Урок русского языка на тему «Обращение и знаки препинания при нём» (8 класс)

17
5
Материал опубликован 26 June 2019 в группе


Презентация к уроку
PPTX / 2.41 Мб

Обращение и знаки препинания при нём (8 класс)

Автор урока: Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы УКП «РДБ» ГОУ РК «Республиканский центр образования»

Цель: расширение и обобщение знаний учащихся об обращении.

Задачи:

- повторить и расширить знания учащихся об обращении, полученные на уроках русского языка в 5 классе;

- показать роль обращения в речи, раскрыть его стилистические особенности;

- формировать умение находить обращения в предложении, тексте, правильно расставлять знаки препинания при них;

- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

- развивать монологическую речь учащихся, учить выразительно читать и правильно интонировать предложения с обращениями, употреблять их с учётом речевой ситуации;

- воспитывать уважение к русскому языку, литературе, любовь к родному краю.

Оборудование:

- Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014;

- таблица «Знаки препинания при обращении»;

- карточки с заданиями для учащихся составленные на материале произведений С. А. Есенина;

- Толковый словарь С. И. Ожегова;

- репродукции картин «Весна. Ручей в лесу», «Дорожка», «Сенокос», «Черёмуха» И. И. Левитана.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой учащихся на работу на уроке.

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Он будет построен на произведениях Сергея Александровича Есенина. Основной темой творчества С. А. Есенина является тема Родины, родной природы. Сам поэт признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Действительно, всё творчество Сергея Есенина проникнуто горячей любовью к родине. Родина в стихах Есенина неотделима от русской природы. Сегодня мы с вами ещё раз убедимся в этом, вспомнив поэтические строки С. А. Есенина. Слайд 1.

2. Этап актуализации знаний. Слайд 2.

- Ребята! А сейчас давайте вместе попробуем определить тему урока. Посмотрите на следующие характеристики и подумайте, о чём мы с вами сегодня будем говорить:

- называет того, к кому обращаются с речью;

- имеет форму именительного падежа и произносится с особой интонацией;

- не является членом предложения;

- может стоять в начале, середине или в конце предложения;

- на письме всегда выделяется запятыми, в особых случаях - восклицательным знаком.

Учащиеся определяют тему урока.

- Совершенно верно, ребята, сегодня мы с вами будем говорить об обращении. Запишите в тетрадях дату и тему урока «Обращение и знаки препинания при нём».

3. Этап целеполагания. Слайд 3.

- Ребята! С обращением мы с вами знакомились в 5 классе. В начале урока мы вспомнили, что вам уже известно об обращении. Какие цели вы для себя ставите на уроке?

Используется приём «Незаконченное предложение».

Учащимся предлагается закончить предложение:

- Сегодня на уроке я хочу узнать/обобщить/научиться … .

Несколько учащихся высказываются, читают получившиеся предложения (по желанию).

4. Знакомство с новым учебным материалом.

Работа с учебником.

- А сейчас, ребята, давайте обратимся к учебнику.

Чтение параграфа учебника «Обращение и знаки препинания при нём».

Какую новую информацию об обращении вы узнали?

Учащиеся отмечают новые сведения (особенности) обращений:

- обращение может быть распространённым;

- междометие О, частицы АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, не отделяются от них запятой.

Работа по таблице «Знаки препинания при обращении». Слайд 4.

- А теперь, ребята, давайте рассмотрим постановку знаков препинания при обращении, в том числе и трудные случаи.

Знаки препинания при обращении

Обращения всегда выделяется запятыми.

[О, …].

[… ,О, …].

[ … ,О].

Если обращение произносится с особой интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

[О! …].

Между двумя обращениями, соединёнными союзами И, ДА (=И), запятая не ставится.

[О и О, …].

 

Междометие О, частицы АХ, А и другие от обращения запятой не отделяются

[… , о О, …].

Наблюдение над языковым материалом. Слайд 5.

- Очень важно уметь находить обращения в предложении, отличать их от других слов. Сравните 2 предложения. В каком из них есть обращение? Сделайте вывод о том, чем различаются данные предложения.

1. Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

2. Звени, звени, златая Русь.

Учащиеся выразительно читают и сравнивают два предложения, говорят о том, что во втором предложении есть обращение, делают вывод, чем отличается обращение от других слов:

- произносится с призывной интонацией;

- к нему нельзя задать вопрос;

- не является членом предложения.

5. Отработка полученных знаний, умений и навыков. Выполнение упражнений по карточкам.

Учащиеся выполняют предложенные задания, попутно повторяют изученных ранее орфографические и пунктуационные правил, выделяют орфограммы и пунктограммы.

Также проводится лексическая работа. Учащиеся работают со словарём Ожегова С. И., находят в словаре и объясняют значение неизвестных слов (хата, риза, образа, лонный – лоно, пуща, лития, ладан, ставни, скирда и др.).

Карточка 1.

Задание: спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, найдите в них обращения. Составьте графические схемы предложений 2, 5 и 6.

1. Гой ты Русь моя р…дная,

Хаты — в ризах образа.

2. Любя твой день и ночи т…мноту

Тебе о родина сл…жил я песню ту.

3. Черёмуха душистая

С весною ра…цвела

И ветки золотистые

Что кудри зав…ла.

4. Сыпь ты черёмуха снегом,

Пойте вы птахи в лесу.

5. Мир вам рощи луг и липы

Литии медовый ладан!

6. Ни…кий дом с голубыми ставнями,

(Не) забыть мне тебя н…когда.

7. Край любимый Сердцу снят…ся

Скирды солнца в водах ло(н,нн)ых.

Самопроверка по эталону. Слайд 6.

Карточка 2.

Задание: спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, найдите в них обращения, выразительно прочитайте предложения, интонационно выделяя обращения.

1. Колокольчик среброзво(н,нн)ый,

Ты поёш…? Иль сердцу снит...ся?

2. В…лнуйся неуёмный ветер!

3. Клён ты мой опавший клён зал…денелый,

Что стоишь нагнувшись под м…телью белой?

4. Прощай р…дная пуща,

Прости златой р…дник.

5. Звёздочки ясные звёзды высокие!

Что вы хр…ните в себе, что скрываете?

6. Серебристая дорога

Ты зовёш… меня куда?

7. Г…ри звезда моя не падай.

Роняй х…лодные лучи.

Самопроверка по эталону. Слайд 7.

- В своих стихах С. А. Есенин обращается к ветру, роднику, дороге… Он очеловечивает их. Как называется этот приём? Слайд 8.

- Верно, это олицетворение – приём, при котором неодушевлённые предметы изображаются как одушевлённые, они наделяются своими живых существ: даром речи, способностью чувствовать, мыслить. Природа в стихах Есенина живёт и дышит. Подобно человеку она поёт и шепчет, грустит и радуется. Рассмотрите картины художника-пейзажиста И.И.Левитана, подберите к ним есенинские строки.

Чтение предложений с правильным интонированием обращений. Слайды 9-12.

И.И. Левитан «Весна. Ручей в лесу»

И.И. Левитан «Дорожка»

И.И. Левитан «Сенокос»

И.И. Левитан «Черёмуха»

- Особое место в творчестве Сергея Есенина занимают стихи, обращённые к матери. У каждого человека мать ассоциируется с родным домом. Для Есенина мать является олицетворением родного дома, его Родины. Давайте вспомним эти стихотворения. Слайд 13.

Карточка 3.

Задание: спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, найдите в них обращения, выразительно прочитайте предложения, правильно интонируя обращения.

1. Разбуди меня завтра рано

О моя т…рпеливая мать!

2. Ты жива ещё моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

3. Милая добрая старая нежная

С думами грус…ными ты (не) дружись.

4. Н…чего родная! Успокойся.

Это только тягос…ная бредь.

- Как обращается поэт к матери? Словами каких частей речи выражено обращение? Какую роль выполняют обращения в приведённых примерах?

Учащиеся высказывают своё мнение, говорят о том, что С. А. Есенин с заботой и вниманием относится к матери, ласково обращается к ней. Использованные обращения передают отношение поэта к матери. Также учащиеся делают вывод, что обращение может быть выражено не только именем существительным, но и именем прилагательным.

 

С. А. Есенин с матерью Татьяной Фёдоровной Есениной

- А сейчас, ребята, вы сами попробуете себя в роли поэта. Задание выполняется устно. Слайды 14-15.

Карточка 4.

Задание: восстановите есенинские строки, вставив опущенные обращения. Сравните получившийся у вас вариант с авторским текстом, выразительно прочитайте предложения.

1. … ты мой заброшенный,

… ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

2. Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

… , покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

3. … , взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

4. Я снова здесь, в семье родной,

… , задумчивый и нежный!

- Вы почувствовали, ребята, что быть поэтом – это огромный труд души и сердца. Очень важно не только видеть красоту вокруг себя, но и уметь передать её, выразить свои чувства, эмоции в стихах. И только истинная любовь к родине, к родной природе может найти отклик и вызвать ответные чувства у читателей.

6. Подведение итогов урока. Слайд 16.

- А теперь, ребята, давайте обобщим всё, что мы знаем об обращении.

Карточка 5.

Задание: отметьте верные (+) и неверные (-) утверждения.

1) обращение может состоять из нескольких слов;

2) обращение может быть выражено только именем существительным собственным;

3) обращение может быть выражено именем прилагательным;

4) обращение может стоять только в начале предложения;

5) обращение может быть главным и второстепенным членом предложения;

6) обращение на письме всегда выделяется запятыми;

7) обращения употребляются только в разговорном стиле речи.

Проверка выполнения задания, разбор ошибок.

Верные утверждения: 1, 3, 6.

Неверные утверждения: 2, 4, 5, 7.

- Какую роль играют обращения в речи?

Учащиеся делают вывод о стилистической роли обращений.

- В разговорной речи обращение привлекает внимание собеседника, побуждает к восприятию речи. В художественной речи обращения используются для создания художественного образа. Обращение, как мы с вами отметили, выполняют ещё одну функцию: обращаясь к собеседнику, через название-обращение мы оцениваем его, показываем своё отношение к нему.

Слайд 17. Сергей Есенин не мыслил своей жизни и творчества без России. Каждое стихотворение, каждая строчка поэта – это его признание в любви Родине, родной природе. Есенин любил называть родину Русью – уже в самом этом слове звучит что-то русское, родное… До конца своей жизни поэт сохранил чувство любви к Родине:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу…

7. Рефлексия. Самооценка учащихся своей работы на уроке и оценка учителя. Слайд 18. Используется приём «Незаконченное предложение». Учащимся предлагается закончить предложение:

- Сегодня на уроке я узнал(а)/обобщил(а)/научился(ась) … .

Учащиеся сравнивают цели, которые они ставили перед собой в начале урока, с достигнутыми результатами, делают вывод, что узнали и чему научились на уроке.

8. Домашнее задание: написать эссе «С чего начинается любовь к Родине?» Слайд 19.

Слайды 20-21. Ссылки на использованные изображения.

 

Использованные источники:

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: «АЗЪ», 1996

С. А. Есенин. Собрание сочинений в двух томах. – М.: Современник, 1990

Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный урок, Лариса Михайловна! Спасибо.

10 July 2019

Лариса Михайловна, поздравляю с наградой 3 место в номинации "Лучший урок месяца"! Дальнейших успехов!

10 July 2019

Отличный, насыщенный урок, Лариса Михайловна! И с заслуженной победой Вас! Продолжайте в том же духе!

12 July 2019

Спасибо, коллеги!

21 November 2022

Прекрасный урок, Лариса Михайловна! Спасибо за помощь коллегам!

30 August

Похожие публикации