12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарко Ирина Анатольевна1898
Мне бы хотелось, чтобы мои дети обладали изящным, пытливым умом, были востребованы временем, чтобы каждый из них нашел себя и свое место в жизни, был ответственен и самостоятелен. Мне бы хотелось, чтобы дети выросли милосердными и сострадательными.
Россия, Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дивное


Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» с. Дивное


Всероссийский конкурс

педагогического мастерства

на лучшую разработку конспекта урока «Мой край родной!»


t1578073543aa.jpg



Подготовила:

учитель начальных классов

Шарко Ирина Анатольевна

Тема урока: «Мой край родной!»

Цели: 

1. Привить детям чувство любви к Родине, к родному краю; воспитание патриотизма.

2. Пробудить интерес к истории родного края.

3. Приобщать учеников к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины.

4. Формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на перцептивно-эмоциональную сферу личности; реализация деятельностного подхода к изучению и охране природы своего региона.

Задачи

помочь детям осознать себя частью природы;

формировать бережное отношение к окружающей природе, чувство ответственности;

развивать коммуникативные способности, умение работать в группе;

развивать речь, внимание, наблюдательность;

повторить с детьми правила поведения на природе.

Развитие экологической этики учащихся.

Формирование чувства сопричастности к происходящему вокруг.

Воспитание любви к Родине, родному краю;

Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

воспитать сознательное и бережное отношение к природе родного края.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия:

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Методы обучения: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.

Формы организации: Совместные, групповые.

Средства обучения: Компьютер, мультимедиа, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Подготовительный этап. Постановка проблемы.

Звучат звуки природы «Шум плеска речной волны». (на экране слайды с изображением природы озера Маныч, ученик читает стих Забусова Олега)

Не могу никак я наглядеться

На степей бескрайних высоту,

И летит, как птица, моё сердце

В небо набирая высоту.

А внизу – дороги, скирды, пашни,

И камыш пожухлый у реки,

А левей водонапорной башни,

Словно солнышки, желтеют бузляки.

И смотрю я, как заворожённый,

И пытаюсь до конца понять,

Почему весь мир такой огромный

Одним взором я могу объять?



t1578073543ab.jpg

Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычный урок. Мы не спроста начали его стихами нашего Дивенского поэта Олега Забусова, они помогут нам определить тему нашего урока. Кто сможет озвучить тему урока? (Мы будем говорить о нашем родном крае)

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Какова же цель нашего урока, для чего нужно изучать родной край? (привитие чувства любви к Родине, к родному краю, воспитание патриотизма, пробуждение интереса к истории родного края, приобщение к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины, воспитание нравственности).

Учитель:

- Дети, а для вас, что такое Родина?

- Место, где мы родились, и сейчас живем, как называется? (Малая Родина)

- Для нас с вами наша малая Родина – это наш край.

- Родина! Это самое великое, самое родное и сердечное, что есть у человека. Большая она у него или маленькая, тоже зависит от самого человека, от его знаний, умения понимать, любить и беречь Родину. Любовь к Родине сравнивают с любовью к матери. Есть такая поговорка: “Кто мать родную не полюбит, не полюбит и Родину”.

- И родителей и Родину мы приобрели с момента нашего рождения. Родину, как и родителей не выбирают. Они даются человеку один раз навсегда, до конца жизни. Наши отцы и деды крепко любили свою Родину – Ставрополье и твердили, что „Родина без нас может обойтись, но мы без Родины – никогда”.

IV. Работа в творческих группах.

- Сегодня я предлагаю вам побывать в роли исследователей и изучить природу родного края, народные промыслы прошлых лет, как наш край воевал за Родину в годы Великой Отечественной Войны. Мы с вами побываем в роли журналистов-корреспондентов и создадим свой канал на сайте ютьюб.

t1578073543ac.png

1 группа блогеров «Историки» расскажут о главном городе нашего края, о главных символах Ставропольского края, их происхождении.

2 группа блогеров «Знатоки природы» изучат и расскажут нам о нашей жемчужине – озере Маныч. Они исследуют природу родного края, докажут нам что человек должен любить природу, изучать и познавать её законы, научиться понимать и ценить жизнь, совершать полезные дела для сохранения природы и жизни человека.

3 группа блогеров «Народные умельцы» расскажут нам о народных промыслах нашего края и района, как жили наши предки, чем занимались и чем прославили наш край.

4 группа блогеров «Память за собою позови» расскажут нам о нашем крае в годы ВОВ 1941-1945 года. О героях Ставропольцах и Апанасенковцах, которые отстояли с честью нашу Родину, и чьими именами мы гордимся.

Группы получают задание и работают над выполнением задания.

V. Выступление творческих групп.

1 группа блогеров «Историки»

- Главный город края – это город Ставрополь. В переводе с греческого Ставрополь – город креста. Более 200 лет назад был сооружен каменный крест, рядом с которым построили крепость. Во время войны крепость была разрушена. Прошло время, в этих местах стали селится люди: казаки, русские крестьяне. Крепость положила начало строительству города Ставрополя. Позднее каменный крест восстановили, сегодня он является символом города.

t1578073543ad.png

(Дети показывают необычный цветок, его сердцевина – очертание территории Ставропольского края, вокруг – семь лепестков (богатства края).

- У нас в руках необычная ромашка. Обратите внимание на середину цветка, что она вам напоминает? (Очертание территории Ставропольского края. Подносят к карте Ставропольского края и сравнивают).

- Сердцевина цветка – это наш Ставропольский край, а лепестки богатства края. Сейчас мы рассмотрим все лепестки цветка и расскажем, чем славен и богат наш край.

Лепестки:

1. Символика края (на лепестке изображены символы СК — герб и флаг).

2. Природа края (природные ландшафты).

3. Сельское хозяйство (на лепестке изображены колосья).

4. Животноводство (на лепестке рыба, куры, овцы, коровы).

5. Подземные богатства (полезные ископаемые).

6. Знаменитые люди края.

7. Обычаи Ставропольцев.

(Дети «открывают»  по одному лепестку и рассказывают)

1. Символика Ставропольского края.

- Отличительными символами нашего края являются (дети показывают герб и флаг). В верхней части щита на гербе изображена крепость. А венок из листьев дуба и пшеничных колосьев означает то, что наш край хлеборобный и сильный, могучий. Так как наш край входит в состав Российской Федерации, то всю композицию венчает двуглавый орёл.

Полотнище флага Ставропольского края золотого цвета неспроста, это цвет пшеничных колосьев. А крест в центре флага означает, что город Ставрополь – главный город, краевой центр.

t1578073543ae.png

2. Природа края.

- Почему путешествие по Ставропольскому краю сравнивают с поездкой по всей России, потому что на Ставрополье можно увидеть все природные ландшафты: полупустыни, пустыни, степи, леса, реки, озера, горы и даже мерзлота. 

- Вот основные реки Ставрополья: Кубань, Терек, Егорлык. (показывают на карте)

- А какие красивые озера на Ставрополье! Соленое озеро, Маныч — Гудило, Тамбучанское озеро, Провал.

                           Физминутка  «Просторы родного края»

Край широкий Ставропольский (идут по кругу, взявшись за руки)

Удивительный мой край (остановились, развели руки через верх)

Только в нем увидеть можно (смотрят вдаль в одну и другую стороны)

Все места родной страны (разводят руки перед собой)

Степи утопают здесь в цветах (делают рукой перед собой и показывают «бутон»)

Реки горные торопятся, шумят (бегут «змейкой», взявшись за руки)

Колосится хлеб родной в полях (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок- «колос», покачивают)

И леса могучие растут (тянутся на носочках вверх, ладони прямые)

В них животные живут (изображают разных животных)

И воздух самый чистый (делают глубокий вдох-выдох)

Ах, Ставропольекрай лучистый (разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)

Тебя я в сердце сохраню (держат ладони перед собой и прижимают к сердцу)

3. Сельское хозяйство.

- Наш край ещё называют житницей, краем хлеборобов. Пшеничный колос можно по праву считать символом Ставропольского края. Основная злаковая культура, которую выращивают на Ставрополье — пшеница.

4. Животноводство

- А ещё наш край называют и краем золотого руна. Руно, это шерсть, которую дают нам овцы. В Ставропольском крае на крупных фермах, птицефабриках и в частных подворьях разводят крупный рогатый скот, овец, птицу: кур, уток, гусей, пчел.

t1578073543af.png

5. Полезные ископаемые.

- Минеральная вода одно из главных богатств нашего края. В местах, где появлялись источники минеральной воды, стали строиться города — курорты. Мы предлагаем вам выпит минеральной воды и зарядиться от неё богатырским здоровьем.

t1578073543ag.png

6. Знаменитые люди края.

П. М. Гречишкин - это ставропольский художник. (Показ его картин)

t1578073543ah.jpg


t1578073543ai.jpg

t1578073543aj.jpg

t1578073543ak.jpg

t1578073543al.jpg

7. Обычаи  Ставропольцев.

- Наш край многонациональный. Но всех нас, людей, проживающих в Ставропольском крае, объединяет то, что мы очень гостеприимные люди, чтим обычаи наших предков. Обычаи — это своего рода законы, которые выполняют люди и передают их друг другу из поколения в поколение, из уст в уста. Гостей у нас всегда встречают с хлебом и солью, а почему именно с солью? Оказывается, соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям.

Говорят, что дом, куда не ходят гости - самый несчастный. И всем тем, кто на нашу территорию ступает со словами: “Мир вашему дому!” говорим: “Добро пожаловать!”.

Учитель: Молодцы и рассказали интересно, и угостили минеральной водой! А что же нам приготовила 2 группа блогеров, и так, внимание.

2 группа блогеров «Знатоки природы»:

1-й ученик: Апанасенковский район славится своим озером Маныч! Озеро Маныч-Гудило – одно из самых длинных озер страны, протяженность его достигала 180 километров. Озеро Маныч-Гудило является остатком древнего океана Тетис, соединявшего Азовское, Черное и Каспийское моря. Площадь водоема 350 кв. км.

t1578073543am.png

Слово "Маныч" – татарское, обозначает "соленый" или "горький". Маныч неоднократно становился морским проливом, соединявшим Каспийское и Черное моря. В прошлом озеро вызывало удивление и некоторый страх местных жителей, о нем сложилось много легенд. Рассказывали, что над ним раздается таинственный гул – отсюда возникло название.

t1578073543an.png

Гул возникает при отражении от крутого берега больших волн, поднимающихся при сильных ветрах. К этим звукам присоединяется завывание ветра в оврагах северного берега.

t1578073543ao.png

2-й ученик: Побережье озера Маныч приютило на своих просторах немало разных видов животных. Из млекопитающих здесь водятся: джунгарские хомяки, зяйцы-русаки, полевки, длиннохвостые суслики, кроты. Здесь можно встретить и множество редких птиц, занесённых в Красную книгу.

t1578073543ap.png

Постоянными обитателями этих мест являются: степная пеструшка, узкочерепная полевка, землеройка и суслики. Также обитателями этих мест являются лисицы, волки, дикие лошади – мустанги!

t1578073543aq.png

3-й ученик: Мир пернатых достоин особого внимая. Каждая природная зона нашего края приютила в себе различные виды птиц. Здесь водятся: перепел, бородатая куропатка, черноголовый чекан, цапля, пеликан. Около водоемов можно увидеть болотную сову, журавля-красавку, крякву, шилохвост и серую утку, черные лебеди.

t1578073543ar.png

В степных районах встречаются чибисы, желтые трясогузки. Представителями степного мира птиц являются и красноухие овсянки и жаворонки. Водный мир Маныча не обделен наличием обитателей. Воды степных территорий богаты карпом, судаком. Рыбами-аборигенами являются: окунь, щука, карась, плотва, вобла.

t1578073543as.png

4-й ученик: Нельзя не сказать еще об одной особенности соленого озера Маныч-Гудило. Это его лечебные грязи. Целебная грязь представляет собой плотную массу черного цвета, пластичную и маслянистую, однородную с мелкими кристалликами соли, со слабым запахом сероводорода, богатую бромом и бором. Показаниями к наружному ее применению являются следующие заболевания: центральной нервной системы, болезни костно-мышечной системы, органов дыхания; мочеполовой системы, органов пищеварения, болезни кожи и уха.

t1578073543at.png

Учитель: У нас очень красивая природа. Мы должны гордиться тем, что живём в таком прекрасном месте. Наша задача сохранить эту красоту для следующих поколений.

t1578073543au.png

3 группа блогеров «Народные умельцы».

- Народные промыслы на Ставропольской земле имеют давнюю историю, которую можно начать с древней сарматской керамики XI века.

- Курортные города – Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск - стали центрами, где развивались различные ремесла: резьба по рогу, кости, и дереву, художественная ковка, чеканка, вязание, ковроткачество, роспись по ткани. В прошлом веке эти производства были сохранены и получили дальнейшее развитие. Здесь были произведены первые эксперименты с новым для региона материалом – фарфором. К XXII Олимпийским играм, проходившим в Москве, и были изготовлены первые изделия с оригинальной ручной лепкой, которая на годы стала визитной карточкой этого предприятия и своего рода лицом народных промыслов региона.

t1578073543av.png

- Славятся сёла своими мастерами-рукодельниками. Их таланты рассказывают сами за себя: достаточно пройти по улицам села и взглянуть на дома.

t1578073543aw.png

- Это настоящие музеи под открытым небом, сады буквально напичканы удивительными персонажами, выполненными из дерева, пластика, автомобильных скатов. А еще сельские жителя увлекаются вязанием, лепкой, макраме, изготовлением ростовых кукол, без их произведений не обходится ни одна сельская и районная выставка.

t1578073543ax.png

- Мужчины увлечены резьбой по дереву. От их творений просто глаз не отвести, будь то оконные наличники, мебель или изящные статуэтки. Работы мастеров не раз были представлены на краевых и даже на российских выставках.

4 группа блогеров «Память за собою позови»

- Наша малая Родина - родное Апанасенковье, которую мы любим и хотим о ней больше знать, чтобы сохранить её наследие и бережно передать её потомкам. Это ещё и люди, жившие и живущие на этой земле, скупой и щедрой одновременно.

Имена знаменитых Апанасенковцев в названиях улиц – дань памяти их славным делам на благо Родины.

Улица имени И.П. Беляева t1578073543ay.png

Когда рано утром на рассвете 1941 года фашисты напали на нашу Родину, они нарушили границу и начали переправу через реку Буг. Нашему земляку Ивану Петровичу был дан приказ принять бой, он возглавил группу ведущую неравную схватку с фашистами. Неравный бой длился 4 часа, группа Ивана Петровича подорвала пять танков и затопила четыре орудия фашистов. Трижды раненый Иван Петрович продолжал руководить боем. Кончились боеприпасы, на исходе были патроны, положение было критическим. Фашисты попытались ещё раз захватить позицию, этого им не удалось, очередная атака была отбита.

Фашисты продолжали наступление. В живых оставалось слишком мало солдат, Иван Петрович приказал отступать, а сам решил прикрыть товарищей. Он сражался геройски. Дважды фашисты пытались атаковать, дважды они отступали. Несколько раз Иван Петрович истекая кровью менял позицию, не пропуская врага вперёд, но получил шестое – смертельное ранение. Наш земляк - герой – пограничник Иван Петрович Беляев пал смертью храбрых, в неравном бою с немецко-фашистскими захватчиками.

Постановлением Совета Министров БССР от 13 сентября 1967 года этой заставе присвоено имя Беляева И.П. – нашего земляка. Имя нашего земляка – И.П. Беляева носит одна из улиц села Дивного.

Улица имени И.И. Клочко

Клочко Иван Иванович – перед приходом немцев в село Дивное вступил в подпольную организацию, которая рискуя жизнью вывела из строя нефтебазу в селе Дивное, чтобы немцы не смогли пользоваться горючим.

Иван Иванович партизанил, защищал родное Апанасенковье, но однажды решил навестить дом родителей. Фашисты схватили его и расстреляли партизана. Идут годы, мы, живые не забывают павших героев. Мы благодарны тем, кто спас наш родной край от немецких захватчиков. Не забыт и подвиг И.И. Клочко, его именем названа одна из улиц нашего села Дивное.

Улица имени Н.П. Савенко

t1578073543az.pngЯ хочу рассказать об одной замечательной учительнице нашего села Дивное Нины Павловны Савенко, до ВОВ она преподавала географию. Во время войны Нина Павловна была комсомолкой, она одной из первых вступила в партизанский отряд «Сергей» и стала разведчицей. 11 декабря 1942 года она ушла на боевое задание в тыл к немцам, путь был опасен. Собрав сведения в одном из населённых пунктов Туркменского района, Нина собралась уходить, но её опознал предатель и выдал в руки фашистов. Нину Павловну казнили… Её именем названа улица села Дивное.

Улица имени В. Ускова

t1578073543ba.pngЯ хочу рассказать об одном мальчишке, который стал героем в 15 лет. Это Ваня Усков, он родился в Малой Джалге. Учился в Дивном и работал на хлебоприёмном пункте. Перед войной Ваня с семьей вернулся в Малую Джалгу. С войной кончилось его босоногое детство. Рано повзрослели и друзья. На их плечи и плечи матерей и сестёр легли работы в поле, день и ночь, в дождь и слякоть. «Всё – для фронта, всё – для победы!».

Ваня стал партизаном в отряде «Сергей», в одном бою погиб его отец - Кондрат Усков и Ваня решил мстить за отца. Однажды Ваня участвовал в 12 дневном рейде по тылу врага, много тогда доставили неприятностей фашистам партизаны, но жестоком бою Ваня погиб. Схоронили бесстрашного соколёнка у хутора Заря....

Именем Вани Ускова названа улица в центре села Дивного, и в январе 1981 на ней был открыт памятник юному партизану.

t1578073543bb.jpg

Время не властно над героями. В памяти благодарных потомков они живут вечно. О них пишут стихи, слагают легенды, поют песни, их именами называют улицы. Вечная память героям!

Рефлексия.

Закончить наш урок я хочу одной притчей, которую однажды мне рассказал мой отец, в детстве:

«В одном селении было два мудреца, но у одного было много учеников, и к нему шли люди, а к другому нет. Второй решил скомпрометировать мудреца-учителя.

Он думал так: поймаю я бабочку и задам вопрос – Что у меня в руке: живое или мертвое? Если он ответит - живое, то легким нажатием раздавлю бабочку и покажу, что он неправ. Если скажет – мертвое, то раскрою ладонь и выпущу бабочку.

Так он и сделал. Пришел к мудрецу-учителю и задал свой вопрос. Поднял Учитель на него свои лучистые глаза, и столько добра и любви полилось из них. Улыбнулся он и ответил: «Все в твоих руках…»

«Все в твоих руках», - повторил отец и оставил меня одну подумать… ​​​​​​​

- Ребята, вы поняли, почему я рассказала эту притчу? Что сегодня в ваших руках? (Будущее нашей Родины, нашего края, нашей природы и всего человечества, память о прошлом.)

- Как говорят в народе: «Жизнь прожить не поле перейти». Много на пути вам встретится препятствий и проблем, а их не всегда можно обойти, чаще приходится преодолевать и решать. А это нелегко! Выбрать решение, которое окажется единственно правильным. Идя по жизни, вспоминайте наши уроки: не хнычьте, когда больно, поднимайтесь после падения, верьте в доброту и идите дальше, настойчиво добивайтесь поставленной цели и главное верьте: ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ!!!

t1578073543bc.png



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 03.01.20 в 21:26 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за насыщенный и познавательный материал!!!
Горбачёва Марина Юрьевна, 04.01.20 в 06:11 0Ответить Пожаловаться
Интересный и полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.