Методическая разработка урока по теме «Десятичный и натуральный логарифм»
Пояснительная записка к презентации
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Аргаяшский аграрный техникум
Методическая разработка урока
по теме: «Десятичный и натуральный логарифм»
Разработала: Ушакова Ирина Аркадьевна, преподаватель |
Аннотация
По типу это урок комбинированный, состоит из изучения нового материала, а также создания собственного логарифмического кросснамбера
Основные понятия: логарифм, свойства логарифмов, десятичный логарифм, натуральный логарифм, кросснамбер.
Формы организации работы детей: фронтальная, групповая форма.
Методы обучения: словесные, наглядно-практические, репродуктивные,
частично-поисковые, самостоятельная работа.
Приобретаемые навыки обучающихся: применение знаний вычислению логарифмов различных выражений.
Оборудование: ПК, проектор, проектор, презентация, раздаточный материал.
Тема урока: Десятичный и натуральный логарифм
Цели урока:
Создание условий для формирования у обучающихся общих компетенций в ходе выполнения нестандартных заданий, различных математических задач.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Обучающая:
Формирование знаний и умений у обучающихся по теме «Десятичный и натуральный логарифм». Формирование способностей контроля и
Развивающая:
Развитие навыков по применению формул, навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений.
Воспитательная:
воспитание у обучающихся чувства ответственности за результаты своей работы, формирование правильной самооценки, воспитание уверенности в себе, познавательного интереса к предмету.
Задачи:
Повторить, обобщить и закрепить знания, полученные ранее
Отработать навыки вычисления десятичных и натуральных логарифмов
Продемонстрировать умение работать в группе.
Тип урока – комбинированный
Формы организации работы детей: фронтальная, групповая форма.
Методы обучения: словесные, наглядно-практические, репродуктивные,
частично-поисковые, самостоятельная работа.
Оборудование: ПК, проектор, проектор, презентация, раздаточный материал.
Продолжительность урока 45 минут
Ход урока
Этапы урока |
Дидактическая задача |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Время |
Методы и приемы |
1.Организационный этап. |
Подготовить обучающихся к работе на уроке. |
Приветствие Определение отсутствующих Входная рефлексия Организует деление на группы по 4 человека |
Приветствие Настраиваются на урок Дежурный докладывает об отсутствующих Делятся на группы |
3 мин. |
Методы словесной передачи и слухового восприятия информации |
2. Постановка целей и задач. |
Организовать рабочую атмосферу. Определить цели и задачи урока. |
Сообщение преподавателем темы урока. |
Слушают, выполняют требования преподавателя: записывают тему в тетрадь |
2 мин. |
Методы словесной передачи и слухового восприятия информации |
3. Актуализация знаний |
|||||
А) Решение кросснамбера |
Актуализировать знания ранее изученной темы для изучения новой. |
Наблюдает, как обучающиеся включатся в решение Корректирует процесс |
Решают логарифмический кросснамбер |
7 мин. |
Методы: самостоятельная работа в группах Методы контроля и взаимоконтроля. |
Б) устное решение |
Актуализировать знания ранее изученной темы для изучения новой. |
Контролирует правильность устного решения |
Устно решают примеры, применяя свойства логарифмов |
2 мин. |
Методы словесной передачи и слухового восприятия информации наглядно-практические. Методы контроля и взаимоконтроля. |
4. Первичное усвоение знаний |
Ввести понятие десятичного и натурального логарифмов |
Сообщает определения показывает на примерах, задает вопросы по решению |
Записывают определения и примеры |
5 мин. |
Методы словесной передачи и слухового восприятия информации репродуктивные |
5. Закрепление учебного материала |
20 мин. |
||||
А) Выполнение заданий по группам, оценивается скорость и правильность выполнения. |
Закрепить у обучающихся знания и умения, которые необходимы вычисления различных логарифмов |
Наблюдает за работой в группах |
Работают в группах по карточкам |
Методы контроля и взаимоконтроля в группе, самостоятельная работа Приемы: работа по карточкам, решение задач |
|
Б) Выполнение в парах |
Создать свой кросснамбер |
Наблюдает за работой в парах. Организует работу, отвечает на вопросы, проверяет выполнение карточек |
Используя ПК, парами создают кросснамбер |
Методы контроля и взаимоконтроля, самостоятельная работа Частично-поисковый метод |
|
В) Представление кросснамбера |
Представить выполненный кросснамбер |
Оценивает выполнение |
Используя проектор и ПК показывают свои кросснамберы остальным обучаюшимся |
Методы словесной передачи и слухового восприятия информации, практические Методы контроля и взаимоконтроля |
|
Г) Дополнительные задания |
Решить дополнительные задания |
Организует работу с обучающимися справившимися с заданиями раньше |
Выполняют дополнительные задания |
Методы контроля Практические. Прием: проверочная работа |
|
6. Домашнее задание и рефлексия |
Сообщить обучающимся о домашнем задании, узнать о изменении настроения полученных оценках |
Дает инструкцию по выполнению домашнего задания |
Анализируют домашнее задание. Выбирают смайлик Получают оценки. |
4 мин. |
Методы словесной передачи и слухового восприятия информации Метод стимулирования |
План урока
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Мы сегодня с вами будем работать в быстром темпе, для начала я прошу вас образовать группы по 4 человека. Для начала в таблице настроение выберите смайлик (приложение 6).
Постановка целей и задач. Записывается тема. Озвучить цели и задачи урока, так как мы поделились на группы, это означает, что урок сегодня не совсем обычный, сегодня будем и играть, и решать, и работать на компьютере.
Актуализация знаний
Сегодня нам предстоит узнать новые понятия, но сначала хотелось бы с вами немного поиграть и вспомнить, как вычисляются некоторые логарифмы, тем самым повторим определение логарифма
Перед вами логарифмический кросснамбер. Кросснамбер – это один виз видов числовых ребусов, содержит задачи с числами, в каждую клетку вписывается одна цифра. Числа, подлежащие отгадыванию, - только положительные; запись таких чисел не может начинаться с нуля. Решите его (приложение 1, слайды)
Эталон ответов (на слайде)
По горизонтали: а)225; в)2; г)3; д)144; ж) 256; з)243; л)97; м)23.
По вертикали: б)27; е) 49); ж) 289; и)343; к) 25; н)17; о)12.
Рассмотрим основные свойства логарифмов, которые помогают нам при вычислении и упрощении выражений (приложение 2), используя их, решите устно задания на слайде
Ответы:
Первый столбик 4; -1/2; 3; 1
Второй столбик 16; 3; 9; 1
Первичное усвоение новых знаний
Запишем новые определения
- Десятичным логарифмом называется логарифм по основанию 10. Он обозначается lg , т.е. log 10 m = lg т
Обучающиеся решают вместе с преподавателем
Пример: а)
б)
- Натуральным логарифмом называется логарифм по основанию е. Он обозначается ln , т.е. log e m = ln m.
Число е является иррациональным, его приближённое значение 2,718281828/
Пример: а)
б)
Первое упоминание натурального логарифма сделал Николас Меркатор в работе Logarithmotechnia, опубликованной в 1668 году, хотя учитель математики Джон Спайделл ещё в 1619 году составил таблицу натуральных логарифмов. Ранее его называли гиперболическим логарифмом, поскольку он соответствует площади под гиперболой
Саму константу впервые вычислил швейцарский математик Бернулли в ходе решения задачи о предельной величине процентного дохода. Бернулли показал, что процентный доход в случае сложного процента имеет предел: и этот предел равен 2,71828…
Букву e (exponential – «показательный», «экспоненциальный») начал использовать Эйлер в 1727 году, а первой публикацией с этой буквой была его работа «Механика, или Наука о движении, изложенная аналитически» 1736 год
Закрепление учебного материала:
А) Выполнение заданий по группам, оценивается скорость и правильность выполнения (приложение 3)
Б) Выполнение в парах
Обучающиеся парами садятся за компьютер, программами MS Office строят свой кросснамбер (приложение 4).
В) Показывают на экране выполненный кросснамбер, оценивается оригинальность и сложность.
Г) Проверочная работа для обучающихся, которые справились с выполнением раньше остальных (приложение 5).
Домашнее задание и рефлексия
Я надеюсь, сегодняшний урок был для вас интересным и познавательным, новые знания усвоены в полном объеме. Заполните таблицу настроения (приложение 6).
Выставление оценок.
Домашнее задание: подготовка к контрольной работе, задачник стр. 27 №2.5 А 25-30, стр. 28 №2.5 Б 11-12
Благодарю за урок.
Литература:
Башмаков М.И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ М.И. Башмаков. 9-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 256с.
Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11классы. В 2ч. Ч1. Учебник учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 399с.
Рурукин А.Н., Масленникова И.А., Мишина Т.Г. «Поурочные разработки по алгебре и началу анализа 11класс. – М.: ВАКО, 2011г. – 304с.
Научно-теоретический журнал «Математика в школе» №3, 2001
Нестандартный урока по математике: Методические разработки. В2-х частях. / МО Челябинский филиал ИПО; автор составитель Л. В. Горбачева.
Приложение 1
Кросснамбер «Логарифм»
а |
б |
||||||
в |
г |
||||||
д |
е |
||||||
ж |
3 |
и |
|||||
к |
|||||||
л |
м |
||||||
н |
о |
||||||
По горизонтали: а) , в) ; г) ; д) ; ж); з) ; л); м)
По вертикали: б) 1; е) ; ж) ; и) ; к); н) ; о)
Эталон ответов
По горизонтали: а)225; в)2; г)3; д)144; ж) 256; з)243; л)97; м)23.
По вертикали: б)27; е) 49); ж) 289; и)343; к) 25; н)17; о)12.
Приложение 2
Карточка 1 |
Карточка 2 |
Карточка 3 |
Карточка 4 |
Карточка 5 |
Базовый уровень |
Базовый уровень |
Базовый уровень |
Базовый уровень |
Базовый уровень |
Профильный уровень |
Профильный уровень |
Профильный уровень |
Профильный уровень |
Профильный уровень |
Приложение 3
Приложение 4
Создание кросснамбера
Придумайте вид кросснамбера
Используя программы MS Office создайте свой кросснамбер
Заполните ответы в сетке
Придумайте задания
Сделайте скриншоты кросснамберов с ответами и без.
Поместите в презентацию кросснамбер, вопросы-задания, эталонный кросснамбер.
Приложение 5
Проверочная работа.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. Вычислите: |
|
1) ; 2) . |
1) ; 2) . |
2. Решите уравнение: |
|
1) ; 2) ; 3); 4) . |
1) ; 2) ; 3); 4) . |
3. Решите неравенство: |
|
1) ; 2) . |
1) ; 2) . |
Приложение 6
Таблица настроения
Выберите смайлик |
В начале урока |
В конце урока |
презентация к уроку "Десятичный и натуральный логарифм"
PPTX / 405.47 Кб