12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Стефанова Лариса Михайловна11315 Россия, Коми респ., Сыктывкар Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Технологическая карта урока по теме «Обращение» (русский язык, 5 класс)
Название методической разработки: методическая разработка урока русского языка по теме «Обращение» в 5 классе
Автор разработки: Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы УКП «РДБ» ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара
Общая часть | |||||||||||
Предмет | Класс | Тема урока | |||||||||
Русский язык | 5 | «Обращение» | |||||||||
Используемая электронная форма учебника | |||||||||||
Название | Класс | Авторы | |||||||||
Русский язык | 5 | М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов | |||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
знать определение обращения; опознавательный признак обращения - звательную интонацию, выделительную функцию знаков препинания в предложении с обращением; правила постановки знаков препинания в предложении с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания при обращении, обосновывать их употребление; составлять предложения с обращениями по схемам и с учётом речевой ситуации; отличать обращение от подлежащего; определять роль обращений в обыденной речи, в художественном тексте. | уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщать; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. | первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. | |||||||||
Решаемые учебные проблемы | Основные понятия, изучаемые на уроке | ||||||||||
1. Знакомство учащихся с обращением, способами его выражения, формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с обращением. 2. Развитие умения находить обращения в тексте и выявлять их функциональное назначение, развитие навыка правильного интонированного чтения предложений с обращениями. 3. Конструирование предложений с обращениями; составление схем предложений с обращениями.
| Обращение, интонация, олицетворение | ||||||||||
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) | ||||||||||
Компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, ЭФУ только у учителя | ЭФУ | ||||||||||
Модель применения ЭФУ на уроке (фронтальная работа, смена рабочих зон, 1:1) | |||||||||||
Фронтальная работа | |||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||
Этап урока | Задача | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) | ||||||
Организационный этап | Создание благоприятной рабочей атмосферы на уроке, мотивация учащихся к учебной деятельности (включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне). | Чтение стихотворения: Здравствуйте, ребята! Готовы вы к уроку? Быть должны всегда в порядке На вас надеюсь я, друзья. | Приветствует учащихся, визуально проверяет их готовность к уроку. | Проверяют готовность своего рабочего места. Включаются в учебную деятельность, настраиваются на продуктивную работу на уроке. | 2 мин. | ||||||
Проверка домашнего задания | Проверка выполнения домашнего задания. | Домашнее упражнение выведено на экран интерактивной доски. ЭФУ. Упр. № 488, стр. 176 | Контролирует проверку домашнего задания, организует работу учащихся в парах. | Работают в парах. Взаимопроверка выполнения домашнего задания. | 3 мин. | ||||||
3.Актуализация знаний | Повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Кроссворд «Члены предложения»: | Создаёт учебную ситуацию для актуализации знаний программного материала по теме «Синтаксис и пунктуация» с целью последующего открытия нового знания (в форме кроссворда). | Разгадывают кроссворд, демонстрируют знания по теме «Синтаксис и пунктуация». Фиксируют затруднения. | 5 мин. | ||||||
Целеполагание | Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвинут тему и цель урока. | На экран выводится тема урока «Обращение». ЭФУ. Параграф 62. Стр. 177. | Мотивирует к «открытию нового знания», предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока. | Выдвигают и обсуждают варианты формулировок темы и цели урока: Сегодня на уроке я хотел(а) бы узнать, научиться … | 3 мин. | ||||||
Этап усвоения новых знаний | Развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, поисковой деятельности, извлечения и анализа учебной информации из предложенных источников, развитие устной речи учащихся, создание условий для развития коммуникативных компетенций учащихся. | На экран выводится материал для наблюдения к параграфу 62. ЭФУ. Стр. 177. На интерактивной доске появляется правило. ЭФУ. Стр. 177. | Организует работу учащихся по самостоятельному поиску определения понятия ОБРАЩЕНИЕ. | Работают с материалом для обсуждения: выразительно читают предложения, выделяя интонацией слово, обозначающее лицо или предмет (явление природы), к которому в них обращаются. В ходе работы анализируют учебную информацию, формулируют понятие ОБРАЩЕНИЕ. Читают правило, делают выводы, правильно ли они сформулировали, что такое ОБРАЩЕНИЕ. | 5 мин. | ||||||
Первичное закрепление новых знаний | Организация выполнения упражнения, направленного на умение распознавать обращение и выделять их интонационно, отличать его от подлежащего. Выявление ошибок и их исправление. | Выполнение упражнения № 490. ЭФУ. Стр. 178. | Предлагает учащимся прочитать и сравнить два предложения по интонации, разобрать их по членам и сделайте вывод о роли выделенных слов в предложениях. | Учащиеся выполняют задание, комментируют и аргументируют свой ответ. | 5 мин. | ||||||
Физкультминутка | Рациональная организация двигательной активности учащихся, построение урока с учётом динамики работоспособности. Снятие психологического и физического напряжения. | Физкультминутка: | Организует процесс двигательной активности, про водит фикультминутку. | Выполняют предложенные упражнения, снимают психологическое и физическое напряжение. | 2 мин. | ||||||
Систематизация новых знаний | Организация действий учащихся по обобщению новых знаний в виде схем. | Схемы выводятся на экран: [О, …]. [О! …]. [… ,О, …]. [ … ,О]. | Предлагает учащимся обобщить и систематизировать новый учебный материал в виде схем. | Учащиеся письменно делают выводы о месте обращения в предложении, о знаках препинания при обращении, составляют схемы предложений с обращениями. | 5 мин. | ||||||
Этап закрепления новых знаний | Оперирование учащимися знаниями, решение на их основе творческих и практических задач. Проверка уровня усвоения знаний и умений. | Выполнение упражнений № 491, 494. ЭФУ. Стр. 178. Работа с электронным приложением «Обращение» из списка электронных образовательных ресурсов, использованных в учебнике. | Предлагает учащимся различные способы закрепления знаний, вопросы и задания, требующие мыслительной активности. Выявляет пробелы в понимании нового материала. | Применяют приобретенные знания в практической деятельности. Вспоминают , что такое ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, делают вывод о роли обращения в поэтической речи. | 10 мин. | ||||||
Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей работы на уроке. | Чтение стихотворения: Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания очень вам пригодились. | Направляет деятельность учащихся по осмыслению нового учебного материала. Контролирует и оценивает усвоение новых знаний. | Дают оценку результатов своей деятельности: Сегодня на уроке я узнал(а), научился(ась)… | 3 мин. | ||||||
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Информирование учащихся о домашнем задании. | ЭФУ. Упр. № 495. Стр. 179. Знакомство с дополнительной информацией «Возьмите на заметку!» Упр. № 498. | Информирует учащихся о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению. | Знакомятся с содержанием домашней работы и способом её выполнения. | 2 мин. |