Методическая разработка внеклассного мероприятия «Архитектурные стили»

0
0
Материал опубликован 1 March 2022

 

Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства

Минобразования Чувашии


02/02-06








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного мероприятия


На тему: «Архитектурные стили»




для студентов

2

курса


специальности

08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений





РАССМОТРЕНО

СОСТАВИЛ

на заседании цикловой комиссии

Семёнова Надежда Георгиевна

Технологий строительства

преподаватель спецдисциплин 1 категории Чебоксарского техникума строительства и городского хозяйства Минобразования Чувашии



Протокол №__ от




Председатель







СОГЛАСОВАНО




Методист






2022 г.




Пояснительная записка


Методическая разработка составлена для проведения внеклассного мероприятия по теме «Стили архитектуры». Урок проводится со студентами 2 курса специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Структура методической разработки содержит методическую карту занятия, описание хода урока, структуру урока и ход урока.

В методической карте урока определены три уровня образовательных, воспитательных и развивающих целей занятия.

Для занятия выбран урок-семинар с информационно-практической подачей нового материала, который побуждает к изучению нового и неизвестного, закрепление полученных знаний на занятиях Архитектура зданий.

Основная направленность урока-семинара - это самостоятельная работа студентов в малых группах с различными ресурсами для получения информации.

Данный урок по теме «Архитектурные стили» нацелен на совершенствование навыков самостоятельной работы, обобщению и закреплению ранее полученных знаний на других дисциплинах, получения новой информации.

Для усиления восприятия учебного материала на уроке используются наглядные пособия: презентация, опорный конспект. Весь предлагаемый к изучению материал выведен на экран, что позволяет наглядно продемонстрировать возможности использования мультимедийных средств, применение которых способствует заинтересованному усвоению материала, расширяя возможности урока.

К учебному занятию разработана методическая карта внеклассного мероприятия. В методической карте приведены тип занятия, план урока, образовательные цели и формируемые компетенции.




Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства

Минобразования Чувашии


Методическая карта внеклассного мероприятия


Группа:

Преподаватель: Семёнова Н.Г.

Дата:

Тема занятия: «Архитектурные стили»




Цели занятия:

1. Дидактическая (обучающая) цель: научить студентов применять ранее полученные знания и организации индивидуальной и коллективной работы при самостоятельной работе с информационными ресурсами

Задачи:

- систематизировать  и уточнить знания учащихся о стилях в архитектуре

- закрепить знания об архитектурных стилях  в контексте культурно – исторических периодов.


2. Развивающая цель: формирование уважения и интереса к выбранной специальности.

Задачи:

- развивать познавательные процессы (память, восприятие, мышление);

- развивать интерес к архитектуре как основе всех искусств;

- развитие умений анализировать, делать выводы.


3. Воспитательная цель: формирование личностных качеств.

Задачи:

- формирование навыков самостоятельной работы в малых группах и индивидуально;

- формировать умения работать с информацией.


Планируемые результаты:

Предметные:

-уметь определять стили архитектуры, направленность.

Личностные:

-реализовать возможность монологического выступления;

-закрепить навык работы в группе на основе принципов взаимоуважения, поддержки;

-формирование навыка добиваться результата при ограниченном времени

Метапредметные:

-умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

-самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

-работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать для доказательства собственной позиции.

Межпредметные связи: Тема 1.4. Архитектура зданий.


Организационная деятельность на уроке: индивидуальная и групповая

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый с элементами проблемного обучения, репродуктивный.

Виды компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий.


Основные учебные элементы для усвоения: различные архитектурные стили

Средства обучения:

Мультимедийная презентация.

Раздаточный материал.

Содержание и последовательность учебного занятия:

Организационно - мобилизационная часть.

Мотивация. Целеполагание.

Изложение материала (выступление с докладами студентов по изучаемой теме).

Закрепление и систематизация полученных знаний. Работа в небольших группах.

Обобщение (рефлексия).



Методы контроля: фронтальный опрос

Вид контроля: текущий

Самостоятельная работа: полностью самостоятельная

Внеаудиторная: работа с различными источниками информации.


Ход урока.

План урока

содержание

1. Оргмомент.

2. Целеполагание.

3. Изложение материала

4. Закрепление.

5. Обобщение


Постановка цели урока.



1.Введение в тему.  Определение понятия «архитектурный стиль».

В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие «стиля», т.е. исторически сложившейся совокупности художественных средств и приёмов. Стиль связан с историей развития человеческого общества, его мировоззрения и идей, с историей развития архитектуры и строительной техники, с представлениями эпохи о пользе и красоте.


Что есть красота? 
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?


Архитектурный стиль-единство содержания и художественного образа

Архитектура — искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей.



2.Систематизация знаний  о стилях и их последовательной смене в истории человечества.

Канонический стиль Древнего Египта

История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий — с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Основной строительный материал в Египте —  камень.

Из камня египтяне высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца — великого Ра, а также огромные столбы и колонны. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы.

Античность .

Шедевры, созданные талантливыми мастерами античного мира, на протяжении нескольких столетий вдохновляли поэтов, композиторов, драматургов и художников всех стран Европы, и сегодня продолжает доставлять нам художественное наслаждение и служить нормой и недосягаемым образцом.

Художественное наследие Древней Греции и Древнего Рима — архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное и ювелирное искусство — поражает своим богатством и многообразием. В нем ярко выразились эстетические представления, нравственные идеалы и вкусы, характерные для античной цивилизации, завершившей многовековую историю древнего мира. Творцами античной культуры были древние греки.

Архаический период

На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам.

Светское строительство отступило на второй план. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов,  для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.

Ордерная система - единый архитектурный язык.

 Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер, т.е. установили чёткие правила художественной обработки внешней формы конструкций, определили порядок размещения деталей и их размеры.

В разное время в разных местах Древней Греции были созданы три ордера: дорический, ионический и коринфский.

Все три ордера имеют одинаковые основные элементы, но отличаются друг от друга пропорциями и декоративной обработкой.

Дорический ордер связан с мужественным, тяжёлым стилем («мужественный»)

Строгая и мощная дорическая колонна, стоящая прямо на платформе, без всякой подкладки. Сверху донизу колонна протесана вертикальными желобками — каннелюрами.

Чтобы подчеркнуть устремленность самой колонны и всего здания ввысь, верх ствола уже, чем основание. Он как бы стянут у самой вершины горизонтальными желобками.

Ионический ордер – связан с мягким и изнеженным стилем  

( «женственный»)

Ионическая колонна родилась в греческих городах малоазиатского побережья Средиземного моря. Пышность и роскошь востока оказали на нее свое влияние. Сама колонна стала стройней, каннелюры глубже, у нее появилось круглое основание — база, а эхин (сплющенная подушка на верху колонны) получил на краях спиральные завитки.

Коринфский ордер – появился в V века до н.э. пропорции уподоблялись девическому телу («девический»)

Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором.

Отличается капителью, покрытой стилизованными листьями аканта

Ордера:
1- дорический
2 - ионический
3 – коринфский


Средние века

Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.

Этот художественный стиль один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Романскому стилю присущи стремление к завершённой целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Её характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проёмов. В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура внешне выглядит чёткой и ясной. Каменные храмы созданы простыми объёмами и формами.

Таким образом, для романских построек характерно:

сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу

 массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами

 наличие каменного свода

 толстые стены, прорезанные маленькими окнами, преобладание горизонтальных членений над вертикальными

 циркульные и полуциркульные арки.


Готика

Го́тика — период в развитии средневекового искусства с XII по XV век, пришедший на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции.

Для готики характерны :

арки с заострённым верхом

узкие и высокие башни и колонны

богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна

 все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

         

В готической архитектуре выделяют

3 этапа развития:

ранний,  зрелый (высокая готика), поздний.

Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатления лёгкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму


Архитектура эпохи Возрождения

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascime-nto)

 — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени с XIV по XVI века.

Архитекторы Возрождения в соответствии с гуманистическим мировоззрением своей эпохи создали новый стиль – ренессанс, в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры.

Применялись они более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в сочетании с другими архитектурными элементами.

Особенное значение  придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.

Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши.


Барокко

Барокко (итал. barocco — «странный») - стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 в. Рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты.

Если здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с чёткими прямыми линиями, то сооружения в стиле барокко, пришедшем на смену ренессансу отличаются обилием криволинейных форм.

Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой.От этого создаётся впечатление постоянной подвижности форм.


Рококо (1715 г. - XVIII в.)

Стиль рококо (французское rococo, rocaille — раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины) - изобилует причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера. Роккоко возникло в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Сфера распространения Роккоко была узкой, оно не имело народных корней и не могло стать подлинно национальным стилем.

Cтиль Роккоко вплоть до сер. ХIХ называли “стилем Людовика ХV”.


Классици́зм

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма. Главной чертой архитектуры классицизма - обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Архитектуре классицизма  присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, близкий к античности.

Для классицизма свойственны:

симметрично-осевые композиции

сдержанность декоративного убранства

регулярная система планировки городов.

Ампир

Ампи́р (от фр. empire — империя) — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма.

Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности.


Эклектика

Экле́ктика (эклектизмисторизм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Эклектике присущи черты европейской архитектуры XV—XVIII веков.

Эклектика сохраняет архитектурный ордер, но в ней он утратил свою исключительность.

Разнообразная архитектура исторических стилизаций, распространенная с сер. XIX до конца XX века, известна как архитектура «периода историзма».

Стилизации по выбору заказчика под классику, ренессанс, барокко, рококо, готику и т.д., а так же под национальные стили.


Модерн

Моде́рн (от фр. moderne — современный) - один из архитектурных стилей, больше популярный во второй половине XIX — начале XX века.

Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям при строительстве зданий. Архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.


Конструктивизм

Конструктивизм — советский авангардистский стиль, направление, получившее развитие в 1920 — нач. 1930 годов.

Функциональный метод — есть теоретическая концепция конструктивизма, основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).


Индивидуальная исследовательская работа «Мое путешествие по Чебоксарам»

Студентом выбраны здания, которые его заинтересовали. Дана им краткая характеристика и определен архитектурный стиль здания или сооружения.


Вопросы на закрепление материала:

Какие стили в архитектуре вы знаете?

Когда появилась ордерная система?

Чем отличается один ордер от другого?

Что использовали архитекторы стиля ренессанс?

В  каком стиле почти отсутствуют прямые формы?

Какой стиль известен как архитектура «периода  историзма»?

В основе какого стиля лежат идеи рационализма?


Выводы:

Архитектурный стиль — совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров; входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития; совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.