Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему «Прямая речь»

2
0
Материал опубликован 3 October 2019

Урок-конспект

в 5 классе «Прямая речь»

Цели и задачи

Закрепить знания  понятий «прямая речь» и «слова автора», познакомить учащихся с особенностями интонационного выделения слов автора после прямой речи и перед ней, отрабатывать умение  строить  схемы предложений с прямой речью.

Совершенствовать навыки  пунктуационного оформления предложений и обозначения пунктограммы «Знаки препинания при прямой речи»; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, монологическую речь, внимание, память, мышление учащихся.

Воспитывать осознание эстетической ценности языка, уважительное отношение к родному языку, к русской литературе.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь определять границы прямой речи и слов автора; знать глаголы, вводящие прямую речь.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока.

Основные понятия

Прямая речь, слова автора


Орг. момент


Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости!

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу!

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы?

Тогда – за работу!

Удачи желаю всем нам!


Запишите, пожалуйста, в тетрадь сегодняшнее число, классная работа и оставьте свободную строку для темы урока, которую нам с вами необходимо сформулировать. На столах у вас все необходимые принадлежности, карточки с заданиями, оценочный лист. Слушайте внимательно, в какой последовательности мы будем выполнять задания.


-2-

2. Диалог

Для начала урока нам понадобится помощь наших ребят.

Пожалуйста, Андрей и Анна. (Разговор по телефону.)

-Здравствуйте! Это говорит одноклассник Ани – Гришин Андрей.

-Здравствуй, Андрей!

-Извините, пожалуйста, за беспокойство. Можно Аню?

-Секундочку.

-Благодарю Вас.

-Привет, Аня!

-Привет, Андрей!

- Аня, помнишь, ты обещала дать мне книгу по этикету?

-Конечно, помню.

-Ты не могла бы принести её завтра в школу?

-Принесу.

- Спасибо, Аня! До свидания!

- До встречи!


Учитель: Ребята! Что мы с вами сейчас наблюдали?

(Разговор, беседа, диалог)

- Вспомним, что такое диалог.

(Разговор двух или нескольких лиц)

- Какие слова при этом мы с вами используем

(волшебные - вежливые)


На слайде №2

Словарный диктант. (Задание 1)

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста, будьте любезны, будьте добры.

За каждый правильный ответ – один балл.

Внесите, пожалуйста, результаты в таблицу оценки № 1


Проблемный вопрос: Каким способом ещё можно передать свою и чужую речь?


-3-


Посмотрите на доску.

Андрей попросил Аню принести в школу «Сказки» А.С. Пушкина.

Андрей сказал: «Аня, принеси, пожалуйста, в школу «Сказки» А.С. Пушкина».

-4-

- Молодцы!

- Итак, тема сегодняшнего урока?

4.Фронтальный опрос

Слайд № 8. Прямая речь

- Кто знаком с этим понятием?

- Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, из чего состоит наша речь?

(из слов, из предложении и т.д.)

- Хорошо. А для чего нам нужна речь?

(для общения, для того чтобы выразить свои мысли, чувства, эмоции)

- Правильно, ребята!

- Когда вы постоянно разговариваете друг с другом. Какую речь вы используете?

(диалог)

- Правильно. Значит, вы разговариваете друг с другом на прямую.

Прямая речь – это чьи-либо слова, которые передаются дословно, без изменений.

- Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают на того, кто говорит, и к кому обращена прямая речь.


- Прямая речь (П.,п.) и слова автора (А.,а.) связаны между собой по смыслу и интонационно и образуют предложения с прямой речью.


- А сейчас заполните, пожалуйста, в таблице № 1 пока только левый столбик.


-5-

Заполнение таблицы


Слайд № 9. Таблица 1

Знаю

Известная информация

(что мне известно по данной теме)

Узнал

Новая информация

(что я нового узнал на уроке)

Речь состоит из слов, предложений.

Речь нужна для общения, для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, эмоции.



Учитель: СЛАЙД № 10

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Попробуйте сформулировать цели задачи сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться?


(Находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания, отличать их на слух.)


6. Пунктуационное оформления прямой речи (учебник на стр. 113 упр. 245)


И сказала скалка: "Мне Федору жалко".

И заплакали блюдца: "Не лучше ль вернуться!"

И зарыдало корыто: "Увы, я разбито, разбито!"

И чайник шепнул утюгу: "Я дальше идти не могу".


СЛАЙД № 11

- Назовите предложения с прямой речью.

- Что вы можете сказать о предложениях с прямой речью?

Давайте проверим наши предположения.


Я попросила маму, чтобы она помогла мне. (Сложное предложение)

Я попросила маму: «Помоги мне». А: «П».

«Помоги мне», - попросила я маму. «П», - а.


- Внесите, пожалуйста, результаты в таблицу оценки 3 (для тех, кто отвечал)


9 .Чтение теоретического материала.

Прочитайте правило в учебнике (с. 113, № 5)


УЧЕБНИК (с. 113)

- Прямая речь – это чьи-либо слова, которые передаются дословно, без изменений.

(с. 113)

- Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью и правила пунктуационного оформления предложений с прямой речью

Слайд № 12

Схемы оформления предложений с прямой речью.

Сначала слова автора (А),

Потом - прямая речь (П)

Сначала прямая речь (П),

Потом – слова автора (а)

А: « П ».

А: « П!»

А: « П?»

«П» - а.

«П!» - а.

«П?» -а.

Слова автора (А) перед прямой речью (П)

Слова автора (а) после прямой речи (П)


Работа на доске (СЛАЙДЫ 13, 14, 15)



- А сейчас давайте попробуем ответить на вопросы и составить схему к следующим предложениям.

(СЛАЙД 14)

Какие предложения записаны на карточках?

Где стоят слова автора?

Как выделяется прямая речь во всех предложениях?

Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.

Как слова автора отделяются от прямой речи?

Когда ставят двоеточие, а когда – тире?


«Эх вы, сони! Из-за вашего сна я чуть головой не поплатился», – говорит Иван.

«П», - а.

- Откуда эти строки? («Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»)

И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша!»

А: «П!»

(«Ворона и лисица» И.А. Крылов)

«Ой вы, молодцы честные, Братцы вы мои родные!» — им царевна говорит.

«П!» - а.

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)


«Добрый молодец! Зачем ко мне пожаловал?» — спрашивает Баба-яга Ивана-царевича.

«П?» - а.

(Царевна-лягушка)


Слайд 16.

- А теперь попробуйте самостоятельно составить схему следующих предложений:


Министр отвечал: «Неужели ты никогда не слыхал, что под землею живет народ наш?»

А: «П?»


«Я даю тебе честное слово, что никогда не буду ни с кем об вас говорить», – прервал его Алеша.

«П», - а.

- Из какого произведения эти предложения («Черная курица, или подземные жители» А. Погорельский)


В оценочную таблицу под цифрой 5 внесите результаты своей работы - 1 балл за каждый



13. Групповое задание

Учитель: На протяжении 1 и 2 четверти мы с вами знакомились с русскими народными и авторскими сказками, поэтому и задания я вам подобрала из сказок. Ответьте на вопросы, которые вы видите. Ответы зафиксируйте в тетради. Отвечает представитель от группы.


Карточки

1. Опечалился Иван-Царевич и говорит: «Как же я тебя замуж возьму!»

(РНС «Царевна-лягушка»)

2. «Там, в лесу, стоит одна», - отвечает ей она.

(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

3. «Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве - у Кощея Бессмертного», -

сказала Василиса Премудрая.

(РНС «Царевна-Лягушка»)

4. Чернушка захлопала крыльями и сказала человеческим голосом: «Ты не боишься меня, не правда ли?»

(А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»)


Слайд № 17

Вопросы:

-Как называется сказка?

-Какие предложения записаны на карточках? (С прямой речью)

-Где стоят слова автора? (В начале предложения или в конце)

-Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (Кавычками; с большой буквы)

-Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.

-Как слова автора отделяются от прямой речи? (Двоеточием, тире)

-Когда ставят двоеточие, а когда – тире?

А теперь догадайтесь, к какой схеме подходят каждое из предложений.

В оценочную таблицу под цифрой 4 внесите результаты групповой работы, выставленную консультантом (кол-во ответов) баллов+2 балла за выступление


14.Фронтальный опрос

Учитель:

- Из чего состоит прямая речь?

- Где может находиться прямая речь по отношению к словам автора?

- Часто для передачи слов автора используются так называемые глаголы говорения (учебник с. 115)



15. Самостоятельная работа. Итоги урока


Учитель:

- А теперь предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она формулирована?

- Какая цель была поставлена нами на уроке? (Познакомиться с явлением прямой речи.)

- Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы в карточке №1

Выполнив тест, мы сможем с вами подытожить нашу работу


Тест

Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова.

*Слова какого - либо лица, передаваемые от его имени, называются______________.

*Прямая речь пишется с_________буквы и заключается в ____________.

* Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ___________ буквы, перед ними

ставятся_________и_________

*Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится_________.

Карточка-помощница: прямой речью, большой кавычки,маленькой, запятая,тире, двоеточие

Занесите результаты в оценочную таблицу 5, макс. - 4 балла


Учитель:

-Что нового узнали на уроке?

-Понравилось ли вам на уроке, довольны ли вы результатом, какое у вас настроение?

Запись д/з: параграф 48, упр. 249


На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу!

До свидания!


















Ф И __________________________________

Оценочный лист

Таблица 1

Знаю

Известная информация

(что мне известно по данной теме)

Узнал

Новая информация

(что я нового узнал на уроке)







Таблица 2

1

2

3

4

5











Ф И___________________________________

Оценочный лист

Таблица 1

Знаю

Известная информация

(что мне известно по данной теме)

Узнал

Новая информация

(что я нового узнал на уроке)







Таблица 2

1

2

3

4

5







_____________________________________________________________________________


Тест

Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова.

*Слова какого - либо лица, передаваемые от его имени, называются______________.

*Прямая речь пишется с_____________буквы и заключается в _______________.

* Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ______________ буквы, перед ними ставятся________________и_______________.

*Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится_________.

_____________________________________________________________________________



Сегодня на уроке я узнал/узнала…

Теперь я умею…

Было интересно…

Сегодня на уроке оказалось, что…

Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся мне…


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.