12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Венедиктова Елена Сергеевна1459
Учитель биологии, математики и физической культуры. Педагогический стаж-15 лет.
Россия, Тверская обл., п. Плоскошь
8

Конспект урока по биологии «Пасленовые. Общие признаки паслёновых»



Конспект урока по биологии в 7 классе ТЕМА: Паслёновые. Общие признаки паслёновых.

Цель урока: продолжить формировать представление о многообразии цветковых растений

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с отличительными признаками растений

семейства пасленовые, их многообразием и использованием растений

человеком;

Коррекционно–развивающие: учить анализировать, сравнивать, обобщать,

выделять главное, самостоятельно делать выводы. 

Воспитательные:  воспитывать нетерпимость к вредным привычкам, воспитывать интерес к изучаемому  предмету,

  Словарь: паслёновые, портфолио, технические культуры, дурман, белена, петуния, душистый табак.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в Power Point, сигнальные карточки, памятки, набор картинок с изображением растений разных семейств, карточки с признаками однодольных и двудольных растений, муляжи плодов.

Ход урока: 

  1. Организационный момент

Приветствие: Добрый день, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели. 

 - Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями.

Девиз урока 

                                      Пусть наш урок пройдёт под девизом

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет он у вас,

А сердце добрым будет.

 -Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с царством  растений. Познакомимся с новым семейством цветковых растений. Будем учиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в одно семейство;

II. Проверка домашнего задания 

Фронтальный опрос.

- На какие две группы делятся цветковые растения? (Цветковые растения делят на однодольные и двудольные) 

 1. Распределите признаки однодольных и двудольных растений.(см.Приложение.Задание1)

На доске расположены карточки, на которых написаны признаки однодольных и двудольных растений. Ученик распределяет карточки с признаками, зачитывая их вслух.

Однодольные                                             Двудольные

в семени 1 семядоля                         в семени две семядоли

мочковатая корневая система                 стержневая корневая система

дуговое и параллельное сетчатое 

жилкование листьев                                                                                                                                                           сетчатое жилкование листьев

2. Какой класс растений мы изучаем в настоящее время? (класс однодольных) 

 3. С каким семейством из этого класса мы знакомились на предыдущих уроках? (семейство лилейных)

4. Назовите растения, принадлежащие к семейству лилейных. (лилия, тюльпан, хлорофитум, лук, чеснок, ландыш)

5. Приведите примеры овощных растений (лук, чеснок.) 

 6. Приведите примеры растений используемых в медицине (ландыш)

 7. Назовите цветочно – декоративное растение семейства лилейных (лилия, тюльпан)

III. Актуализация  знаний

Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.

1. Об этом растении в народе сложена легенда, что в ночь на Ивана Купалы оно зацветает на несколько секунд и тот, кто увидит этот цветок, найдет своё счастье (папоротник)

2. Какой мох называют торфяным? (сфагнум)

3. У родственницы ёлки

Длинные иголки. (сосна)

4. Что без печали

Приводит в слёзы?(лук)

5. Стебель рос без волос,
А серёжками оброс.
Потом сняли серьги эти,
Наварили каши детям. 

Ценная злаковая культура, зерно которой используется на корм лошадям, птицам и для получения овсяной муки( овёс)

6. В землю-зубочек

Из земли-клубочек (чеснок)

7. Он злак, он в поле колосится,

Он не ячмень и не пшеница,

Из злака хлеб ржаной хорош,

Когда созреет в поле (рожь)

8. Сестрица сосен, ёлок

Зимует без иголок (лиственница)

9. Он родился в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень-

Он тихо зазвенит. (Ландыш)

10. Красу колючую, как ёж,

Зимой зелёную найдёшь (ель)

 

(СЛАЙД 1)

- Скажите,ребята, почему слово ландыш написано в кроссворде буквами другого цвета? (потому что оно особо охраняемое растение и занесено в Красную книгу) 

 - Прочитайте слово по вертикали и вы узнаете, с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые) 

 - Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с семейством паслёновые, узнаем  общие признаки этого семейства, познакомимся с представителями растений семейства пасленовые.

IV. Изучение нового материала

Тема урока: « Паслёновые. Общие признаки паслёновых.» (СЛАЙД 2)

- Ребята,откройте тетради и запишите тему урока в тетрадь.

 Наш урок называется урок – портфолио. Что такое портфолио? (СЛАЙД 3) 

 - Это самая различная информация собранная о ком-то. Например, портфолио ученика содержит информацию об успеваемости, участии в спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и других его отличиях среди школьников. А мы с вами на уроке соберём портфолио семейства паслёновые. 

 - Что должно содержать в себе портфолио? В первую очередь информацию об отличительных особенностях растений данного семейства. На столе каждого из вас лежат памятки, в них указаны те признаки семейства, на которые мы сегодня обратим внимание, знакомясь с пасленовыми. (У учащихся на парте лежат памятки) (См. приложение. Памятка)Портфолио семейства паслёновые (СЛАЙД 4) (один из учеников зачитывает)

 Название семейства

Жизненные формы растений данного семейства

Особенности строения цветка и соцветия

Типы плодов

Особенности строения корневой системы, стебля, листьев

Представители семейства, использование их человеком

- И так, ребята, начинаем собирать портфолио семейства паслёновые.

Название семейства нам уже известно . (учитель помещает первую страницу портфолио на доску ). Приложение 1 (СЛАЙД 5)

Растения семейства паслёновые пришли к нам из Южной Америки. Их насчитывается около 3000 видов растений. Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений - травянистые, хотя на родине встречаются кустарники и даже деревья. (учитель помещает вторую страницу портфолио на доску). Приложение 2 

-Давайте узнаем от какого растения получило название это семейства? 

-Это растение паслён. (СЛАЙД 6)

- Знакомо ли вам это растение?  

-Паслён можно встретить на огородах, в поле. 

- У паслёна в конце лета созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного.

Также  к этому семейству относятся: 

 Картофель (СЛАЙД 7) 

Томат (СЛАЙД 8) 

Перец (СЛАЙД 9)

Баклажан (СЛАЙД10)

-Ребята, а как вы думаете почему эти растения объединили в одну группу?

- По какому признаку растения объединяют в семейство? (строение цветка, плода) Знакомство со строением цветка (по словесной инструкции) (СЛАЙД 11)

a) Рассмотрите схему цветка паслёна. Найдите чашечку, лепестки венчика, тычинки и пестик.

б) Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь. Ч(5) В(5) Т5 П 1

в) Расскажите о строении цветка паслёна, используя рисунок.

(В цветке пять чашелистиков, пять лепестков венчика, пять тычинок, один пестик)

- У семейства паслёновые встречаются растения с мелкими цветками, собранными в соцветия (паслён, белена, картофель) (СЛАЙД 12)

Не редкость и крупные, одиночные цветки (петуния, дурман) (СЛАЙД 13)

(учитель помещает третью страницу портфолио на доску). Приложение 3

-  У паслёновых встречаются плоды ягода или коробочка (СЛАЙД 14) , (СЛАЙД 15)

- Семя состоит из двух семядолей

(учитель помещает четвёртую страницу портфолио на доску) Приложение 4

( СЛАЙД 16) 

-Ребята, давайте рассмотрим особенности строения корневой системы, стебля, листьев:

8) какая корневая система у паслёновых (стержневая)

9) Стебель у паслёновых какой…(прямостоячий)

9) Какие листья у паслёновых? (простые, с сетчатым жилкованием)

(учитель помещает пятую страницу портфолио на доску). Приложение 5

- Почему же рассматриваемые растения объединили в одну группу паслёновые?

Вывод:  изучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки.

-К какому классу относятся паслёновые ? ( классу двудольных)

 

1. Первичное закрепление знаний. (Работа с учебником)

Расскажите о признаках паслёновых растений,опираясь на таблицу в учебнике.

Признаки паслёновых

Корневая система

стержневая

Стебель

Прямостоячий

Листья

Простые, с сетчатым жилкованием

Соцветие

Одиночные цветки, кисть

Цветок

5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик

Плод

Коробочка или ягода

Семя

две семядоли

Скажите, почему паслёновые относятся к классу двудольных ?

Вывод: паслёновые растения являются двудольными, так как имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, семя содержит две семядоли.

ФИЗМИНУТКА:

Вы, наверное, устали,
Ну тогда все дружно встали.(дети повторяют движения за учителем)

- наклоны головы назад, вперёд;

- повороты головы влево, вправо;

- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…

- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;

- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.

2. Элемент проектной деятельности.

(СЛАЙД 17) - Назовите культуры, которые изображены на слайде?

- Для чего люди выращивают эти культуры? (в пищу)

- Каким одним словом мы можем назвать растения, изображённые на слайде? (овощные)

- Расскажите чем полезны овощи?

Верно. В них содержится большое количество полезных для человека веществ и витаминов .

1. Картофель. Клубни картофеля не только питательны, но и целебны. Крахмал, содержащий в картофеле, даёт энергию нашему организму.

2.Томат (помидор) содержит множество полезных веществ, витаминов. Витамины С и А, которые содержатся в плодах томата, укрепляют иммунитет организма и помогают противостоять различным болезням. Особые вещества в томатах улучшают настроение. Ешьте помидоры и будете всегда бодры и веселы!

3.Баклажаны полезны людям с заболеваниями сердца и кровеносных сосудов, склонным к накоплению избыточного веса и ожирению.

4.Перец - безусловный лидер по содержанию витамина С. В зрелом красном перце содержится в шесть раз больше витамина С, чем в лимоне. Болгарский перец богат витамином А, (его там больше, чем в моркови) который, как известно, стимулирует рост волос и ногтей, благотворно влияет на состояние кожи, замедляет процесс старения. Перец нужно кушать людям склонным к плохому настроению. Он полезен для людей с заболеванием сердца, печени.

Кроме овощных растений в составе семейства есть растения лекарственные, цветочно-декоративные. (СЛАЙД 18)

- Составьте схему со слайда в тетради. (учащиеся работают в тетрадях)

- Познакомимся ближе с лекарственными и цветочно – декоративными растениями семейства паслёновые. К лекарственным растениям относятся дурман и белена. Растения - ядовиты. Ядовиты все части растений. (СЛАЙД 19)

Дурман. Цветки издают сильный дурманящий запах. Ядовитые вещества содержатся в плодах и семенах. Растения используются в медицине.

Препараты из этих растений оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему, обладают обезболивающим эффектом.

Белена растёт по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах, то есть встречается недалеко от тех мест, где живёт человек. Цветки грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми прожилками. Во время цветения от растения идет довольно неприятный запах. Даже животные обходят белену стороной. Белена — очень ядовитое растение , причём ядовиты все части растения, особенно семена. 

Ядовитым растением является табак. (СЛАЙД 20)

- Что изготавливают люди из табака? (сигареты)

- Какое ядовитое вещество в них содержится? (в них содержится вещество – никотин)

У людей употребляющих табак развивается такое заболевания как рак, у них страдает память, внимание.

Математики подсчитали…(СЛАЙД 21) 

- каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут;

- каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением;

- за год – это 2,5 миллиона человек:

- приблизительно 1,1 миллиарда человек в мире являются курильщиками.

Цветочно-декоративные растения: петуния, душистый табак (СЛАЙД 22)

- Для чего выращивают цветочно – декоративные культуры? (для красоты)

Они радуют людей прекрасными цветами и неповторимым нежным ароматом.

 Просмотр слайд шоу под спокойную музыку "Цветочно-декоративные растения"(СЛАЙД 23)

Мы познакомились с представителями семейства

(учитель помещает шестую страницу портфолио на доску) Приложение 6

- О многих растениях, с которыми мы познакомились на уроке, будем говорить на последующих занятиях, научимся выращивать некоторые из них, посеем семена цветов и вырастим цветочную рассаду для пришкольного участка. Пополним портфолио интересными материалами.

 

V. Закрепление:

- Соотнесите название растений и их изображения. (СЛАЙД 24)

У вас на столе лежат карточки с буквами А, Б, В, Г, Д, Е, которыми вы можете воспользоваться. Я называю растение, а вы показываете букву, под которой оно изображено.

- К какому семейству относятся изображённые растения? (паслёновые)

- Работа с муляжами. Достать из вазочки только те плоды, которые относятся к растениям семейства паслёновые (задание для слабого состава учащихся)

- Разложите на группы растения изображённые на карточках. (у каждого ребёнка на парте набор карточек с изображением растений из семейства паслёновые и лилейные: белена, картофель, лук, баклажан, ландыш, чеснок, петуния, томат, ) (см. Приложение. Картинки)

- Сколько групп у вас получилось? (две)

- К каким семействам относятся растения изображённые на карточках? (паслёновые и лилейные)

- К какому классу относятся семейство пасленовые? (к классу двудольные)

- Работа по карточкам. 

(см. Приложение. Работа по карточкам)

Выписать номера предложений, в которых говорится о признаках паслёновых.

В цветке 5 чашелистиков.

В цветке 4 чашелистика.

В цветке 6 лепестков венчика.

В цветке 5 лепестков венчика.

В цветке много тычинок.

В цветку 5 тычинок.

Плод-орех.

Плод-ягода.

VI. Итог:

- Как  человек использует растения семейства паслёновые? (употребляет в пищу, изготавливает лекарства, украшает свои жилища).

-Назовите ядовитые пасленовые.(белена, табак, дурман)

-Назовите овощные пасленовые. (томат. картофель. баклажан)

Оценки.

Рефлексия (СЛАЙД 25)

Вы видите на экране предложения, дополните их:

- Сегодня на уроке я узнал( познакомился)....

- Самым интересным для меня было …

- Урок мне…(понравился/ не понравился)

Домашнее задание (СЛАЙД 26)

Урок окончен

(СЛАЙД 27)


презентация к уроку. семейство пасленовые
PPTX / 4.12 Мб

Используемая литература и интернет источники:

Клепинина З.А. Биология.Грибы. Бактерии.7 класс :Учебник для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида

Клепинина З.А. Рабочая тетрадь. 7 класс. 

festival.1september.ru/articles/635100/

obrazovanie.slovarik.org/korrektsionnaya-pedagogika-3/data-id1645

graze.ru/dlya-studenta/5-kurs/urok-biologii-v-7-kl...riznaki-paslenovykh/

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1
приложение 1
DOC / 448.5 Кб

Приложение 2
приложение 2
DOC / 276 Кб

Приложение 3
приложение 3
DOC / 261.5 Кб

Приложение 4


приложение 4
DOC / 1.35 Мб

 

Приложение 5

 


приложение 5
DOC / 261 Кб

Приложение 6


приложение 6
DOC / 274.5 Кб

ЗАДАНИЕ 1.

Распределите признаки однодольных и двудольных растений.

Однодольные Двудольные

в семени 1 семядоля в семени две семядоли

мочковатая корневая система стержневая корневая система

дуговое и параллельное сетчатое жилкование листьев жилкование листьев

ПАМЯТКА

Название семейства

Жизненные формы растений данного семейства

Особенности строения цветка и соцветия

Типы плодов

Особенности строения корневой системы, стебля, листьев

Представители семейства, использование их человеком

Начинаем собирать портфолио семейства паслёновые.

Работа по карточкам.

Выписать номера предложений, в которых говорится

о признаках паслёновых._________________________

В цветке 5 чашелистиков.

В цветке 4 чашелистика.

В цветке 6 лепестков венчика.

В цветке 5 лепестков венчика.

В цветке много тычинок.

В цветке 5 тычинок.

Плод-орех.

Плод-ягода.

КАРТИНКИ

Опубликовано в группе «Предметные недели в специальной коррекционной школе VIII вида.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.