Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему «Прямая речь»
Урок-конспект
в 5 классе «Прямая речь»
Цели и задачи | Закрепить знания понятий «прямая речь» и «слова автора», познакомить учащихся с особенностями интонационного выделения слов автора после прямой речи и перед ней, отрабатывать умение строить схемы предложений с прямой речью. Совершенствовать навыки пунктуационного оформления предложений и обозначения пунктограммы «Знаки препинания при прямой речи»; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, монологическую речь, внимание, память, мышление учащихся. Воспитывать осознание эстетической ценности языка, уважительное отношение к родному языку, к русской литературе. |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: уметь определять границы прямой речи и слов автора; знать глаголы, вводящие прямую речь. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока. |
Основные понятия | Прямая речь, слова автора |
Орг. момент
Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости!
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу!
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы?
Тогда – за работу!
Удачи желаю всем нам!
Запишите, пожалуйста, в тетрадь сегодняшнее число, классная работа и оставьте свободную строку для темы урока, которую нам с вами необходимо сформулировать. На столах у вас все необходимые принадлежности, карточки с заданиями, оценочный лист. Слушайте внимательно, в какой последовательности мы будем выполнять задания.
-2-
2. Диалог
Для начала урока нам понадобится помощь наших ребят.
Пожалуйста, Андрей и Анна. (Разговор по телефону.)
-Здравствуйте! Это говорит одноклассник Ани – Гришин Андрей.
-Здравствуй, Андрей!
-Извините, пожалуйста, за беспокойство. Можно Аню?
-Секундочку.
-Благодарю Вас.
-Привет, Аня!
-Привет, Андрей!
- Аня, помнишь, ты обещала дать мне книгу по этикету?
-Конечно, помню.
-Ты не могла бы принести её завтра в школу?
-Принесу.
- Спасибо, Аня! До свидания!
- До встречи!
Учитель: Ребята! Что мы с вами сейчас наблюдали?
(Разговор, беседа, диалог)
- Вспомним, что такое диалог.
(Разговор двух или нескольких лиц)
- Какие слова при этом мы с вами используем
(волшебные - вежливые)
На слайде №2
Словарный диктант. (Задание 1)
Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста, будьте любезны, будьте добры.
За каждый правильный ответ – один балл.
Внесите, пожалуйста, результаты в таблицу оценки № 1
Проблемный вопрос: Каким способом ещё можно передать свою и чужую речь?
-3-
Посмотрите на доску.
Андрей попросил Аню принести в школу «Сказки» А.С. Пушкина.
Андрей сказал: «Аня, принеси, пожалуйста, в школу «Сказки» А.С. Пушкина».
-4-
- Молодцы!
- Итак, тема сегодняшнего урока?
4.Фронтальный опрос
Слайд № 8. Прямая речь
- Кто знаком с этим понятием?
- Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, из чего состоит наша речь?
(из слов, из предложении и т.д.)
- Хорошо. А для чего нам нужна речь?
(для общения, для того чтобы выразить свои мысли, чувства, эмоции)
- Правильно, ребята!
- Когда вы постоянно разговариваете друг с другом. Какую речь вы используете?
(диалог)
- Правильно. Значит, вы разговариваете друг с другом на прямую.
Прямая речь – это чьи-либо слова, которые передаются дословно, без изменений.
- Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают на того, кто говорит, и к кому обращена прямая речь.
- Прямая речь (П.,п.) и слова автора (А.,а.) связаны между собой по смыслу и интонационно и образуют предложения с прямой речью.
- А сейчас заполните, пожалуйста, в таблице № 1 пока только левый столбик.
-5-
Заполнение таблицы
Слайд № 9. Таблица 1
Знаю Известная информация (что мне известно по данной теме) | Узнал Новая информация (что я нового узнал на уроке) |
Речь состоит из слов, предложений. Речь нужна для общения, для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, эмоции. | |
Учитель: СЛАЙД № 10
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Попробуйте сформулировать цели задачи сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться?
(Находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания, отличать их на слух.)
6. Пунктуационное оформления прямой речи (учебник на стр. 113 упр. 245)
И сказала скалка: "Мне Федору жалко".
И заплакали блюдца: "Не лучше ль вернуться!"
И зарыдало корыто: "Увы, я разбито, разбито!"
И чайник шепнул утюгу: "Я дальше идти не могу".
СЛАЙД № 11
- Назовите предложения с прямой речью.
- Что вы можете сказать о предложениях с прямой речью?
Давайте проверим наши предположения.
Я попросила маму, чтобы она помогла мне. (Сложное предложение)
Я попросила маму: «Помоги мне». А: «П».
«Помоги мне», - попросила я маму. «П», - а.
- Внесите, пожалуйста, результаты в таблицу оценки 3 (для тех, кто отвечал)
9 .Чтение теоретического материала.
Прочитайте правило в учебнике (с. 113, № 5)
УЧЕБНИК (с. 113)
- Прямая речь – это чьи-либо слова, которые передаются дословно, без изменений.
(с. 113)
- Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью и правила пунктуационного оформления предложений с прямой речью
Слайд № 12
Схемы оформления предложений с прямой речью.
Сначала слова автора (А), Потом - прямая речь (П) | Сначала прямая речь (П), Потом – слова автора (а) |
А: « П ». А: « П!» А: « П?» | «П» - а. «П!» - а. «П?» -а. |
Слова автора (А) перед прямой речью (П) |
Работа на доске (СЛАЙДЫ 13, 14, 15)
- А сейчас давайте попробуем ответить на вопросы и составить схему к следующим предложениям.
(СЛАЙД 14)
Какие предложения записаны на карточках?
Где стоят слова автора?
Как выделяется прямая речь во всех предложениях?
Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.
Как слова автора отделяются от прямой речи?
Когда ставят двоеточие, а когда – тире?
«Эх вы, сони! Из-за вашего сна я чуть головой не поплатился», – говорит Иван.
«П», - а.
- Откуда эти строки? («Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»)
И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша!»
А: «П!»
(«Ворона и лисица» И.А. Крылов)
«Ой вы, молодцы честные, Братцы вы мои родные!» — им царевна говорит.
«П!» - а.
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)
«Добрый молодец! Зачем ко мне пожаловал?» — спрашивает Баба-яга Ивана-царевича.
«П?» - а.
(Царевна-лягушка)
Слайд 16.
- А теперь попробуйте самостоятельно составить схему следующих предложений:
Министр отвечал: «Неужели ты никогда не слыхал, что под землею живет народ наш?»
А: «П?»
«Я даю тебе честное слово, что никогда не буду ни с кем об вас говорить», – прервал его Алеша.
«П», - а.
- Из какого произведения эти предложения («Черная курица, или подземные жители» А. Погорельский)
В оценочную таблицу под цифрой 5 внесите результаты своей работы - 1 балл за каждый
13. Групповое задание
Учитель: На протяжении 1 и 2 четверти мы с вами знакомились с русскими народными и авторскими сказками, поэтому и задания я вам подобрала из сказок. Ответьте на вопросы, которые вы видите. Ответы зафиксируйте в тетради. Отвечает представитель от группы.
Карточки
1. Опечалился Иван-Царевич и говорит: «Как же я тебя замуж возьму!»
(РНС «Царевна-лягушка»)
2. «Там, в лесу, стоит одна», - отвечает ей она.
(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
3. «Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве - у Кощея Бессмертного», -
сказала Василиса Премудрая.
(РНС «Царевна-Лягушка»)
4. Чернушка захлопала крыльями и сказала человеческим голосом: «Ты не боишься меня, не правда ли?»
(А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»)
Слайд № 17
Вопросы:
-Как называется сказка?
-Какие предложения записаны на карточках? (С прямой речью)
-Где стоят слова автора? (В начале предложения или в конце)
-Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (Кавычками; с большой буквы)
-Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.
-Как слова автора отделяются от прямой речи? (Двоеточием, тире)
-Когда ставят двоеточие, а когда – тире?
А теперь догадайтесь, к какой схеме подходят каждое из предложений.
В оценочную таблицу под цифрой 4 внесите результаты групповой работы, выставленную консультантом (кол-во ответов) баллов+2 балла за выступление
14.Фронтальный опрос
Учитель:
- Из чего состоит прямая речь?
- Где может находиться прямая речь по отношению к словам автора?
- Часто для передачи слов автора используются так называемые глаголы говорения (учебник с. 115)
15. Самостоятельная работа. Итоги урока
Учитель:
- А теперь предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она формулирована?
- Какая цель была поставлена нами на уроке? (Познакомиться с явлением прямой речи.)
- Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы в карточке №1
Выполнив тест, мы сможем с вами подытожить нашу работу
Тест
Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова.
*Слова какого - либо лица, передаваемые от его имени, называются______________.
*Прямая речь пишется с_________буквы и заключается в ____________.
* Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ___________ буквы, перед ними
ставятся_________и_________
*Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится_________.
Карточка-помощница: прямой речью, большой кавычки,маленькой, запятая,тире, двоеточие
Занесите результаты в оценочную таблицу 5, макс. - 4 балла
Учитель:
-Что нового узнали на уроке?
-Понравилось ли вам на уроке, довольны ли вы результатом, какое у вас настроение?
Запись д/з: параграф 48, упр. 249
На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу!
До свидания!
Ф И __________________________________
Оценочный лист
Таблица 1
Знаю Известная информация (что мне известно по данной теме) | Узнал Новая информация (что я нового узнал на уроке) |
| |
Таблица 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
Ф И___________________________________
Оценочный лист
Таблица 1
Знаю Известная информация (что мне известно по данной теме) | Узнал Новая информация (что я нового узнал на уроке) |
| |
Таблица 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
_____________________________________________________________________________
Тест
Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова.
*Слова какого - либо лица, передаваемые от его имени, называются______________.
*Прямая речь пишется с_____________буквы и заключается в _______________.
* Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ______________ буквы, перед ними ставятся________________и_______________.
*Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится_________.
_____________________________________________________________________________
Сегодня на уроке я узнал/узнала… |
Теперь я умею… |
Было интересно… |
Сегодня на уроке оказалось, что… |
Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся мне… |