Конспект урока по биологии в 7 классе «Пасленовые. Общие признаки паслёновых»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по биологии в 7 классе ТЕМА: Паслёновые. Общие признаки паслёновых.
Цель урока: продолжить формировать представление о многообразии цветковых растений
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с отличительными признаками растений
семейства пасленовые, их многообразием и использованием растений
человеком;
Коррекционно–развивающие: учить анализировать, сравнивать, обобщать,
выделять главное, самостоятельно делать выводы.
Воспитательные: воспитывать нетерпимость к вредным привычкам, воспитывать интерес к изучаемому предмету,
Словарь: паслёновые, портфолио, технические культуры, дурман, белена, петуния, душистый табак.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в Power Point, сигнальные карточки, памятки, набор картинок с изображением растений разных семейств, карточки с признаками однодольных и двудольных растений, муляжи плодов.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие: Добрый день, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.
- Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями.
Девиз урока
Пусть наш урок пройдёт под девизом
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет он у вас,
А сердце добрым будет.
-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с царством растений. Познакомимся с новым семейством цветковых растений. Будем учиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в одно семейство;
II. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос.
- На какие две группы делятся цветковые растения? (Цветковые растения делят на однодольные и двудольные)
1. Распределите признаки однодольных и двудольных растений.(см.Приложение.Задание1)
На доске расположены карточки, на которых написаны признаки однодольных и двудольных растений. Ученик распределяет карточки с признаками, зачитывая их вслух.
Однодольные Двудольные
в семени 1 семядоля в семени две семядоли
мочковатая корневая система стержневая корневая система
дуговое и параллельное сетчатое
жилкование листьев сетчатое жилкование листьев
2. Какой класс растений мы изучаем в настоящее время? (класс однодольных)
3. С каким семейством из этого класса мы знакомились на предыдущих уроках? (семейство лилейных)
4. Назовите растения, принадлежащие к семейству лилейных. (лилия, тюльпан, хлорофитум, лук, чеснок, ландыш)
5. Приведите примеры овощных растений (лук, чеснок.)
6. Приведите примеры растений используемых в медицине (ландыш)
7. Назовите цветочно – декоративное растение семейства лилейных (лилия, тюльпан)
III. Актуализация знаний
Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.
1. Об этом растении в народе сложена легенда, что в ночь на Ивана Купалы оно зацветает на несколько секунд и тот, кто увидит этот цветок, найдет своё счастье (папоротник) |
2. Какой мох называют торфяным? (сфагнум) |
3. У родственницы ёлки Длинные иголки. (сосна) |
4. Что без печали Приводит в слёзы?(лук) |
5. Стебель рос без волос, Ценная злаковая культура, зерно которой используется на корм лошадям, птицам и для получения овсяной муки( овёс) |
6. В землю-зубочек Из земли-клубочек (чеснок) |
7. Он злак, он в поле колосится, Он не ячмень и не пшеница, Из злака хлеб ржаной хорош, Когда созреет в поле (рожь) |
8. Сестрица сосен, ёлок Зимует без иголок (лиственница) |
9. Он родился в майский день, И лес его хранит. Мне кажется, его задень- Он тихо зазвенит. (Ландыш) |
10. Красу колючую, как ёж, Зимой зелёную найдёшь (ель) |
(СЛАЙД 1)
- Скажите,ребята, почему слово ландыш написано в кроссворде буквами другого цвета? (потому что оно особо охраняемое растение и занесено в Красную книгу)
- Прочитайте слово по вертикали и вы узнаете, с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые)
- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с семейством паслёновые, узнаем общие признаки этого семейства, познакомимся с представителями растений семейства пасленовые.
IV. Изучение нового материала
Тема урока: « Паслёновые. Общие признаки паслёновых.» (СЛАЙД 2)
- Ребята,откройте тетради и запишите тему урока в тетрадь.
Наш урок называется урок – портфолио. Что такое портфолио? (СЛАЙД 3)
- Это самая различная информация собранная о ком-то. Например, портфолио ученика содержит информацию об успеваемости, участии в спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и других его отличиях среди школьников. А мы с вами на уроке соберём портфолио семейства паслёновые.
- Что должно содержать в себе портфолио? В первую очередь информацию об отличительных особенностях растений данного семейства. На столе каждого из вас лежат памятки, в них указаны те признаки семейства, на которые мы сегодня обратим внимание, знакомясь с пасленовыми. (У учащихся на парте лежат памятки) (См. приложение. Памятка)Портфолио семейства паслёновые (СЛАЙД 4) (один из учеников зачитывает)
Название семейства
Жизненные формы растений данного семейства
Особенности строения цветка и соцветия
Типы плодов
Особенности строения корневой системы, стебля, листьев
Представители семейства, использование их человеком
- И так, ребята, начинаем собирать портфолио семейства паслёновые.
Название семейства нам уже известно . (учитель помещает первую страницу портфолио на доску ). Приложение 1 (СЛАЙД 5)
Растения семейства паслёновые пришли к нам из Южной Америки. Их насчитывается около 3000 видов растений. Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений - травянистые, хотя на родине встречаются кустарники и даже деревья. (учитель помещает вторую страницу портфолио на доску). Приложение 2
-Давайте узнаем от какого растения получило название это семейства?
-Это растение паслён. (СЛАЙД 6)
- Знакомо ли вам это растение?
-Паслён можно встретить на огородах, в поле.
- У паслёна в конце лета созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного.
Также к этому семейству относятся:
Картофель (СЛАЙД 7)
Томат (СЛАЙД 8)
Перец (СЛАЙД 9)
Баклажан (СЛАЙД10)
-Ребята, а как вы думаете почему эти растения объединили в одну группу?
- По какому признаку растения объединяют в семейство? (строение цветка, плода) Знакомство со строением цветка (по словесной инструкции) (СЛАЙД 11)
a) Рассмотрите схему цветка паслёна. Найдите чашечку, лепестки венчика, тычинки и пестик.
б) Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь. Ч(5) В(5) Т5 П 1
в) Расскажите о строении цветка паслёна, используя рисунок.
(В цветке пять чашелистиков, пять лепестков венчика, пять тычинок, один пестик)
- У семейства паслёновые встречаются растения с мелкими цветками, собранными в соцветия (паслён, белена, картофель) (СЛАЙД 12)
Не редкость и крупные, одиночные цветки (петуния, дурман) (СЛАЙД 13)
(учитель помещает третью страницу портфолио на доску). Приложение 3
- У паслёновых встречаются плоды ягода или коробочка (СЛАЙД 14) , (СЛАЙД 15)
- Семя состоит из двух семядолей
(учитель помещает четвёртую страницу портфолио на доску) Приложение 4
( СЛАЙД 16)
-Ребята, давайте рассмотрим особенности строения корневой системы, стебля, листьев:
8) какая корневая система у паслёновых (стержневая)
9) Стебель у паслёновых какой…(прямостоячий)
9) Какие листья у паслёновых? (простые, с сетчатым жилкованием)
(учитель помещает пятую страницу портфолио на доску). Приложение 5
- Почему же рассматриваемые растения объединили в одну группу паслёновые?
Вывод: изучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки.
-К какому классу относятся паслёновые ? ( классу двудольных)
1. Первичное закрепление знаний. (Работа с учебником)
Расскажите о признаках паслёновых растений,опираясь на таблицу в учебнике.
Признаки паслёновых
Корневая система |
стержневая |
Стебель |
Прямостоячий |
Листья |
Простые, с сетчатым жилкованием |
Соцветие |
Одиночные цветки, кисть |
Цветок |
5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик |
Плод |
Коробочка или ягода |
Семя |
две семядоли |
Скажите, почему паслёновые относятся к классу двудольных ?
Вывод: паслёновые растения являются двудольными, так как имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, семя содержит две семядоли.
ФИЗМИНУТКА:
Вы, наверное, устали,
Ну тогда все дружно встали.(дети повторяют движения за учителем)
- наклоны головы назад, вперёд;
- повороты головы влево, вправо;
- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…
- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;
- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.
2. Элемент проектной деятельности.
(СЛАЙД 17) - Назовите культуры, которые изображены на слайде?
- Для чего люди выращивают эти культуры? (в пищу)
- Каким одним словом мы можем назвать растения, изображённые на слайде? (овощные)
- Расскажите чем полезны овощи?
Верно. В них содержится большое количество полезных для человека веществ и витаминов .
1. Картофель. Клубни картофеля не только питательны, но и целебны. Крахмал, содержащий в картофеле, даёт энергию нашему организму.
2.Томат (помидор) содержит множество полезных веществ, витаминов. Витамины С и А, которые содержатся в плодах томата, укрепляют иммунитет организма и помогают противостоять различным болезням. Особые вещества в томатах улучшают настроение. Ешьте помидоры и будете всегда бодры и веселы!
3.Баклажаны полезны людям с заболеваниями сердца и кровеносных сосудов, склонным к накоплению избыточного веса и ожирению.
4.Перец - безусловный лидер по содержанию витамина С. В зрелом красном перце содержится в шесть раз больше витамина С, чем в лимоне. Болгарский перец богат витамином А, (его там больше, чем в моркови) который, как известно, стимулирует рост волос и ногтей, благотворно влияет на состояние кожи, замедляет процесс старения. Перец нужно кушать людям склонным к плохому настроению. Он полезен для людей с заболеванием сердца, печени.
Кроме овощных растений в составе семейства есть растения лекарственные, цветочно-декоративные. (СЛАЙД 18)
- Составьте схему со слайда в тетради. (учащиеся работают в тетрадях)
- Познакомимся ближе с лекарственными и цветочно – декоративными растениями семейства паслёновые. К лекарственным растениям относятся дурман и белена. Растения - ядовиты. Ядовиты все части растений. (СЛАЙД 19)
Дурман. Цветки издают сильный дурманящий запах. Ядовитые вещества содержатся в плодах и семенах. Растения используются в медицине.
Препараты из этих растений оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему, обладают обезболивающим эффектом.
Белена растёт по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах, то есть встречается недалеко от тех мест, где живёт человек. Цветки грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми прожилками. Во время цветения от растения идет довольно неприятный запах. Даже животные обходят белену стороной. Белена — очень ядовитое растение , причём ядовиты все части растения, особенно семена.
Ядовитым растением является табак. (СЛАЙД 20)
- Что изготавливают люди из табака? (сигареты)
- Какое ядовитое вещество в них содержится? (в них содержится вещество – никотин)
У людей употребляющих табак развивается такое заболевания как рак, у них страдает память, внимание.
Математики подсчитали…(СЛАЙД 21)
- каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут;
- каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением;
- за год – это 2,5 миллиона человек:
- приблизительно 1,1 миллиарда человек в мире являются курильщиками.
Цветочно-декоративные растения: петуния, душистый табак (СЛАЙД 22)
- Для чего выращивают цветочно – декоративные культуры? (для красоты)
Они радуют людей прекрасными цветами и неповторимым нежным ароматом.
Просмотр слайд шоу под спокойную музыку "Цветочно-декоративные растения"(СЛАЙД 23)
Мы познакомились с представителями семейства
(учитель помещает шестую страницу портфолио на доску) Приложение 6
- О многих растениях, с которыми мы познакомились на уроке, будем говорить на последующих занятиях, научимся выращивать некоторые из них, посеем семена цветов и вырастим цветочную рассаду для пришкольного участка. Пополним портфолио интересными материалами.
V. Закрепление:
- Соотнесите название растений и их изображения. (СЛАЙД 24)
У вас на столе лежат карточки с буквами А, Б, В, Г, Д, Е, которыми вы можете воспользоваться. Я называю растение, а вы показываете букву, под которой оно изображено.
- К какому семейству относятся изображённые растения? (паслёновые)
- Работа с муляжами. Достать из вазочки только те плоды, которые относятся к растениям семейства паслёновые (задание для слабого состава учащихся)
- Разложите на группы растения изображённые на карточках. (у каждого ребёнка на парте набор карточек с изображением растений из семейства паслёновые и лилейные: белена, картофель, лук, баклажан, ландыш, чеснок, петуния, томат, ) (см. Приложение. Картинки)
- Сколько групп у вас получилось? (две)
- К каким семействам относятся растения изображённые на карточках? (паслёновые и лилейные)
- К какому классу относятся семейство пасленовые? (к классу двудольные)
- Работа по карточкам.
(см. Приложение. Работа по карточкам)
Выписать номера предложений, в которых говорится о признаках паслёновых.
В цветке 5 чашелистиков.
В цветке 4 чашелистика.
В цветке 6 лепестков венчика.
В цветке 5 лепестков венчика.
В цветке много тычинок.
В цветку 5 тычинок.
Плод-орех.
Плод-ягода.
VI. Итог:
- Как человек использует растения семейства паслёновые? (употребляет в пищу, изготавливает лекарства, украшает свои жилища).
-Назовите ядовитые пасленовые.(белена, табак, дурман)
-Назовите овощные пасленовые. (томат. картофель. баклажан)
Оценки.
Рефлексия (СЛАЙД 25)
Вы видите на экране предложения, дополните их:
- Сегодня на уроке я узнал( познакомился)....
- Самым интересным для меня было …
- Урок мне…(понравился/ не понравился)
Домашнее задание (СЛАЙД 26)
Урок окончен
(СЛАЙД 27)
презентация к уроку. семейство пасленовые
PPTX / 4.12 Мб
Используемая литература и интернет источники:
Клепинина З.А. Биология.Грибы. Бактерии.7 класс :Учебник для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида
Клепинина З.А. Рабочая тетрадь. 7 класс.
festival.1september.ru/articles/635100/
obrazovanie.slovarik.org/korrektsionnaya-pedagogika-3/data-id1645
graze.ru/dlya-studenta/5-kurs/urok-biologii-v-7-kl...riznaki-paslenovykh/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
приложение 1
DOC / 448.5 Кб
Приложение 2
приложение 2
DOC / 276 Кб
Приложение 3
приложение 3
DOC / 261.5 Кб
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
ЗАДАНИЕ 1.
Распределите признаки однодольных и двудольных растений.
Однодольные Двудольные
в семени 1 семядоля в семени две семядоли
мочковатая корневая система стержневая корневая система
дуговое и параллельное сетчатое жилкование листьев жилкование листьев
ПАМЯТКА
Название семейства
Жизненные формы растений данного семейства
Особенности строения цветка и соцветия
Типы плодов
Особенности строения корневой системы, стебля, листьев
Представители семейства, использование их человеком
Начинаем собирать портфолио семейства паслёновые.
Работа по карточкам.
Выписать номера предложений, в которых говорится
о признаках паслёновых._________________________
В цветке 5 чашелистиков.
В цветке 4 чашелистика.
В цветке 6 лепестков венчика.
В цветке 5 лепестков венчика.
В цветке много тычинок.
В цветке 5 тычинок.
Плод-орех.
Плод-ягода.
КАРТИНКИ