Методическая разработка внеклассного мероприятия «Архитектурные стили»
| Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства Минобразования Чувашии 02/02-06 | |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
На тему: «Архитектурные стили»
| | |
| ||
для студентов | 2 | курса |
| ||
специальности | 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений |
РАССМОТРЕНО | СОСТАВИЛ | ||
на заседании цикловой комиссии | Семёнова Надежда Георгиевна | ||
Технологий строительства | преподаватель спецдисциплин 1 категории Чебоксарского техникума строительства и городского хозяйства Минобразования Чувашии | ||
| | ||
Протокол №__ от | | ||
| |||
Председатель | | ||
| | | |
| | ||
СОГЛАСОВАНО | | ||
| | ||
Методист | | |
2022 г.
Пояснительная записка
Методическая разработка составлена для проведения внеклассного мероприятия по теме «Стили архитектуры». Урок проводится со студентами 2 курса специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Структура методической разработки содержит методическую карту занятия, описание хода урока, структуру урока и ход урока.
В методической карте урока определены три уровня образовательных, воспитательных и развивающих целей занятия.
Для занятия выбран урок-семинар с информационно-практической подачей нового материала, который побуждает к изучению нового и неизвестного, закрепление полученных знаний на занятиях Архитектура зданий.
Основная направленность урока-семинара - это самостоятельная работа студентов в малых группах с различными ресурсами для получения информации.
Данный урок по теме «Архитектурные стили» нацелен на совершенствование навыков самостоятельной работы, обобщению и закреплению ранее полученных знаний на других дисциплинах, получения новой информации.
Для усиления восприятия учебного материала на уроке используются наглядные пособия: презентация, опорный конспект. Весь предлагаемый к изучению материал выведен на экран, что позволяет наглядно продемонстрировать возможности использования мультимедийных средств, применение которых способствует заинтересованному усвоению материала, расширяя возможности урока.
К учебному занятию разработана методическая карта внеклассного мероприятия. В методической карте приведены тип занятия, план урока, образовательные цели и формируемые компетенции.
Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства
Минобразования Чувашии
Методическая карта внеклассного мероприятия
Группа:
Преподаватель: Семёнова Н.Г.
Дата:
Тема занятия: «Архитектурные стили»
Цели занятия:
1. Дидактическая (обучающая) цель: научить студентов применять ранее полученные знания и организации индивидуальной и коллективной работы при самостоятельной работе с информационными ресурсами
Задачи:
- систематизировать и уточнить знания учащихся о стилях в архитектуре
- закрепить знания об архитектурных стилях в контексте культурно – исторических периодов.
2. Развивающая цель: формирование уважения и интереса к выбранной специальности.
Задачи:
- развивать познавательные процессы (память, восприятие, мышление);
- развивать интерес к архитектуре как основе всех искусств;
- развитие умений анализировать, делать выводы.
3. Воспитательная цель: формирование личностных качеств.
Задачи:
- формирование навыков самостоятельной работы в малых группах и индивидуально;
- формировать умения работать с информацией.
Планируемые результаты:
Предметные:
-уметь определять стили архитектуры, направленность.
Личностные:
-реализовать возможность монологического выступления;
-закрепить навык работы в группе на основе принципов взаимоуважения, поддержки;
-формирование навыка добиваться результата при ограниченном времени
Метапредметные:
-умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;
-самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
-работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать для доказательства собственной позиции.
Межпредметные связи: Тема 1.4. Архитектура зданий.
Организационная деятельность на уроке: индивидуальная и групповая
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый с элементами проблемного обучения, репродуктивный.
Виды компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий.
Основные учебные элементы для усвоения: различные архитектурные стили
Средства обучения:
Мультимедийная презентация.
Раздаточный материал.
Содержание и последовательность учебного занятия:
Организационно - мобилизационная часть.
Мотивация. Целеполагание.
Изложение материала (выступление с докладами студентов по изучаемой теме).
Закрепление и систематизация полученных знаний. Работа в небольших группах.
Обобщение (рефлексия).
Методы контроля: фронтальный опрос
Вид контроля: текущий
Самостоятельная работа: полностью самостоятельная
Внеаудиторная: работа с различными источниками информации.
Ход урока.
содержание | |
1. Оргмомент. 2. Целеполагание. 3. Изложение материала 4. Закрепление. 5. Обобщение | Постановка цели урока. 1.Введение в тему. Определение понятия «архитектурный стиль». В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие «стиля», т.е. исторически сложившейся совокупности художественных средств и приёмов. Стиль связан с историей развития человеческого общества, его мировоззрения и идей, с историей развития архитектуры и строительной техники, с представлениями эпохи о пользе и красоте. Что есть красота? Архитектурный стиль-единство содержания и художественного образа Архитектура — искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей. 2.Систематизация знаний о стилях и их последовательной смене в истории человечества. Канонический стиль Древнего Египта История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий — с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Основной строительный материал в Египте — камень. Из камня египтяне высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца — великого Ра, а также огромные столбы и колонны. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора. Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы. Античность . Шедевры, созданные талантливыми мастерами античного мира, на протяжении нескольких столетий вдохновляли поэтов, композиторов, драматургов и художников всех стран Европы, и сегодня продолжает доставлять нам художественное наслаждение и служить нормой и недосягаемым образцом. Художественное наследие Древней Греции и Древнего Рима — архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное и ювелирное искусство — поражает своим богатством и многообразием. В нем ярко выразились эстетические представления, нравственные идеалы и вкусы, характерные для античной цивилизации, завершившей многовековую историю древнего мира. Творцами античной культуры были древние греки. Архаический период На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам. Светское строительство отступило на второй план. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов, для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой. Ордерная система - единый архитектурный язык. Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер, т.е. установили чёткие правила художественной обработки внешней формы конструкций, определили порядок размещения деталей и их размеры. В разное время в разных местах Древней Греции были созданы три ордера: дорический, ионический и коринфский. Все три ордера имеют одинаковые основные элементы, но отличаются друг от друга пропорциями и декоративной обработкой. Дорический ордер связан с мужественным, тяжёлым стилем («мужественный») Строгая и мощная дорическая колонна, стоящая прямо на платформе, без всякой подкладки. Сверху донизу колонна протесана вертикальными желобками — каннелюрами. Чтобы подчеркнуть устремленность самой колонны и всего здания ввысь, верх ствола уже, чем основание. Он как бы стянут у самой вершины горизонтальными желобками. Ионический ордер – связан с мягким и изнеженным стилем ( «женственный») Ионическая колонна родилась в греческих городах малоазиатского побережья Средиземного моря. Пышность и роскошь востока оказали на нее свое влияние. Сама колонна стала стройней, каннелюры глубже, у нее появилось круглое основание — база, а эхин (сплющенная подушка на верху колонны) получил на краях спиральные завитки. Коринфский ордер – появился в V века до н.э. пропорции уподоблялись девическому телу («девический») Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Отличается капителью, покрытой стилизованными листьями аканта Ордера: Средние века Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков. Этот художественный стиль один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Романскому стилю присущи стремление к завершённой целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Её характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проёмов. В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура внешне выглядит чёткой и ясной. Каменные храмы созданы простыми объёмами и формами. Таким образом, для романских построек характерно: сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами наличие каменного свода толстые стены, прорезанные маленькими окнами, преобладание горизонтальных членений над вертикальными циркульные и полуциркульные арки. Готика Го́тика — период в развитии средневекового искусства с XII по XV век, пришедший на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции. Для готики характерны : арки с заострённым верхом узкие и высокие башни и колонны богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика), поздний. Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатления лёгкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму Архитектура эпохи Возрождения Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascime-nto) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени с XIV по XVI века. Архитекторы Возрождения в соответствии с гуманистическим мировоззрением своей эпохи создали новый стиль – ренессанс, в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры. Применялись они более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в сочетании с другими архитектурными элементами. Особенное значение придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши. Барокко Барокко (итал. barocco — «странный») - стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 в. Рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Если здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с чёткими прямыми линиями, то сооружения в стиле барокко, пришедшем на смену ренессансу отличаются обилием криволинейных форм. Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой.От этого создаётся впечатление постоянной подвижности форм. Рококо (1715 г. - XVIII в.) Стиль рококо (французское rococo, rocaille — раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины) - изобилует причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера. Роккоко возникло в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Сфера распространения Роккоко была узкой, оно не имело народных корней и не могло стать подлинно национальным стилем. Cтиль Роккоко вплоть до сер. ХIХ называли “стилем Людовика ХV”. Классици́зм Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Главной чертой архитектуры классицизма - обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, близкий к античности. Для классицизма свойственны: симметрично-осевые композиции сдержанность декоративного убранства регулярная система планировки городов. Ампир Ампи́р (от фр. empire — империя) — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности. Эклектика Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Эклектике присущи черты европейской архитектуры XV—XVIII веков. Эклектика сохраняет архитектурный ордер, но в ней он утратил свою исключительность. Разнообразная архитектура исторических стилизаций, распространенная с сер. XIX до конца XX века, известна как архитектура «периода историзма». Стилизации по выбору заказчика под классику, ренессанс, барокко, рококо, готику и т.д., а так же под национальные стили. Модерн Моде́рн (от фр. moderne — современный) - один из архитектурных стилей, больше популярный во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям при строительстве зданий. Архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались. Конструктивизм Конструктивизм — советский авангардистский стиль, направление, получившее развитие в 1920 — нач. 1930 годов. Функциональный метод — есть теоретическая концепция конструктивизма, основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции). Индивидуальная исследовательская работа «Мое путешествие по Чебоксарам» Студентом выбраны здания, которые его заинтересовали. Дана им краткая характеристика и определен архитектурный стиль здания или сооружения. Вопросы на закрепление материала: Какие стили в архитектуре вы знаете? Когда появилась ордерная система? Чем отличается один ордер от другого? Что использовали архитекторы стиля ренессанс? В каком стиле почти отсутствуют прямые формы? Какой стиль известен как архитектура «периода историзма»? В основе какого стиля лежат идеи рационализма? Выводы: Архитектурный стиль — совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров; входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития; совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера. |