Технологическая карта изучения темы «Производство и виды тканей. Свойства текстильных материалов» (5 класс)
Цели урока:
Обучающая: первичное усвоение новых предметных знаний, умений, навыков по видам и производству тканей растительного происхождения.
Развивающая: обеспечение условий для формирования навыков самостоятельной учебной деятельности.
Воспитательная: развитие положительного интереса к предмету «Технология», воспитание культуры труда и чувства ответственности.
Тема |
Производство и виды тканей. Свойства текстильных материалов. |
||||
Цель темы |
Научить различать ткани по волокнистому составу |
||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
|||
Научить определять ткани по волокнистому составу. |
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию. Развитие воображения, эстетического вкуса. Коммуникативные: формирование умения работать индивидуально и в парах, отстаивать свою точку зрения. |
||||
Основные понятия |
Технология. Ткань. Волокно. Текстильное волокно. Треста. |
||||
Организация пространства |
|||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
|||
Биология (растения которые человек использует и использовал для производства ткани). Химия (понятие симметрии). |
Фронтальная, в парах, индивидуальная. |
Учебник «Технология», Демонстрационный материал «Виды ткани». |
|||
I этап. Учебно-познавательная деятельность |
|||||
Последовательность изучения |
Обучающие и развивающие задания |
Диагностические задания |
|||
1. Актуализация знаний учащихся |
|||||
Цель – первичное усвоение новых предметных знаний, умений, навыков по видам и производству тканей растительного происхождения. |
На свете много различных вещей и изделий сшитых из разных тканей. Ткань – это материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения нитей. Ткани ткутся из пряжи (нитей), а пряжа в свою очередь делается из волокна. Волокно – это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры. Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий. Текстильные волокна Натуральные Растительные Хлопок Лен Ситец Льняное полотно Сатин Фланель Бумазея Рассказ и показ хлопка, льна. (коллекция тканей). Производство тканей (раздать раздаточный материал). Свойства тканей. |
Почему волокно и ткань называется натуральным? Чем отличаются х/б ткани друг от друга? (См. альбом с тканями) Почему хлопок называют белым золотом, лен – русским шелком? Записать определения в словарь.
|
|||
2. Расширение знаний |
|||||
Цель – сообщить учащимся историю появления ткани. |
История возникновения тканей уходит своими корнями в древние века. Для защиты и украшения своего тела, жилища и быта человек использовал различные природные материалы, в том числе, ткани и текстиль. Многочисленные письменные источники и раскопки свидетельствуют об истории возникновения тканей. Еще в древние времена человек умел выращивать, добывать волокна и перерабатывать их в текстильные материалы и изделия. Самыми древними текстильными материалами, используемыми человеком, являлись шкуры животных. |
Крапива, джут, кенаф, конопля. |
|||
Цель – ориентирование учащихся в сфере профессий, связанных с изготовлением ткани. |
Созданием тканей занимается ткач, ткачиха. Ткач – это работник ткацкого цеха. Ткач должен уметь отличать виды, номера, цвета, оттенки и другие признаки сырья, выявлять ткацкие пороки, предупреждать и устранять дефекты в тканях и лентоткацких изделиях. Ткач должен обладать физической выносливостью, аккуратностью и ответственностью, осторожностью, распределением и переключением внимания. Ткач осуществляет выработку декоративных изделий и напольных дорожек с одноцветным перебором на ручных ткацких станках. Подготавливает и заправляет обслуживаемые станки. Регулирует подачу и натяжение основы, плотности по утку. Ликвидирует обрыв основных и уточных нитей, проволоки, пряжи. Производит смену шпули в челноке. Заделывает дефекты в изделии, привязывает основы. Производит контроль над состоянием челнока. Срезает и скатывает сетки в рулоны. Ухаживает за обслуживаемыми станками. |
Как вы думаете профессия ткача сложная? Какие еще профессии ткацкого производства вы можете назвать? Процесс производства х/б и льняных тканей. |
|||
II этап. Закрепление |
|||||
Цель – проверка степени усвоения приобретенных знаний. |
На уроке мы познакомились с новой темой. Давайте подведем итог того что вы услышали на уроке. Блиц-опрос по изученному материалу. |
Почему каждый человек должен быть мастером своего дела? Что такое технология? Что такое ткань? Почему растительное волокно называется натуральным? Волокно и ткань – это одно и то же? |
|||
IV этап. Итоги деятельности |
|||||
Цель – формировать у школьников самооценку. |
Домашнее задание. Принести кусочки х/б и льняной ткани, альбомный лист, клей. Подготовить сообщение о тканях растительного происхождения, об истории появления ткани – (по желанию). |
Рефлексия.
|