Методическая разработка урока-экскурсии «Материаловедение. Исследование производства текстильных материалов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 112»
Авиастроительного района г. Казани
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА – ЭКСКУРСИИ
На тему:
« Материаловедение.
Исследование производства текстильных материалов»
Разработал преподаватель
Егорова Татьяна Александровна
Согласовано Зам.директора по УР:
Новикова Лилия Ниазовна
Казань - 2019/2020
«Урок – экскурсия, как форма организации нестандартной формы обучения»
Методическая разработка урока предназначена для учащихся 5 класса образовательной школы:
к программе по УМК Н.В. Синица, В.Д. Симоненко (ФГОС), тематика раздела «Создание изделий из текстильных материалов».
В методической разработке кратко и, по возможности, максимально доступно изложена позиция, что экскурсия, как форма организации учебно - воспитательного процесса позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью, и позволяет учащимся проводить наблюдения, изучать предметы и явления в естественных созданных условиях.
Эта экскурсия как форма организации нестандартной формы обучения, объединила учебный процесс с реальной жизнью. Учащиеся через их непосредственные наблюдения ознакомились с предметами и явлениями в их естественном окружении.
Решение учебной задачи при проведении экскурсии на предприятии стимулирует познавательную активность учащихся. Преподаватель Татьяна Александровна формирует у своих учащихся убеждение в необходимости получения и применения знаний для того, чтобы быть востребованным и полезным в профессиональной сфере.
Общие сведения
Название мероприятия « Урок – экскурсия на Казанское производственное предприятие льнокомбинат, «Исследование производства текстильных материалов».
Дата проведения: 26 ноября 2019 года.
Время проведения: 2 часа.40 минут
Место проведения: город Казань, КПП «Льнокомбинат»
Организаторы: преподаватель Егорова Т.А. Новикова Л.Н.
Участники: учащиеся МБОУ СОШ №112 (5а, 5б классы),
преподаватель Асадуллина А.Ш., Кашапов А.Р.- начальник отдела КППЛ
Оснащение: методическая разработка, видеопроектор, фотоаппарат.
Экскурсия организовывалась на КППЛ «Льнокомбинат», где учащиеся визуально осматривали прядильное, отделочное устройства, ткацкие станки, главный пульт управления линиями станков, линии передач материалов и другие сопутствующие производства, где происходит выработка волокон, пряжи, нитей и передача их на другие участки производства.
В зависимости от дидактической цели урок является итоговый, т.к. основная цель экскурсии закрепление пройденного материала .Кашапов А.Р. подробно рассказал учащимся об устройстве всего производства, оборудовании, средствах защиты и автоматизации.
С большим интересом ребята слушали представителя оперативного персонала о режимах работы цехов и отделов, о новом оборудовании. Учащиеся посетили рабочее место ткачихи , увидели ткацкие станки. Многие из учеников, наверняка задумались о своем профессиональном будущем, своем месте в большой жизни.
Урок-экскурсия всем понравился.
Методические особенности урока
В зависимости от дидактической цели урок является итоговый, т.к. основная цель экскурсии закрепление пройденного материала. В методике проведения экскурсии выделяют три блока: подготовку экскурсии; выход учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия; обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.
В системе урока экскурсии выполняются ряд дидактических функций: реализуется принцип наглядности обучения; повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой; расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство материалов, распределение и организация труда.
Задачи урока.
Развить воображение, память, способности мыслить творчески; Воспитать у учащихся интерес к предмету и добросовестное отношение к труду.
Развитие коммуникативной компетентности как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к обсуждению нового материала.
4. ПЛАН ЭКСКУРСИИ
1. Инструктаж по технике безопасности, при проведении занятий вне учебного заведения с занесением в учетный журнал.
2. Экскурсия
3. Подведение итогов урока - экскурсии
4. Домашнее задание
План и конспект урока
Цели урока:
Методические: использование наглядной реальной информации для активизации познавательной деятельности учащихся
Образовательные: углубить знания по пройденному материалу на примере ткацкого участка предприятия
Развивающие: развивать умение применять знания теории на практике, умение сравнивать, делать выводы; развивать наблюдательность, самостоятельность.
Воспитательные: прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам экскурсии; o прививать интерес к избранной специальности.
Планируемые результаты:
Знать: методы и принципы выработки текстильных волокон и их классификацию.
Уметь: применять знания теории на практике, делать выводы, наблюдать Методы обучения: словесные (беседа) наглядные практические (изготовление из бумаги ткацких переплетений)
Межпредметные связи: физика, химия, математика, черчение.
6. Путевая программа живого урока (ХОД УРОКА)
Организационный момент (преподаватель).
При проведении урока экскурсии намечаю 5 этапов:
2час.40 мин
1-й этап Организационный 5мин. Проверяет учащихся. Рассказывает о предприятии, куда планируем экскурсию. Отвечает на вопросы.
Урок включает экскурсию на ткацкое производство. Посещение всех цехов (прядильный, отделочный и ткацкий), знакомство со всем циклом производства: от волокна до получения пряжи, ткацких полотен, материалов.
Сотрудник завода расскажет об истории производства, тесно связанной с историей развития промышленности в городе Казани, а также познакомит вас с основами производства тканей.
Слушают. Задают вопросы (ученики).
2-ой этап Актуализация опорных знаний (домашнее задание) 15 мин. Задаем вопросы.
Сообщения учащихся о назначении и работе прядильного производства. Отвечают на вопросы.
3-ый этап Инструктаж по технике безопасности 10мин
Проводит инструктаж в учебном классе перед самой экскурсией. Делает запись в журнале.
Слушают. Расписываются в журнале по Т.Б.
4 ой этап Экскурсия 2 часа Совместно с инженером предприятия проводит экскурсию. По необходимости поясняет или спрашивает те или иные явления, которые проходили в классе.
Смотрят, слушают, отвечают на вопросы. Сами задают вопросы
5-ий этап Подведение итогов
За два часа экскурсанты смогли посетить все три цеха и ознакомиться со всем циклом производства: от волокна до получения пряжи. Для желающих предусмотрена возможность посмотреть краткий видеообзор о работе всего предприятия производства на проекторе, выбрать по интересу один или два наиболее интересных переплетения и попробовать изготовить из бумаги самостоятельно кусочек ткани.
Актуализация опорных знаний (домашнее задание): сообщения учащихся о назначении и работе прядильного производства, ткацких цехов, получение материалов и тканей.
Преподаватель
Есть поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Для того чтобы наглядно увидеть процесс получения пряжи, нитей и материалов мы отправимся на экскурсию.
Вам нужно внимательно осмотреть производство, главный цех прядильного производства, ткацкие цеха, лабораторию крашения материалов, отделочное производство. Вам нужно кратко законспектировать основные моменты по пунктам плана: 1. Организация работы (место расположения предприятия, часы работы, основное оборудование предприятия). 2. Наличие станков, установок, приборов. 3. Расположение оборудования в производственных цехах.
Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий внеучебного заведения с занесением в журнал. Преподаватель знакомит учащихся с правилами поведения на предприятии, учащиеся расписываются в журнале по техники безопасности.
Подведение итогов урока
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся, намечает творческие задания для них.
Наша фотогалерея:
Казанский «Льнокомбинат»
Тюки с валяным льном
Цех отмачивания волокна и пряжи
Этап распределения, расчесывания волокон
Ткацкое дело
Старые фото из архива комбината
Наш экскурсовод комбината, инженер прядильного потока Кашапов А.Р.
Выставочные образцы готовой продукции комбината
Преподаватель льнокомбината Асадулина А.Ш.
Наш мастер-класс
Подбери тур самостоятельно
и получи скидку от 3% до 7%
До конца акции осталось:
7.Заключение
Уроки-экскурсии позволяют учащихся обучать ориентироваться в промышленной среде, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами с ранее пройденным материалом, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.