Методическая разработка урока окружающего мира «Полезные ископаемые»
Методическая разработка урока окружающего мира
«Полезные ископаемые»
Автор | Черепанцева Людмила Юрьевна |
Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» г.Северодвинск, Архангельская обл., учитель |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 3 класс |
Название материала | Урок «Полезные ископаемые» |
Вид ресурса | Урок общеметодологической направленности с использованием методов и приёмов кейс-технологии и современных педагогических практик «кроссенс», «диспут». |
Цель авторского материала | Ознакомление с опытом создания условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков создания монологического высказывания на основе анализа информации в образовательной области «Окружающий мир». |
Данная методическая разработка раскрывает возможные направления использования современных образовательных практик при организации образовательной деятельности с детьми.
Кроссенс, интеллект-карта, кейс, проектные задачи, лэпбук, «облако слов», квест появляются в арсенале педагога и играют важную роль в организации обучения как одарённых детей, так и обучающихся с ОВЗ. Выбор обусловлен необходимостью принятия новых форматов обучения. Личностно-ориентированный подход реализуется в организации условий для формирования активного анализа предлагаемых ситуаций, развития комплекса практических навыков и коммуникативной культуры. Работа с информацией, осмысление значения деталей, принятие решений, слушание и понимание других, создание устного и письменного монолога – это лишь те немногие трудности, которые испытывает современный школьник. Помочь ему – задача педагога.
Применение кейс-технологии требует от учителя большой теоретической и практической подготовки, но результат того стоит, ведь познавательная активность и познавательная самостоятельность – качества, характеризующие интеллектуальные способности человека – проявляются и развиваются только в деятельности. Чем привлекателен кейс? Он интегрирует в себе технологии проблемного обучения: группа работает на едином проблемном поле, где процесс изучения имитирует механизм принятия решения в жизни. Он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы. Он учит аргументировать свое мнение и выслушивать мнение других.
Приведу пример обучающего практического кейса в рамках изучения образовательной области «Окружающий мир». Замечу, что урок является рабочим, не открытым.
Цель урока
Создание условий для изучения образцов полезных ископаемых и раскрытия их роли в деятельности человека.
Задачи
Освоение обучающимися сведений о разнообразии полезных ископаемых и некоторых их свойствах, способах их добычи.
Обучение анализу и сортировке информации, выделению ключевых проблем и поиска их решения.
Сосредоточение внимания обучающихся на возможности обработки информации в различных формах: схемах, таблицах, кластерах.
Привитие эстетического вкуса, стремления точно выражать свою позицию.
Воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Оборудование
Раздаточный материал, учебник «Окружающий мир» 3 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий М. – «Просвещение», 2013г., образцы полезных ископаемых, материалы кейса, облако слов, иллюстративный фотоматериал, таблица для вынесения данных, образец речевого клише-высказывания, иллюстративный матиериал «Условные знаки полезных ископаемых», кластер, флип-чарт.
Тип урока
Интегрированный
Продолжительность
45 минут
Ход урока
Приёмы и методы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный этап | ||
Организация среды обучения (деление на рабочие группы), позитивный настрой учителя и обучающихся. | ||
2. Постановка цели и задач урока Мотивация учебной деятельности | ||
Приём «Нестандартный вход в урок» Кроссенс «Полезные ископаемые» (Приложение 1) | Перед вами слова «ЭКОНОМИКА», «ТРУД», «ЗАДАЧА» «СТРАНА». Можно ли считать, что между ними есть взаимосвязь? Вспомним, какие бывают задачи? (математические, шахматные, боевые…) В жизни встречаются разные задачи и пути их решения различны. Мы вернёмся к этому слову в конце урока. А перед вами первая задача. | Высказывают предположения (например, экономика страны связана с трудом людей). Вызывает трудность определить взаимосвязь со словом «задача». Возможное объяснение: |
3. Актуализация знаний | ||
Приём «Рюкзак идей и понятий» (основан на актуализации имеющегося опыта) | Вспомним, что мы знаем о полезных ископаемых. Используя информацию кроссенса, подумаем, почему возникло такое название? Сверьте ваши знания с «облаком слов» (Приложение 3) | Обучающиеся оформляют речевые высказывания: Полезные ископаемые – это сокровища земли, необходимые людям. В нашей стране добывают уголь, нефть, гранит, известняк… |
4. Первичное ознакомление | ||
Приём «Вопросительные слова» | Используя таблицу вопросов и терминов, подумайте, какие проблемы могут возникнуть перед нами? Какие? С какой целью? Какая взаимосвязь? | Обучающиеся формулируют вопросы: На какие группы можно разделить полезные ископаемые? Где их добывают? С какой целью используют? |
Приём «Генератор-критик» | Чтобы ответить на последний вопрос, 2 ученика будут представлять интересы ПРИРОДЫ и ЧЕЛОВЕКА. Ваша задача: | 2 учащихся занимают отдельное место, анализируют иллюстративный фотоматериал (Приложение 4), обсуждают выступления обучающихся, записывая свои предложения. |
5. Систематизация знаний и умений | ||
Ознакомление с текстом кейса | Итак, а мы познакомимся с профессией геолога. Перед вами 3 ситуации: Анализируя информацию, представленную в материалах кейса, вы должны решить задачу: подобрать нужные полезные ископаемые, оформить выбор в кластере, проанализировать выбранные образцы и записать в таблицу. (Приложение 6). Сделать вывод, поделиться им с другими ребятами. | Обучающиеся разбирают кейсы. |
Организация обсуждения кейса | Организуйте работу в команде: | Обучающиеся распределяют роли и приступают к работе: разрабатывают варианты решений, слушают друг друга, участвуют в принятии решений. (Приложение 9) |
6. Применение знаний и умений в новой ситуации | ||
Публичное выступление и диспут При ответе обучающиеся пользуются образцом речевого клише-высказывания. Это авторский приём, применение которого обусловлено необходимостью формирования навыков правильного устного монологического высказывания. (Приложение 7) | Выслушаем и обсудим доклады групп. Принимаются вопросы и дополнения по теме всех участников. На основе выступлений составим общий кластер и проиллюстрируем его условными знаками полезных ископаемых (Приложение 8) | Обучающиеся выступают и обсуждают выводы. По мере обсуждения заполняют кластер. |
Обобщение результатов работы (диспут) | Диспут «Экономика и экологическая безопасность деятельности человека» Выслушаем ПРИРОДУ и ЧЕЛОВЕКА, подумаем – какая наша главная задача? | Ученики выступают. (Приложение 11) Делают вывод: Наша главная задача –помнить, что экономика страны зависит от правильного и бережного использования полезных ископаемых. |
6. Обратная связь: рефлексия, само-и взаимооценка. | ||
Флип-чарт (Приложение 12) |
Приложение 1
Кроссенс «Полезные ископаемые»
Приложение 3
Погружение в тему на уроке русского языка
QR-код создан на платформе http://qrcoder.ru/
Приложение 3
Облако слов «Природные ископаемые»
Приложение 4
Иллюстративный фотоматериал
Приложение 5
Кейс «Строительные ископаемые»
Кейс «Горючие ископаемые»
Кейс «Рудные ископаемые»
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Флип-чарт
Материал, представленный в работе, авторский.
Язенина Ольга Анатольевна
Черепанцева Людмила Юрьевна
Язенина Ольга Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Фалина Ирина Валериевна