Методическая разработка урока по теме «Цветок и плод» (Биология, 6 класс)

1
0
Материал опубликован 17 October 2018 в группе

Методическая разработка урока по теме «Цветок и плод»

Биология 6 класс.

УМК Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак

Тип урока - контрольно-обобщающий

Форма проведения - урок-игра

Цель урока: повторение, закрепление знаний учащихся о строении и значении генеративных органов цветкового растения (цветок, соцветия, плод).

Задачи урока:

Образовательные задачи: систематизировать и закрепить у учащихся знания об особенностях внешнего, внутреннего строения цветка соцветий, способах опыления биологической роли цветков, плодов.

Развивающие задачи: развивать умение сравнивать различные цветки, соцветия, плоды по строению и функциям; обобщать знания и самостоятельно делать выводы; сопоставлять теоретические и практические знания, полученные на уроках; работать с натуральными объектами.

Воспитательные задачи: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения у учащихся на основе взаимосвязи строения и функций органов цветкового растения; осуществлять экологическое воспитание через привитие ответственного, бережного отношения к растительному миру; чувства коллективизма.

Оборудование урока:

технические средства обучения: компьютеры, на которых установлена программа MyTest.

методические средства обучения: раздаточные материалы -гербарные экземпляры растений, модели цветка, карточки с заданиями, картинки с изображением растений.

Предварительная подготовка к уроку:

Учащиеся разбиваются на 4 группы, которые готовят название команды (название любого цветка), эмблему, визитку (интересная информация о выбранном ими цветке).

Ход урока

І Организационный момент.

[Приветствие. Проверка готовности к уроку]

ІІ Основная часть

Формулировка темы и постановка цели урока:

[Звучит мелодия «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»]

Учитель: Полевые цветы... Полевые...
Васильки и ромашки в лугах...
Ярко-синие и голубые –
На бескрайних Российских полях

Сколько нежности, яркости, цвета

Вы храните в себе ярким днем..

Теплым солнцем весной вы согреты,

И умыты осенним дождем…

Разукрашены радуги краской,

Снежной шубой, укрыты зимой

Мать - Земля напоила вас лаской,

Наградила небесной красой.

[В ходе дискуссии учащиеся формулируют тему и цель урока]

Учитель: На прошлых уроках биологии вы уже узнали об особенностях строения и

значении такого органа, как цветок.

-Что такое цветок?

-Для чего нужны цветы в природе?

[МОЗГОВОЙ ШТУРМ. В течение 1 минуты учащимся предлагается закончить фразу: «Цветок нужен….»]

Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на цветочную планету. У нас 4 экипажа. Давайте познакомимся.

[Учащиеся представляют свои команды]

Учитель: Теперь мы можем отправиться в путешествие на планету цветов, но как это сделать? Нам предстоит построить космические корабли.

[Заранее подготовлены 4 комплекта: «Части цветка», пластилин, картон, 4 карточки с заданиями, которые раздаются каждой команде учащихся.

Задание 1команде - собрать модель цветка с простым околоцветником, привести примеры растений, с таким типом цветка

Задание 2 команде - собрать модель цветка с двойным околоцветником, привести примеры растений, с таким типом цветка

Задание 3 команде – собрать модель цветка двудомного растения, привести примеры растений, с таким типом цветка

Задание 4 команде – собрать модель цветка однодомного растения, привести примеры растений, с таким типом цветка

Учитель: Молодцы! Космические корабли готовы к путешествию. Какие знания вам понадобились для построения космического корабля?

[ Каждая группа учащихся отвечает на вопрос, приводят примеры растений]

Учитель: Отправляемся в путь! Цветочная планета находится далеко и чтобы в полете вы не скучали, а также запаслись монетами, которые вам понадобятся, для покупки семян проведем блиц-опрос (за правильный ответ команда получает монету).

- Цветки развиваются на тонких стеблях [цветоножках]

- Цветоножка развивается в [цветоложе]

- Чашелистики образуют [чашечку]

- Лепестки образуют [венчик]

- Чашечка и венчик образуют [околоцветник]

- Главные части цветка [пестик и тычинки]

- Цветки, имеющие и пестики и тычинки, называются [обоеполыми]

- Цветки, имеющие только пестики или только тычинки, называются [однополыми]

- Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки располагаются, на одном растении называются [двудомными]

- Группа цветков, расположенных на общей цветоножке в определённом порядке называется [соцветие] [1]

- Какое соцветие начинается с отметки- единицы? [колос]

- Какое соцветие включает в себя музыкальную ноту? [Сережка]

- Какое соцветие может присутствовать, хотя и частично, на футбольном или хоккейном матче? [ Головка]

- Под каким соцветием можно спрятаться под дождем? [Зонтик]

-Сочный плод с множеством семян [ягода]

-Плод, который имеют все злаковые растения [зерновка]. [3]

Учитель: Молодцы! Вы показали хорошие знания по строению цветка, правильно определили тип соцветия, плода! Давайте поприветствуем жителей цветочной планеты.

Физкультминутка: Наши тонкие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепесток колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают. [2 с.60]

Учитель: А узнаете ли вы, кто проживает на этой планете?

1. Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес. [Одуванчик]

2. Золотое решето черных домиков полно,
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов. [ Подсолнух]

3.Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь! [ Лопух]

4. Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч. [ Арбуз]

5. Ни окошек, ни дверей - полна горница людей [ огурец]

6. Не жил в ягоде жучок,

И не кушал червячок,

А сорвал его с куста-

Глядь – серёдка вся пуста [ малина]

7.Сижу на дереве,

Кругла, как шар.

Красна, как кровь,

Сладка, как мёд. [ вишня]

8. Ягода красна

Ягода вкусна

Режь да соли,

Ешь да хвали. [томат] [2,с.58]

Учитель: Молодцы ребята! Какие знания вам помогли, в решении этих загадок?

[ Каждая группа учащихся отвечает на вопрос, приводят примеры растений]

Учитель: Жители цветочной планеты просят у вас помощи. Коварный злодей-Кактус, держит в заточении королеву планеты - Розу. Для ее освобождения вы должны разгадать секретный код и отдать все монеты. [Заранее подготовлены 4 комплекта гербарных материалов, карточки с заданиями, которые раздаются каждой команде учащихся].

Задание 1команде - рассмотрите гербарный экземпляр растения яблони, определите количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков (если возможно), проанализируйте все признаки и составьте формулу цветка.

Задание 2команде - рассмотрите гербарный экземпляр растения редьки дикой, определите количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков (если возможно), проанализируйте все признаки и составьте формулу цветка.

Задание 3команде - рассмотрите гербарный экземпляр растения паслен черный, определите количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков (если возможно), проанализируйте все признаки и составьте формулу цветка.

Задание4команде - рассмотрите гербарный экземпляр растения клубники, определите количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков (если возможно), проанализируйте все признаки и составьте формулу цветка.

Учитель: Молодцы! Вы успешно разгадали секретный код и освободили королеву Розу из заточения. Какие знания вам помогли в решении задачи? [ Каждая группа учащихся отвечает на вопрос].

Учитель: Нам пора прощаться с жителями цветочной планеты. Но, для того чтобы вернуться на планету Земля, вам предстоит решить итоговый тест, с помощью которого вы проверите уровень знаний по пройденной теме.

ІV Подведение итога урока

Учитель: Давайте подведём итоги урока.

[Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Обсуждение и выставление отметок]

Учитель: Закончить наше путешествие хочется словами великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена - “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок

V Домашнее задание: п. 34-35, творческое задание – создать модель «Клумба моей мечты».

Урок окончен.

Список литературы

1.Д.И. Трайтак. Н.Д. Трайтак Биология 6 класс «Растения, бактерии, грибы, лишайники», М.: изд. Мнемозина, 2009г.-224с

2. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Книга для учителя. Воронеж 2002

3. Жизнь растений http://plant.geoman.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.