Технологическая карта урока русского языка по теме «Обращение и знаки препинания при нем» (8 класс)

3
0
Материал опубликован 4 April 2019

 Название методической разработки: методическая разработка урока русского языка по теме «Обращение и знаки препинания при нем» в 8 классе

Автор разработки: Плахова Валентина Ильинична, учитель русского языка и литературы МБОУ Роговской СОШ Тарасовского района Ростовской области

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Русский язык

8

«Обращение и знаки препинания при нем»

Используемая электронная форма учебника

Название

Класс

Авторы

Русский язык

8

М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос,

В. В. Львов

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

знать определение обращения; опознавательный признак обращения - звательную интонацию, выделительную функцию знаков препинания в предложении с обращением; правила постановки знаков препинания в предложении с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения;

уметь распознавать обращения; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания при обращении, обосновывать их употребление; составлять предложения с обращениями по схемам и с учётом речевой ситуации; отличать обращение от подлежащего; определять роль обращений в обыденной речи, в художественном тексте.

уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщать; определять последовательность  действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 

первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Решаемые учебные проблемы

Основные понятия, изучаемые на уроке

1.Продолжение знакомства учащихся с обращением, способами его выражения, формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с обращением.

2. Развитие умения находить обращения в тексте и выявлять их функциональное назначение, развитие навыка правильного интонированного чтения предложений с обращениями, навыков инсценированного чтения.

3. Конструирование предложений с обращениями; составление схем предложений с обращениями, конструирование кластера, создание мини-проекта.

 

Обращение, звательная интонация, олицетворение

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ , программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютер учителя, проектор,презентация, рабочие листы

 

Организационная структура урока

Этап урока

Задача

Используемые ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

 

Организационный этап

Создание благоприятной рабочей атмосферы на уроке, мотивация учащихся к учебной деятельности (включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне).

Слайд 2-3.

Звучит видео-запись монолога актрисы Татьяны Дорониной о театре (из к-ма «Старшая сестра»)

 

Вступительное слово

- А вы, ребята, любите театр?

-Кто из вас бывал в театре?

-Каковы ваши впечатления?

-Почему мы говорим о театре?

Волшебные постановки на сцене, великолепные роли в кино подарил нам Леонид Алексеевич Филатов.

 

Отвечают на вопросы, рассуждают о роли театра.

(Ответ:Указом Президента РФ 2019 год объявлен годом театра в России)

 

3 мин.

2.Актуализация знаний

Погружение в идею содержания урока

Звучит отрывок из моноспектакля Л. Филатова «Сказка про Федота- стрельца-удалого молодца».Слайд4- 5.

 

Вместо тетради мы воспользуемся рабочими листами, подпишите их. В рабочих листах вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания. Отвечать на вопросы, делать выводы. Запишите число.

А начнём урок с обращения Леонида Филатова к нам, зрителям.

 

Уч-ся подписывают рабочие листы .

4 мин.

 

Работа с текстом.

Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвинут тему и цель урока.

Слайд6.(1)Дорогие мои друзья, мы живём быстро. (2) Переживаем, когда впустую тратятся минуты, годы, жизнь. (3) Хочется многое успеть…

Л.А. Филатов

 

-Давайте определим основную мысль текста. Что хотел нам сказать Филатов?

Определить основную мысль текста.

Обратимся к этому тексту

Назовите номер предложения с однородными членами

Укажите, чем осложнено первое предложение?

 

Уч-ся отвечают на вопросы, выполняют задания

2мин.

3.Целеполагание

Создание проблемной ситуации, подталкивающей к формулировке целей урока

На экран выводится тема урока «Обращение и знаки препинания при нем».

Параграф 34.Слайд7-8.

Мотивирует к «открытию нового

знания», предлагает учащимся

сформулировать тему и цель урока.

Выдвигают и обсуждают варианты формулировок целей урока:

Сегодня на уроке я хотел(а) бы узнать, научиться …

1 мин.

Этап усвоения новых знаний

Развитие мыслительных

операций посредством

наблюдений, сравнений,

обобщений,

поисковой деятельности,

извлечения и анализа

учебной информации из

предложенных

источников, развитие

устной речи учащихся,

создание условий для

развития коммуникативных

компетенций учащихся.

1.На экран выводится образец кластера.Слайд9-11

2.Словарная работа.. (значение слова «кластер»)

 

 

 

 

 

 

 

 

3.На доске появляются кластеры. Защита проектов.

 

 

4.Запись предложений на доске: Слайд 12.

1.Федот работы не боится.

2.С возвращением, Федот!

 

 

 

 

 

 

Организует работу учащихся по созданию проектов по группам.

Темы проектов:

1.Что такое обращение.

1.Знаки препинания при обращении.

3.Способы выражения обращений

 

 

 

 

 

 

Следит за процессом защиты проектов.

 

 

-Сравним два предложения и определим, какую синтаксическую функцию выполняет слово «Федот» в каждом из них.

-Давайте распространим обращение во втором предложении и запишем его.

Учитель делает вывод о распространенных обращениях.

 

Учитель: В каком падеже стоит обращение в предложениях?

Итак, чаще всего обращение в современном русском языке стоит в И.п. и произносится со звательной интонацией. В нашем предложении адресатом речи является Федот, лицо, названное по имени. А кто ещё может быть адресатом речи?

-Придумайте предложение с обращением, чтобы в качестве обращения выступали имя и отчество, род занятий, неодушевлённый предмет. Проговорите получившиеся предложения, интонационно выделяя обращения.

 

 

Работают с материалом для создания проектов: выразительно читают предложения, выделяя интонацией слово, обозначающее лицо или предмет ,к которому в них обращаются. В ходе работы анализируют учебную информацию, оформляют её в виде кластера, расставляют знаки препинания при обращении.

 

Защищают у доски проекты, делают выводы.

 

 

 

Определяют роль слова Федот» в обоих предложениях, делают выводы.

 

 

 

 

 

Записывают предложение:

С возвращением, дорогой Федот!

 

 

 

Ответ: И.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют предложения с обращениями

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

4.Физкультминутка

Рациональная организация двигательной активности

учащихся, построение урока с учётом динамики работоспособности. Снятие психологического и физического напряжения.

На экране Слайд 13

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

 

Организует процесс

двигательной активности, про
водит физкультминутку.

Выполняют предложенные упражнения, снимают

психологическое и

физическое напряжение.

1 мин.

Этап усвоения новых знаний

Развитие монологической речи уч-ся.

1.Исторический комментарий

Слайд 14.

 

 

 

 

 

2.На экране предложения:

Слайд 15.

 

Народная разбойничья песня:

Не шуми, мати, зелёная дубравушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

- Молитва:

Отче наш, Иже еси на небесех,

да святится Имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

 

-С какой интонацией в устной речи произносится обращение? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (§ 34, стр. 141)

 

 

 

-Назовите в данных предложениях древние формы обращений.

 

Ответ: звательная интонация.

 

Сообщение ученика об истории звательного падежа.

 

 

 

 

Называют древние формы обращений.

1 мин.

 

 

 

 

 

 

2 мин.

Первичное закрепление новых знаний

Организация

выполнения задания,

направленного на умение

распознавать обращение

и выделять их

интонационно, расставлять знаки препинания ,выразительное чтение текста по ролям

 

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступления уч-ся

-Ребята, обращения в тексте помогают создать образ героя, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, а также их отношение друг к другу.

Мы приступаем к выполнению 2-го группового задания.

Раздаёт задание№2.

Следит за выступлением

Учащиеся выполняют задание.

Расставляют знаки препинания при обращении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительно читают тексты по ролям, интонационно выделяя обращения.

Делают выводы о роли обращений в создании образа.

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

Этап

закрепления новых знаний

Оперирование учащимися знаниями, решение на их основе творческих и практических задач. Проверка уровня усвоения знаний и умений.

1.Самостоятельная работа по группам.Слайд16

Предложения из «Сказки про Федота…» Самопроверка на слайде.

На тебя моя душа

Век глядел был не дыша…

Бабка Полно не греши,

Убери свои гроши!

Ну-ка станьте предо мною

Тит Кузьмич и Фрол Фомич!..

 

2.Заполнение таблицы

 

 

Предлагает учащимся различные способы закрепления знаний, вопросы и задания, требующие мыслительной активности. Выявляет пробелы в понимании нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корректирует правильность заполнения таблицы

Применяют приобретенные знания в практической

деятельности.
Расставляют знаки препинания при обращении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу, расставляют знаки препинания.

4 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин.

Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей работы на уроке.

Запись на экране: Слайд17.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

 

Направляет деятельность учащихся по осмыслению нового учебного материала. Контролирует и оценивает усвоение новых знаний.

-Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке. В рабочих листах продолжите одно из предложенных предложений…. Поставьте себе оценку за работу на уроке. И сдайте свои листы.

 

Дают оценку

результатов своей деятельности.

Продолжают предложенные предложения закончить.

5 мин.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Информирование

учащихся о домашнем задании.

Слайд 18

Параграф :34

Проекты по группам. Темы проектов:

1 группа:»Обращение и его роль в поэтической речи А.С. Пушкина»

2 группа: «Обращение и его роль в баснях И.А. Крылова»

группа: «Обращение и его роль в песенном жанре»

Информирует учащихся о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению.

Знакомятся с содержанием домашней работы и способом её выполнения.

2 мин.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации