Тематическое занятие «Вина, стыд» (1–2 классы)
Тематическое занятие Менцер Ирины Юрьевны, проведенное в группе 1-2 классов,
воспитателя высшей категории КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья», город Славгород, Алтайский край
Тема: Вина, стыд
Форма проведения: тематическое занятие
Цель: создание условий для осознания эмоции вины, ее узнавания и выражения.
Задачи: дать определение чувства вины, проиллюстрировать его примерами из сказок;
корригировать эмоциональную сферу через упражнение на выражение чувства стыда;
воспитывать умение справляться с ситуацией.
Оборудование: мягкая игрушка «Виноватый Колобок», презентация, карточки, гуашь и кисточки, бумага.
Ход занятия:
Вводная часть | |||
организационный момент. Задача: организация внимания воспитанников, проверка готовности к занятию | |||
Деятельность воспитанников | Деятельность воспитателя | примечание | |
Дети передают колобок друг другу, называя свои имена | Здравствуйте, детки! Я – колобок. Извините, пожалуйста, что я вас побеспокоил! А вы рады? Давайте познакомимся поближе! Я – Виноватый Колобок. Только не думайте, что я что-нибудь натворил. Нет-нет, на самом деле я ни в чем не виноват, просто у меня всегда такой виноватый вид. Хотя, конечно, мне немножечко стыдно, что все мои друзья-Колобки с вами уже познакомились и поиграли, а я еще нет, наверное, это моя вина. | Мягкая игрушка «Виноватый колобок» | |
мотивационно-целевой момент. Задача: стимулирование активности воспитанников в обсуждении предложенной темы | |||
отвечают Называют свои цели | Я чувствую себя виноватым, когда кого-нибудь нечаянно толкну, а еще – если уроню или разобью что-то. А вы когда-нибудь чувствовали себя виноватыми? Человек чувствует свою вину, если допустил ошибку в поведении: словах или поступках. Давайте сегодня мы поговорим об этом. Когда мы чувствуем свою вину? Что мы чувствуем, когда виноваты? Как уладить ситуацию? Почему бывает стыдно? Что из этих вопросов вы хотели бы узнать? | | |
II. Основная часть. Задача: организация разных видов деятельности воспитанников для достижения цели занятия | |||
Игра «Это я. Извини меня» | Об этом непросто бывает говорить, но я точно знаю, что чем скорее извинишься, тем быстрее почувствуешь себя лучше и прогонишь это чувство вины. Давайте поиграем! Это я разбил твою вазу. Извини меня, я не хотел. Я нарисовал тебе этот цветок, чтобы ты не грустила. Это я съел все конфеты из новогоднего подарка. Извини меня, я больше не буду, а когда меня угостят конфетой, я отдам ее тебе. Это я наступил тебе на ногу. Тебе очень больно? Извини меня, я нечаянно. Это я порвал страницу в книге. Извините меня, я сейчас все заклею. Это я сломал машинку. Извините меня. Я попрошу папу починить ее. Можешь поиграть с моим конструктором. Это я забыл закрыть шампунь, и он весь вытек. Извините меня, я попрошу маму купить новый. | По очереди достают карточки с ситуациями и проговаривают извинения | |
Слушают Отвечают | Когда я чувствую себя виноватым, у меня ощущение, как будто я становлюсь красным, как помидор, меня бросает в жар, а еще мне кажется, что все-все на меня смотрят и все это замечают. А что вы чувствуете, когда вам стыдно? | | |
Отвечают | Скажите, а вы любите сказки? Давайте вспомним сказочных героев, которые были в чем-то виноваты. Я буду читать отрывок из сказки, а вы - говорить, что это за сказка, кто в ней виноват и как он вину свою исправил. Попробуем? «унесли гуси братца Иванушку далеко за лес. Села Аленушка и заплакала…» «Сел медведь на крышу, а теремок и развалился» «Котик мой, братик! Несет меня лиса в далекие леса…» | Слайды с иллюстрациями из сказок | |
Собирают пословицы, объясняют | А знаете вы какие-нибудь пословицы и поговорки о стыде? «от стыда сквозь землю бы провалился» «после дождя солнце жжет, после лжи - стыд» «от человека утаишь, а от совести не утаишь» «Совесть без зубов, а загрызет» | «Совесть – это наш внутренний судья» | |
Игра «стыдно-не стыдно» | А сейчас давайте поиграем. Становитесь в кружок и ловите мячик, если качества или поступка не нужно стыдиться, и отбивайте, если нужно: Не выговариваю звук Р Неаккуратно ем суп Обозвал девочку на площадке Взял без спроса бабушкины очки Бегал медленнее всех в группе Не умею плавать Сломал куклу младшей сестры Забыл текст стихотворения на празднике Прошел в грязных сапогах прямо в комнату | Игра по принципу «Съедобное-несъедобное». Цель игры – заставить задуматься, поэтому резко оценивать выбор не нужно. | |
Рисуют портрет виноватого колобка | А вы можете нарисовать мой портрет? Нарисуйте, пожалуйста! Я буду очень-очень рад!! Ух, какие замечательные получились портреты! Вы меня очень порадовали! | | |
III. Заключительная часть. Задача: организация рефлексии воспитанниками результатов занятия | |||
Отвечают на вопросы | Вы сегодня много узнали о вине, о стыде, давайте еще раз вспомним всё: Почему мы совершаем ошибки? - Потому что еще плохо умеем общаться. Что мы чувствуем, когда совершаем ошибку? – мы чувствуем стыд, чувство вины. Что мы чувствуем, когда виноваты? – от стыда бы сквозь землю провалился. Как уладить ситуацию? – нужно извиниться и исправить свою ошибку по возможности, или хотя бы поднять настроение человеку. Чем полезна совесть? – совесть – это наш внутренний компас, который ведет нас к добрым поступкам. | | |
Выбирают и наклеивают картинки – создают коллаж | Надо выбрать из картинок только те, где герои исправляют свои ошибки. | Упражнение на выбор: картинки с разными сюжетами разложены на столе. Надо найти картинку, на которой изображено исправление своей ошибки, приклеить на коллаж | |
| Давайте же вовремя признавать и исправлять свои ошибки, и мир станет светлее от наших улыбок. | |
Ушакова Людмила Евгеньевна. Коррекционно-развивающая программа «Азбука чувств» [электронный ресурс] URL: http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/mdou73/DocLib23/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%90%D0%97%D0%91%D0%A3%D0%9A%D0%90%20%D0%A7%D0%A3%D0%92%D0%A1%D0%A2%D0%92.pdf
Суздалева Марина. Эмоциональные колобки. – «Феникс», 2016г.
Александр Мусихин. Зачем нужны эмоции [электронный ресурс] URL: http://alexandrmusihin.ru/blog