12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Ирина263
Россия, Костромская обл., Кострома

Методическая разработка урока «Побег и почки»

учителя биологии Артеменко Ирины Валентиновны

Предмет: Биология

Класс: 6 (базовый – 1 час в неделю)

УМК: В.В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. – 6 класс. – М.: Дрофа, 2016

Тема урока: Побег и почки

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока 

Образовательные

способствовать формированию знаний об особенностях строения побега и почки;

формировать умение распознавать вегетативные и генеративные почки;

способствовать пониманию сущности роста растений.

Развивающие

формировать общеучебные умения: самостоятельно формулировать тему, цель урока, прогнозировать пути достижения поставленной цели, анализировать, сравнивать, делать выводы;

способствовать формированию навыков работы с разными источниками информации: текст, видеофрагменты, иллюстрации;

развивать умения и навыки работы с биологическими объектами.

Воспитательные

продолжить формирование ответственного отношения к учебной деятельности, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

осознание практической значимости изучаемого материала;


Используемая технология: системно-деятельностный подход.

Материальное обеспечение урока: натуральные объекты: побеги вишни, компьютер, проектор, экран.

ЦОР: презентация; электронное приложение к учебнику.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Организационный

Учитель приветствует детей, настраивает их на работу

Проверяют свою готовность к работе

2.Мотивация

Фронтальная беседа

Учитель: Какую науку мы сейчас изучаем?


Учащиеся: Биологию

Учитель: А как называется наука, изучающая растения?

Учащиеся: Ботаника

Учитель: Какой отдел растений мы сейчас изучаем?

Учащиеся: Покрытосеменные

Учитель: Какой орган покрытосеменных мы изучали на прошлых уроках?

Учащиеся: Корень

Учитель: Корень – это подземный орган покрытосеменных растений. А какие вы знаете надземные органы?

Учащиеся: Листья, стебель, почки


Учитель: В учебнике найдите, как называется стебель с расположенными на нем листьями и почками?

Учащиеся: Побег

Учитель: О чем пойдет речь на уроке?


О побеге и почках.

Это тема урока.

Учащиеся: О побеге



Учащиеся записывают тему.

3. Постановка учебной задачи

Учитель: Есть такое утверждение «Почка – это зачаточный побег».

Вы согласны с этим?


Учитель: В любой науке нельзя согласиться или не согласиться с каким- либо утверждением. Нужны доказательства, научные факты.

Учитель: Итак, чем мы займемся сегодня на уроке?


Учитель: Что нам для этого нужно?





Учитель: Предлагаю организовать научное исследование и вести протокол.

Учащиеся выражают свое отношение: кто-то согласен, кто-то нет.






Учащиеся: Будем доказывать, что почка – это зачаточный побег.


Учащиеся:

- узнать строение побега

- узнать строение почки

- сравнить и сделать вывод


4.Открытие новых знаний

Учитель: Изучите текст «Побег» на стр. 25-26 и объясните понятия: побег, узел, междоузлие, пазуха листа.


Запишите определение побега в протокол (задание 1)


Найдите изученные части на натуральном побеге. Выполните задание 2.

Учащиеся работают с текстом учебника и объясняют понятия, показывают части побега на рисунке (на слайде)





Учащиеся находят части побега на натуральном объекте, выполняют задание.

Учитель: Используя слайд презентации, объясните, как могут располагаться листья в узле.



- Определите, как расположены листья на натуральном побеге, запишите в протокол.


Учащиеся анализируют рисунки на слайде и объясняют типы листорасположения.



Учащиеся определяют расположение листьев на натуральном объекте, делают запись в протокол.

Учитель: Кроме листьев на побеге есть почки.


Сейчас мы посмотрим ролик. После просмотра ролика ответьте на вопросы:

Какие различают почки. Где они растут на побеге?

Демонстрация flash-ролика «Почки»

Дополнение учителя: пазушные почки повторяют расположение листьев.

Как могут располагаться почки?





После просмотра ролика учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.





- Поочередно, супротивно, мутовчато.

Учитель: Для каждого вида растений характерно свое расположение почек на побегах, их форма, окраска, опушение, величина. По этим признакам можно определить название дерева или кустарника даже зимой.

Несмотря на различия, почки имеют сходное строение.

Какое? Чтобы узнать, изучите текст «Строение почек» на стр. 27 - 28 и выполните задание 4 в протоколе.


Учитель предлагает учащимся выполнить интерактивное задание (электронное приложение к учебнику)


Учитель: Сравните почки на рисунке (на слайде).

Чем они отличаются? Что из них разовьется? Как называются?











Учащиеся изучают текст, выполняют задание.


Выполнение интерактивного задания





Из одних почек развиваются листья, это почки вегетативные


Из других почек развиваются цветки, или соцветия, это почки генеративные


Учитель: Сравните строение побега, почки. Сделайте вывод. Запишите вывод в протокол (задание 5)

Учащиеся сравнивают строение побега и почки, делают выводы.


Учитель: Как вы думаете, можно ли управлять ростом побега? заставить его расти в нужном направлении?

Демонстрация ролика «Управление ростом побега»

Учащиеся высказывают свои предположения.

5.Закрепление




6. Рефлексия

Учитель: Используя знания, полученные во время урока, оцените утверждения в задании 6.


Используя эталон, оцените свою работу на уроке.

Учащиеся выполняют задание, сравнивают с эталоном ответов.

Проводят анализ достигнутых результатов.


Оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание

§ 5, ответить на вопросы в конце параграфа (устно)

Составить кроссворд на тему: «Побег и почки»

Записывают в дневники домашнее задание




Приложение 1.

ФИ_____________________________________

Тема: ___________________________________

ПРОТОКОЛ

1. Побег - ________________________________________________________

___________________________________________________________________

       2.  Подпишите части побега

Пt1679225636aa.jpg одпишите части побега



3. Листорасположение ____________________

4. Сделайте обозначения на рисунке «Строение почки».

t1679225636ab.png

5. Вывод:

Утверждение «Почка – зачаточный побег» ________________________

(верно / неверно)

так как________________________________________________________

______________________________________________________________

6. Знаком « + » обозначьте предложения, являющиеся научным фактом.

1. Стебель с расположенными на нем листьями и почками – побег.

2. Угол между листом и расположенной выше частью стебля называют междоузлие.

3. Придаточные почки побега могут быть расположены на листе и междоузлии.

4. На верхушке зачаточного стебля находится конус нарастания, состоящий из клеток образовательной ткани.

5. Вегетативные почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия.




презентация_Побег и почкиPPTX / 732.81 Кб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.