Методическая разработка урока по теме «Цветок и плод» (Биология, 6 класс)
Методическая разработка урока по теме «Цветок и плод»
Биология 6 класс.
УМК Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак
Тип урока - контрольно-обобщающий
Форма проведения - урок-игра
Цель урока: повторение, закрепление знаний учащихся о строении и значении генеративных органов цветкового растения (цветок, соцветия, плод).
Задачи урока:
Образовательные задачи: систематизировать и закрепить у учащихся знания об особенностях внешнего, внутреннего строения цветка соцветий, способах опыления биологической роли цветков, плодов.
Развивающие задачи: развивать умение сравнивать различные цветки, соцветия, плоды по строению и функциям; обобщать знания и самостоятельно делать выводы; сопоставлять теоретические и практические знания, полученные на уроках; работать с натуральными объектами.
Воспитательные задачи: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения у учащихся на основе взаимосвязи строения и функций органов цветкового растения; осуществлять экологическое воспитание через привитие ответственного, бережного отношения к растительному миру; чувства коллективизма.
Оборудование урока:
технические средства обучения: компьютеры, на которых установлена программа MyTest.
методические средства обучения: раздаточные материалы -гербарные экземпляры растений, модели цветка, карточки с заданиями, картинки с изображением растений.
Предварительная подготовка к уроку:
Учащиеся разбиваются на 4 группы, которые готовят название команды (название любого цветка), эмблему, визитку (интересная информация о выбранном ими цветке).
Ход урока
І Организационный момент.
[Приветствие. Проверка готовности к уроку]
ІІ Основная часть
Формулировка темы и постановка цели урока:
[Звучит мелодия «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»]
Учитель: Полевые цветы... Полевые...
Васильки и ромашки в лугах...
Ярко-синие и голубые –
На бескрайних Российских полях
Сколько нежности, яркости, цвета
Вы храните в себе ярким днем..
Теплым солнцем весной вы согреты,
И умыты осенним дождем…
Разукрашены радуги краской,
Снежной шубой, укрыты зимой
Мать - Земля напоила вас лаской,
Наградила небесной красой.
[В ходе дискуссии учащиеся формулируют тему и цель урока]
Учитель: На прошлых уроках биологии вы уже узнали об особенностях строения и
значении такого органа, как цветок.
-Что такое цветок?
-Для чего нужны цветы в природе?
[МОЗГОВОЙ ШТУРМ. В течение 1 минуты учащимся предлагается закончить фразу: «Цветок нужен….»]
Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на цветочную планету. У нас 4 экипажа. Давайте познакомимся.
[Учащиеся представляют свои команды]
Учитель: Теперь мы можем отправиться в путешествие на планету цветов, но как это сделать? Нам предстоит построить космические корабли.
[Заранее подготовлены 4 комплекта: «Части цветка», пластилин, картон, 4 карточки с заданиями, которые раздаются каждой команде учащихся.
Задание 1команде - собрать модель цветка с простым околоцветником, привести примеры растений, с таким типом цветка
Задание 2 команде - собрать модель цветка с двойным околоцветником, привести примеры растений, с таким типом цветка
Задание 3 команде – собрать модель цветка двудомного растения, привести примеры растений, с таким типом цветка
Задание 4 команде – собрать модель цветка однодомного растения, привести примеры растений, с таким типом цветка
Учитель: Молодцы! Космические корабли готовы к путешествию. Какие знания вам понадобились для построения космического корабля?
[ Каждая группа учащихся отвечает на вопрос, приводят примеры растений]
Учитель: Отправляемся в путь! Цветочная планета находится далеко и чтобы в полете вы не скучали, а также запаслись монетами, которые вам понадобятся, для покупки семян проведем блиц-опрос (за правильный ответ команда получает монету).
- Цветки развиваются на тонких стеблях [цветоножках]
- Цветоножка развивается в [цветоложе]
- Чашелистики образуют [чашечку]
- Лепестки образуют [венчик]
- Чашечка и венчик образуют [околоцветник]
- Главные части цветка [пестик и тычинки]
- Цветки, имеющие и пестики и тычинки, называются [обоеполыми]
- Цветки, имеющие только пестики или только тычинки, называются [однополыми]
- Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки располагаются, на одном растении называются [двудомными]
- Группа цветков, расположенных на общей цветоножке в определённом порядке называется [соцветие] [1]
- Какое соцветие начинается с отметки- единицы? [колос]
- Какое соцветие включает в себя музыкальную ноту? [Сережка]
- Какое соцветие может присутствовать, хотя и частично, на футбольном или хоккейном матче? [ Головка]
- Под каким соцветием можно спрятаться под дождем? [Зонтик]
-Сочный плод с множеством семян [ягода]
-Плод, который имеют все злаковые растения [зерновка]. [3]
Учитель: Молодцы! Вы показали хорошие знания по строению цветка, правильно определили тип соцветия, плода! Давайте поприветствуем жителей цветочной планеты.
Физкультминутка: Наши тонкие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепесток колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают. [2 с.60]
Учитель: А узнаете ли вы, кто проживает на этой планете?
1. Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес. [Одуванчик]
2. Золотое решето черных домиков полно,
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов. [ Подсолнух]
3.Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь! [ Лопух]
4. Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч. [ Арбуз]
5. Ни окошек, ни дверей - полна горница людей [ огурец]
6. Не жил в ягоде жучок,
И не кушал червячок,
А сорвал его с куста-
Глядь – серёдка вся пуста [ малина]
7.Сижу на дереве,
Кругла, как шар.
Красна, как кровь,
Сладка, как мёд. [ вишня]
8. Ягода красна
Ягода вкусна
Режь да соли,
Ешь да хвали. [томат] [2,с.58]
Учитель: Молодцы ребята! Какие знания вам помогли, в решении этих загадок?
[ Каждая группа учащихся отвечает на вопрос, приводят примеры растений]
Учитель: Жители цветочной планеты просят у вас помощи. Коварный злодей-Кактус, держит в заточении королеву планеты - Розу. Для ее освобождения вы должны разгадать секретный код и отдать все монеты. [Заранее подготовлены 4 комплекта гербарных материалов, карточки с заданиями, которые раздаются каждой команде учащихся].
Задание 1команде - рассмотрите гербарный экземпляр растения яблони, определите количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков (если возможно), проанализируйте все признаки и составьте формулу цветка.
Задание 2команде - рассмотрите гербарный экземпляр растения редьки дикой, определите количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков (если возможно), проанализируйте все признаки и составьте формулу цветка.
Задание 3команде - рассмотрите гербарный экземпляр растения паслен черный, определите количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков (если возможно), проанализируйте все признаки и составьте формулу цветка.
Задание4команде - рассмотрите гербарный экземпляр растения клубники, определите количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков (если возможно), проанализируйте все признаки и составьте формулу цветка.
Учитель: Молодцы! Вы успешно разгадали секретный код и освободили королеву Розу из заточения. Какие знания вам помогли в решении задачи? [ Каждая группа учащихся отвечает на вопрос].
Учитель: Нам пора прощаться с жителями цветочной планеты. Но, для того чтобы вернуться на планету Земля, вам предстоит решить итоговый тест, с помощью которого вы проверите уровень знаний по пройденной теме.
ІV Подведение итога урока
Учитель: Давайте подведём итоги урока.
[Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Обсуждение и выставление отметок]
Учитель: Закончить наше путешествие хочется словами великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена - “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок
V Домашнее задание: п. 34-35, творческое задание – создать модель «Клумба моей мечты».
Урок окончен.
Список литературы
1.Д.И. Трайтак. Н.Д. Трайтак Биология 6 класс «Растения, бактерии, грибы, лишайники», М.: изд. Мнемозина, 2009г.-224с
2. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Книга для учителя. Воронеж 2002
3. Жизнь растений http://plant.geoman.ru/