Урок-исследование по биологии на тему «Живые клетки» (5 класс)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по биологии в 5 классе
Учебник «Введение в биологию» Н.И. Сонин, А.А. Плешаков.- М. Дрофа, 2016г.
Составила: учитель биологии и экологии Гулькина Мария Николаевна
МОУ Мордовскопошатская СОШ имени В.В.Кирдяшкина
Ельниковского муниципального района РМ
Тема урока: Живые клетки
ТИП УРОКА: урок-исследование
Цель урока: развитие мыслительных процессов учащихся через осознание и осмысление учебного материала « Живые клетки»
Задачи урока:
Обучающие:
сформировать знания об истории открытия клеток, о роли увеличительных приборов в изучении клеточного строения, а так же главных частях клетки;
способствовать формированию представлений о клетке как структурной единице живой системы.
Развивающие:
продолжать развитие у учащихся умения самостоятельно работать с учебным материалом, выделять главную мысль в содержании текста, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, добывать информацию из дополнительных источников;
развивать образную память учащихся.
Воспитывающие:
вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью;
воспитывать культуру общения учащихся при работе в группах.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке.
Метапредметные:
- регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, экран, раздаточный материал, лупа, микроскопы, презентация, материал для моделирования клетки (пластилин разного цвета)
Основные термины и понятия: клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, хлоропласты, митохондрии, лизосомы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: поисковый.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Изложение нового материала.
4.Обобщение и закрепление полученных знаний (практическая часть).
5.Подведение итогов урока.
Ход урока
Этап урока |
Содержание |
Организационный этап |
|
Проверка знаний |
Устный опрос Сообщение ученика об истории открытия увеличительных приборов |
Определение темы и задач урока |
Актуализация знаний об увеличительных приборах и их значении |
Изучение нового материала Этап вызова информации |
Работа с терминами, записанными на экране |
Этап осмысления |
Работа с текстом учебника и дополнительной литературой |
Этап рефлексии |
Возврат к терминам |
Этап вызова информации |
Проблемный вопрос |
Этап осмысления |
Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». |
Этап рефлексии |
Обсуждение формы различных клеток. Значение лабораторного оборудования для изучения строения клеток. |
Подведение итогов. Домашнее задание |
|
Организационный момент.
Ребята, добрый день!.
Мы с вами сегодня активно поработаем.
Нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии.
Но сначала я хочу задать Вам несколько вопросов по пройденной теме.
I этап. Проверка знаний.
1. Назвать увеличительные приборы?
2. Назовите основные части лупы и во сколько раз увеличивает лупа?
3. Покажите основные части светового микроскопа?
4. Как можно узнать во сколько раз увеличивает световой микроскоп?
5.Какие правила должны соблюдать при работе с микроскопом?
А сейчас послушаем сообщение ученика об истории открытия увеличительных приборов
II этап. Определение темы и цели урока
1слайд. Вопрос уч-ся. Для чего нужны увеличительные приборы? (ответы учащихся).
2 слайд. Определение темы, цели урока.
Мы сейчас поговорим
О клеточном строении.
Ведь куда ни кинешь взгляд,
Забывать не будем,
Что из клеток состоят
Рыбы, звери, люди.
И деревья и трава
Стебли, листья веток
Тоже состоят из клеток.
Запишите в тетради тему урока.
III этап. Изучение нового материала.
Этап вызова информации:
3 слайд На слайде термины: КЛЕТКА, МИКРОСКОП, ОБОЛОЧКА, ЦИТОПЛАЗМА, ЯДРО.
Как будут использованы эти понятия на уроке?
Учащиеся выдвигают предположения, а учитель записывает их на доске.
Этап осмысления:
Откройте учебник на стр. 27.
Вопросы к 1 абзацу:
1.Когда и кем было сделано великое открытие? (ответ находят в тексте учебника )
4 слайд Портреты ученых Антини ван Левенгука и Роберта Гука.
2. Кому принадлежит сам термин "клетка"? (ответы учащихся)
Как можно озаглавить 1 абзац
Вопросы к 2 абзацу:
1. Из чего построено здание нашей школы? (ответы учащихся)
2. Из чего состоит наш организм? (ответы учащихся)
3. Почему клетки называют "кирпичиками" организма? (ответы уч-ся)
Самостоятельно озаглавьте абзац.
Вопросы к 3 абзацу:
1.Назовите главные части клетки (5слайд )
2.Подпишите части клетки в своих рабочих тетрадях.
3.Придаю я форму клеткам, (6слайд)
Прочно их соединяю
И общаться помогаю
С клеточкой - соседкой.
И от всех воздействий внешних
Защищаю клетку я,
Потому что я мембрана...
О какой функции мембраны говорят эти строки стихотворения? ( ответы учащихся)
4.В клетке внутри – цитоплазма в движении, (7слайд)
Подобно дорогам и направлениям.
Какую функцию выполняет цитоплазма? ( ответы учащихся)
5.Но главное это – ядро, несомненно.
Ядро управляет клеткой бессменно.
В хромосомах записаны законы и правила,
Которые природа для клетки составила.
Что хранится в ядре? ( ответы учащихся)
Заполните таблицу «Основные части клеток» (8слайд )
Части клетки |
Функции |
Оболочка |
|
Цитоплазма |
|
Ядро |
|
Физкультминутка (1 мин)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Разминаем руки, плечи Чтоб сидеть нам было легче Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
6.Одинаковы ли клетки в нашем организме? (ответы учащихся) (9слайд )
7.В цитоплазма расположены органоиды, а что такое органоиды? ( ответы учащихся)
8.Рассмотрите рисунок клетки на стр. 30, скажите, кроме ядра, оболочки, цитоплазмы, что ещё есть в клетке? ( ответы учащихся)
9. Почему растений имеют зелёную окраску? ( ответы учащихся)
(10 слайд )
Почему же лист зелёный?
Окунёмся ка мы вглубь
И увидем в чём же суть!
Хлоропласты в нём живут,
Красят лист и там и тут.
9. Одинаковые ли клетки растений и животных по строению и чем они отличаются? ( ответы учащихся)
Вопросы к 4 абзацу:
-
Какие особенности клеток говорят о том, что они живые? (ответы учащихся)
Этап рефлексии (размышления)
Возврат к терминам (определить, какие из предположений учащихся подтвердились, какие требуют корректировки)
Этап вызова информации.
Все ли клетки в живых организмах одинаковы, какой прибор может помочь рассмотреть клетки? (ответы учащихся)
(11 слайд )
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
Этап осмысления.
Подготовка к лабораторной работе.
Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука, который мы приготовим сами.
В начале прослушаем ТБ при выполнении лабораторной работы.
Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». (12слайд ) Инструкция к лабораторной работе.
1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.
6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.
7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука в рабочей тетради. Обозначьте органоиды клетки: оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Вывод учащихся по лабораторной работе.
Творческое задание
Вылепить модель клетки растительной или животной из пластилина
Вывод. Клетка - удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Клетка является элементарной частицей всех живых организмов.
Подведение итогов.
Домашнее задание: изучить текст на стр.27-32, докончить модель клетки из пластилина, написать сочинение «Путешествие внутрь клетки».
Спасибо за урок. Урок окончен.