Методическая разработка внеклассного мероприятия «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»
II Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия
Тематическая направленность методической разработки внеклассного мероприятия – физическое воспитание и формирование культуры здоровья
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»
Подготовила: учитель начальных классов,
высшей категории
ГБУ ОО ЗО «СОШ №19» г. Мелитополь
Гоголенко Светлана Евгеньевна
2024 год
Содержание
1. Пояснительная записка. 1.1. Тематическое направление. 1.2. Тема (название) внеклассного мероприятия. 1.3. Актуальность и обоснование выбора темы. 1.4. Роль и место внеклассного мероприятия в системе работы классного руководителя. 1.5. Целевая аудитория. 1.6. Цель. 1.7. Задачи. 1.8. Планируемые результаты. 1.9. Форма проведения внеклассного мероприятия и обоснование ее выбора. 1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов. 1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия. 1.12. Материально -технические, информационные ресурсы.
2. Основная часть. 2.1. Описание подготовки внеклассного мероприятия. 2.2. Описание проведения внеклассного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).
З. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
«Здоровье – это вершина,
на которую нужно взбираться самому».
(народная мудрость)
Пояснительная записка
Тематическая направленность методической разработки внеклассного мероприятия – физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Тема. Проект «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»
Актуальность проекта продиктовано необходимостью решения проблемы сохранения здоровья учащихся. По данным Минздрава, 53% учеников имеют ослабленное здоровье. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение физического воспитания, формирования здорового образа жизни и обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Люди активные, тренированные в два раза реже ходят к врачу, чем те, кто ленится делать зарядку. Человек, регулярно нагружающий свои мышцы, и нервную систему тренирует, мозгу поставляет необходимое количество кислорода. Врачи подсчитали, что для сохранения здоровья человек должен не меньше 10 часов в неделю посвящать физическим упражнениям. Именно поэтому мы уделяем большое внимание зарядке, физкультминуткам на уроках, релаксационным упражнениям, дыхательным упражнениям, упражнениям для предупреждения различных простудных заболеваний, упражнениям для глаз и улучшения мозгового кровообращения.
Данная разработка тесно связана с предметами окружающий мир, физическая культура и является одной из ряда внеклассных мероприятий по здоровьесбережению учеников.
Методическая разработка внеклассного мероприятия направлена на 9-10 летних учащихся 3 класса ГБУ ОО ЗО «СОШ №19» г. Мелитополь.
Цели. Сформировать ценностное отношения к здоровью и здоровому образу жизни, формировать навыки сохранения и укрепления здоровья, способствовать физическому развитию детей.
Задачи. Расширение знаний детей о здоровом образе жизни; воспитание чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Познакомить с комплексом утренней зарядки для школьников. Развивать речь, память, воображение, мышление.
Планируемые результаты. Утренняя зарядка станет неотъемлемой частью образовательного процесса. Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, физкультминутки, релаксационные упражнения, дыхательные упражнения, подвижные игры.
Форма проведения мероприятия. Презентация проекта перед учащимися 3-х классов сопровождается небольшими выступлениями детей с рассказами о ходе работы, сообщениями о том, что дети узнали и чему научились в ходе реализации данного проекта. Результатом проектной деятельности является создание буклета «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».
Для достижения планируемых результатов применялась проектная деятельность. Проектный метод - это универсальный метод: он совместим с различными системами обучения и формами организации учебного процесса (урочной и внеурочной). Суть проектного метода в том, что учащиеся открывают новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от учителя в готовом виде. Метод проектного обучения помогает решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность.
Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет. Этот проект совместная работа учителя, учеников и их родителей. Также был задействован хореограф для постановки фитнес зарядки.
Материально - технические, информационные ресурсы. Мультимедийный проектор, презентация, музыкальное сопровождение песни «Жасмин - Утренняя Гимнастика», видео мультфильма « Смешарики. Азбука здоровья. Сезон 1 серия 6 Кому нужна зарядка» 2, веб-сайты. Статья "Физкультминутки на уроках в начальной школе"
Основная часть
Подготовка воспитательного мероприятия. Учитель инициирует самостоятельную активность детей. Ученики находят информацию в различных источниках ответы на вопросы. Что такое зарядка? Зачем нужна зарядка. С чего начать? Как и какую делать зарядку? Готовят творческие задания: разучивают стихи и песню о зарядке, разучивают танцевальную зарядку. С помощью учителя разрабатывается проект буклета. Создаётся мультимедийная презентация.
Сценарий воспитательного мероприятия. Защита проекта:
1. Организационная часть. Учитель. Здравствуйте, дети! Как самочувствие? А настроение? Вы знаете, что здоровье – самое большое богатство. (Дети отвечают, используя эмодзи ). Сегодня мы о нём будем говорить. Здоровье - это вершина, на которую каждый поднимается сам! Все ли готовы к восхождению? (Ответ детей). Мудрая пословица гласит: «Река начинается с ручейка, а здоровье с зарядки»
2. Раскрытие темы. 2.1. Дети читают стихотворения.
Зарядка всем полезна Зарядка всем нужна. От лени и болезней
Спасает нас она!
Нам зарядкой заниматься. Очень, очень нравится. Все, кому рекорды снятся Спортом увлекаются.
2.2. Учитель. Наш класс подготовил проект «Здоровье в порядке – спасибо зарядке». Мы хотим вам рассказать:
Что такое зарядка.
Зачем нужна зарядка.
С чего начать.
Как и какую делать зарядку.
2 .3. Дети выступают с сообщениями.
Зарядка – это комплекс простых физических упражнений, направленных на введение человека в состояние бодрствования.
Регулярные, специально подобранные упражнения способны укрепить дыхательную и сердечно - сосудистую систему, костно – мышечную ткань, избавить от предпосылок плоскостопия, выработать привычку не сутулится. Зарядка восстанавливает тонус, поднимает настроение. После обычной зарядки мы получаем большой запас энергии на весь день. Зарядка – залог успешного дня!
Если не делать зарядку, с вами случится то, что случилось с героем мультфильма «Кому нужна зарядка». (видео мультфильма)
С чего ж начать? Делать зарядку надо каждому человеку, не смотря на возраст и физическое развитие. Выполнять зарядку следует в хорошо проветриваемом помещении. Детям надо начинать делать зарядку с самого рождения. Она научит ребёнка ещё и дисциплине, выработает силу воли, поможет учиться в школе.
2.4. Исполнение песни «Песенка о зарядке» Автор текста: Львовский М. Композитор: Старокадомский М.
Ни мороз мне не страшен, ни жара.
Удивляются даже доктора,
Почему я не болею,
Почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора. Припев Потому что утром ранним Заниматься мне гимнастикой не лень, Потому что водою из-под крана Обливаюсь я каждый день!
Трудный задали на дом нам урок,
Сделал я всё, что надо точно в срок.
Я без устали трудился,
В состязаньях отличился,
И успел под вечер на каток.
Я дела выбираю потрудней,
Я задачи решаю посложней,
Я повсюду поспеваю,
Я усталости не знаю,
И звучит моя песня веселей.
Не стоит пить и есть перед зарядкой. Продолжительность утренней зарядки 10-15 мин. Её надо выполнять не спеша, без резких движений. Начинать с головы. Постепенно переходить к ногам. Важно следить за дыханием. Вдох должен быть глубоким через нос, а выдох медленным через рот.
2.5. Ребята разучивают вместе со зрителями комплекс утренней зарядки.
1.Начинаем с ходьбы. Это упражнение подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке.
2.Повороты и наклоны головы. Это упражнение улучшает кровообращение и работу шейных позвонков.
3.Поднимание рук вверх и в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшает кровообращение в мышцах плеча и рук.
4.Приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, улучшения подвижности суставов.
5.Различные наклоны: вперёд, назад, влево, вправо. Эти упражнения укрепляют мышцы туловища, спины и живота, улучшают работу внутренних органов и подвижность позвоночника.
6.Приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, улучшения подвижности суставов. 7.Прыжки на месте. Это упражнение усиливает обмен веществ, улучшает работу органов дыхания и кровообращения.
8.Последние упражнение для успокоения дыхания.
2.6. Двигательно-речевые зарядки. Предполагают речевое сопровождение выполнения упражнения. Можно проводить следующие физкультминутки:
Раз, два, три, четыре, пять, Время ножкам побежать, Спинке бодро разогнуться, Ручкам кверху потянуться. | Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали, Мы немножко отдохнем И опять писать начнем. |
Десять раз присесть и встать, Чтобы расхотелось спать. Десять раз вперед нагнуться, Десять раз назад прогнуться. | Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. |
Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. | Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселее |
2.7. Рекомендуем использовать зрительные тренажёры, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий по технология В.Ф. Базарного в работе с детьми младшего школьного возраста.
2 .8. Дыхательная гимнастика Стрельниковой учит детей дышать правильно, развивает легкие, помогает расти здоровыми.
2.9. Как и какую делать зарядку решайте сами. Это могут быть даже йога или танцы. (музыкальное сопровождение) Девочки демонстрируют фитнес зарядку.
3. Рефлексия.
Учитель. Чтобы был ваш день в порядке, начинайте его с зарядки! Сейчас я узнаю, насколько дружно, слаженно мы работали. - Я скажу: «Будьте здоровы!», а вы захлопаете в ладоши. Молодцы! Ребята, а вы знаете, что аплодисменты – это не только благодарность кому-либо, это ещё и массаж ваших ладошек, а значит и массаж внутренних органов. А ещё аплодисменты могут улучшить наше настроение. Давайте пожелаем друг другу: «Будьте здоровы» (Дети произносят вслух.)
Данная разработка будет полезна учителям начальных классов для проведения внеклассных мероприятий по здоровьесбережению учащихся, укрепления их физического здоровья и профилактики переутомления младших школьников на уроках.