Методическая разработка урока-экскурсии на тему «Пензенский тыл-фронту»
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка урока-экскурсии на тему «Пензенский тыл -фронту».
Пояснительная записка
В настоящее время назрела необходимость создания целостной системы воспитания молодежи музейными средствами в соответствии с возрастными, образовательными, психологическими и профессиональными особенностями. В нашем колледже на протяжении нескольких последних лет ведется активная работа над созданием такой системы на базе имеющихся экспонатов и материалов музея колледжа. Основной проблемой стал отбор наиболее эффективных для наших студентов форм, методов и приемов работы, а также самих материалов, способных вызвать непосредственный и эмоциональный интерес.
Экспериментируя и собирая интересный опыт в процессе работы, мне удается найти применение музейным экспонатам и материалам на уроках. При отборе тематического материала я стараюсь выбрать такие, которые бы смогли вызвать интерес у студентов и эмоциональную отдачу.
Цели урока:
---активизировать сознание подростков путем пробуждения интереса к истории в целом и к истории своего учебного заведения в частности;
---создать условия для сопричастности к событиям истории через познание определенного документа;
---содействовать саморазвитию личности подростков музейными средствами, дать навыки поведения в музее и отношения к музейным ценностям.
Задачи урока:
---вызывать и развивать у подростков интерес к историческим событиям через конкретный музейный документ;
---учить мыслить, побуждать проявлять инициативу к познанию, творчество, стремление к поиску материалов прошлого;
---совершенствовать эстетическое отношение к действительности, формировать нравственный вкус подростка.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Лекция.
22 июня 1941 года, на рассвете, нарушив договор о ненападении, вероломно, без объявления войны немецко - фашистские войска вторглись на советскую землю.
Поразительные успехи немецких войск и пугающие неудачи Красной армии в первые недели войны сблизили всех советских людей, понимающих, что именно сейчас решается судьба Отечества. Во время войны ярко проявилась выработанная тысячелетним российским опытом способность нашего народа переносить жесточайшие социальные перегрузки. Война еще раз продемонстрировала удивительный» талант» россиян: раскрывать все свои лучшие качества, способности, свой потенциал именно в экстремальных условиях.
Все эти народные чувства и настроения проявились не только в массовом героизме на фронте, но и в тылу. С «фронтовой меркой» стали подходить к результатам своего труда и ко всему образу жизни. Ведущими стали лозунги «Все для фронта, все для победы!», «В тылу, как на фронте». Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей.
2 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных трудовых резервах» была создана система подготовки кадров, сыгравшая громадную роль в годы Великой Отечественной.
23 июня 1941 года Главное управление Трудовых резервов обратилось ко всем учащимся и работникам учебных заведений с призывом соблюдать порядок и организованность в работе, а главное дисциплину. Были отменены очередные отпуска преподавателей и мастеров производственного обучения, учащиеся сами отказались от каникул.
Через три дня после этого Постановления учебно - производственную деятельность всех училищ и школ ФЗО перевели на выполнение оборонных заказов. Это было непросто. Прежде всего, срочно предстояло эвакуировать 7415 училищ и школ, а вместе с ними более 270 тысяч подростков. Несмотря на неимоверную загруженность железных дорог, эшелонам с ремесленниками давали путь в первую очередь. В сущности в первые месяцы войны целая индустриальная страна была перемещена на тысячи километров. В этой «стране», в тридцати областях, краях и республиках нашли себе пристанище эвакуированные ремесленники. И когда сегодня мы говорим о подвигах Великой Отечественной, называть среди них следует и работу в годы войны Трудовых резервов.
Уже тогда, в сорок первом, стало понятно, что только централизованная государственная система могла в кратчайшие сроки мобилизовать полумиллионную массу подростков и их мастеров на выполнение оборонных заданий, только она сумела в то тяжелейшее время обеспечить переброску на восток своих учебных заведений и организовать их немедленную работ у.
Триста тысяч подростков пришли в училища и школы ФЗО в первый военный набор. За годы войны учебные заведения профессионально-технического образования подготовили и передали народному хозяйству страны 2250000 молодых квалифицированных рабочих. Из них на промышленные предприятия, производившие вооружение и боеприпасы, было направлено 600000 человек.
На заводах, которые были эвакуированы в восточные районы страны, а также на вновь построенных предприятиях от 30 до 70 процентов рабочих составляли выпускники училищ Трудовых резервов.
В учебных мастерских и в цехах базовых предприятий учащимися РУ было произведено шесть миллионов мин, двадцать шесть миллионов различных деталей вооружения, отремонтировано около десяти тысяч паровозов, восемьдесят восемь тысяч вагонов, проложено заново две тысячи километров железнодорожных путей, около девятисот километров связи…
Мы в день войны солдатами не стали-
Всего лишь на вершок не доросли
С отцами расставаясь на вокзалах
Мы, как один, в ремесленное шли
Нас помнят на заснеженном Урале
У домен паровозов и станков
Повсюду с уваженьем принимали
Замасленных плечистых пареньков
Война с ее суровостью жестокой
Не брала нашу молодость в расчет
И мы всегда давали раньше срока
Все, что от нас потребовал народ.
С первых дней войны эту сложную, казавшуюся поначалу непосильной для четырнадцатилетних работу, они, только- только изучившие азы будущей профессии, выполняли военные нормы выработки , о которых ребята хорошо знали, с большой ответственностью, не жалея сил, стараясь не уступать в качестве и скорости работы заводским асам.
В те тяжелые дни в ремесленных училищах были сокращены теоретические занятия. Оставлены только математика, история, русский язык и специальные предметы. Зато была введена круглосуточная, в три смены, по восемь часов работа в учебных мастерских или в цехах заводов.
В Пензенской области за период с 1941г. по 1945г. технические училища и школы ФЗО подготовили 36 тысяч специалистов.
В школы ФЗО и ремесленные училища пришло много юношей и девушек, и в 1942 году стало поступать на производство новое пополнение из числа учащихся. Многие юноши и девушки досрочно заканчивали учебу, быстро осваивали специальность, более слабым учащимся шли на помощь старые опытные рабочие. Уже к ноябрю месяцу 18% выпускников выполняли норму на 200%, а отдельные юноши и девушки давали 3-4 нормы. Учащиеся 6-го ремесленного училища за ноябрь 1942 года выполняли план на 105%, а учащиеся школы ФЗО №12- на 130%. По итогам соревнования в подготовке кадров 6 ремесленное училище и школа ФЗО №12 завоевали переходящее Знамя Областного управления трудовых резервов.
Они были впереди. Анна Колесникова, воспитанница ремесленного училища №2, выполняла норму на 400%.
Пундикова М.- воспитанница ремесленного училища №1- в короткое время освоила сложную профессию токаря- универсала и выполняла за смену 2 нормы.
Федорова Т.- воспитанница школы ФЗО №12, фрезеровщица, работала на 4-х станках, ежедневно выполняла норму на 100- 200%.Т. Федорова на совещании актива сказала: «Я горда тем, что своей работой помогаю фронту, что в общем большом деле, направленном на разгром врага, есть частица и моего труда».
Засимова В.Н. ,воспитанница ГПТУ №6. Старший мастер часового завода. Награждена орденом « Знак Почета».
Ярославцев В.С.- воспитанник ж.д. училища . Электросварщик депо Пенза-III, награжден орденом «Трудового Красного Знамени».
На протяжении многих лет в нашем отделении строительства (бывшем профессиональном училище №2) преподавала Дубовицкая Мария Захаровна.
Дубовицкая Мария Захаровна родилась 18.08.1928 года. Общий трудовой стаж 47 лет.
Начала трудовую деятельность в годы Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года , работая в колхозе «Заветы Ильича» Пензенской области, Тамалинского района. Три долгих года трудилась Мария Захаровна в родном колхозе на благо Отечества, выполняя различные сельскохозяйственные работы. А 1сентября 1944 года девушка поступила в Саратовское педагогическое училище. Закончив учебное заведение, Мария Захаровна с 1947 по 1952 год работала учителем начальных классов в Тамалинской семилетней школы. В 1955 году Мария Захаровна выходит замуж за военного и все годы работает учителем истории в школах военных гарнизонов Ферганы, Тахиаташа, Балхаша, одновременно закончив сначала учительский,а затем педагогический институт. В 1971 году семья приезжает в Пензу. С 1 сентября 1972 года Дубовицкая М.З. начинает работать преподавателем истории и обществоведения в ГПТУ №2, где она проработала до 1994 года.
За время работы зарекомендовала себя грамотным специалистом, добиваясь хорошего качества знаний учащихся. Проводила большую воспитательную работу, руководила кружком «Красный следопыт», где собрала богатый краеведческий материал по истории Пензенского края и его людях и материал передала в музей профессионального образования. В 1980 году кабинет истории, в котором она организовала небольшой музей , занял третье место во Всесоюзном конкурсе профтехучилищ. За хорошую работу ей неоднократно объявляли благодарность. Награждена Почетными грамотами, вручена медаль «Ветеран труда». 29 сентября 1983 года Марии Захаровне присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР профессионально- технического образования».
В 1993 году была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Мария Захаровна воспитала трех дочерей. Все дети получили высшее образование. Она бабушка шестерых внуков. Дубовицкая М.З.частый гость в нашем учебном заведении (на линейке, посвященной Дню Знаний, на встречах с учащимися).
Крестьянскова Мария Михайловна,1928 года рождения, выпускница ФЗО №2. Рассказ любого ветерана – интереснейшее повествование, вот так рассказывает о себе Мария Михайловна.
“Родилась я 23 июня 1928 года в селе Б.Вьяс Лунинского района. Мне было 13 лет, когда началась война. Отец, как и все мужчины села, ушел на фронт. Голодное детство не могу забыть и сейчас. И поэтому, когда мне исполнилось 14 лет, поступила в школу ФЗО №2.
Учились мы тогда полгода. Было очень тяжело, голодно, в школе же нас кормили, поддерживали, кусок хлеба был всегда.
Училась я хорошо, профессию маляра освоила на отлично.
Вся жизнь в школе была подчинена одной цели-все для фронта, все силы были направлены на скорейшую победу.
И вот училище закончено, начались тяжелые трудовые дни: работали на строительстве заводов, раствор носили ведрами, носилками; скидки на то, что были несовершеннолетними, не было. Работали от темна до темна.
Наконец, пришла долгожданная победа! В городе начали строить дома, здания культурного назначения. Я была бригадиром штукатуров. Строили так, чтобы в квартирах было хорошо и уютно людям. Труд мой был отмечен наградой “Герой социалистического труда”. Затем меня направили мастером производственного обучения в родное училище №2. Какие были учащиеся!
Ни одного пропуска без уважительной причины. В подразделениях базового предприятия “Пензапромстрой”, “Жилстрой” наши выпускники составляли костяк отделочных бригад. Не могу себе представить, что у меня могла бы быть какая-то другая специальность, а не строитель. Наверное, это судьба!”
В 1945 году Мария Михайловна по окончании училища была направлена на строительство промышленных объектов города Пензы : «Часовой завод», завод «Химмаш», завод «Тяжпромарматура», «Ламповый завод».
За свой труд неоднократно награждалась почетными грамотами, было присвоено звание Заслуженного строителя РСФСР, награждена орденом «Трудового Красного Знамени», орденом Ленина. Тогда, в советское время, Крестьянскова Мария Михайловна избиралась делегатом ХХII съезда КПСС. В марте 1959 года была на ХII съезде профсоюзов, является автором брошюры «В труде растет человек».
Трудовые резервы стали точкой отсчета в биографиях таких известных людей, как С.Королев, Ю. Гагарин, П.Попович, А.Покрышкин. Это была та школа жизни, в которой рождались отвага, мужество, благородство. Трудовые резервы, обеспечили в годы войны фронт и тыл умелыми, подготовленными специалистами. Подростки достойно заменили квалифицированных рабочих у станка.
Подросток – от слова росток. Его, этот росток, не смогли вытоптать даже в суровые годы войны. Его не смогли выжечь те, кто мечтал под корешок вырубить будущее нашей Родины. Всем смертям назло этот росток пробился, дал сильные и мощные побеги, в очередной раз доказав миру силу страны, у которой такие дети.
3. Работа в группах.
Отчеты о поисковой работе обучающихся с демонстрацией найденных материалов для музея.
4. Домашнее задание.
Создание презентаций на основе фотографий, экспонатов, документов музея.
Выступления студентов с подготовленными сообщениями по конкретным документам с точки зрения современного человека.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.