12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Викторовна Борк214
Россия, Алтайский край
Материал размещён в группе «Кабинет русского языка и литературы. »
4

Методическая разработка урока русского языка по теме «Приставки ПРЕ-и ПРИ-» в 5 классе



ФИО педагога: Борк Е.В.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Авторы УМК под ред.В.В.Бабайцевой

Тема урока: Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Планируемый результат:

ЗНАНИЯ: условия выбора гласной буквы в приставках ПРЕ- и ПРИ-, правила произношения слов;

УМЕНИЯ: определять значения приставок, формулировать правило;

НАВЫКИ: правильное написание гласных в данных приставках;

Цели урока:

Деятельностная: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, выборочным), извлекать, перерабатывать и преобразовывать

информацию (из таблицы, текста в схему), анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; строить связное монологическое высказывание учебно-научного стиля, осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать языковые нормы устного и письменного общения, оценивать чужое высказывание.

Содержательная: уметь определять значение приставок ПРЕ- и ПРИ-, писать правильно слова с данной орфограммой, графически объяснять условия выбора написаний.

Задачи:

повторить ранее изученный материал о правописании приставок на -З и –С, И и Ы после приставок, неизменяемых приставок;

развивать умение обобщать, анализировать, делать вывод;

усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Этап урока

Деятельность

учителя

Планируемая деятельность

учащихся

Развиваемые УУД

Организационный момент.

Цель: мотивация к учебной деятельности.

-Добрый день, ребята. Рада вас видеть. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся.

Пожелайте себе успехов и скажите себе: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

Ученики встали, настроились на работу.

Личностные:

1.Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Регулятивные:

1. Нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

1.Готовность к сотрудничеству; формирование умения слушать и слышать.

Целеполагание.

1.Актуализация знаний. Создание

проблемной

ситуации.

3.Формулирование темы урока.

-Сейчас мы отправляемся с вами в путешествие. Как вы думаете, на чем мы его совершим? Посмотрите на карточки алого цвета. Давайте наполним паруса ветром. Чтобы это произошло, нужно выполнить задание.

Заполните четвертую строку, исключив из каждой строки лишнее слово. Слайд 2.

-Проверьте себя! Слайд №3

(Если вы допустили ошибку, то в этом месте сделайте прокол ручкой.)

-Объясните правописание слов с пропущенными буквами в первых трех строках.

-Правописание каких приставок вызывает затруднение в написании? В чем заключается затруднение?

-Как вы думаете, что нам предстоит сегодня узнать? Что будем изучать на уроке?

-Сформулируйте УЗ (учебную задачу) на сегодняшний урок. Проговорите ее друг другу в парах.

-Скажите, насколько важна для вас данная тема?

-Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание самостоятельно.

1.Выявляют закономерность расположения слов в каждой строке.
2. Вспоминают правила «З и С на конце приставки», «Буквы Ы и И после приставки», «Написание неизменяемых приставок».
3. Называют четвертую строку.

Проверяют.

Объясняют.

Сталкиваются с проблемой, что не могут объяснить правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-, так как не знают, от чего зависит выбор буквы.

Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока. «Правописание приставок пре- и при-»

Формулируют учебную задачу.

Повторяют её друг другу в паре.

«Узнать, от чего зависит правописание приставок ПРЕ- и ПРИ». «Научиться записывать слова с этими приставками»

Открывают тетради и записывают число и тему урока.

Коммуникативные УУД:

1.Выступать с небольшими сообщениями перед аудиторией сверстников.

2.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3.Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Формулировать вопрос (проблему) урока.

Изучение нового материала

-Где мы можем найти нужную информацию, чтобы реализовать цели урока?

-Обратимся к учебнику теории. Откройте с. 76, прочитайте параграф 54 и ответьте на вопрос: «От каких условий зависит выбор букв Е и И в данных приставках?»

-Какие значения имеет приставка ПРИ?

-Какие значения имеет приставка ПРЕ?

ФИЗМИНУТКА

-Познакомимся с правилом написания приставок ПРЕ- и ПРИ- в презентации.

Слайды 4-11.

-Сформулируйте правило ещё раз.

-Пользуясь правилом, давайте составим таблицу:


 

Приставки

Их значение

Примеры

ПРЕ-

=очень

=пере-

прехорошенький

прескучный

преградить

прервать

ПРИ-

«неполнота действия»

«присоединение»

«приближение»

приоткрыть

придержать

приумолкнуть

приросли

придвинуть

приехать

Читают, отвечают на вопрос.


 

Читают правило. Отвечают на вопросы.

Знакомятся с информацией презентации.

Самостоятельно сравнивают правило в учебнике и информацию в презентации. Делают вывод, что не все случаи правописания приставок ПРЕ- и ПРИ- отражены в учебнике.

После установления сходства и различий формулируют правило ещё раз.

Составляют таблицу.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2.Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3.Самостоятельно формулировать ответы с опорой на текст.
4.Находить информацию в тексте.

Коммуникативные УУД

1.Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы.

2.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Закрепление нового материала.

1.Работа в парах.

2.Контроль и оценивание.

-В предложенных отрывках восстановите недостающие слова, объясняя в них правописание гласных в приставках. Слайд 12.

-Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила работы в парах.

-Какое правило вы считаете самым важным?

-Выполните проверку. Слайд 13.

-Оцените свою совместную работу. Слайд 14.

-Кто автор этих строчек?

Зачитывают Памятку при работе в парах.

Выполняют задания в парах.

Выполняют проверку.


 

Осуществляют оценивание работы в паре.

Познавательные УУД:

1. Осуществлять познавательную рефлексию.

2. Анализировать, сравнивать, группировать.

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Осуществлять взаимный контроль.

Итоги урока. Рефлексия.

1. Вспомните, какой была цель нашего урока.

2. Что нового вы для себя открыли?

3. Оцени степень своего участия на уроке по оценочному листу.
4. Что на уроке было самым интересным? Самым трудным?
Выставление отметок за урок.

Называют цель урока.

Отвечают: оказывается, чтобы правильно написать слово с приставками ПРИ- и ПРЕ-, нужно определить их значение.

Оценивают. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневник.

 


 


 

Приложение 1.

Карточки для работы в парах.

1) Час обеда (…)
Топот по двору раздался.

 

2) Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как (…)!
 

3) Пирожок лишь разломила
Да кусочек (…).

 

4) Пушки с (…) палят,
Кораблю (…) велят.

 

5) Здравствуй, князь ты мой (…)!
Что ж ты тих, как день ненастный?

 

6) Пошел Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков да в мешок.
К морю опять он (…),
У моря бесенка находит.

 

7) (…) к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»

1) Час обеда (…)
Топот по двору раздался.

 

2) Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как (…)!
 

3) Пирожок лишь разломила
Да кусочек (…).

 

4) Пушки с (…) палят,
Кораблю (…) велят.

 

5) Здравствуй, князь ты мой (…)!
Что ж ты тих, как день ненастный?

 

6) Пошел Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков да в мешок.
К морю опять он (…),
У моря бесенка находит.

 

7) (…) к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»

1) Час обеда (…)
Топот по двору раздался.

 

2) Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как (…)!
 

3) Пирожок лишь разломила
Да кусочек (…).

 

4) Пушки с (…) палят,
Кораблю (…) велят.

 

5) Здравствуй, князь ты мой (…)!
Что ж ты тих, как день ненастный?

 

6) Пошел Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков да в мешок.
К морю опять он (…),
У моря бесенка находит.

 

7) (…) к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»


 

Приложение 2.

Лист самооценки

ФИ ученика_________________

На уроке я работал…

активно

пассивно
 

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен

Мое настроение

стало лучше

стало хуже

Лист самооценки

ФИ ученика_________________

На уроке я работал…

активно

пассивно
 

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен

Мое настроение

стало лучше

стало хуже

Лист самооценки

ФИ ученика_________________

На уроке я работал…

активно

пассивно
 

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен

Мое настроение

стало лучше

стало хуже

Приложение 3.

Памятка
«Как работать на уроке в паре»

Внимательно прочитайте задание.

Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

Памятка
«Как работать на уроке в паре»

Внимательно прочитайте задание.

Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

Памятка
«Как работать на уроке в паре»

Внимательно прочитайте задание.

Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.


 

Приложение 4.

Карточка алого цвета в виде кораблика.

Надпись на кораблике:

Заполните четвертую строку, исключив из каждой строки лишнее слово.

1) пр…вокзальный, под…грать, без…нициативный, сверх…нтересный;
2) ра…будить, бе…вкусный, пр…шить, ра…спросить;
3) д…бежать, пр…спокойно, на…пись, по…везти;
4)…, …,… .


Презентация к уроку Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ_
PPT / 1.09 Мб

Опубликовано в группе «Кабинет русского языка и литературы. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.