12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щеголяева Елена Николаевна31
Россия, Московская обл., Ступино
2

Внеклассное мероприятие «Секреты басен И.А. Крылова»



МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа № 1»

городского округа Ступино   Московской области

 

 

 

 

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Секреты басен И.А.Крылова»

 

 

Составил учитель высшей категории: Щеголяева Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальности)

Тема представленной разработки: «Секреты басен И.А. Крылова». Данная тема имеет огромный потенциал для актуализации социального и личного опыта учащихся младших классов.

Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – приобщение к культурному наследию.

Задачи приобщения детей к культурному наследию согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей; создание и поддержка производства художественных, документальных, научно- популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей; совершенствование деятельности библиотек; создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.

Таким образом, приобщение к культурному наследию является актуальной задачей современного образования.

 

 

2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста / класса)

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 3 класс (9-10 лет).

 

 

3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Школа России( Климанова) предусматривает раздел «Великие русские писатели» (24 ч). В данном разделе изучаются 3 басни И.А. Крылова:

1. И.Крылов «Мартышка и очки»;

2. И.Крылов «Зеркало и обезьяна»;

3. И.Крылов «Ворона и лисица».

Таким образом, проведя разработанное мной внеклассное мероприятие, мы можем обогатить знания детей о творчестве Крылова.

Его можно связать с другими мероприятиями, посвященными творчеству русских писателей и сделать цикл подобных мероприятий, что несомненно еще сильнее приобщит учащихся к культурному наследию нашей страны.

 

 

 

 

 

 

4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель воспитательного мероприятия: обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных баснях И. А. Крылова.

Образовательные:

- формирование общеучебного умения различать речь автора и героев басни, находить мораль басни;

- формирование умения работать в группах постоянного и сменного состава;

- формировать умение интонационно выделять слова, важные для понимания текста;

- учить передавать в интонации характеры действующих лиц, оценивать их поступки, определять мотивы их поведения.

Развивающая:

- развивать правильную и выразительную речь, умение слушать, анализировать, сравнивать;

- развивать умение инсценировать басни.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к чтению басни, уважение к труду, способность сопереживать, вызывать у детей чувство осуждения тех, кто берётся не за своё дело.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- познакомить учащихся с личностью И.А. Крылова и его баснями;

- понимать нравственный смысл басен, характер героев.

Личностные УУД:

- формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- осознать, что басня высмеивает пороки человеческого общества;

- отмечать поступки, которые нельзя оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные УУД:

-познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение;

- учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

Коммуникативные УУД:

- умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников.

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и степень успешности достижения цели по критериям.

 

5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Форма проведения воспитательного мероприятия:  познавательный классный час с элементами беседы, дискуссии и ситуативного практикума.

Я включила в мероприятие анализ двух басен. Причем первая басня – новая, а вторая – уже известная детям, и я подвела их к ее переосмыслению. Именно в форме познавательного классного часа стало возможным объединить все задумки.

Также я добавила в классный час элементы:

- беседы, чтобы поддерживать активность детей в классе во время всего мероприятия;

- дискуссии, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение, потренировать умение рассуждать;

- ситуативного практикума, чтобы учащиеся понимали, как можно применить полученные знания на практике.

 

 

 

6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Используемые технологии: традиционная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.

Методы обучения: традиционные и активные. Среди активных можно выделить дискуссионные – дискуссия, анализ ситуаций морального выбора.

Приемы обучения: соотношение басен и пословиц, анализ собственного опыта, придумывание альтернативной концовки.

 

 

 

7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия

Подготовка мероприятия включала в себя следующие этапы:

1. Организация выставки книг И.А.Крылова в библиотеке школы.

2. Чтение басен на уроках и дома.

3. Поиск материала и его систематизация для составления внеклассного мероприятия.

 

Ход проведения воспитательного мероприятия:

I. Организационный момент, мотивирющее начало

Учитель: У вас на столе лежат конверты. Откройте их. Перед вами набор букв. Задание: составить слово из этих букв. Какое у вас слово получилось?

(Ответы детей)

Учитель: Что общего у этих слов?

(Ответы детей)

Учитель: Правильно! Все это персонажи басен Крылова! Догадались, о ком и о чем мы будем говорить сегодня?

(Ответы детей)

Учитель: Вы правы! Тема нашего мероприятия «Секреты басен И.А. Крылова».

СЛАЙД 1

II. Актуализация знаний

Учитель: На уроках по литературному чтению мы с вами в этом году прошли уже 3 басни. Назовите их.

(Ответы детей)

Учитель: Правильно, это:

1. И.Крылов «Мартышка и очки»;

2. И.Крылов «Зеркало и обезьяна»;

3. И.Крылов «Ворона и лисица».

Подумайте. Какому герою из какой басни вы бы посоветовали прислушаться к этим словам?

- Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Объясните смысл этой фразы.

(Ответы детей) (Мартышке «Мартышка и очки»)

Учитель: Давайте подумаем вместе, к какой басне можно отнести эти пословицы? Внимание на слайд.

СЛАЙД 2

1. На языке медок, а на душе ледок. («Ворона и лисица»)

2. С лица воду не пить. («Зеркало и обезьяна»)

3. Личиком белёнок, а душой чернёнок. («Ворона и лисица»)

4. Слышал звон, да не знает, где он. («Мартышка и очки»)

5. Красота без разума пуста. («Зеркало и обезьяна»)

6. По себе людей не судят. («Мартышка и очки»)

III. Работа над новой басней

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте с вами вспомним, как мы работаем над басней, в какой последовательности?

(Ответы детей)

СЛАЙД 3

Как работать над басней:

1. Где происходит действие?

2. Какая история описывается?

3. Кто герои басни?

4. Кто главный герой, тот, кто выражает основную идею?

5. Как выглядит, что делает, что говорит, что думает?

6. Кого высмеивает автор?

7. Есть ли в басне прямо сформулированная мораль?

8. Сформулируйте основную мораль басни.

9. Какая фраза стала крылатой?

А сейчас прочитаем басню про себя и отметьте ребята действующих лиц в басне. Давайте прочитаем басню по ролям

СЛАЙД 4

Чтение по ролям:

Басня «Трудолюбивый медведь»

Увидя, что мужик, трудяся над дугами,

Их прибыльно сбывает с рук

(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг).

Медведь задумал жить такими же трудами.

Пошел по лесу треск и стук,

И слышно за версту проказу.

Орешника, березника и вязу

Мой Мишка погубил несметное число,

А не дается ремесло.

Вот идет к мужику он попросить совета

И говорит: «Сосед, что за причина эта?

Деревья-таки я ломать могу,

А не согнул ни одного в дугу.

Скажи, в чем есть тут главное уменье?» –

«В том, - отвечал сосед, - Чего в тебе, кум, вовсе нет:

В терпенье».

Учитель: Давайте проанализируем басню и ответим на вопросы.

СЛАЙД 5

1. Каким вы себе представили медведя?

2. Как вы будете читать его слова?

3. Каким вы себе представили мужика?

4. А в басне есть ещё одно действующее лицо? Ребята вы догадались кто это?

5. Почему Медведь задумал жить такими же трудами как мужик?

6. В чём причины неудач Медведя?

7. О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор читателей этой басни?

8. Чем похож Медведь из этой басни на медведей из народных сказок?

Учитель: Давайте с вами представим ситуацию. Завтра вашему классу поручат построить дом. Как вы будете его строить? Вы сможете это сделать?

(Ответы детей)

Учитель: Правильно, ребята. Чтобы построить дом, нужно уметь его строить. Для этого нужно сначала выучиться на строителей, проектировщиков, производителей материалов. А для этого нужно терпение и труд.

IV. Физкультминутка

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

V. Работа над уже известной басней, дискуссия

А теперь давайте с вами вспомним басню, которую вы уже изучили в прошлом году – «Стрекоза и муравей». Давайте прочитаем ее вслух с экрана.

СЛАЙД 6

Чтение басни:

Басня «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле,

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает,

Стрекоза уж не поет,

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас –

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.

А, так ты...

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

Учитель: Давайте проведем анализ текста этой басни. Ответим на вопросы на экране.

СЛАЙД 7

Анализ текста басни:

- Ребята, пустил ли Муравей Стрекозу?

- Почему Стрекоза осталась без жилья?

- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

- Настали ли нужда и голод для Муравья?

- Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

- Почему он отказал Стрекозе в помощи?

- Что автор высмеивает в людях? (В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время)

- Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

- Можно ли его назвать жадным?

Учитель: Ребята, а давайте придумаем свое окончание для этой басни.

(Ответы детей)

Учитель: Поднимите руку те, кто считает, что муравей поступил плохо. А теперь поднимите руку те, кто считает, что он поступил правильно.

Дискуссия.

Ребята, хочу вам открыть один секрет. Эту басню разные авторы переписывали много раз. И есть один поэт, И. И. Хемницер, который сделал в этой басне счастливый конец! По его версии муравей сперва стрекозу прогоняет, но затем из сострадания помогает ей хлебом.

СЛАЙД 8

VI. Рефлексия

Учитель: Наше мероприятие подошло к концу. Скажите, ребята, так что такое басня? Что вам нравится больше всего в басне? Чему учат басни И.А. Крылова?

(Ответы детей)

Правильно, они учат добру, честности, отзывчивости, учат быть дружными, помогать в трудную минуту, обличают глупость, жадность, злость, лесть, невежество, необразованность, отсутствие вежливости, отсталость, серость. Вы все сегодня молодцы! До свидания!

 

8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

1. Кадровые ресурсы: учитель младших классов.

2. Методические ресурсы: учебно-методические пособия по проблемам методики преподавания литературы и методике проведения внеклассных мероприятий в школе.

3. Материально-технические ресурсы: проектор, компьютер, презентация.

4. Информационные ресурсы: Интернет, книги И.А. Крылова.

5. Финансовые ресурсы: не требуются.

 

 

9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей:

1. Классный час следует проводить после изучения басен Крылова по программе.

2. Классный час проводится в традиционной форме с использованием мультимедийной презентации.

3. Во время дискуссии обозначить правила и очередность высказывания детей.

4. В ходе проведения мероприятия чаще обрщаться к опыту детей, просить их приводить примеры из собственной жизни.

5. При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.

- Определение темы и задач классного часа

- Определение времени и места проведения классного часа

- Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа.

- Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)

- Анализ его результативности.

 

Опубликовано


Комментарии (3)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.