12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72111
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
 

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении , местах и способах добычи, описывать полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых, обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные

Знать важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование, об охране полезных богатств.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Применять установленные правила.

К. – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно – познавательных задач

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Основные понятия и определения

полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование, об охране полезных богатств.

Подготовка к усвоению нового материала

По карте на с. 58 — 59 определи, какими условными знаками обозначают различные по­лезные ископаемые. Есть ли среди них те, ко­торые добывают в вашем крае? Узнай по карте, где ещё добывают эти полезные ископаемые.

Изучение нового материала

РАЗНООБРАЗИЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Используйте эти тексты для получения инфор­мации о полезных ископаемых вашего края.

Нефть

Нефть — густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Попадая в воду, растекается тонкой плёнкой по её поверх­ности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

При переработке нефти получают жидкое топ­ливо (бензин, керосин, мазут), смазочные мас­ла, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

Вы уже знаете, что для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом её выкачивают мощными насосами

Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия — один из самых крупных в ми­ре экспортёров нефти. (Экспорт — это вывоз то­варов за границу для их продажи.)

В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные под­земные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на морских судах — нефтеналивных танкерах.

Природный газ

Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем. По мнению учёных, он, как и нефть, образовался из остат­ков растений и животных, которые когда-то жи­ли на планете.

Природный газ — очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электро­станциях, в котельных, на заводах. На предпри­ятиях химической промышленности из него полу­чают пластмассы, волокна и другую продукцию

От месторождений природного газа на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу. Россия — один из крупнейших в ми­ре экспортёров газа

Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным. Добы­вая нефть, попутный газ обычно сжигают. Это очень расточительно, ведь его можно использо­вать, как и обычный природный газ

Запасы природного газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездум­но. Природный газ нужно экономить и на про­изводстве, и в быту. Никогда не оставляйте га­зовую плиту гореть впустую!

 Торф

Торф имеет тёмно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свой­ство торфа — горючесть.

Образуется торф в болотах из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за год образуется всего 1 миллиметр торфа. Зна­чит, нужно очень много лет, чтобы образова­лись залежи этого полезного ископаемого.

Торф используется как топливо в жилых до­мах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Дело в том, что 1 килограмм торфа может впитать до 20 килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф — хоро­шее удобрение

Торф Добыча торфа

Использовать торф надо экономно. Очень важ­но также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары трудно потушить. А ведь возник­нуть они могут из-за забытого костра, от неосто­рожно брошенной спички...

 Уголь

Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Причём сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Различают несколько раз­новидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Об их особенностях можно прочитать в атласе-определителе.

Бурый уголь Каменный уголь Антрацит

Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении даёт много тепла. В хозяйстве уголь используют как топливо. Кроме того, он служит сырьём для химической промышленности: из не­го получают краски, пластмассы и другие ценные материалы

Железная руда

Это общее название нескольких разновиднос­тей минералов, которые служат источником же­леза. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Самое главное свойст­во железной руды — плавкость.

На металлургических заводах из железной ру­ды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чу­гун и сталь — это сплавы железа с углеродом. (Железо в чистом виде почти не использует­ся.) Чугун хрупок, поэтому он идёт на изго­товление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали — от обыкновенных ку­хонных ножей до сложных машин и механизмов. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды!

Кроме железа, в железной руде содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.

Железная руда На металлургическом заводе

Нередко они попадают в отходы. Сейчас их всё чаще стараются извлекать из руды и использо­вать. Без титана, например, нельзя обойтись при создании современных самолётов и косми­ческих ракет.

 Гранит

Как вы знаете, гранит состоит из зёрен поле­вого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и становится после этого очень красивым. Поэтому гранит применя­ют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий, мо­щения улиц и площадей. Так, Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.

Гранит Гранитная набережная Невы

Песок и глина

Это очень распространённые горные породы. Они образуются в природе при разрушении гра­нита. Песок используют в строительстве, а так­же для изготовления стекла. Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые ва­зы. Ведь влажная глина хорошо лепится и со­храняет форму, которую ей придают. Это свой­ство глины называют пластичностью.

Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожжённой глины назы­ваются керамическими или керамикой (от грече­ского слова «керамос» — глина).

Керамические изделия

Известняк

Это довольно прочный камень белого или се­рого цвета. Интересно, что люди, которые до­бывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (тогда моря, океа­ны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, осе­дали на дно. Из их скелетов, раковинок и об­разовались постепенно толщи известняка. Рас­сматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ.

Известняк с давних пор используют при стро­ительстве зданий и дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей по­строены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни.

Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.

Известняк Кремль в городе Зарайске

Самостоятельное применение знаний

Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах

 Практическая работа

1.Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Исполь­зуйте для этого атлас-определитель.

2.Изучите свойства этого полезного ископае­мого и заполните таблицу в рабочей тетради.

3.Познакомьтесь с применением данного по­лезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.

4.Узнайте, где и как добывают в вашем крае данное полезное ископаемое. Эту информацию можно найти в краеведческой литературе.

5.Обобщите изученное. С этой целью составь­те описание изученного полезного ископаемого по плану: 1) название; 2) условное обозначение на карте; 3) основные свойства; 4) применение; 5) места и способы добычи в нашем крае.

6.Результаты работы представьте классу. Вы­слушайте сообщения других групп. Сравните изученные полезные ископаемые по тому же плану, по которому описывали их.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не ис­чезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природ­ный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрыв­ная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

Проверь себя

1.Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.

2. Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору). 3. Почему к подземных богат­ствам нужно относиться бережно?

Вывод

Наша страна богата полезными ископаемыми.

Но их запасы в недрах Земли не безгранич­ны, а использованные месторождения невоз­можно восстановить. Поэтому необходимо экономно использовать подземные богатства

Задания для домашней работы

1.Подумай, использует ли твоя семья в до­машнем хозяйстве какие-нибудь полезные иско­паемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?

Полезные ископаемые: уголь, нефть, газ и торф, презентация для детей, окружающий мир.

 

 

 

Кладовые Земли

 

 

 

Как добываются некоторые полезные ископаемые летом

 

 

 

Горючие полезные ископаемые

 

 

 

Полезные ископаемые

 

 

 

Полезные ископаемые твоего края

 

Наши подземные богатства презентация 4 класс

 

 

 

Источники информации:

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.