12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Голяева Анна Валерьевна46

План-конспект урока по Истории Древнего Мира

«Восстание Спартака»

Целевая установка урока:

Образовательная:

Воспитательная: сформировать у учащихся представление о рабстве как об одном из грубейших прав человека

Развивающая:

Методическое оборудование:

Тип урока: комбинированный

 

Ход урока:

I. Организационный момент

Деятельность учителя: Приветствие

Деятельность учащихся: Молча приветствуют учителя

II. Актуализация знаний учащихся по теме «Земельный закон братьев Гракхов»

1. Тест (2-3 человека) Приложение №1

2. Фронтальный опрос:

1) Почему разорение земледельцев тревожило Тиберия Гракха?

2) Какой закон предложил трибун Тиберий Грахк?

3) ! Почему сенаторы сопротивлялись принятию Земельного закона?

4) Расскажите, о гибели Тиберия Гракха.

5)  Продолжил ли Гай Гракх дело брата?

Примерные ответы учащихся:

    1) Однажды Тиберий проезжал по Италии. Он был поражён тем, что нигде не видел свободных земледельцев: пахари и пастухи были сплошь рабами из чужих краёв. Тиберий встревожился, он понимал, сколь опасно скопление массы невольников, всегда неверных по отношению к своим господам. К тому же разорение земледельцев ослабляло военное могущество Рима: ведь в армию не брали неимущих.

   2) Земельный закон (133 году до н. э.). Ни одна семья не должна пользоваться более чем тысячью югеров (250 гектаров) государственной земли. Излишки земли следует отобрать и небольшими участками без права их продажи раздать бедным гражданам.

   3) Против принятия законопроекта выступили члены сената, так как они были богатыми людьми и имели большие участки земли, а делиться они не хотели.

   4) Богачи, стремясь опорочить Тиберия, говорили, что его цель не благо бедняков, а смута и захват власти. Когда Тиберий хотел быть избранным на новый срок трибуном., ему сообщили, что рядом в храме собрался сенат: «Там замышляют над тобой расправу!» Тиберий коснулся головы рукой, давая окружающим понять, что жизнь его в опасности. Но враги подумали, что Тиберий потребовал царскую корону. С этим лживым обвинением они помчались в сенат. Сенаторы сразу выбежали на площадь. Все расступались. А они, вооружившись ножками разломанных скамей, сопровождаемые слугами с дубинами в руках, шли прямо на Тиберия.. В тот день были зверски убиты более трёхсот граждан. Погиб и сам Тиберий Гракх.

   5)    Да, Гай Гракх продолжает дело брата. Спустя девять лет после гибели Тиберия его брат Гай Гракх был избран трибуном. Он продолжил передел земли. Тысячи земледельцев получили участки. Но богачи возненавидели его за это. И Сенат ввёл в Рим военные отряды. Погибли три тысячи сторонников Гая Гракха. Не желая сдаться врагам, он кончил жизнь самоубийством.

 (Да, и спустя несколько лет был отменён запрет на продажу земельных участков. Богачи снова стали скупать землю у бедняков. Разорение земледельцев Италии продолжалось.)

 

III. Вывод по предыдущей теме урока «Земельный закон братьев Гракхов.

Таким образом, мы с вами узнали, каким было положение рабов в Риме, как жили простые земледельцы. Рабов становилось все больше и больше. Недовольство и ненависть их к рабовладельцам росли.

 

IV. Переход к новой теме урока «Восстание Спартака»

Коммуникативная атака: ребус

   

V. Новая тема «Восстание Спартака»

План:

1. Причины восстания

2. Героическая личность Спартака

3. Ход восстания

 а) Побег гладиаторов из Капуи

 б) Восставшие на Везувии

 в) Поход восставших к Альпам

 г) Победа у реки По

 д) Разгром армии Спартака

 4. Итоги восстания

 

На доске: тема урока, новые слова: г. Капуя, Везувий, Галлия, Лукулл, Фракия, Помпей,

 

Наш главная задача на сегодня назвать причины, рассмотреть ход событий, и подведя итоги восстания, ответить на вопрос: ПЗ: Почему началось восстание Спартака?    ППЗ: Сравните, как изменилось положение рабов после восстания Спартака?

 

VI. Причины восстания

- Тема нашего сегодняшнего урока «Восстание Спартака». И первым делом мы должны обозначить, что же такое восстание: Восстание – это  

 

Плутарх. Марк Красс, 8-11

.. .Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами.

Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, боль­шинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие не­справедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, кото­рые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был Спартак.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 211-212.

Беседа по вопросам к документу:

 -Почему началось восстание рабов в городе Капуе? (Недоволь­ство рабов, попавших в школу гладиаторов, тем, что их на­сильно сюда привезли и начали обучать военному делу. Кроме того, несправедливость хозяина по отношению к ним.)

-Сколько рабов собиралось бежать из школы? (200 рабов, но сбежали только 78.)

-Чем были вооружены восставшие рабы? (Кухонными ножами, вертелами.)

-Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы? (Пред­водителей было выбрано 3 человека, но первым из них был Спартак.)

 

Таким образом, мы делаем вывод, что причинами восстания были Скопление массы рабов в Италии, тяжелое положение рабов, стремление к свободе, У рабов не было никаких прав, к ним относились, как к вещам. Рабы трудились на рудниках, каменоломнях, в шахтах. За свой труд они получали жалкие объедки, только, чтобы не умереть с голоду. Раба ждало беспросветное будущее – по любой прихоти хозяина его могли замучить, покалечить или убит.

 

   Некоторые из рабов понимали, что только они сами могут освободить себя. Вся накопившаяся ненависть вылилась в бурное восстание рабов.

 

VI. Героическая личность Спартака

 - Но что же это был за человек, сумевший поднять рабов на борьбу и навеки оставшийся в памяти народа?

  • Доклад

«…Спартак, фракиец, происходивший из племени медов, — человек, не только отличавшийся выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера стоявший выше своего положения и вообще более походивший на эллина, чем можно было ожидать от человека его племени».

(Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Красс. 8.)

 

О биографии Спартака известно очень немногое. Родился Спартак около 120 года до н. э. во Фракии (нынешняя Болгария). Фракийцы слыли людьми воинственными. Они не только вели бесконечные межплеменные войны, но и поставляли наемников в армии других государств. В восемнадцать лет он уже служил в римской армии, во вспомогательных фракийских частях. Римская армия на то время не знала себе равных, и Спартак имел возможность познакомиться с ее организацией, практикой ведения военных действий, сильными и слабыми сторонами. Он мог бы постепенно добиться высокого положения в римской армии, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и встал на защиту своей родины. В одном из сражений его, раненного, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе.

 

  В гладиаторской школе Спартака обучали искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. За шесть лет подготовки в гладиаторской школе Спартак со своим хозяином объехал почти все города Италии, где принял участие более чем в ста сражениях, ни разу не получив серьезной раны. Своей силой и храбростью он настолько превосходил своих противников, что слава о непобедимом фракийце гремела по всем циркам Италии.

 

В 76 году до н. э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Хозяин школы гордился своим выдающимся учеником, считался с его мнением и во всем ему доверял. Спартак развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном фракийцы, галлы и германцы, считавшие, что лучше пойти на крайний риск ради свободы, чем рисковать своею жизнью на арене для потехи зрителей.

 

VII. Ход восстания: а) Побег гладиаторов из Капуи

   Итак, восстание началось в 74 году до нашей эры.

   Мы с вами выяснили, что в гладиаторской школе города Капуи возник заговор. Во главе его стоял Спартак. Он подговорил рабов бежать, завладев кухонными ножами, напали на охрану и вырвались на свободу. Беглецы сразу же покинули многолюдную Капую. И лагерь они утроили на вершине вулкана Везувий.

 - Работа с картой

 

б) Восставшие на Везувии

(Работа с учебником) Откройте стр. 247 (1 пункт параграфа) и ответьте на вопрос  как обхитрил Спартак римлян? Спартак осуществил неслыханный по дерзости план. По лестницам, сплетённым из виноградных лоз, рабы с огромной высоты спустились по скалам вниз, обошли римлян с тыла и обратили их в бегство.

  • Видеофрагмент (5 сек)

 

Таким образом, Первый успех воодушевил восставших: они не вернулись на Везувий, а стали громить имения Южной Италии, освобождая рабов

 

Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 247– 248 п.2.

Ответьте на вопросы:

- Куда направил восставших Спартак после того, как они выдержали бой у подножия Везувия? (На юг страны.)

- Какая задача стояла перед Спартаком? (Под началом Спартака оказались уже десятки тысяч галлов, германцев, фракийцев, греков. Из этой массы людей, говоривших на разных языках и не приученных к дисциплине, необходимо было создать боеспособную армию)

- По какому образцу организовал Спартак свое войско? Из каких частей состояло войско Спартака? (как у римлян: укреплённый лагерь, тяжеловооружённая пехота, разведка. Когда же рабы захватили табуны лошадей, то удалось создать и конницу)

 

  • Таким образом,è схема

Создание армии Спартака

 

Устройство армии

 

Обучение гладиаторами остальных рабов военному искусству

Заимствование у римлян укреплённого лагеря, тяжеловооруженной пехоты, разведки

Создание собственной конницы после захвата достаточного количества лошадей

Налаживание производства оружия

 

в) Поход восставших к Альпам

 - Работа с картой

  • Работа с учебником. (3 пункт)

Вопросы: 1) Почему сенат отправил на борьбу с повстанцами обоих консулов? Что это значит? (Сенат отправил против восставших, как на одну из труднейших войн, обоих консулов разом)

  •                  2) Почему Спартак повел свое войско к Альпам? (Он понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, он хотел перейти горы и дать свободу своим воинам.)
  • Рассказ учителя с использованием карты

Он повёл своё войско к Альпам, рассчитывая перейти через горы и дать каждому возможность вернуться домой. Однако часть рабов, не оценив опасности, пожелала остаться в Италии.

С этого момента восставшие были уже были обречены на поражение.

- Почему? (Разобщенность, неорганизованность, отсутствие единого плана действий - одна из причин поражения рабов).

Воспользовавшись этим, римляне напали на отделившийся от Спартака тридцатитысячный отряд и уничтожили его.

Воспользовавшись этим, римляне напали на отделившийся от Спартака тридцатитысячный отряд и уничтожили его. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар. Растянувшиеся по дороге римляне не ожидали нападения и были разгромлены. Затем Спартак устремился вперёд и заставил бежать другое консульское войско.

+ иллюстрация

г) Победа у реки По

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Войска восставших пересекли в обратном направлении Италию и подошли к проливу, отделяющему её от Сицилии. Туда-то и намеревался попасть Спартак, чтобы поднять восстание сицилийских рабов и вместе с ними сокрушить могущество Рима. В проливе Спартак увидел пиратов. За золото они готовы были предоставить суда для переправы на Сицилию.

 

  • карта + иллюстрация

          д) Разгром армии Спартака

 Новый план Спартака – на остров Сицилию. Там множество рабов: мы нуждаемся в людях, в оружии и продовольствии. Лишь пополнив армию, мы двинемся на Рим.

  • (работа с учебником)  - Удалось Спартаку осуществить свой план? (стр. 249-250 п. 4) (Нет)

 

Римский сенат полностью осознал опасность И принял чрезвычайные меры: НА ПОМОЩЬ Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл. (ИЛЛЮСТРАЦИИ)

 

Спартак не хотел дать полководцам объединиться. Он хорошо знал, что регулярное римское войско сильнее, и он дал решающее сражение в г. Апулии в 71 г. до н.э.

 - Работа с картой

 

  • Работа с историческим материалом (читает ученик)

«Спартак был раyен в бедро дротиком: опустившись на колено и выставив вперёд щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с большим числом окружавших его. Остальное войско изрублено в полном беспорядке. Спартак, храбро бившийся в первом ряду, пал как полководец» (Аппиан. Гражданские войны)

 

 

4. Итоги восстания

Восстание было жестоко подавлено. 6 тысяч оставшихся рабов в живых были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима).

     -Итак, каковы же были причины поражения?

      Ответы:

      а)             Войско Спартака уступало по своей организации регуляр­ной армии римлян. Преимущество римлян в численности войск и вооружении.

      б)             У Спартака не было четкого плана действий.

      в)              Восставших обманули пираты.

 

-  Давайте вспомним вопрос, который был задан в начале урока:

 

ПЗ: Почему началось восстание Спартака?

ППЗ: Сравните, как изменилось положение рабов после восстания Спартака?

 

А сейчас в форме игры ― «Да/нет», закрепим полученные знания.

      1. Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да – нет.)
      2. Спартак был родом из Африки? (Да – нет.)
      3. По мнению историков, Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да – нет.)
      4. Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да – нет.)
      5. Последний бой Спартака произошел в Апулии в 71г. до н.э.? (Да – нет.)

Ответы: 1. Да, 2.Нет, 3. Да, 4. Нет, 5. Да

 

Вывод по новой теме: Мы узнали сегодня об одном из самых крупных восстаний в Древнем Мире, которое всколыхнуло Римскую республику. Мы узнали о выдающейся личности – гладиаторе Спартаке. Он обладал сильным характером, выдающимся умом и был прекрасным воином. Пример его отваги, борьбы за свободу во все времена вдохновляли поэтов, композиторов. Узнали как была устроена армия Спартака. Полностью разобрали ход восстания и выяснили итоги восстания.

 

  • Рефлексия

У вас на партах лежат разноцветные смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. 

 

ДЗ: 1. Читать параграф 51, стр. 246-251, пересказывать.

       Задание по выбору: Составить рассказ от имени гладиатора: а) о бегстве из Капуи;

Для любознательных: На боевое знамя своих легионов Спартак поместил бронзовое изображение кошки. Предположите, почему?

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Голяева Анна Валерьевна, 06.06.21 в 16:45 0Ответить Пожаловаться
Надежда Михайловна, работа представлена выше.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.