Сценарий урока русского языка в 8 классе по теме «Обращение и знаки препинания при нем»
План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе
учителя русского языка и литературы
Плаховой Валентины Ильиничны
Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цели урока: ж
Образовательные
Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.
Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации, определять его роль в тексте.
Развивающие
Развивать устную речь учащихся.
Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию, правильно расставлять знаки препинания.
Развивать умение читать по ролям.
Воспитательные
Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, проектной деятельности навыки коллективного труда.
Воспитывать любовь к родному языку, культуре, театру.
Оборудование урока:
ПК;
презентация.
рабочие листы
Методическое назначение средств ИКТ- источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.
Методы обучения: проблемно-поисковый проектный, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.
Планируемые образовательные результаты.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.
Учебник: М.М. Разумовская, С.И. Львова,В.И. Капинос, В.В. Львов.
Русский язык. 8 класс. – М.:Дрофа, 2018
Раздаточный материал: раздаточные карточки с заданиями по крупам, рабочий лист, предложения с обращениями из сказки Л.А. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», тексты лингвистической задачи.
Дата проведения урока: 8 февраля 2019 г.
Ход урока
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия учебного материала.
Звучит видео-запись монолога народной актрисы МХАТ Татьяны Дорониной о театре (из к-ма «Старшая сестра»)
Слайд 2
Вступительное слово учителя.
Учитель: А вы, ребята, любите театр?
-Кто из вас бывал в театре?
-Каковы ваши впечатления?
-Почему мы говорим о театре?
(Ответ: Указом Президента РФ 2019 год объявлен годом театра в России)
Учитель:Волшебные постановки на сцене, великолепные роли в кино подарил нам Леонид Алексеевич Филатов, народный артист РФ.
Слайд 3.
Учитель: Сегодня весь дидактический материал мы будем использовать из известной современной сказки Л. Филатова «Про Федота стрельца-удалого молодца».
Звучит отрывок из моноспектакля Л. Филатова «Сказка про Федота- стрельца-удалого молодца»
Слайд 4.
Учитель: Вместо тетради мы воспользуемся рабочими листами, подпишите их. В рабочих листах вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания. Отвечать на вопросы, делать выводы. Запишите число.
А начнём урок с обращения Леонида Филатова к нам, зрителям.
Слайд 5.
Работа с текстом .Слайд 6.
(1)Дорогие мои друзья, мы живём быстро. (2) Переживаем, когда впустую тратятся минуты, годы, жизнь. (3) Хочется многое успеть…
Л.А. Филатов
Учитель:Давайте определим основную мысль текста. Что хотел нам сказать Филатов?
Определите основную мысль текста.
Назовите номер предложения с однородными членами
Укажите, чем осложнено первое предложение?
Определение темы и целей урока.Слайд 7-8.
Учитель: Запишите тему сегодняшнего урока. «Обращение и знаки препинания при нём».
Учитель:Ребята, как вы думаете, какие цели стоят перед нами. Что мы должны знать?
(Ответы: что такое обращение, какие знаки препинания ставятся при обращении, чем выражается обращение.)
Учитель:Что мы должны уметь?
(Ответы уч-ся: находить обращения в речи, выделять правильно знаками препинания, определять их роль в текстах различных стилей, уметь использовать в собственной речи.)
Учитель: Чтобы достичь этих целей, мы разобьёмся на три группы. Цель деятельности каждой группы - составить проекты, которые помогут освоить данную тему. А поможет нам в этом текст современной сказки
Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».
Слайд 9.
(Каждая группа получает задание на карточках. Время выполнения – 5 минут. Проект оформить в виде кластера. Сделать вывод. Затем защита проектов у доски)
V. Актуализация опорных знаний. Этап усвоения новых знаний.
1. Словарная работа. Слайд 10.
Кластер (англ.) – модель, схема, структура свойств определённого термина.
2.Работа с информационным кластером. Защита проектов.(1 мин.)
Слайд 11.
Проект №1.
Проект №2
,О
О,о,
О!
Оио,
О,
,О,
Проект №3
Сущ.одуш.
Прилаг.полное
Сущ. неодуш.
Сущ. с прил.
Прич.
Прил. краткое
3.Учитель: Давайте вспомним, что называется обращением? (Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.)
Учитель: (слайд 12) Сравним два предложения и определим, какую синтаксическую функцию выполняет слово «Федот» в каждом из них.
Федот работы не боится.
Федот – является главным членом предложения, подлежащим.
С возвращением, Федот!
Федот не является членом предложения, т.к. это обращение.
4.Учитель: Давайте распространим обращение во втором предложении и запишем его. (С возвращением, дорогой Федот!). Обращение стало распространённым. Это доказывает, что обращения бывают распространённые (несколько слов) и нераспространённые (одно слово) обращения.
5.Учитель: В каком падеже стоит обращение в предложениях? Ответ:И.п.
Итак, чаще всего обращение в современном русском языке стоит в И.п. и произносится со звательной интонацией. В нашем предложении адресатом речи является Федот, лицо, названное по имени. А кто ещё может быть адресатом речи?
Придумайте предложение с обращением, чтобы в качестве обращения выступали имя и отчество, род занятий, неодушевлённый предмет. Проговорите получившиеся предложения, интонационно выделяя обращения.
Физкульминутка.
-Давайте вместе вспомним «волшебное» правило.(Слайд 13)
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
6.Учитель:С какой интонацией в устной речи произносится обращение? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (§ 34, стр. 141) (Со звательной интонацией).
Исторический комментарий (слайд 14).Сообщение ученика.
Интонация имеет такое название «звательная». Всё дело в том, что в древнерусском языке для обращений существовал специальный падеж (седьмой). Он назывался звательным. Было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж– звательный употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез. В сказке А.С.Пушкина мы находим древнюю форму обращения «старче».Например:
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
7)Задание: Назовите в данных предложениях древние формы обращений.
Слайд 15.
-Народная разбойничья песня:
Не шуми, мати, зелёная дубравушка,
Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.
- Молитва:
Отче наш, Иже еси на небесех,
да святится Имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
VII. Первичное закрепление новых знаний.
Учитель: Ребята, обращения в тексте помогают создать образ героя, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, а также их отношение друг к другу.
Мы приступаем к выполнению 2-го группового задания.
(Группы получают карточки)
Учитель: Перед вами тексты –диалоги из «Сказки про Федота…»
Ваша задача: подготовить чтение по ролям, предварительно выделив обращения, а следовательно, при инсценировке использовать звательную интонацию, а также передать отношение героев друг к другу.( Время -3 мин.)
Выступления уч-ся по группам.
VIII. Этап закрепления новых знаний.
1.Самостоятельная работа по группам.
Слайд 16.
Задание: расставьте знаки препинания при обращении.(Предложения из «Сказки про Федота…» )Самопроверка на слайде.
На тебя моя душа
Век глядел бы не дыша…
Бабка Полно не греши,
Убери свои гроши!
Ну-ка станьте предо мною
Тит Кузьмич и Фрол Фомич!..
2.Заполнение таблицы. Взаимопроверка.
Учитель: Заполните таблицу.(Самопроверка- сверяем по карточкам)
Предложения с обращениями | Его состав | Где стоит? | Знаки препинания | Схема |
I группа Я твоё, Марусь, меню Исключительно ценю! |
|
|
|
|
Что молчишь, мил-друг Федот, Как воды набравши в рот! |
|
|
|
|
II группа А теперь, честной народ, Вынь-ка лица из бород! |
|
|
|
|
Сколь, папаша, ты не ной Право выбора за мной. 3 группа Вот тебе моя, папаша, политическая месть! Пощади меня, стрелец!
|
|
|
|
|
IX. Рефлексия. Слайд 17.
- Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке. В рабочих листах продолжите одно из предложений…. Поставьте себе оценку за работу на уроке. И сдайте свои листы.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
X.Домашнее задание.Слайд18.
§ 34
Проекты по группам. Темы проектов:
1 группа:»Обращение и его роль в поэтической речи А.С. Пушкина»
2 группа: «Обращение и его роль в баснях И.А. Крылова»
группа: «Обращение и его роль в песенном жанре»
XI. Заключительное слово учителя. Слайд 19.
Ребята, я была рада, что сегодня этот урок мы провели вместе, успехов вам в учебе.
Устинова Валентина Ивановна