Методическая разработка урока биологии «Семейство Розоцветные. Земляника» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема: Садовая земляника. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод, их уборка и использование.
Цель:
-повторить и закрепить в сознании обучающихся знания о шиповнике;
-дать элементарные, но научные представления о строении травянистых растений на примере садовой земляники; о биологических особенностях растений сада;
-вспомнить особенности размножения яблони, малины, земляники;
-познакомить обучающихся со сроками созревания плодов и ягод, их уборкой и использованием;
-активизировать словарный запас обучающихся;
-корригировать внимание, память;
-развивать операцию сравнения, индукции и дедукции мышления обучающихся;
-воспитывать трудолюбие, любовь к природе;
-прививать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник З.А. Клепининой и В.С. Капраловой «Естествознание. Растения» для 7 класса, персональный компьютер, слайды презентации.
План урока:
Организация обучающихся на урок.
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Первичное закрепление изученного материала.
Итог урока.
Домашнее задание.
Выставление оценок.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
1.Организация обучающихся на урок. |
-Здравствуйте! Садитесь. Проверьте, всё ли у вас на парте? |
Стоя приветствуют учителя, садятся, проверяют свою готовность к уроку. |
|
2.Проверка домашнего задания. |
-На прошлом уроке мы изучали шиповник. -Артём, назови признаки, по которым шиповник относится к классу Двудольные. -Лена, опиши внешнее строение шиповника. |
1.Две семядоли в зародыше. 2.Стержневая корневая система. 3.Сетчатое жилкование листьев. 1.Стержневая корневая система. 2.Прямостоячий стебель, покрытый шипами. 3.Сложные листья. 4.Цветки с 5 чашелистиками, 5 лепестками, много пестиков и тычинок. |
|
3.Объяснение нового материала. А)Вступительное слово учителя. Б)Объяснение нового материала. |
-В процессе изучения представителей семейства Розоцветные класса Двудольные мы узнали, что у большинства представителей данного семейства стержневая корневая система. Но есть исключение. Сегодня мы с вами будем изучать другого представителя семейства – садовую землянику. Отступите 4 клеточки от последней записи, на полях пишите число, новую тему: «Садовая земляника. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, садовой земляники. Созревание плодов и ягод, их уборка и использование». -Садовая земляника относится к классу двудольные по известным нам признакам: две семядоли в зародыше, сетчатое жилкование листьев. Но у садовой земляники есть существенное отличие: корневая система мочковатая, поскольку глубина залегания в почве 20-25 см. Признаки семейства Розоцветные у садовой земляники: 1.Одинаковое строение цветка: 5 чашелистиков, 5 лепестков, тычинок и пестиков много. Общее описание растения: многолетнее травянистое растение. Внешнее строение: 1.Мочковатая корневая система. 2.короткие прямостоячие стебли и ползучие длинные стебли – усы. 3.крупные сложные (тройчатые) листья. 4.Цветки в соцветии щиток. 5.Плод – ложная ягода, которая на самом деле – разросшееся цветоложе, на поверхности которого находятся настоящие плоды – орешки. Вспомним, что яблоня – древесное растение размножается прививкой, малина, которая является кустарником, размножается с помощью корневых отпрысков или делением куста, а травянистое растение (садовая земляника) размножается с помощью кустиков – отросших длинных стелящихся стеблей с почками на концах. Цветёт она обычно в мае – июне. Условия, необходимые для роста земляники: 1.Тепло. 2.Много света. 3.Рыхлые, богатые перегноем почвы. |
Слушают учителя. Записывают число, тему урока в тетради. Пишут в тетради признаки класса двудольные. Записывают общие признаки семейства Розоцветные в тетрадь. Записывают в тетрадь внешнее строение садовой земляники.
Записывают в тетрадь размножение садовой земляники. |
Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. |
4.Первичное закрепление материала. |
-Артём, опиши внешнее строение растения. -Кирилл, какими общими признаками класса Двудольные обладает садовая земляника? -А какие признаки семейства Розоцветные свойственны садовой землянике? |
- Внешнее строение: 1.Мочковатая корневая система. 2.короткие прямостоячие стебли и ползучие длинные стебли – усы. 3.крупные сложные (тройчатые) листья. 4.Цветки в соцветии щиток. 5.Плод – ложная ягода, которая на самом деле – разросшееся цветоложе, на поверхности которого находятся настоящие плоды – орешки. -Общие признаки класса Двудольные: две семядоли в зародыше и сетчатое жилкование листьев. -Признаки семейства Розоцветные: одинаковое строение цветка: чашелистиков 5, лепестков 5, много пестиков и тычинок; плод – орешек. |
|
5.Итог урока. |
-Мы изучили биологические особенности садовых растений, узнали о сроках их созревания, их уборке и использовании. |
Слушают учителя. |
|
6.Домашнее задание. |
Домашнее задание: с. 198- 201. Читать, пересказывать, отвечать на вопросы. |
Записывают домашнее задание в дневники. |
|
7.Выставление оценок. |
Учитель выставляет оценки и комментирует их. |
Подают дневники для выставления оценок. |