Урок-исследование по биологии «Клетка — структурная единица живых организмов» (6 класс)
Урок-исследование
Бобылевой Светланы Васильевны
учителя биологии и химии
ТМК ОУ «Хатангская средняя школа-интернат».
Класс: 6
Предмет: биология
Учебник: Сонин Н.И., Биология: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, М.:«Дрофа», 2016 г.
Название раздела, темы: Строение живых организмов.
Тема урока: «Клетка - структурная единица живых организмов».
Цель: создать условия для исследования строения, химического состава клетки как структурной единицы растительных и животных организмов.
Планируемые результаты:
предметные: исследовать строение растительной и животной клеток, показать роль различных органоидов в жизнедеятельности клеток, расширить словарный запас обучающихся за счет употребления специальных биологических терминов и понятий;
личностные УУД: понимать значение биологии в процессе получения образования и раннего профессионального самоопределения;
регулятивные УУД: учиться ставить цели, планировать свою деятельность,
осуществлять рефлексию и саморегуляцию;
познавательные УУД: участвовать в поиске и выделении необходимой информации, осознанно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текста, преобразовывать текст с целью анализа существенной информации;
коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, маршрутные листы и листы учета контроля для каждого обучающегося.
Формы работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Литература:
Сонин Н.И. Биология. Учебник для 6класса общеобразовательных учреждений.
Примерные программы основного общего образования. Биология – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения)
Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе.
Ресурсы сети Интернет:
Сайт фестиваля педагогических идей (http://festival.1september.ru
Сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su)
Урок- исследование «Клетка - структурная единица живых организмов».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция. | Психологический настрой детей на урок. Учитель: -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. | Оценивание готовности к уроку по модулю. |
| | | |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Давайте приступим к работе. 1.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Вставьте пропущенные буквы в следующие ПОНЯТИЯ: Мин…ральные соли, угл…воды, ж…ры, н..кл..иновые к..слоты, б..лки, г..могл..бин, в..да. Слайд 2. 2. РАБОТА В ПАРАХ. Заполните структурно-логическую схему : Вещества клетки. 3.РАБОТА В ГРУППАХ. БРЕЙ-РИНГ. Слайд3-6 МОЛОДЦЫ! | Вставляют буквы, записывают в тетрадь. Заполняют структурно-логическую схему. Отвечают на вопросы. |
Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание) | личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные УУД: постановка цели, планирование, рефлексия, саморегуляция; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Легко ли вы справились с заданием? Почему? Какие основные задачи стоят перед нами? | Формулируют трудности возникшие в ходе различных видов деятельности. |
Мотивация к учебной деятельности | Личностные: профессиональное самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями комммуникации | Ученых всегда интересовал микромир, т.е. мир маленьких объектов. ПРОСЛУШАЙТЕ отрывок и скажите О ЧЕМ же говорится в нем? Загляните на часок В цитоплазме там и тут ОРГАНОИДЫ живут. Там такое происходит- Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук Удивился б Роберт Гук. ТАК О ЧЕМ же пойдет речь на нашем занятии? КАКИЕ ЦЕЛИ мы можем поставить?(Версии детей). Учитель озвучивает тему: «Клетка -структурная единица живых организмов», дети записывают тему в тетрадь. ЦЕЛЬ: ИССЛЕДОВАТЬ ВНУТРЕННЕЕ строение клетки растений и клетки животных. | Формулируют задачи: выяснить как устроена клетка, роль каждого органоида в жизнедеятельности клетки, сравнить строение растительной и животной клеток Поочередно высказывают свое мнение, формулируют тему и цели урока |
Усвоение новых знаний и способов действий. Исследователь-ская деятельность | личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. | РАБОТА В ПАРАХ. Организация исследовательской работы, инструктаж. Синхронная демонстрация учителем растительной и животной клеток с целью коррекции видимых изображений на микропрепаратах. | Исследовательскаяработа обучающихся по заданиям (выполнение заданий, самооценка, контроль ) |
РЕФЛЕКСИЯ | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | 1.Что делали на занятии? 2.Что получилось, а что нет? 3.Что узнали нового? 4.Что понравилось больше всего? | Воспринимают оценку своей работы товарищами. |
Домашнее задание. | личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные УУД: саморегуляция; самоконтроль. | Творческие задания: Придумать кроссворд или смоделировать клетку из пластилина. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ.
№ | Содержание урока | Рекомендации учителя | Поле самооценки |
1 | Здравствуй, дорогой друг! Сегодня ты будешь сам формулировать правила, анализировать, сопоставлять, размышлять. Будь внимателен, честен и справедлив в оценке своих знаний, умений и навыков. Удачи тебе! Задание: проверь, всё ли ты приготовил для урока (тетрадь, учебник, дневник, ручку, карандаш, линейку). Контроль: самоконтроль. | Настройся на серьёзную работу, внимательно читай задания и выполняй их по определённому алгоритму. Помни о времени! 1 минута | |
2 | Задание: Вставь пропущенные буквы. Мин..ральные соли, угл ..воды, ж..ры, н.. кл..иновые кислоты, б..лки, г могл бин, в..да. Контроль: самопроверка.. | В случае затруднения обратись к учебнику, справочнику. 3 минуты. | За каждый правильный ответ 1 балл. Высший балл- 7баллов |
3. | Задание: Составь структурно-логическую схему: вещества клетки неорганические органические в ещества вещества Контроль: взаимопроверка в парах. | Работай вместе с классом. 3 минуты. | 5б-если справился с заданием без подсказок 4б-справился, но пару раз ошибся 3б- ошибался часто, но все-таки справился 2б-не справился |
4 | БРЕЙ-РИНГ. СЛАЙД 3-5 Задания: Прочитай текст. Подумай. Ответь на вопрос. Контроль: самоконтроль ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, | 4 минуты. | За каждый ответ поставь 1балл. Высший балл- 4балла |
5 | Задание: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. «ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ЯДЕРНОЙ КЛЕТКИ ». Рассмотри микропрепарат растительной и животной клетки. Найдите органоиды клетки, обратите внимание на их форму и размер, место нахождения. Сделайте рисунок. Подпишите органоиды клетки. НАЙДИ НЕОБХОДИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ И ОБОЗНАЧЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ СТРОЕНИЕМ И ФУНКЦИЕЙ СТРУКТУР клетки. РЕЗУЛЬТАТЫ ОФОРМИ В ТАБЛИЦУ «СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ». Рассмотрите под микроскопом животную клетку, обозначьте органоиды. Проведите сравнительные характеристики клетки растений и клетки животных. Сделайте вывод. Контроль: взаимопроверка | Работай строго по алгоритму. 20-25 минут | За каждое выполнено задание – 2балла. Высший балл- 14 баллов. |
6 | РЕФЛЕКСИЯ. 1.Что узнали нового на уроке? 2.Что понравилось больше всего? 3.Какие трудности возникли при работе на уроке? И давайте подведем итоги нашей деятельности: Подсчитай количество баллов , которые ты получил за урок, согласно следующим критериям оценки: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗА УРОК : 40-36 баллов- «5» 35-30 баллов-«4» 29-25 баллов-«3» | 3минуты | Подсчитайте общую сумму баллов, поставь себе оценку. |
7 | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Творческое задание: придумать кроссворд или смоделировать из пластилина клетку растений или клетку животных. | 1 минута | Записывают домашнее задание в дневниках. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Заполните таблицу «Строение клетки».
Название структуры | Функции |
| |
Плазматическая мембрана | |
Цитоплазма | |
Ядро с ядрышком | |
Эндоплазматическая сеть | |
Аппарат Гольджи | |
Митохондрия | |
Рибосомы | |
Лизосомы | |
Клеточный центр | |
Вакуоль | |
Пластиды | |
Хромосомы | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Заполните таблицу.
Органоиды | Растительная клетка | Животная клетка |
| | |
Плазматическая мембрана | | |
Оболочка из целлюлозы | | |
Пластиды (хлоропласты, Хромопласты, лейкопласты) | | |
Клеточный центр | | |
Вакуоль | | |