Технологическая карта урока русского языка по теме «Обращение» (5 класс)
Название методической разработки: методическая разработка урока русского языка по теме «Обращение» в 5 классе
Автор разработки: Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы УКП «РДБ» ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара
Общая часть |
|||||||||||
Предмет |
Класс |
Тема урока |
|||||||||
Русский язык |
5 |
«Обращение» |
|||||||||
Используемая электронная форма учебника |
|||||||||||
Название |
Класс |
Авторы |
|||||||||
Русский язык |
5 |
М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов |
|||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||
знать определение обращения; опознавательный признак обращения - звательную интонацию, выделительную функцию знаков препинания в предложении с обращением; правила постановки знаков препинания в предложении с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания при обращении, обосновывать их употребление; составлять предложения с обращениями по схемам и с учётом речевой ситуации; отличать обращение от подлежащего; определять роль обращений в обыденной речи, в художественном тексте. |
уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщать; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. |
первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. |
|||||||||
Решаемые учебные проблемы |
Основные понятия, изучаемые на уроке |
||||||||||
1. Знакомство учащихся с обращением, способами его выражения, формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с обращением. 2. Развитие умения находить обращения в тексте и выявлять их функциональное назначение, развитие навыка правильного интонированного чтения предложений с обращениями. 3. Конструирование предложений с обращениями; составление схем предложений с обращениями.
|
Обращение, интонация, олицетворение |
||||||||||
ТСО (оборудование) |
Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
||||||||||
Компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, ЭФУ только у учителя |
ЭФУ |
||||||||||
Модель применения ЭФУ на уроке (фронтальная работа, смена рабочих зон, 1:1) |
|||||||||||
Фронтальная работа |
|||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||
Этап урока |
Задача |
Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
длит. этапа (мин) |
||||||
Организационный этап |
Создание благоприятной рабочей атмосферы на уроке, мотивация учащихся к учебной деятельности (включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне). |
Чтение стихотворения: Здравствуйте, ребята! Готовы вы к уроку? Быть должны всегда в порядке На вас надеюсь я, друзья. |
Приветствует учащихся, визуально проверяет их готовность к уроку. |
Проверяют готовность своего рабочего места. Включаются в учебную деятельность, настраиваются на продуктивную работу на уроке. |
2 мин. |
||||||
Проверка домашнего задания |
Проверка выполнения домашнего задания. |
Домашнее упражнение выведено на экран интерактивной доски. ЭФУ. Упр. № 488, стр. 176 |
Контролирует проверку домашнего задания, организует работу учащихся в парах. |
Работают в парах. Взаимопроверка выполнения домашнего задания. |
3 мин. |
||||||
3.Актуализация знаний |
Повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». |
Кроссворд «Члены предложения»: http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=E2DE3E8B8DFA3DB1 |
Создаёт учебную ситуацию для актуализации знаний программного материала по теме «Синтаксис и пунктуация» с целью последующего открытия нового знания (в форме кроссворда). |
Разгадывают кроссворд, демонстрируют знания по теме «Синтаксис и пунктуация». Фиксируют затруднения. |
5 мин. |
||||||
Целеполагание |
Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвинут тему и цель урока. |
На экран выводится тема урока «Обращение». ЭФУ. Параграф 62. Стр. 177. |
Мотивирует к «открытию нового знания», предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока. |
Выдвигают и обсуждают варианты формулировок темы и цели урока: Сегодня на уроке я хотел(а) бы узнать, научиться … |
3 мин. |
||||||
Этап усвоения новых знаний |
Развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, поисковой деятельности, извлечения и анализа учебной информации из предложенных источников, развитие устной речи учащихся, создание условий для развития коммуникативных компетенций учащихся. |
На экран выводится материал для наблюдения к параграфу 62. ЭФУ. Стр. 177. На интерактивной доске появляется правило. ЭФУ. Стр. 177. |
Организует работу учащихся по самостоятельному поиску определения понятия ОБРАЩЕНИЕ. |
Работают с материалом для обсуждения: выразительно читают предложения, выделяя интонацией слово, обозначающее лицо или предмет (явление природы), к которому в них обращаются. В ходе работы анализируют учебную информацию, формулируют понятие ОБРАЩЕНИЕ. Читают правило, делают выводы, правильно ли они сформулировали, что такое ОБРАЩЕНИЕ. |
5 мин. |
||||||
Первичное закрепление новых знаний |
Организация выполнения упражнения, направленного на умение распознавать обращение и выделять их интонационно, отличать его от подлежащего. Выявление ошибок и их исправление. |
Выполнение упражнения № 490. ЭФУ. Стр. 178. |
Предлагает учащимся прочитать и сравнить два предложения по интонации, разобрать их по членам и сделайте вывод о роли выделенных слов в предложениях. |
Учащиеся выполняют задание, комментируют и аргументируют свой ответ. |
5 мин. |
||||||
Физкультминутка |
Рациональная организация двигательной активности учащихся, построение урока с учётом динамики работоспособности. Снятие психологического и физического напряжения. |
Физкультминутка: |
Организует процесс двигательной активности, про водит фикультминутку. |
Выполняют предложенные упражнения, снимают психологическое и физическое напряжение. |
2 мин. |
||||||
Систематизация новых знаний |
Организация действий учащихся по обобщению новых знаний в виде схем. |
Схемы выводятся на экран: [О, …]. [О! …]. [… ,О, …]. [ … ,О]. |
Предлагает учащимся обобщить и систематизировать новый учебный материал в виде схем. |
Учащиеся письменно делают выводы о месте обращения в предложении, о знаках препинания при обращении, составляют схемы предложений с обращениями. |
5 мин. |
||||||
Этап закрепления новых знаний |
Оперирование учащимися знаниями, решение на их основе творческих и практических задач. Проверка уровня усвоения знаний и умений. |
Выполнение упражнений № 491, 494. ЭФУ. Стр. 178. Работа с электронным приложением «Обращение» из списка электронных образовательных ресурсов, использованных в учебнике. |
Предлагает учащимся различные способы закрепления знаний, вопросы и задания, требующие мыслительной активности. Выявляет пробелы в понимании нового материала. |
Применяют приобретенные знания в практической деятельности. Вспоминают , что такое ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, делают вывод о роли обращения в поэтической речи. |
10 мин. |
||||||
Рефлексия |
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей работы на уроке. |
Чтение стихотворения: Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания очень вам пригодились. |
Направляет деятельность учащихся по осмыслению нового учебного материала. Контролирует и оценивает усвоение новых знаний. |
Дают оценку результатов своей деятельности: Сегодня на уроке я узнал(а), научился(ась)… |
3 мин. |
||||||
Инструктаж по выполнению домашнего задания |
Информирование учащихся о домашнем задании. |
ЭФУ. Упр. № 495. Стр. 179. Знакомство с дополнительной информацией «Возьмите на заметку!» Упр. № 498. |
Информирует учащихся о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению. |
Знакомятся с содержанием домашней работы и способом её выполнения. |
2 мин. |