12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Екатерина Александровна87
Мой педагогический девиз: Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль)
Россия, Смоленская обл., Смоленск
1

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Предложения с однородными членами как средство выразительности речи»

5


МБОУ Синьковская СШ











Конспект

открытого урока русского языка в 11 классе

«Предложения с однородными членами как средство выразительности речи»







Автор-составитель: учитель I категории

Никитина Екатерина Александровна



Смоленск 2019



Тема открытого урока русского языка в 11 классе:

«Предложения с однородными членами как средство выразительности речи»

Дата проведения: 18.11.2019г.

Цель урока: обобщать и систематизировать знания обучающихся о функциональных возможностях однородных членов предложения.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Формирование прочных знаний об однородных членах предложения, об обобщающих словах при однородных членах предложения.

2. Совершенствование умения различать однородные и неоднородные определения.

3. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

4. Определение средств выразительности в предложениях, осложнённых однородными членами предложения.

5. Составление схемы предложений с однородными членами и с обобщающими словами при однородных членах.

6. Нахождение грамматических ошибок, связанных с неправильным употреблением однородных членов предложения.

Метапредметные:

1.Умение находить однородные члены предложения и обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи.

2.Умение анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.

Личностные:

1.Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли.

2.Развитие критического мышления, орфографической зоркости.

Оборудование: раздаточный материал (карточки), демонстрационный материал, ноутбук.

Формы организации деятельности:

- фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная самостоятельная работа; парная работа.

Тип урока: практическое закрепление изученного.

Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и взаимоконтроля.

Технологии: предметно-ориентированные, технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Вид урока: урок комплексного обобщения знаний.

Тип урока: урок актуализации знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.

Конструкционный план урока

I. Организационный момент

Оформление вводной записи в рабочей тетради. Подготовка инструментария к уроку.

II.Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности

- На сегодняшнем занятии мы проведём исследование изученных теоретико-практических аспектов, с которыми работали последнее время. Знаменитый лингвист Ф.Ф.Фортунатов называл эту единицу синтаксиса основной единицей общения «… не словами, не словосочетаниями доносим до собеседника свою мысль, а с помощью этой единицы». О какой единице синтаксиса идёт речь? (А вы любите осень?- Я люблю золотую осень.) (Предложение).

-У этого предложения нет изюминки, оно не способно обогатить нашу речь. Совсем по-другому звучит ответ на поставленный вопрос настоящего словесника: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной».

-Ребята, подумайте, в чём изюминка этого предложения? (Это предложение осложнённое, с однородными определениями - эпитетами).

- Ребята, знаком ли вам автор этих стихотворных строк? (И.А. Бунин, из «Листопада»).

- Сформулируем тему нашего урока (на доске появляется тема урока).

- Ребята, теперь пришла очередь составить целеполагание к уроку.

- Какие цели преследует наш урок? (формулировка целей - практическое использование знаний об осложнённых предложениях с однородными членами предложения, определение их выразительную функцию текстах художественных произведений).

III.Обобщение и систематизация учебной деятельности

1. Фронтальный опрос обучающихся (с опорным языковым материалом)

1. Как именуется раздел языкознания, который изучает единицы – словосочетание, предложение, текст? (Синтаксис).

2. Как именуется раздел языкознания, который изучает правила постановки знаков препинания? (Пунктуация).

3. Чем отличается по структуре осложнённое простое предложение от неосложнённого? (Дополнительной полупредикатой).

4. Какие члены предложения называются однородными? (Относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним членом предложения).

5. Какими членами предложения могут быть однородные члены предложения? (Главными и второстепенными).

6.Как могут быть связаны однородные члены предложения? (С помощью сочинительных союзов и бессоюзной связью, т.е. интонацией перечисления).

1)Каштанка ещё громче завыла и бросилась через дорогу (союзная связь).

2)Бледно-синее небо светлело, холодело, синело (бессоюзная связь).

2. Работа по языковому материалу.

2.1.Давайте вспомним, что вам известно об обобщающих словах при однородных членах? Доскажи правило. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится …, а после них перед остальной частью предложения ставится …

- Выполните задание на опорном листе (Задание А: перепишите предложения из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки», найдите обобщающие слова, однородные члены определитесь со знаками препинания.

1) Войдёшь  в дом и сразу  слышишь аромат яблок, а потом почувствуешь другие (?) старой мебели (?) сухого липового цвета.

2) Во всех комнатах(?) в лакейской(?)в зале(?)в гостиной- прохладно.

3)Дом окружён садом, а верхние стёкла окон цветные(?)синие и лиловые).

2.2. Назовите группы структуры союзов при однородных членах (одиночные, повторяющиеся, двойные (парные)). 1) Всюду тишина и чистота (одиночный соединительный союз). 2) В воздухе пахло то ли жасмином, то ли сиренью, то ли шиповником (повторяющийся разделительный союз). 3) Не только убранство дома удивляло, но и чистота.

IV. Домашнее задание (с дифференциацией)

1.Выписать из рассказа Л.Н. Толстого «После бала» предложения с однородными членами.

2. Индивидуально. Составить текст с использованием однородных членов «Рассказ ветра».

V. Рефлексия. Подведение итогов

Я прошу каждого из вас охарактеризовать, оценить свою работу, закончив фразу «Сегодня на уроке…»

- я работал самостоятельно;

- мне помогал учитель и ответы одноклассников;

- я сам старался помочь учителю и одноклассникам;

- мне было интересно;

- я затруднялся.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.