Технологическая карта изучения темы «Производство и виды тканей. Свойства текстильных материалов» (5 класс)

2
0
Материал опубликован 13 September 2017
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Цели урока:

Обучающая: первичное усвоение новых предметных знаний, умений, навыков по видам и производству тканей растительного происхождения.

Развивающая: обеспечение условий для формирования навыков самостоятельной учебной деятельности.

Воспитательная: развитие положительного интереса к предмету «Технология», воспитание культуры труда и чувства ответственности.

Тема

Производство и виды тканей. Свойства текстильных материалов.

Цель темы

Научить различать ткани по волокнистому составу

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Научить определять ткани по волокнистому составу.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию. Развитие воображения, эстетического вкуса.
Регулятивные: освоение алгоритма работы с таблицами, альбомами с образцами тканей, развитие логического мышления.
Познавательные: формирование представления о способах производства тканей, умение работать с книгой, знакомство с профессией ткач.

Коммуникативные: формирование умения работать индивидуально и в парах, отстаивать свою точку зрения.

Основные понятия

Технология. Ткань. Волокно. Текстильное волокно. Треста.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Биология (растения которые человек использует и использовал для производства ткани). Химия (понятие симметрии).

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Учебник «Технология», 
рабочая тетрадь «Технология», альбомы по материаловедению.

Демонстрационный материал «Виды ткани».

I этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания

Диагностические задания

1. Актуализация знаний учащихся

Цель – первичное усвоение новых предметных знаний, умений, навыков по видам и производству тканей растительного происхождения.

На свете много различных вещей и изделий сшитых из разных тканей.

Ткань – это материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения нитей.

Ткани ткутся из пряжи (нитей), а пряжа в свою очередь делается из волокна.

Волокно – это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.

Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.

Текстильные волокна

Натуральные

Растительные

Хлопок Лен

Ситец Льняное полотно

Сатин

Фланель

Бумазея

Рассказ и показ хлопка, льна. (коллекция тканей).

Производство тканей (раздать раздаточный материал).

Свойства тканей.

Почему волокно и ткань называется натуральным?

Чем отличаются х/б ткани друг от друга? (См. альбом с тканями)

Почему хлопок называют белым золотом, лен – русским шелком?

Записать определения в словарь.


 

2. Расширение знаний

Цель – сообщить учащимся историю появления ткани.

История возникновения тканей уходит своими корнями в древние века. Для защиты и украшения своего тела, жилища и быта человек использовал различные природные материалы, в том числе, ткани и текстиль. Многочисленные письменные источники и раскопки свидетельствуют об истории возникновения тканей. Еще в древние времена человек умел выращивать, добывать волокна и перерабатывать их в текстильные материалы и изделия.

Самыми древними текстильными материалами, используемыми человеком, являлись шкуры животных.

 Крапива, джут, кенаф, конопля.

 

Цель – ориентирование учащихся в сфере профессий, связанных с изготовлением ткани.

Созданием тканей занимается ткач, ткачиха.

Ткач – это работник ткацкого цеха. Ткач должен уметь отличать виды, номера, цвета, оттенки и другие признаки сырья, выявлять ткацкие пороки, предупреждать и устранять дефекты в тканях и лентоткацких изделиях. Ткач должен обладать физической выносливостью, аккуратностью и ответственностью, осторожностью, распределением и переключением внимания.

Ткач осуществляет выработку декоративных изделий и напольных дорожек с одноцветным перебором на ручных ткацких станках. Подготавливает и заправляет обслуживаемые станки. Регулирует подачу и натяжение основы, плотности по утку. Ликвидирует обрыв основных и уточных нитей, проволоки, пряжи. Производит смену шпули в челноке. Заделывает дефекты в изделии, привязывает основы. Производит контроль над состоянием челнока. Срезает и скатывает сетки в рулоны. Ухаживает за обслуживаемыми станками.

Как вы думаете профессия ткача сложная?

Какие еще профессии ткацкого производства вы можете назвать?

Процесс производства х/б и льняных тканей.

II этап. Закрепление

Цель – проверка степени усвоения приобретенных знаний.

На уроке мы познакомились с новой темой. Давайте подведем итог того что вы услышали на уроке.

Блиц-опрос по изученному материалу.

Почему каждый человек должен быть мастером своего дела?

Что такое технология?

Что такое ткань?

Почему растительное волокно называется натуральным?

Волокно и ткань – это одно и то же?

IV этап. Итоги деятельности

Цель – формировать у школьников самооценку.

Домашнее задание. Принести кусочки х/б и льняной ткани, альбомный лист, клей. Подготовить сообщение о тканях растительного происхождения, об истории появления ткани – (по желанию).

Рефлексия.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации