12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Храмцова18
Челябинская обл.
0

Методическая разработка урока по теме «Обращение. Знаки препинания при обращении»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

Обращение и знаки препинания при нем.

Методическая разработка

урока теоретического обучения

по учебной дисциплине «Русский язык»

2017

Методическая разработка урока по учебной дисциплине « Русский язык».

Автор-разработчик: Храмцова Ольга Ивановна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МСМТ

Данный урок относится к разделу: «Синтаксис и пунктуация».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нем».

Урок был проведен в группе МОСР 09-16(2) на втором курсе по специальности «Мастер отделочных строительных работ».

Тема урока: Обращение и знаки препинания при нем.

Тема программы: «Синтаксис и пунктуация»

Тип урока: Закрепления и совершенствования знаний и умений

Форма проведения урока: комбинированный урок

Методическая цель урока: реализация проблемного метода обучения на уроках русского языка.

Цели урока:

Обучающие: формирование знаний обучающихся о смыслоразличительной роли знаков препинания при обращении, правилах постановки знаков препинания, о роли пунктуации при использовании обращения в письменной речи; формирование умений пользоваться правилами пунктуации при обращении, анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности их употребления, осуществлять речевой самоконтроль.

Развивающие:

Развитие психофизиологических свойств личности: смысловой, зрительной памяти, внимания, чувства ответственности, любознательности, стремления к новому и удовлетворения от хорошо выполненной работы.

Воспитательные:

воспитание положительной мотивации к изучаемой дисциплине; чувства уважения к русскому языку, корпоративной культуры, коммуникативных навыков, ориентации на успех;

Методические характеристики урока.

Метод

Методический приём

Средства обучения

Методы стимулирования и мотивации

Создание ситуации познавательной новизны, формирующей профессиональную компетенцию.
 

Ориентация на успех.

Проблемная беседа о значимости темы урока в повседневном общении, в общей культуре человека, культуре речи.

Слова благодарности, похвала, поощрение

Словесный

Беседа,

учебная дискуссия,

комментирование,

сообщения обучающихся

«Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф.Грекова, В.В.Чижова, стр401, Пушкин А.С. «Избранные сочинения» - М., «Художественная литература» - М., 1980

Энциклопедия «Русский язык» ред. Караулов Ю.Н. – М., «Дрофа», 1998

Наглядно-демонстрационный

ИКТ, демонстрация

Монитор, экран, ЦОРы.

Практический

Выполнение упражнений

«Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф.Грекова, В.В.Чижова, В.В.Бабайцева. «Сборник заданий по русскому языку» - М., «Дрофа»,1997. Карточки-задания, карта оценивания практической работы

Методы контроля

Входной

Итоговый

Самопроверка

Взаимопроверка

Тестовые задания входного и итогового контроля

Эталоны ответов

Ход занятия.

и название этапа

Дидактические задачи этапа

Деятельность преподавателя

Виды и содержание цифровых образовательных ресурсов (слайд-фото, текст,- -таблица, )

Рефлексивная деятельность учащихся

1

2

3

4

5

I. Организа -

ционный этап.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Предъявление единых педагогических требований:

- приветствие;

- выявление отсутствующих на уроке;

- проверка внешнего вида (соответствие

- требованиям внутреннего распорядка училища).

 

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке обучающихся на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.

Психологическая установка на восприятие материала урока.

Организация внимания и готовности обучающихся к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

 

Готовятся к восприятию урока.

II Вводный этап урока

Подготовка к основному

этапу урока.

     

Мотивация

Обеспечение возникновения у учащихся мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения.

В повседневной жизни мы постоянно вступаем в разговор с окружающими людьми, начиная с ближайших нам родственников и заканчивая товарищами по учебе. Вспомните, как ласково называют вас близкие, как вы обращаетесь к окружающим вас людям.

Это-ОБРАЩЕНИЯ. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Осмысливают значимость материала данного урока в формировании навыков монологической речи

Сообщение темы.

 

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нем». Запишите тему в тетради.

После изучения темы урока, Вы будете:

знать: правила постановки знаков препинания, уметь: применять правила пунктуации при выполнении практической работы, анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности их употребления, осуществлять речевой самоконтроль

Слушают название темы. Записывают в тетради тему.

Коррекция опорных знаний

Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях обучающихся

Задание. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, укажите вводные конструкции, обоснуйте их расстановку. (Задание выполняется на листах раздаточного материала)

По словам младшего брата Пушкин, будучи мальчиком, иногда пров...дил бе...сонные ночи в к...бинете отца «пожирая» все книги поп...дающиеся ему под руку. Обладая (не)обыкновенной памятью Пушкин к уд...влению многих в одиннадцать лет великолепно знал француз...кую литературу Мольера Бомарше и других. Как вспоминают многие лицеисты он пор...жал своей начитанностью. Даже уезжая в пут...шествия он непр...менно брал с собой книги и отн...сился к ним бережно.

 

Воспринимают, осмысливают, определяют особенности употребления обращений.

Выполняют практическое задание,

Формирование ориентировочной основы учебной деятельности.

.

Изучение нового материала

Первичное закрепление базисного уровня

Проверка понимания алгоритма действия

3.Самостоятельная работа обучающихся по применению полученных знаний

Заключительный этап урока.

Мотивация.

Обеспечение усвоения новых знаний.

Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала на основе алгоритма действий

Определение возможности допуска обучающихся к самостоятельной работе

Обеспечение усвоения новых знаний.

Анализ и оценка успешности достижения цели урока

Формирование у обучающихся ориентации на успех

Вернемся к теме и целям нашего урока. Запишем предложения:.

Работа с предложениями.

Объясните, какую смысловую нагрузку несут выделенные слова в данных предложениях.

-Обратите внимание на интонацию с которой произносятся эти слова.

-Какие это предложения по цели высказывания?

Сформулируем определение понятия

« обращение».

Каково место обращения в предложении?

Назовите способы выражения обращений?

Перечислите знаки пунктуации в предложениях с обращениями?

Обобщение ответов, запись понятия

В русском языке существуют правила нахождения обращения в предложении.

Пользуясь этими правилами, выполните задания:

-Придумайте и запишите подходящие по смыслу обращения. Не забудьте, что обращения могут быть выражены не одним словом, а сочетанием слов. Поставьте необходимые знаки препинания.

1. Тебя …………… (не) возможно остановить. 2. ……………. поезд Екатеринбург – Тюмень пр..бывает на первый путь. 3. Сов..щание начнется через (пол) часа .………… .

4. А следу..щая музыкальная комп..зиция прозвучит по вашим про..ьбам ………………. . 5. (Не)пойму ………………….. как мог я так долго жить вдали от тебя! 6. …………! Почему вы тратите свое драгоцен(н)ое время на пустые занятия?

 

Контроль уровня полученных знаний.

Итоговый тест.

1. Дайте определение понятию обращение?

2. Назовите место расположения обращения в предложении

3. Назовите части речи, которыми может быть выражено обращение.

4. Назовите знаки препинания, употребляемые в предложениях с обращениями

Обобщение перед выполнением с/р.

Самостоятельная работа.

Мы с вами обобщили весь изученный сегодня материал. А сейчас, используя полученные знания, самостоятельно выполняем упражнение по предложенному к нему заданию.

1.Найдите обращения в предложениях и расставьте знаки препинания

Сыпь ты черемуха снегом!

Мерзни мерзни волчий хвост!

Что стоишь качаясь тонкая рябина?

Вася голубчик куда же ты спрятался?

Граждане Все на выборы!

2. Работа с «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах», В.Ф.Греков, В.В.Чижов. упр.468.

Целевые обходы.

Первый обход: проверить правильность выполнения задания, особое внимание уделяя слабым обучающимся.

Второй обход: проверить правильность ведения самоконтроля.

Третий обход: проверить правильность выполнения задания. Принять, оценить. Дать дополнительное задание наиболее успевающим обучающимся.

Четвертый обход: прием выполненной практической работы, оценивание.

1.Подведение итогов урока. Анализ работы каждого обучающегося.

2.Сообщение оценки качества работы каждого обучающегося.

3.Отметить тех, кто добился отличного качества работы.

4.Разобрать наиболее характерные недочеты в работе обучающихся и дать рекомендации по их устранению.

Поощрение обучающихся в процессе достижения ими поставленной цели урока

Эталоны ответов к тесту.

1.Обращение-это слово или сочетание слов, которые называют того(то), к кому(чему) обращаются с речью(с вопросом, с рассказом, с советом, просьбой, побуждением к действию).

2.Оно может располагаться в начале, в середине и конце предложения.

3.Обращение может быть выражено существительным, прилагательным, причастием, местоимением.

4. 1.На письме О. выделяются запятыми (вместе с зависимыми словами, если они есть) в любом месте предложения

2.Между двумя обращениями, соединенными союзами и, да(= и),запятая не ставится.

3.В начале предложения О. отделяется восклицательным знаком, если произносятся с сильным чувством

 

Выполняют практическое задание, делают выводы.

Выполняют практическое задание, делают выводы.

Выполняют упражнение, воспроизводя знания ориентировочной основы действий.

Самостоятельно выполняют задание.

Самоконтроль.

Самокоррекция.

Самооценка.

Развитие творческой активности.

Саморегуляция.

Самоанализ выполненной работы.

Самокоррекция.

Самоактуализация.

Саморегуляция через достижение цели.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Сообщение домашнего задания.

Учебник стр. 401, .§№88

Написать три небольших по объему письма, адресованных одному лицу, используя разные виды обращений.

Пример:

1. Дорогая мамочка, я очень скучаю без тебя…

2. Уважаемая Ольга Петровна, напоминаем вам, что срок сдачи документов на получение пособия по уходу за ребенком ограничен…

3. Оленька, доченька, ты очень много работаешь…

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.