Технологическая карта урока русского языка по теме «Обращение и знаки препинания при нем» (8 класс)
Название методической разработки: методическая разработка урока русского языка по теме «Обращение и знаки препинания при нем» в 8 классе
Автор разработки: Плахова Валентина Ильинична, учитель русского языка и литературы МБОУ Роговской СОШ Тарасовского района Ростовской области
Общая часть |
||||||||||
Предмет |
Класс |
Тема урока |
||||||||
Русский язык |
8 |
«Обращение и знаки препинания при нем» |
||||||||
Используемая электронная форма учебника |
||||||||||
Название |
Класс |
Авторы |
||||||||
Русский язык |
8 |
М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов |
||||||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
знать определение обращения; опознавательный признак обращения - звательную интонацию, выделительную функцию знаков препинания в предложении с обращением; правила постановки знаков препинания в предложении с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания при обращении, обосновывать их употребление; составлять предложения с обращениями по схемам и с учётом речевой ситуации; отличать обращение от подлежащего; определять роль обращений в обыденной речи, в художественном тексте. |
уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщать; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. |
первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. |
||||||||
Решаемые учебные проблемы |
Основные понятия, изучаемые на уроке |
|||||||||
1.Продолжение знакомства учащихся с обращением, способами его выражения, формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с обращением. 2. Развитие умения находить обращения в тексте и выявлять их функциональное назначение, развитие навыка правильного интонированного чтения предложений с обращениями, навыков инсценированного чтения. 3. Конструирование предложений с обращениями; составление схем предложений с обращениями, конструирование кластера, создание мини-проекта.
|
Обращение, звательная интонация, олицетворение |
|||||||||
ТСО (оборудование) |
Средства ИКТ , программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
|||||||||
Компьютер учителя, проектор,презентация, рабочие листы |
|
|||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||
Этап урока |
Задача |
Используемые ресурсы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
длит. этапа (мин) |
|||||
Организационный этап |
Создание благоприятной рабочей атмосферы на уроке, мотивация учащихся к учебной деятельности (включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне). |
Слайд 2-3. Звучит видео-запись монолога актрисы Татьяны Дорониной о театре (из к-ма «Старшая сестра»)
|
Вступительное слово - А вы, ребята, любите театр? -Кто из вас бывал в театре? -Каковы ваши впечатления? -Почему мы говорим о театре? Волшебные постановки на сцене, великолепные роли в кино подарил нам Леонид Алексеевич Филатов.
|
Отвечают на вопросы, рассуждают о роли театра. (Ответ:Указом Президента РФ 2019 год объявлен годом театра в России)
|
3 мин. |
|||||
2.Актуализация знаний |
Погружение в идею содержания урока |
Звучит отрывок из моноспектакля Л. Филатова «Сказка про Федота- стрельца-удалого молодца».Слайд4- 5.
|
Вместо тетради мы воспользуемся рабочими листами, подпишите их. В рабочих листах вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания. Отвечать на вопросы, делать выводы. Запишите число. А начнём урок с обращения Леонида Филатова к нам, зрителям.
|
Уч-ся подписывают рабочие листы . |
4 мин. |
|||||
|
Работа с текстом. Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвинут тему и цель урока. |
Слайд6.(1)Дорогие мои друзья, мы живём быстро. (2) Переживаем, когда впустую тратятся минуты, годы, жизнь. (3) Хочется многое успеть… Л.А. Филатов
|
-Давайте определим основную мысль текста. Что хотел нам сказать Филатов? Определить основную мысль текста. Обратимся к этому тексту Назовите номер предложения с однородными членами Укажите, чем осложнено первое предложение?
|
Уч-ся отвечают на вопросы, выполняют задания |
2мин. |
|||||
3.Целеполагание |
Создание проблемной ситуации, подталкивающей к формулировке целей урока |
На экран выводится тема урока «Обращение и знаки препинания при нем». Параграф 34.Слайд7-8. |
Мотивирует к «открытию нового знания», предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока. |
Выдвигают и обсуждают варианты формулировок целей урока: Сегодня на уроке я хотел(а) бы узнать, научиться … |
1 мин. |
|||||
Этап усвоения новых знаний |
Развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, поисковой деятельности, извлечения и анализа учебной информации из предложенных источников, развитие устной речи учащихся, создание условий для развития коммуникативных компетенций учащихся. |
1.На экран выводится образец кластера.Слайд9-11 2.Словарная работа.. (значение слова «кластер»)
3.На доске появляются кластеры. Защита проектов.
4.Запись предложений на доске: Слайд 12. 1.Федот работы не боится. 2.С возвращением, Федот!
|
Организует работу учащихся по созданию проектов по группам. Темы проектов: 1.Что такое обращение. 1.Знаки препинания при обращении. 3.Способы выражения обращений
Следит за процессом защиты проектов.
-Сравним два предложения и определим, какую синтаксическую функцию выполняет слово «Федот» в каждом из них. -Давайте распространим обращение во втором предложении и запишем его. Учитель делает вывод о распространенных обращениях.
Учитель: В каком падеже стоит обращение в предложениях? Итак, чаще всего обращение в современном русском языке стоит в И.п. и произносится со звательной интонацией. В нашем предложении адресатом речи является Федот, лицо, названное по имени. А кто ещё может быть адресатом речи? -Придумайте предложение с обращением, чтобы в качестве обращения выступали имя и отчество, род занятий, неодушевлённый предмет. Проговорите получившиеся предложения, интонационно выделяя обращения.
|
Работают с материалом для создания проектов: выразительно читают предложения, выделяя интонацией слово, обозначающее лицо или предмет ,к которому в них обращаются. В ходе работы анализируют учебную информацию, оформляют её в виде кластера, расставляют знаки препинания при обращении.
Защищают у доски проекты, делают выводы.
Определяют роль слова Федот» в обоих предложениях, делают выводы.
Записывают предложение: С возвращением, дорогой Федот!
Ответ: И.п.
Составляют предложения с обращениями |
3 мин.
2 мин.
2 мин.
1 мин. |
|||||
4.Физкультминутка |
Рациональная организация двигательной активности учащихся, построение урока с учётом динамики работоспособности. Снятие психологического и физического напряжения. |
На экране Слайд 13 Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй.
|
Организует процесс двигательной активности, про |
Выполняют предложенные упражнения, снимают психологическое и физическое напряжение. |
1 мин. |
|||||
Этап усвоения новых знаний |
Развитие монологической речи уч-ся. |
1.Исторический комментарий Слайд 14.
2.На экране предложения: Слайд 15.
Народная разбойничья песня: Не шуми, мати, зелёная дубравушка, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати. - Молитва: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
|
-С какой интонацией в устной речи произносится обращение? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (§ 34, стр. 141)
-Назовите в данных предложениях древние формы обращений.
|
Ответ: звательная интонация.
Сообщение ученика об истории звательного падежа.
Называют древние формы обращений. |
1 мин.
2 мин. |
|||||
Первичное закрепление новых знаний |
Организация выполнения задания, направленного на умение распознавать обращение и выделять их интонационно, расставлять знаки препинания ,выразительное чтение текста по ролям
|
Работа в группах.
Выступления уч-ся |
-Ребята, обращения в тексте помогают создать образ героя, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, а также их отношение друг к другу. Мы приступаем к выполнению 2-го группового задания. Раздаёт задание№2. Следит за выступлением |
Учащиеся выполняют задание. Расставляют знаки препинания при обращении.
Выразительно читают тексты по ролям, интонационно выделяя обращения. Делают выводы о роли обращений в создании образа. |
2 мин.
5 мин. |
|||||
Этап закрепления новых знаний |
Оперирование учащимися знаниями, решение на их основе творческих и практических задач. Проверка уровня усвоения знаний и умений. |
1.Самостоятельная работа по группам.Слайд16 Предложения из «Сказки про Федота…» Самопроверка на слайде. На тебя моя душа Век глядел был не дыша… Бабка Полно не греши, Убери свои гроши! Ну-ка станьте предо мною Тит Кузьмич и Фрол Фомич!..
2.Заполнение таблицы
|
Предлагает учащимся различные способы закрепления знаний, вопросы и задания, требующие мыслительной активности. Выявляет пробелы в понимании нового материала.
Корректирует правильность заполнения таблицы |
Применяют приобретенные знания в практической деятельности.
Заполняют таблицу, расставляют знаки препинания. |
4 мин.
4 мин. |
|||||
Рефлексия |
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей работы на уроке. |
Запись на экране: Слайд17. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел…
|
Направляет деятельность учащихся по осмыслению нового учебного материала. Контролирует и оценивает усвоение новых знаний. -Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке. В рабочих листах продолжите одно из предложенных предложений…. Поставьте себе оценку за работу на уроке. И сдайте свои листы.
|
Дают оценку результатов своей деятельности. Продолжают предложенные предложения закончить. |
5 мин. |
|||||
Инструктаж по выполнению домашнего задания |
Информирование учащихся о домашнем задании. |
Слайд 18 Параграф :34 Проекты по группам. Темы проектов: 1 группа:»Обращение и его роль в поэтической речи А.С. Пушкина» 2 группа: «Обращение и его роль в баснях И.А. Крылова» группа: «Обращение и его роль в песенном жанре» |
Информирует учащихся о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению. |
Знакомятся с содержанием домашней работы и способом её выполнения. |
2 мин. |