12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса Зорина573
Учитель русского языка и литературы МАОУ "Речицкая СОШ" п. Речица, Почепского района, Брянской области
Россия, Брянская обл., п.Речица

Технологическая карта

Ф.И.О. учителя: Зорина Лариса Ивановна

Предмет: руский язык

Класс: 5

Тема урока: Обращение

Цель урока: сформировать представление об обращении, правильно оформлять на письме предложения с обращением.
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с обращением, формировать умения находить обращение, отличать его от других членов предложения, выделять его в устной и письменной речи, употреблять с учетом речевой ситуации;

развивающие: развивать умения точно употреблять в речи обращение, развивать аналитическое мышление посредством наблюдений, сравнений, обобщений, приобщение к информационно-поисковой деятельности;

воспитательные: воспитывать познавательную активность, прививать любовь к вдумчивому чтению, воспитывать внимательное отношение друг к другу
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстрации к сказкам, аудиозапись песни «В гостях у сказки», видео «Сказка о рыбаке и рыбке», учебник. Русский язык.5 класс. М.: «Просвещение» 2008г. Авторы: Ладыженской Т.А. Баранова М.Т. и др

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание

учебного

материала

Методы

и приемы

работы

ФОУД

Деятельность

учителя

.

Деятельность

учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

Создание положительной мотивации.

Включение в деловой ритм урока.

Начиная с перемены, звучит песня «В гостях у сказки»

 

Словесные

Ф. И.

Приветствует детей, настраивает на активную работу, проверяет их готовность к уроку.

Готовятся к работе, слушают учителя и участвуют в диалоге. Демонстрируют готовность к уроку. Оформляют тетради.

Управлять своим настроением, выражать эмоций. (Л)

Выявлять готовность к уроку (Р)

Повторение изученного

Проверка

степени усвоения учащимися изучаемого материала

Предложения для разбора

Мы с хорошей сказкой3 дружим4.

В сказках добро всегда побеждает2 зло4.

Объяснительный диктант Д…бро, ска…ка, ув…жение, чес…ность, уч…т, т…рпение

Практический

Ф. И.

Вызывает к доске.

Проводит объяснительный диктант, корректирует правильность объяснения орфограмм.

Учитель проверяет работу у доски.

Выполняют разборы у доски (2 человека)

Объясняют орфограммы (по цепочке)

Класс составляет предложение из слов для диктовки

Контролировать свои действия, сверяя с эталоном (Р)


 

Умение объяснять

орфограммы (П)


 

Формировать умение строить предложение (П)

Изучение нового материала

 

 

 

1.Подготовка к восприятию темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Формулирование темы и постановка целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное определение понятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Углубление понятия

«Обращение»

Создание ситуации, успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение деятельности по определению темы и целей урока.

 

 

 

Обеспечение мотивации учения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование понятия «обращение»

 

 

 

 

 

 

 

Умение находить обращение

 

 

 

 

 

 

 

Выяснение особенностей обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выяснение синтаксической роли обращения и выделение его в письменной и в устной речи

- Какой раздел мы сейчас изучаем?

Лингвистическая разминка (кроссворд)

1. Два слова, связанные по смыслу и грамматически (словосочетание)

2. Член предложения, отвечающий на вопросы: что такое предмет? каков предмет? что делать? что сделать? (сказуемое)

3. Второстепенный член предложения обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается существительным и местоимением. (дополнение)

4. Знак препинания, ставящийся между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. в И.п. (тире)

5. Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? (определение)

6. Второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, место и время действия и отвечающий на вопросы как? где? куда? (обстоятельство)

7. Члены предложения, поясняющие главные или другие члены предложения (второстепенные)

8. Член предложения, обозначающий действующий предмет и отвечающий на вопросы кто? что? (подлежащее)

9. Члены предложения, зависящие от одного слова и отвечающие на один вопрос (однородные)

- Какое слово получилось по вертикали? (Обращение)

- Какова тема урока?

- Чему должны научиться на уроке?

И поможет нам в этом волшебный Колобок, с которым мы отправимся в путешествие в мир всеми нами любимой сказки, и, конечно же, в мир знаний. Помните: "Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…" И пошел он гулять из сказки в сказку. Отправимся и мы

3. Сценка

Сценка "Русский язык в картинках" с. 90)

- Как вы понимаете, что такое обращение?


 

Анализ предложений

- Сестрица Аленушка, напьюсь я из копытца!
- Не пей, братец, козленочком станешь!

-Ребята, вы знаете, откуда эти строчки?

Исследование в группах

1.Из какого произведения эти строчки? Назовите автора.

2.Прочитайте текст

3.Найдите обращение (слово, называющее тех, к кому обращаются с речью)?

4.Это одно слово или несколько?

5. Какой частью речи оно выражено?

6. В какой форме стоит?

7. Обозначает одушевленный или неодушевленный предмет?

8.Где оно находится в предложении? (вначале, в середине, в конце)

Вывод.

-Что же мы можем сказать об обращении?

- Обращение - одно слово или несколько?

Где оно может находиться в предложении

Работа с учебником

§ 42 с.85,86

-Что еще вы узнали об обращении из учебника?

Словесно –

наглядный

Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой

Ф, И.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Частичо-поиско

вый, исследовательский.

Технология сотрудничества

Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесно –

наглядный ИКТ

Ф.

 

 

 

 

 

Проблемное чтение Ф.

Проводит беседу.


 

Контролирует правильность ответов учеников


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует учебную деятельность учащихся. Дополняет ответы.


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель читает предложения, выделяя обращения интонационно.

Обращает внимание на условное обозначение обращений

 

 

 

Организует работу учащихся в группах, направляет их деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводит работу по обобщению материала, с помощью наводящих вопросов.


 

 

 

 

Задает вопросы

Отвечают на вопросы кроссворда.

Вспоминают

Термины по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему уро­ка, определяют цель  учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывают сценку.

Слушают, перерабатывают информацию

 

 

 

 

 

 

Находят обращения в предложениях

 

 

 

 

Работают в группах, анализируя текст по заданному плану

Совместное обсуждение схемы разбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная работа с опорным алгоритмом по теме.

Учащие отвечают на вопросы, делая выводы об особенностях обращения

Самостоятельно читают параграф

 

Формулируют, высказывают и обосновывают собственную точку зрения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, делают выводы.


 

Взаимодействовать с учителем во время опроса (К)


 

Определять уровень своих знаний (Р).


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно определяют тему урока, цели и задачи обучения (Р)


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение слушать и

высказываться в

соответствии с

целевой установкой (К)


 

 

 

 

Умение видеть обращения (П)

 

 

 

 

Извлечекать необходимую информацию, систематизировать материал П)

Планировать необходимые действия, работать по плану (Р)

Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию (К)

Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь слушать и

высказываться в

соответствии с целевой установкой (К)

 

 

 

 

Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы (П)

Динамическая пауза

Предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на физическую.

Мы работали – устали,

И теперь все тихо встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Три наклона. Прямо стать.

Руки вверх теперь поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарили.

А теперь тихонько сели

И друг друга не задели.

Здоровьесберегающий

Ф., И.

Ваполняет упражнения вместе с учащимися

Выполняют

физические упражнения

Осознавать необходимость заботы о здоровье (Л)

Закрепление изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умений применять полученные знания.

 

 

 

 

 

Формирование умения находить обращения, расставлять знаки препинания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения отличать

обращения от членов предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения видеть роль обращений в речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения употреблять

обращения в речи

1. Постановка знаков препинания

Колобок колобок я тебя съем. (Научись сначала расставлять знаки препинания)

-- А как бы вы расставили знаки препинания?

Задание по выбору

Выпишите предложения с обращениями, которые находятся

1 ряд – в начале предложения.

2 ряд - в середине предложения.

3 ряд - в конце предложения.

Рвсставьте знаки препинания.

1. Доченька мы пойдем на работу, береги братца.

2.Тётя тётя кошка Вытяни в окошко.

3. Ах Иван –царевич сжалься надо мной –не ешь меня.

4. Постой бабушка постой немножко»

5.Ради скуки скушай яблочко мой свет!

6.Не губи меня девица!

или

Придумайте 3 предложения с обращением и запишите их в тетрадь, так, чтобы оно стояло в начале, в середине и в конце предложения. В этом вам поможет этот иллюстрация из сказки А.Н.Толстого «Приключения Буратино»

Проверка выполнения задания

2. Отличие обращений от членов предложения

Приплыла к нему рыбка, спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

Ей с поклоном старик отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто."

- Обратите внимание на выделенные слова. Скажите, в обоих ли случаях они будут обращениями?

Вывод.

- Что еще нужно помнить об обращении? И уметь делать?

Задание. Выпишите предложения с обращениями, расставьте знаки, графически выделите обращения.

1.Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

2.Здравствуй зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи…

3.Ты царица всех милее,

Всех румяней и белее.

4.И царица хохотать,

И плечами пожимать…

Проверка выполненного задания

3. Роль обращений в речи.

Просмотр видео

Прочитайте отрывки. Найдите обращения. Как бы вы охарактеризовали героев? Приплыла к нему рыбка, спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

Ей с поклоном старик отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто."

„Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу.“

 

Путешествуя из сказки в сказку, колобок встретился с разными героями Аленушкой, у которой непослушный братец превратился в козленочка, со стариком и его сварливой женой, с бедной Козой, потерявшей своих детей, с царем Матвеем, дочери которого было предсказано, что она умрет "во цвете лет", и еще многими другими.

Помогите утешить сказочных героев, используя распространенные обращения и пословицы в качестве убеждения, ведь в них - мудрость народа. Слова утешения запишите в тетрадь.

1 ряд - утешьте кошку, оставшуюся без дома;

2 ряд - царя Матвея, дочери которого было предсказано, что она умрет "во цвете лет";

3 ряд – царевну из сказки Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях

 

Пословицы:

Свет не без добрых людей.

Нет худа без добра.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Но не только сказочных героев нужно утешать. В жизни каждому из нас тоже требуется поддержка, утешение, ласковое, приветливое слово. Русский речевой этикет требует от говорящего уважения к собеседнику, поэтому разговор нужно начинать с обращения по имени.

Устная работа. Тот, кому учитель бросает "колобок", должен обратиться к однокласснику с вопросом, пожеланием и бросить «колобок» ему т.д.

Практический

Ф., И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поисковый

И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный Ф., И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесно –

наглядный ИКТ

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический Выборочное списывание

И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный

Ф., И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический

Ф., И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой

П.

Организует работу учащихся, направляет их деятельность.

Контролирует правильность ответов учеников

 

 

 

 

 

Организует учебную деятельность учащихся, задает наводящие вопросы. Дополняет ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контролирует правильность ответов учеников

 

 

Организует учебную деятельность учащихся, задает наводящие вопросы. Дополняет ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует учебную деятельность учащихся

Записывают предложение, объясняют постановку знаков препинания.

1 человек выполняет у доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают предложения со знаками препинания, называя обращения.

 

 

Читают текст, определяют роль выделенных слов в предложениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

Читают предложения со знаками препинания, называя обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят в тексте обращения, характеризуют героев, исходя из их речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Бросают «колобок», вступают в диалог, употребляя обращения

Уметь видеть обращения (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь выбирать задание в соответствии с возможностями (Л)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверять и корректировать правильность выполнения задания (Р)

Уметь формулировать собственное мнение (К)

 

 

Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы (П)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отличать

обращения от членов предложения (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверять и корректировать правильность выполнения задания (Р)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь находить обращения в тексте (П)

Уметь формулировать и обосновывать собственное мнение (К)


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдать нормы культуры речи в процессе речевой практики (К)

Употреблять обращения в речи (П)

Строить

монологическое высказывания на заданную тему (К,П)

 

Употреблять обращения в речи (П)

Строить

диалогические высказывания на заданную тему (К,П)

Подведение итогов

Оформление знаний, полученных на уроке.

- Какова тема сегодняшнего урока?

-Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы их?

- Что такое обращение?

- Как обращение выделяется на письме и в устной речи?

- От чего нужно отличать обращения?

Репродуктивный

Ф.И.

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

Уметь систематизировать и обобщать языковой материал.(П)

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности (Р)

Уметь  с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.(К)

Рефлексия

Дать оценку

работы

класса

Закончите предложения

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я учился…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке у меня вызвало затруднение…

Репродуктивный

Ф.И.

Предлагает

высказать свое

мнение об уроке,

оценить свою работу

Осуществляют эмоциональную оценку собственной учебной деятельности. Слушают

одноклассников,

взаимодействуют с

учителем.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

Оценивание усвоенного содержания и осмысление результатов своей работы (Р)

Адекватно рассуждать о причинах своего успеха- неуспеха в учении (Л)

Домашнее задание

Обеспечение понимания содержания домашнего задания

§ 42, упр.206 (выписать из сказок 5 примеров с обращениями)

 

Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы.

Записывают домашнее задание в дневниках.

Дифференцированные задания (П., Л)

ФОУД –форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф - фронтальная, И –индивидуальная, П–парная, Г –групповая).

Приложение

Сценка

Слонёнок, и Мартышка пришли в гости к Удаву, но так как Удав спал высоко на дереве они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, а Слонёнок трубил: «Э-э-э-эй!» Но Удав молчал

- Как же к нему обратиться?— размышлял Слонёнок...

- Я придумала! придумала! придумала!— закричала Мартышка.— Я придумала Обращение! Давайте назовём его имя!

-Удав!— закричали гости хором.— Мы пришли к тебе!

- Кто это обращается ко мне так вежливо?— приоткрыл Удав один глаз.— Да это мои друзья!..

Мартышка кричала:

Я придумала! Я придумала! Я придумала обращение! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам ответит!

Тексты для исследования

1 группа

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

А Балда приговаривал с укоризной:

„Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной“. (А.С.Пушкин «Сказка О попе и его работнике Балде»)


 

2 группа


 

„Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами;

А теперь нам вышел срок,

Едем прямо на восток,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана...“

Князь им вымолвил тогда:

„Добрый путь вам, господа…»(А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане…»)

3 группа Милые детки, хочу я в лес пойти, а вы, смотрите, волка берегитесь. Если придет он сюда, то всех вас поест. Этот злодей часто прикидывается, но вы его сразу узнаете по толстому голосу и по черным лапам. (Волк и семеро козлят)

4 группа


 

И у бора вдруг один
Очутился царский сын.
Бор, он видит, темен, дик.
С ним встречается старик.
С стариком он в разговор:
«Расскажи про этот бор
Мне, старинушка честной
Покачавши головой,
Все старик тут рассказал,
Что от дедов он слыхал. (Жуковский «Спящая царевна»)


5 группа

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее. (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне..»

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.