Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе «Золотое кольцо России»
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе
Тема урока: «Золотое кольцо России» УМК "Школа России" Дарьещенкова Ольга Александровна учитель начальных классов МБОУ «Баскаковская средняя школа» |
Цели урока: Образовательная: - сформировать представление у обучающихся о Золотом кольце России, какие города входят в него. |
Развивающая:
- способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;
- развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;
- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;
- формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.
Тип урока: первичное предъявление новых знаний
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии с изображением городов Золотого кольца (маленькие фотографии лежат на партах, а большие фотографии прикреплены к доске), конверты разного цвета с заданиями, маршрутные листы, листки для заметок, веер, чемоданчик, воздушный шарик.
Планируемые результаты
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.
Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».
Метапредметные
Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.
Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.
Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Используемые на уроке современные педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),
- ИКТ,
- проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),
- игровая технология.
Методы обучения:
- частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;
- объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);
- репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);
- беседа, диалоговое взаимодействие;
- практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).
Организационные формы урока: фронтальная, групповая (класс разделён на группы по 5-6 человек)
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап урока
1. Положительный настрой на урок
- Здравствуйте, ребята.
- Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения.
Руки – на месте.
Ноги – на месте.
Локти – у края.
Спинка – прямая.
2. Актуализация знаний
- Ребята, а кто из вас был внимательным и заметил, с чем я вошла в класс?
(В класс учитель входит с небольшим чемоданчиком и воздушным шариком)
- А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемоданчик?
(Обучающиеся отвечают, чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать)
Путешествовать – карточку со словом прикрепить на доску
- А зачем люди путешествуют?
- А на чём можно отправиться в путешествие?
3. Самоопределение к деятельности
- Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике?
- Что я держу в руках? (Показать проволоку)
- А что можно с ней сделать? (Дать проволоку каждой группе обучающихся)
- Ребята, а что я сделала из проволоки? (Показать окружность)
- На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики)
- Окружность – это что… ( Геометрическая фигура)
- Как ещё можно сказать, что это? (Это кольцо)
Кольцо – карточку со словом прикрепить на доску
- А что такое кольцо? (Это окружность, круглая рамка. Украшение, символ единства, сближения)
- Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…)
- Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)
- А когда употребляем это слово в переносном значении?
Золотое – карточку со словом прикрепить на доску
- Составьте с данными словами предложение.
- Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)
- Предположите, где находится Золотое кольцо? (В России)
Россия – карточку со словом прикрепить на доску
- Назовите тему урока.
Золотое кольцо России – карточку с темой урока прикрепить на доску
- Какова цель нашего путешествия?
(Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства)
Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал» - карточки прикреплены на доске обратной стороной
- Что вы знаете по этой теме? (Открыть первую карточку «Знаю»)
- Что хотите узнать? (Открыть вторую карточку «Хочу узнать»)
- На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ? (Почему Золотое кольцо?)
- На каком транспорте мы отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться красотой городов с высоты птичьего полёта? (Обучающиеся перечисляют виды транспорта)
- Вспомните, с чем ещё я вошла к вам в класс? (Показать воздушный шарик)
- Так на чём мы отправимся в путешествие? (На воздушном шаре)
- Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)
- А что ещё может лежать в чемоданчике, если мы с вами отправляемся путешествовать? (Обучающиеся называют предметы)
Достать из чемоданчика карту (Приложение 1)
- Зачем нам нужна карта? (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)
Карту прикрепить на доску (большая)
II. Операционно-исполнительский этап урока
1. Начало путешествия
- Для вас в чемоданчике припасены и маршрутные листы, и листы для заметок, с которыми мы будем работать на протяжении всего нашего виртуального путешествия. Распределите обязанности в группе: кто пишет в листках для заметок, кто отмечает места, где мы побываем в маршрутных листах, кто фотографирует (Приложение 2, 3)
- Путешествие начинаем из сердца нашей Родины. Откуда? (Из Москвы)
Слайд 2 (Презентация «Золотое кольцо России»)
- Где мы находимся? (Мы находимся на Красной площади)
- Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа – храм Василия Блаженного
- Сделаем фотографию на память. Достаньте свои фотоаппараты. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик») (Приложение 4)
- Отметьте пункт отправления на маршрутных листах. (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
- Фотографию на память в маршрутный лист и в чемоданчик (Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
- Что мы напишем в листок путешествия? Какие эмоции вы испытываете? (Ответы обучающихся)
- Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы летим на воздушном шаре, который мгновенно будет переносить нас из города в город.
2. Сергиев Посад
Слайд 3
- Из Москвы мы отправляемся на северо-восток, в какой город? (Сергиев Посад)
- Найдите на карте этот город, отметьте флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
Работа в группах. На столах лежат конверты с карточками
- Открываем голубой конверт, читаем текст и составляем вопросы по тексту для других групп.
Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в ХІV веке. Слава Преподобного Сергия Радонежского и основанного им монастыря влекли богомольцев. Постепенно вблизи стен монастыря стали селиться и крестьяне. Поэтому город так и называется Сергиев Посад, а монастырь – Троице-Сергиева лавра, значит, главный, самый важный монастырь России.
- Проверяем, как вы выполнили задание. (Каждая группа задаёт вопрос)
- Вам захотелось погулять по территории Троице-Сергиевой лавры?
- Мне, ребята, тоже. Особенно зайти в Успенский собор. Это пятиглавая церковь находится в центре лавры. Посмотрите, какая красота!
- Сделаем фотографию на память и поместим в маршрутный лист. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
- Поработайте с листком путешествия для заметок. Что вы запишите? (Ответы обучающихся)
3. Ростов
Слайд 4
- Отправляемся дальше в город … (Ростов)
- Посмотрите, ребята, а мы здесь не одни. Кто-то ещё любуется достопримечательностями Ростова. Поприветствуем их. (Все машут рукой)
- Отметьте город в маршрутном листе. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
- Ростов – один из самых древних городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро. Что мы видим за его белыми стенами?
- Правильно, видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из 13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по особенному.
- Вы хотите послушать знаменитый звон Ростовских колоколов?
- Слушайте внимательно. Потом вы мне скажите, какие ощущения вызвал у вас колокольный звон. Постарайтесь понять, где звучит самый большой колокол.
Слайд 4
Звучит Ростовский колокольный звон
- Так, когда звучал 32 тонный колокол?
- Какие ощущения вызвал у вас колокольный звон?
- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик.
(Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
- Что вам запомнилось о городе Ростове? Какие эмоции вы испытали, побывав в городе Ростов? Запишите в листок для заметок
- Пора отправляться нам дальше.
4. Физкультминутка
Вдруг 3 класс внезапно ожил.
Посмотрел он вправо, влево.
К солнцу руки протянул.
И друзьям во след махнул.
(Помахали другому, улетающему воздушному шару)
5. Ярославль
Слайд 5
- Внизу мы видим, какой город? (Ярославль)
- Отметьте флажком этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
- Ярославль – древнейший город Золотого Кольца России, один из красивейших городов Поволжья. Он был основан князем – Ярославом Мудрым.
- Кто уже догадался, что будет являться одним из украшений города Ярославля? Покажите. (Обучающиеся называют Церковь Ильи Пророка)
- Трудно не заметить в центре города Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами.
- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
- Давайте запишем в листки путешествий, что мы узнали о городе Ярославле и какие эмоции испытали.
7. Кострома
Слайд 6
- Посмотрите, над каким городом мы пролетаем?
- В состав Золотого кольца России входит также и Кострома.
- Отметьте этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
- Возьмите розовый конверт. Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова.
Если посмотреть на город сверху, можно заметить, что улицы расположены в виде –__________. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой ______. Вот город и сделали таким необычным.
- Какая существует легенда о городе Костроме?
Раскрыть веер
- Вам захотелось побродить по улицам города?
- Посмотрите, ребята, внизу мы видим Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.
- Вам нравится он?
- Что привлекло ваше внимание?
- Это один самый значимый из памятников Костромы. Монастырь охранял от врагов подступы к городу.
- Скорей делайте фотографию на память, пока ветер не унёс наш шар. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
- Делаем заметки.
9. Владимир
Слайд 7
- Ребята, наше путешествие, наверное, завершилось?
- Над каким городом мы ещё не пролетали? Посмотрите на маршрутный лист.
- Отметьте его в маршрутном листе флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
- Это ещё одна жемчужина Золотого кольца. Его основал князь Владимир Мономах.
- Осмотритесь вокруг. Что вы видите?
- Завораживает величественная красота города, островерхие терема. Его древние храмы являются истинным украшением города.
Слайд 8
- Вот величественный Успенский собор, который находится на высоком берегу реки Клязьма в центре города, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.
- Возьмите зелёный конверт.
- Прочитайте предложение. Найдите и подчеркните в нём ошибку, не соответствие действительности.
Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Волга.
Учитель подходит к каждой группе. Дети шепнут учителю на ушко о найденной ошибке.
- Молодцы, все с заданием справились. Почему? Какие вы путешественники?
- Прочитайте правильно предложение.
- Так как нужно путешествовать?
- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
10. Закрепление изученного материала
Слайд 9
- Наше путешествие заканчивается там, где оно начиналось. Где?
- Как доказать, на что похож маршрут нашего путешествия?
Соедините красным маркером города, над которыми мы пролетали
- Так как расположены города?
- Назовите города нашего маршрута.
Слайд10
- Все города, соединяясь дорогами, вы правильно заметили, расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы.
- Мы побывали в некоторых древних городах Золотого кольца. В маршрут входят и другие города Переславль-Залесский, Иваново, Суздаль и близлежащие города: Муром, Углич, Плёс и другие.
- Вы продолжите знакомство с ними на следующих уроках.
III. Рефлексивно-оценочный этап урока
Учитель читает стихотворение В. Степанова
Города старинные, звон колоколов.
Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.
На широкой Волге Плёс и Кострома,
Башенки резные, чудо-терема.
Города старинные - к солнышку лицом -
Для России стали Золотым кольцом.
- Так почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?
- В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном?
- Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом.
2. Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал» - на доске
- Поработаем теперь с карточкой «Узнал» (Открыть третью карточку «Узнал»)
- Что нового для себя вы узнали на уроке? (Ответы обучающихся)
3. Рефлексия
- Вам понравилось наше путешествие?
- Захотелось ли вам отправиться на экскурсию в эти города вместе с родителями или классом?
- Отметьте на маршрутном листе флажком, в каком городе вам захотелось побывать?
- Расскажите, где вам захотелось побывать. Почему именно в этом городе?
- А на каком транспорте лучше отправиться, чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями городов? Почему?
- Ребята, а когда мы возвращаемся из путешествия, что привозим домой?
(Сувениры, фотографии)
- Мы тоже фотографировали с вами некоторые достопримечательности городов Золотого кольца. Следующий урок окружающего мира мы начнём с того, что будем вспоминать о нашем путешествии, и я вам предлагаю создать фотоколлаж и рассказать другим ребятам, где мы с вами были, и что на нас произвело впечатление.
Достать из чемоданчика рамку и фотографии для фотоколлажа
IV. Подведение итогов
- Каким было наше путешествие?
- Где мы с вами виртуально побывали?
- Мы с вами совершили путешествие по Золотому кольцу – гордости России. Каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Золотое кольцо – гордость России.
- Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие по Золотому кольцу России.
Я благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо!
VI. Дифференцированное домашнее задание
- Ребята, а что вам захотелось сделать дома?
- Поднимите руку, кому захотелось сделать рисунок?
- Кто захотел найти дополнительную информацию о понравившемся городе?
- А кто захотел рассказать родителям о своих впечатлениях от нашего путешествия?
Презентация к уроку "Золотое кольцо России", 3 класс
PPTX / 14.8 Мб
Приложение 1. Карта
JPG / 60.6 Кб
Приложение 2. Маршрутный лист
DOCX / 659.66 Кб
Приложение 3. Листок для заметок
DOCX / 12.24 Кб
Приложение 4. Города путешествия
DOCX / 12.54 Мб
Алина Яковлевна Корогод
Кожевникова Елена Владимировна
Наталья Николаевна
Дарьещенкова Ольга Александровна
Понакшина Валентина Ивановна