Урок окружающего мира в 4 классе на тему «Наши подземные богатства»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»
Серебряно-Прудского муниципального района Московской области
Конспект урока по окружающему миру на тему:
«Наши подземные богатства».
Выполнила:
учитель начальных классов
Павлова Наталья Викторовна
2016г.
Конспект урока по окружающему миру.
Образовательное учреждение: МОУ «Шеметовская СОШ» Серебряно-Прудского района Московской области
Ф.И.О. учителя:Павлова Наталья Викторовна
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 4 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Окружающий мир («Школа России»).А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова-М.: Просвещение (Учебник, 2014)
Тема урока:«Наши подземные богатства»
Тип урока: комбинированный
Задачи урока: образовательная: сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами;
развивающая: развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом, развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;
воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою родину.
Отрабатываемые УУД :
Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД: Формирование умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.
Личностные УУД: Учиться: выказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: Формирование умения: планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, карточка-помощница.
Методы и формы обучения: формы:фронтальная, индивидуальная, групповая;
методы: словесный, наглядный, практический, поисковый.
Ход урока:
1. Организационный этап:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок по окружающему миру проведу у вас я, меня зовут Наталья Викторовна. И хочу начать наш урок со стихотворения.
Долгожданный дан звонок.
Наконец начнём урок.
Много нового узнаем,
В мире знаний побываем.
Посмотрите все ли учебные принадлежности у вас на партах: ручка, карандаш, ластик, рабочая тетрадь, учебник .
2. Повторение изученного материала:
- Ребята. На прошлом уроке вы говорили о водных богатствах. Чтобы вспомнить материал прошлого урока, я предлагаю вам поиграть в игру «Да или нет – ка».( хлопок в ладоши).
Я вам читаю высказывание, если данное высказывание правильное –то хлопок над головой, если нет – молчим.
Водоёмы – это хранилища воды, которые нужны всему живому
Пруд – это естественный водоём
Водное пространство занимает большую территорию земной поверхности
Устье реки – место ,где река берет начало.( неправильно)
Волга, Енисей, Обь, Лена – реки России
Водохранилище – искусственный водоём
Исток реки- место, куда река впадает - (неправильно)
Учитель: - Молодцы, ребята, тема водные богатства вы изучили.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель:
Мы отправимся с вами в подземное путешествие.
Послушайте сказку и скажите, какие природные богатства спорили в этой сказке и почему?
«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
-Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь.
- А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
- А на чем варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись.
- А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать».
Учитель:
- Ребята, а кто спорил между собой?
- Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?
- Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
- И так, я думаю, что вы догадались какова тема нашего сегодняшнего урока?
(Наши подземные богатства)
-Какие цели вы поставите на урок?
(Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами…)
Учитель:
- Как вы думаете, какие вопросы мы можем сегодня обсудить на уроке?
Слайд:
-Какие бывают полезные ископаемые?
-Какие свойства имеют полезные ископаемые?
-Где они применяются?
-Как добываются полезные ископаемые?
4. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Ребята, а что же такое полезные ископаемые
(Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые эффективно используются в жизнедеятельности людей.
Учитель: Как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?
- Сегодня вы будете геологами и проведёте очень серьёзную исследовательскую работу.
Но прежде чем провести серьёзную исследовательскую работу мы должны повторить материал о полезных ископаемых.
(Диск -прослушивание)
Учащиеся внимательно прослушивают и рассматривают данную информацию о полезных ископаемах
5. Первичная проверка понимания
А) Вопросы по данной теме:
Какие полезные ископаемые вы знаете?
В каких состояниях бывают полезные ископаемые?
Назовите полезное ископаемое, которое находится в жидком состоянии? (нефть)
Какие полезные ископаемые находятся в твердом состоянии?
Какие полезные ископаемые находятся в газообразном состоянии?
Где добывают твёрдые полезные ископаемые?
Как называют людей, которые добывают нефть?
Что строят для добычи нефти и газа? (буровые вышки ,глубокие скважины и проводят газопровод)
Б) Игра распредели полезные ископаемые :
Учитель:
Ребята,каждое полезное ископаемое используется по разному. Выберите полезное ископаемое , которое используется в топливо, строительство, рудные: глина, известняк, гранит, железная руда, природный газ, каменный газ.
Строительство: Топливо: Рудные:
6.Физминутка:
Мы геологами станем (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами(шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показываем руками),
Бурная река (показываем руками),
Её не обойдешь (топаем ногами),
Её не проплывешь (плывём),
Её не пролетишь (крылья),
Надо напрямик (показываем руками) .
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
7. Первичное закрепление
Работа в рабочей тетради.
А) Учитель: Откройте , пожалуйста, учебник на с.58 -59
Перед вами физическая карта нашей страны. Посмотрите, что полезные ископаемые находятся на восточно – европейской и западно-сибирской равнинах. У каждого полезного ископаемого есть свой значок. Обратите внимание на условные обозначения полезного ископаемого. ( Приводи пример)
Б) А теперь поиграем в игру – «Собери в корзину полезное ископаемое»:
откройте раб.тетрадь на с.71№2
Игра + рабочая тетрадь – найдите в условных обозначениях отгаданное полезное ископаемое и положите его в корзину. А ребята нарисуют значок полезного ископаемого.
Отгадайте загадки.
Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением. (Торф )
2) Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Ответ: (Каменный Уголь)
Твёрдый ископаемый уголь
Образуется из торфа
Имеет бурый цвет ( бурый цвет)
Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это? (нефть)
По трубе течет
Пироги печет. ( природный газ)
Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи…. (железная руда)
8. Поисково-творческая работа.– известняк, нефть, глина, мрамор,
Учитель:- Ребята. А какие полезные ископаемые добываются в нашем крае? А в каких местах они добываются?
Песок и глина –карьер- д.Благодать
Известняк – карьер –д.Лишняги-д.Курбатово
- Но а сейчас самая трудная и исследовательская работа.
На каждой парте лежит по 1 виду полезного ископаемого. Ваша задача определить полезное ископаемое, узнать о его свойствах, назначении и заполнить таблицу. Если есть необходимость, пользуйтесь атласом-определителем, физической картой, учебником. На эту работу даётся 10- 12 минут.
- В итоге каждая группа представит результаты исследовательской работы. Ответы должны быть чёткими, интересными и краткими.
Прежде, чем перейти к этой работе,
-давайте, вспомним правила работы в группе.
Правила работы в группе.
Работать дружно.
Уметь слушать мнение своего друга.
Не выкрикивать.
Работать тихо.
В рот веществ мы брать не будем,
Помнить надо – ядовит!
Избежать, чтоб отравленья
И здоровью не вредить!
Чтоб почуять запах резкий
Лишь ладонью помогай.
Воздух от сосуда к носу
Плавным взмахом направляй.
План изучения полезных ископаемых вам дано на листах:
1) название полезного ископаемого;
2) его свойства;
3) значение и применение.
План.
1.Название полезного ископаемого______________________________
2.Основное свойство ________________________
3. Использование и значение _______________________________________
Учитель: - Сегодня мы узнали много нового о подземных богатствах и об их использовании.
9.Домашняя работа:
в рабочей тетради с.72-73 №3 (объяснение домашней работы)
10.Рефлексия.
Учитель: Наш урок подходит к концу. На ваших партах лежат звездочки 3 цветов: красный , желтый и зелёный.
Зеленая звездочка обозначает- оценку «5»
Красная звёздочка обозначает – оценку «3»
Желтая звёздочка обозначает - оценку «4»
Оцените свою работу звёздочками.
11. Итог урока:
Учитель:
- Что сегодня вас больше всего заинтересовало на уроке? Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Оцените понравился вам урок или нет мордочками