Разработка урока русского языка по теме «Изменение по падежам имён существительных в единственном и множественном числах» (4 класс)
Ф.И.О. учителя: Чаликова Любовь Ивановна
Класс: 4
Предмет: русский язык
Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Цели урока:
Образовательные: сформировать умение изменять имена существительные по падежам в единственном и во множественном числах; умение различать падежи по их признакам.
Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.
Дидактические средства:
для учителя – средства ИКТ (интерактивная доска, видеопроектор, компьютер);
для обучающегося – тетрадь, ноутбук, электронный тренажер (CD-диск), карточки для индивидуальной работы, карточка самооценки
2 3 4 5 6 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 - Обозначение формируемых УУД на этапе
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ ( оценивания учебных успехов) |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 - Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. На партах лежат листы самооценки работы на уроке. По ходу работы ученики заполняют лист, оценивая свою работу. В конце урока подводится итог. - А начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». - Как вы ее понимаете? (Мы узнаем что-то новое) - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок. |
Познавательные УУД 1. Искать необходимую информацию для выполнения учебных заданий. 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, рисунок). 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. Делать выводы на основе анализа объектов. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Устанавливать аналогии. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Определять цель деятельности на уроке. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной. 2. Формулировать своё мнение, свою позицию. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Понимать чувства других людей, сопереживать.
|
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 1 2 3 1 2 1. На доске запись, прочитайте. Расскажите, что вы представили. Прилетели к нам метели, Залепили снегом щели. На окне седой мороз Льдинкой росписи нанес. Учитель выслушивает детей, предлагает написать в тетради по памяти эти строки и обозначить в словах знакомые орфограммы. Проверка. Учитель предлагает прочитать запись. - Какие орфограммы обозначили? (безударные гласные в корне слова, безударные гласные в приставке, парные согласные и др.) - Сколько предложений вы записали? Докажите. (Подчеркивают грамматическую основу). - Дайте характеристику каждому предложению (устно). Составьте схему предложениям. - Что общего у выделенных слов? (Имена существительные) - Докажите, дайте характеристику каждому имени существительному как часть речи (устно). - Скажите, что нового вы узнали об имени существительном на прошлом уроке? (Познакомились с падежами, узнали в русском языке их 6). - На какие вопросы на данный момент вы знаете ответы? (Что такое падеж? Сколько падежей в русском языке? Чем они отличаются? Что значит изменить имя существительное по падежам? Для чего нужно изменять имена существительные по падежам?) - Как вы считаете, чему еще необходимо научиться? (формируют задачи урока) - Продолжите предложения: Учиться определять… (падежи у имен существительных) Ставить… (имена существительные в нужный падеж) - Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. (тему записывают в тетради).
2. Работа с использованием ноутбуков: Электронный тренажер (CD-диск) - Предлагаю начать работу с повторения падежей. - Работу будем выполнять парами. - Напомните правила работы с компьютером. (Соблюдать расстояние до экрана, близко не наклоняться, обращаться с техникой аккуратно, работать дружно, взаимовежливо, выполнять работу по очереди …) - Выберите задание с помощью меню расположенного в левой части окна: «Разгадай кроссворд» (По команде ученики приступают к работе). После выполнения работы учитель выясняет, у кого возникли затруднения? В чем были эти затруднения? Как пришлось выйти из затруднительного положения? Физминутка для глаз. |
|
3. Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения. |
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 1 2 3 1 2 - Я предлагаю вернуться к нашему стихотворению и определить, в каком падеже стоят имена существительные. - Нам надо определить падеж имени существительного метели - Если данное слово является подлежащим, может ли оно быть зависимым? (Нет, это главный член предложения) - в каком падеже всегда стоит подлежащее? (в И.п) - Давайте теперь определим падеж слова снегом - Ваши действия? (Работа по алгоритму) 1-й шаг: Находим слово, от которого зависит существительное снегом (Это слово – залепили) 2-й шаг: Ставим от него двойной вопрос (Залепили (кем? чем? снегом) 3-й шаг: Определяем падеж по вопросу. 4-й шаг: Указываем падеж. (Имя существительное снегом стоит в Т.п) - Расскажите, как определить падеж у остальных имен существительных. (Определяют падежи имен существительных щели, на окне, мороз, льдинкой, росписи по алгоритму) Подведем итог - Я начну предложение, а вы его продолжите: Для того, чтобы правильно определить падеж у имен существительных нужно ... (Ученики продолжают предложение, используя алгоритм, написанный на доске) Физминутка |
|
4. Реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи. |
2 3 4 5 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 - Закрепим умение определять падеж имени существительного. Работа проводится с использованием ноутбуков: Электронный тренажер (CD-диск) - Выберите задание с помощью меню расположенного в левой части окна: «Найди лишнее» Упражнения выполняют под руководством учителя по плану: Ученик читает задание вслух. Обсуждают и выбирают вариант ответа. Доказывают выбор ответа. Проверяют. «Найди лишнее» Каким членом предложения может быть имя существительное? Найди и зачеркни «лишнее» (подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением) Установи зависимость. Найди и зачеркни «лишнюю» строчку. в метро, на земле, в траве о космонавте, на плечике, в государстве на плитке, при подъеме, на градуснике без грусти, о печали, благодаря поддержке Стоит не в П.п шел по дороге, на футбольном поле, в хорошей песне, на капитанском мостике Стоит не в Р.п из жестяной банки, ссора из-за наследства, собака в наморднике, плавал без акваланга Стоит не в В.п перешел через реку, зашел за дом, пришел за хлебом, рассказал про животное Стоит не в Т.п пролетели над городом, рассказал про путешествие, выросли под окном, ловил неводом Стоит не в Д.п подгонять по фигуре, улыбался ребятам, помогать раненым, читал лучше друга Подводится итог работы, обращается внимание на использование алгоритма при определении падежа имени существительного. |
|
5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Выполнение продуктивных заданий по теме. |
1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 4 1 2 Учитель предлагает выполнить работу на карточках по вариантам.
Ф.И._______________________________________________ В-1 Запиши словосочетания, раскрывая скобки. Определи падеж имени существительного: Календарь (погода) ____________________________ (…п) Подвиг (герой) ________________________________ (…п) Читать (книга) ______________________________ (…п)
Ф.И._______________________________________________ В-2 Запиши словосочетания, раскрывая скобки. Определи падеж имени существительного: Гордиться (страна) ____________________________ (…п) Думать (друзья) ________________________________ (…п) Идти (дорога) _________________________________ (…п)
Взаимопроверка (дети обмениваются карточками, проверяют работу своего товарища по алгоритму, оценивают работу, дают советы). |
|
6. Включение в систему знаний и повторение. |
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 1 2 3 1 2 Блиц опрос «Правильно-неправильно» Имя существительное изменяется по числам и падежам. Имя существительное изменяется по родам. В русском языке 5 падежей. П.п всегда употребляется без предлога. Все падежи, кроме И.п – косвенные. Начальная форма имени существительного – это ед.ч, И.п. Проверка: П Н Н Н П П |
|
7. Рефлексия. Итог урока. |
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 1 2 3 1 2 - Какую цель перед собой ставили на уроке? - Удалось ли достичь цели и как? - Какие задания были для вас трудными? В чем состояла трудность? - При выполнении каких заданий вы получили наибольшее удовлетворение на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке. (Самооценка деятельности на уроке) |