством, принципами работы, классификацией и основными характеристиками зубчатого зацепления;

Демонстрирует учебный фильм.

Знакомит с алгоритмом решения задач по изучаемой теме.

Слушают преподавателя, отвечают на вопросы. Самостоятельно работают с источниками информации. Ведут взаимоконтроль самостоятельной деятельности. Капитаны делают вывод о проделанной работе.

Результаты оценки результатов заносятся в таблицу учета результатов и выводятся на экран.

ОК 2.Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.

ОК 3. Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях

ОК 4. Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессион. задач, профессионального и личностного развития.

.

5. Закрепление материала.

Предлагает обучающимся приступить к выполнению карточек заданий.

Просит представителей от команд пройти к доске для решения задач.

Обучающиеся выполняют карточки задании, результат сравнивают с эталоном на экране. Обучающиеся поочередно у доски решают задачи по алгоритму. Капитаны подводят итоги данного этапа урока.

При решении задач

обучающиеся могут

пользоваться памятками (приложение №4)

.

. ОК 2.Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.

ОК 3. Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях

ОК 4. Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессион. задач, профессионального и личностного развития

ОК 6. Работа в коллективе и в команде, эффективное общение.

6. Подведение итогов и результатов урока

Проводит анализ работы на уроке. Сообщает результаты.

Высказывают своё отношение к оценке результатов их работы на уроке.

Демонстрируются слайды медиолекции

ОК 2.Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.

ОК 3. Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

7. Рефлексия.

Преподаватель предлагает обучающимся оценить свое эмоциональное состояние на уроке и провести самоанализ своей работы.

Проводят самоанализ своей деятельности.

ОК 3. Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

ОК 6. Работа в коллективе и в команде, эффективное общение.

8. Домашнее задание.

Разъясняет порядок выполнения домашнего задания.

Слушают преподавателя, задают вопросы.

ОК 4. Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

План-конспект

1. Организационный момент (3-5 мин):

-приветствие,

-диалог с дежурным,

-сообщение темы урока, постановка задач урока.

2. Проверка домашнего задания Презентация проекта.

(15-20мин):

Методы: терминологический диктант, презентация.

Над блиц диктантами все учащиеся работают самостоятельно, затем на экран выводится бланк с правильными ответами, для самоконтроля.

Затем к доске поочередно вызываются члены команд для презентации своих проектов.

Для того чтобы сделать опрос не только контролирующим, но и обучающим вводится метод гласности результатов проверки. При затруднении командиры помогают своим командам, анализируют полученные результаты, делают вывод по каждому элементу проверки, результат заносится в общую таблицу.

3.Актуализация и мотивация знаний.

Активизация познавательного процесса. Постановка проблемного вопроса (4мин):

Методы: Монолог, эвристическая беседа.

- Можно ли ограничиться применением в машиностроении и ремонте автотранспортных средств только фрикционными и ременными передачами? Ответ обоснуйте.

- Какие виды передач вы знаете?

- Как вы думаете, какие самые распространенные механические передачи?

А где в автомобилях применяются зубчатые передачи?

- Вы затрудняетесь с ответом,а виды передач очень многообразны. Поэтому важность изучения этого вопроса очевидна

После этого преподаватель называет и проецирует на экран тему урока. Студенты записывают тему в тетрадях. Прежде чем поставить цель урока пере студентами, преподаватель предлагает им проследить связь данной темы с другими темами и дисциплинами, обращая внимание студентов на то, что процесс познания истины идет непрерывно, все больше развиваясь и совершенствуясь, что после изучения данной темы студенты должны приобрести не только новые знания, но и умения производить необходимые расчеты. После чего преподаватель демонстрирует алгоритм изучения общих сведений о зубчатых передачах и объясняет (ставит) цель урока: сегодня на уроке мы должны знать:

классификацию зубчатых передач;

область применения зубчатых передач;

основы теории зубчатого зацепления;

геометрические параметры зубчатых колес.

После этого преподаватель переходит к объяснению нового материала.

.

4. Изучение нового материала (35 мин):

Методы: Словесные методы, поиск главного, самостоятельная работа, прблемно-поисковый, соревновательный, самооценка, взаимоконтроль.

Запишите в конспект следующее:

Тема: Зубчатые передачи.

План.

1. Характеристика зубчатых передач.

2. Эвольвентный профиль.

3. Методы изготовления зубчатых колёс.

.

Изложение нового материала

Изучение нового материала – основной этап данного урока, поэтому на него отводится возможно большее количество времени, так как на данном

этапе реализуется несколько целей урока, следовательно применяются разные приемы и методы.

Изложение нового материала проводится форме презентации Microsoft PowerPoint, а также с демонстрацией разрезов и макетов редукторов, стендов с зубчатыми колёсами. В конце изучения нового материала демонстрировался учебный фильм «Типы зубчатых передач» (Приложение 6). Обучающиеся всегда положительно относятся к демонстрации кинофильмов. После просмотра фильма необходима заключительная работа - проверка, обсуждение, выводы или обобщение по увиденному и сказанному. Во время просмотра фильма надо следить за реакцией ребят, привлекая их внимание к сложным вопросам, понятиям, новым терминам.

Фрагменты учебного фильма «Изготовление зубчатых колёс »


 

Использование в наше время технических средств обучения как раз способствует активизации познавательного интереса, повышает наглядность обучения, развивает мышление и самостоятельность студентов, способствует формированию ключевых и профессиональных компетенций.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

На данном этапе углубляются и закрепляются знания об общих сведениях о зубчатых передачах.. Оценка ответов студентов должна быть краткой: «хорошо», «правильно», «молодцы». При необходимости дается правильная формулировка или пояснения. Также на данном этапе закрепляются: умение студентов определять основные геометрические параметры зубчатых колес.

При решении задач студентам разрешается (рекомендуется) пользоваться мини-лекцией. Преподаватель постоянно наблюдает за работой студентов, помогая им советом или одобрением. Алгоритм задач и их решение демонстрируется на экране (Приложение 5).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Подведение итогов урока.

Подведение итогов урока –это анализ познавательной деятельности студентов и оценка её результатов. Отмечается активность всей группы, так и отдельных студентов. Всем студентам выставляются положительные отметки. К анализу результатов работы привлекаются студенты, это вызывает у них положительные эмоции и способствует стимулированию познавательной деятельности.

Задание на дом

Преподаватель объясняет задание на дом, проецируя его на экран

1.Вереина Л.И. Техническая механика: учебник для среднего профессионального образования / Л. И. Вереина, М. М. Краснов. – 5-е изд., стер . – М. : Академия, 2012. с.

2. Файл «Основные сведения о зубчатых передачах» на

www.dnevnik.ru

ЛИТЕРАТУРА

Акулова А.Я. Активизация творческой деятельности и развития познавательного интереса студентов при изучении дисциплины «Техническая механика». Метод. пособие. – М.: УМЦ СПО, 2002.

Вереина Л.И.. Техническая механика: учебник для сред. проф. образования / Л. И. Вереина, М. М. Краснов . – 5-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2012 . – 352 с

http://www.cross-kpk.ru/ims/02708/OTM/kontr/Kontr2/Kontr2.html -электронный учебник по технической механике

Приложение №1

БЛИЦ-ДИКТАНТ

1. Передача - устройство, предназначенное для передачи

энергии из одной точки пространства в другую, расположенную на некотором расстоянии от первой

2 . Ременная передача – это механизм, предназначенный для передачи вращательного движения посредством фрикционного взаимодействия или зубчатого зацепления замкнутой гибкой связи – ремня с жесткими звеньями – шкивами, закрепленными на входном и выходном валах механизма.

3. Механизм - искусственно созданная система материальных тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемое (необходимое) движение других тел.

4. Деталь - наименьшая неделимая (не разбираемая) часть машины, агрегата, механизма, прибора, узла.

 

5 Машина - механическое устройство, выполняющее движения с целью преобразования энергии, материалов или информации.

 

Приложение №1

БЛИЦ-ДИКТАНТ

1. Передача -устройство,…………………………………………………

…………..………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

2 . Ременная передача – это механизм, предназначенный…………………………………………………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………………

3. Механизм……………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Деталь ……………………………………………………………….

……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5 Машина …………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Приложение №2

Критерии оценивания конспектов

Важность и ценность информации.

Последовательность и логичность изложения.

Выделение главного, аккуратность записей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.