Сценарий урока русского языка в 8 классе по теме «Обращение и знаки препинания при нем»

4
1
Материал опубликован 4 April 2019

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе

учителя русского языка и литературы

Плаховой Валентины Ильиничны

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цели урока: ж

Образовательные

Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.

Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).

Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации, определять его роль в тексте.

Развивающие

Развивать устную речь учащихся.

Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию, правильно расставлять знаки препинания.

Развивать умение читать по ролям.

Воспитательные

Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, проектной деятельности навыки коллективного труда.

Воспитывать любовь к родному языку, культуре, театру.

Оборудование урока:

ПК;

презентация.

рабочие листы

Методическое назначение средств ИКТ- источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.

Методы обучения: проблемно-поисковый проектный, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.

Планируемые образовательные результаты.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.

Учебник: М.М. Разумовская, С.И. Львова,В.И. Капинос, В.В. Львов.

Русский язык. 8 класс. – М.:Дрофа, 2018

Раздаточный материал: раздаточные карточки с заданиями по крупам, рабочий лист, предложения с обращениями из сказки Л.А. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», тексты лингвистической задачи.

Дата проведения урока: 8 февраля 2019 г.

Ход урока

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия учебного материала.

Звучит видео-запись монолога народной актрисы МХАТ Татьяны Дорониной о театре (из к-ма «Старшая сестра»)

Слайд 2

Вступительное слово учителя.

Учитель: А вы, ребята, любите театр?

-Кто из вас бывал в театре?

-Каковы ваши впечатления?

-Почему мы говорим о театре?

(Ответ: Указом Президента РФ 2019 год объявлен годом театра в России)

Учитель:Волшебные постановки на сцене, великолепные роли в кино подарил нам Леонид Алексеевич Филатов, народный артист РФ.

Слайд 3.

Учитель: Сегодня весь дидактический материал мы будем использовать из известной современной сказки Л. Филатова «Про Федота стрельца-удалого молодца».

Звучит отрывок из моноспектакля Л. Филатова «Сказка про Федота- стрельца-удалого молодца»

Слайд 4.

Учитель: Вместо тетради мы воспользуемся рабочими листами, подпишите их. В рабочих листах вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания. Отвечать на вопросы, делать выводы. Запишите число.

А начнём урок с обращения Леонида Филатова к нам, зрителям.

Слайд 5.

Работа с текстом .Слайд 6.

(1)Дорогие мои друзья, мы живём быстро. (2) Переживаем, когда впустую тратятся минуты, годы, жизнь. (3) Хочется многое успеть…

Л.А. Филатов

Учитель:Давайте определим основную мысль текста. Что хотел нам сказать Филатов?

Определите основную мысль текста.

Назовите номер предложения с однородными членами

Укажите, чем осложнено первое предложение?

Определение темы и целей урока.Слайд 7-8.

Учитель: Запишите тему сегодняшнего урока. «Обращение и знаки препинания при нём».

Учитель:Ребята, как вы думаете, какие цели стоят перед нами. Что мы должны знать?

(Ответы: что такое обращение, какие знаки препинания ставятся при обращении, чем выражается обращение.)

Учитель:Что мы должны уметь?

(Ответы уч-ся: находить обращения в речи, выделять правильно знаками препинания, определять их роль в текстах различных стилей, уметь использовать в собственной речи.)

Учитель: Чтобы достичь этих целей, мы разобьёмся на три группы. Цель деятельности каждой группы - составить проекты, которые помогут освоить данную тему. А поможет нам в этом текст современной сказки

Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

Слайд 9.

(Каждая группа получает задание на карточках. Время выполнения – 5 минут. Проект оформить в виде кластера. Сделать вывод. Затем защита проектов у доски)

V. Актуализация опорных знаний. Этап усвоения новых знаний.

1. Словарная работа. Слайд 10.

Кластер (англ.) модель, схема, структура свойств определённого термина.

2.Работа с информационным кластером. Защита проектов.(1 мин.)

Слайд 11.

Проект №1.

Проект №2

О,о,

О!

Оио,

О,

,О,

 

Проект №3

Сущ.одуш.

Прилаг.полное

Сущ. неодуш.

Сущ. с прил.

Прич.

Прил. краткое

 


 

3.Учитель: Давайте вспомним, что называется обращением? (Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.)

Учитель: (слайд 12) Сравним два предложения и определим, какую синтаксическую функцию выполняет слово «Федот» в каждом из них.

Федот работы не боится.

Федот – является главным членом предложения, подлежащим.

С возвращением, Федот!

Федот не является членом предложения, т.к. это обращение.

4.Учитель: Давайте распространим обращение во втором предложении и запишем его. (С возвращением, дорогой Федот!). Обращение стало распространённым. Это доказывает, что обращения бывают распространённые (несколько слов) и нераспространённые (одно слово) обращения.

5.Учитель: В каком падеже стоит обращение в предложениях? Ответ:И.п.

Итак, чаще всего обращение в современном русском языке стоит в И.п. и произносится со звательной интонацией. В нашем предложении адресатом речи является Федот, лицо, названное по имени. А кто ещё может быть адресатом речи?

Придумайте предложение с обращением, чтобы в качестве обращения выступали имя и отчество, род занятий, неодушевлённый предмет. Проговорите получившиеся предложения, интонационно выделяя обращения.

Физкульминутка.

-Давайте вместе вспомним «волшебное» правило.(Слайд 13)

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

 

6.Учитель:С какой интонацией в устной речи произносится обращение? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (§ 34, стр. 141) (Со звательной интонацией).

Исторический комментарий (слайд 14).Сообщение ученика.

Интонация имеет такое название «звательная». Всё дело в том, что в древнерусском языке для обращений существовал специальный падеж (седьмой). Он назывался звательным. Было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж– звательный употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез. В сказке А.С.Пушкина мы находим древнюю форму обращения «старче».Например:

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

7)Задание: Назовите в данных предложениях древние формы обращений.

Слайд 15.

-Народная разбойничья песня:

Не шуми, мати, зелёная дубравушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

- Молитва:

Отче наш, Иже еси на небесех,

да святится Имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

VII. Первичное закрепление новых знаний.

Учитель: Ребята, обращения в тексте помогают создать образ героя, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, а также их отношение друг к другу.

Мы приступаем к выполнению 2-го группового задания.

(Группы получают карточки)

Учитель: Перед вами тексты –диалоги из «Сказки про Федота…»

Ваша задача: подготовить чтение по ролям, предварительно выделив обращения, а следовательно, при инсценировке использовать звательную интонацию, а также передать отношение героев друг к другу.( Время -3 мин.)

Выступления уч-ся по группам.

VIII. Этап закрепления новых знаний.

1.Самостоятельная работа по группам.

Слайд 16.

Задание: расставьте знаки препинания при обращении.(Предложения из «Сказки про Федота…» )Самопроверка на слайде.

На тебя моя душа

Век глядел бы не дыша…

Бабка Полно не греши,

Убери свои гроши!

Ну-ка станьте предо мною

Тит Кузьмич и Фрол Фомич!..

2.Заполнение таблицы. Взаимопроверка.

Учитель: Заполните таблицу.(Самопроверка- сверяем по карточкам)

Предложения с обращениями

Его состав

Где стоит?

Знаки препинания

Схема

I группа

Я твоё, Марусь, меню

Исключительно ценю!

 

 

 

 

Что молчишь, мил-друг Федот,

Как воды набравши в рот!

 

 

 

 

II группа

А теперь, честной народ,

Вынь-ка лица из бород!

 

 

 

 

Сколь, папаша, ты не ной

Право выбора за мной.

3 группа

Вот тебе моя, папаша, политическая месть!

Пощади меня, стрелец!

 

 

 

 

 

 


 


 

IX. Рефлексия. Слайд 17.

- Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке. В рабочих листах продолжите одно из предложений…. Поставьте себе оценку за работу на уроке. И сдайте свои листы.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

 

X.Домашнее задание.Слайд18.

§ 34

Проекты по группам. Темы проектов:

1 группа:»Обращение и его роль в поэтической речи А.С. Пушкина»

2 группа: «Обращение и его роль в баснях И.А. Крылова»

группа: «Обращение и его роль в песенном жанре»

XI. Заключительное слово учителя. Слайд 19.

Ребята, я была рада, что сегодня этот урок мы провели вместе, успехов вам в учебе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А презентацию можно?

5 April 2019

Похожие публикации