12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гулькина Мария Николаевна28

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по биологии в 5 классе

Учебник «Введение в биологию» Н.И. Сонин, А.А. Плешаков.- М. Дрофа, 2016г.

Составила: учитель биологии и экологии Гулькина Мария Николаевна

 

МОУ Мордовскопошатская СОШ имени В.В.Кирдяшкина

Ельниковского муниципального района РМ

Тема урока: Живые клетки

ТИП УРОКА: урок-исследование

Цель урокаразвитие мыслительных процессов учащихся через осознание и осмысление учебного материала « Живые клетки»

Задачи урока:

Обучающие:

сформировать знания об истории открытия клеток, о роли увеличительных приборов в изучении клеточного строения, а так же главных частях клетки;

способствовать формированию представлений о клетке как структурной единице живой системы.

Развивающие:

продолжать развитие у учащихся умения самостоятельно работать с учебным материалом, выделять главную мысль в содержании текста, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, добывать информацию из дополнительных источников;

развивать образную память учащихся.

Воспитывающие:

вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью;

воспитывать культуру общения учащихся при работе в группах.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке.

Метапредметные:

регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные:

работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать с учебником.

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, экран, раздаточный материал, лупа, микроскопы, презентация, материал для моделирования клетки (пластилин разного цвета)

Основные термины и понятия: клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, хлоропласты, митохондрии, лизосомы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: поисковый.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Изложение нового материала.

4.Обобщение и закрепление полученных знаний (практическая часть).

5.Подведение итогов урока.

Ход урока

Этап урока

Содержание

Организационный этап

 

Проверка знаний

Устный опрос

Сообщение ученика об истории открытия увеличительных приборов

Определение темы и задач урока

Актуализация знаний об увеличительных приборах и их значении

Изучение нового материала

Этап вызова информации

Работа с терминами, записанными на экране

Этап осмысления

Работа с текстом учебника и дополнительной литературой

Этап рефлексии

Возврат к терминам

Этап вызова информации

Проблемный вопрос

Этап осмысления

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».

Этап рефлексии

Обсуждение формы различных клеток. Значение лабораторного оборудования для изучения строения клеток.

Подведение итогов. Домашнее задание

 

Организационный момент.

Ребята, добрый день!.

Мы с вами сегодня активно поработаем.

Нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии.

Но сначала я хочу задать Вам несколько вопросов по пройденной теме.

I этап. Проверка знаний.

1. Назвать увеличительные приборы?

2. Назовите основные части лупы и во сколько раз увеличивает лупа?

3. Покажите основные части светового микроскопа?

4. Как можно узнать во сколько раз увеличивает световой микроскоп?

5.Какие правила должны соблюдать при работе с микроскопом?

А сейчас послушаем сообщение ученика об истории открытия увеличительных приборов

II этап. Определение темы и цели урока

1слайд.   Вопрос уч-ся. Для чего нужны увеличительные приборы? (ответы учащихся).

2 слайд.  Определение темы, цели урока.

Мы сейчас поговорим

О клеточном строении.

Ведь куда ни кинешь взгляд,

Забывать не будем,

Что из клеток состоят

Рыбы, звери, люди.

И деревья и трава

Стебли, листья веток

Тоже состоят из клеток.

Запишите в тетради тему урока.

III этап. Изучение нового материала.

Этап вызова информации:

3 слайд На слайде термины: КЛЕТКА, МИКРОСКОП, ОБОЛОЧКА, ЦИТОПЛАЗМА, ЯДРО

Как будут использованы эти понятия на уроке?

Учащиеся выдвигают предположения, а учитель записывает их на доске.

Этап осмысления:

Откройте учебник на стр. 27.

Вопросы к 1 абзацу:

1.Когда и кем было сделано великое открытие? (ответ находят в тексте учебника )

4 слайд Портреты ученых Антини ван Левенгука и Роберта Гука.

2. Кому принадлежит сам термин "клетка"? (ответы учащихся)

Как можно озаглавить 1 абзац

Вопросы к 2 абзацу:

1. Из чего построено здание нашей школы? (ответы учащихся)

2. Из чего состоит наш организм? (ответы учащихся)

3. Почему клетки называют "кирпичиками" организма? (ответы уч-ся)

Самостоятельно озаглавьте абзац.

Вопросы к 3 абзацу:

1.Назовите главные части клетки (5слайд )

2.Подпишите части клетки в своих рабочих тетрадях.

3.Придаю я форму клеткам, (6слайд)

Прочно их соединяю

И общаться помогаю

С клеточкой - соседкой.

И от всех воздействий внешних

Защищаю клетку я,

Потому что я мембрана...

О какой функции мембраны говорят эти строки стихотворения? ( ответы учащихся)

4.В клетке внутри – цитоплазма в движении, (7слайд)

Подобно дорогам и направлениям.

Какую функцию выполняет цитоплазма? ( ответы учащихся)

5.Но главное это – ядро,  несомненно.

Ядро управляет клеткой бессменно.

В хромосомах записаны законы и правила,

Которые природа для клетки составила.

Что хранится в ядре? ( ответы учащихся)

Заполните таблицу «Основные части клеток» (8слайд )

Части клетки

Функции

Оболочка

 

Цитоплазма

 

Ядро

 

Физкультминутка (1 мин)

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Разминаем руки, плечи Чтоб сидеть нам было легче Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

6.Одинаковы ли клетки в нашем организме? (ответы учащихся)  (9слайд )

7.В цитоплазма расположены органоиды, а что такое органоиды? ( ответы учащихся)

8.Рассмотрите рисунок клетки на стр. 30, скажите, кроме ядра, оболочки, цитоплазмы, что ещё есть в клетке? ( ответы учащихся)

9. Почему растений имеют зелёную окраску? ( ответы учащихся)

 (10 слайд )

Почему же лист зелёный?
Окунёмся ка мы вглубь
И увидем в чём же суть!
Хлоропласты в нём живут,
Красят лист и там и тут.

9. Одинаковые ли клетки растений и животных по строению и чем они отличаются? ( ответы учащихся)

 

Вопросы к 4 абзацу:

  1. Какие особенности клеток говорят о том, что они живые? (ответы учащихся)

Этап рефлексии (размышления)

Возврат к терминам (определить, какие из предположений учащихся подтвердились, какие требуют корректировки)

Этап вызова информации.

Все ли клетки в живых организмах одинаковы, какой прибор может помочь рассмотреть клетки? (ответы учащихся)

 (11 слайд )

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

Этап осмысления.

Подготовка к лабораторной работе.

 Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука, который мы приготовим сами.

В начале прослушаем ТБ при выполнении лабораторной работы.

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». (12слайд ) Инструкция к лабораторной работе.

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука в рабочей тетради. Обозначьте органоиды клетки: оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. 

Вывод учащихся по лабораторной работе.

Творческое задание

Вылепить модель клетки растительной или животной из пластилина

Вывод. Клетка - удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Клетка является элементарной частицей всех живых организмов.

Подведение итогов.

Домашнее задание: изучить текст на стр.27-32, докончить модель клетки из пластилина, написать сочинение «Путешествие внутрь клетки».

Спасибо за урок. Урок окончен.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.