Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Кузя в мире словарей»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Большекрутовская школа-интернат»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по русскому языку
«Кузя в мире словарей»
Автор: Воробьева Валентина Николаевна,
учитель русского языка, чтения.
д. Большие Круты
2021 год
Пояснительная записка
Роль внеклассных мероприятий по предмету очень велика, и вызывает в последующем у детей стремление получать все новые и новые знания, овладевать новыми умениями, учиться и творчески развиваться.
Тема внеклассного мероприятия: «Кузя в мире словарей».
Актуальность темы внеклассного мероприятия объясняется тем, что словари вместе с учебником по русскому языку должны быть обязательным пособием обучающихся. Как известно, ни один язык невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать обучающемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека.
В обосновании выбора темы можно отметить, что при изучении русского языка в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено серьезное изучение словарей. А словари вносят оживление в учебный процесс и положительно влияют на развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Поэтому и была выбрана эта тема внеклассного мероприятия.
Целевая аудитория: 6 класс, 13-15 лет.
Роль и место внеурочного мероприятия в системе работы педагога. Для расширения кругозора, развития памяти, воспитания интереса к предмету, учитывая психофизиологические возможности обучающихся, работу со словарями целесообразно проводить после повторения темы «Алфавит».
Цели внеурочного мероприятия: расширить знания обучающихся о словарях, показать их многообразие и назначение каждого.
Задачи:
1) Познакомить обучающихся с различными типами словарей.
2) Способствовать расширению познаний учеников в различных областях русского языка.
3) Обогатить словарный запас детей; развивать умение работать в парах и в группах.
4) Воспитывать культуру работы с книгой, расширять кругозор обучающихся.
5) Способствовать воспитанию интереса и уважения к родному языку,
Планируемые результаты:
Обучающиеся знают основные типы словарей русского языка.
Обучающиеся умеют работать с материалом, выделять основную мысль, оценивать результаты своей работы.
Обучающиеся бережно относятся к слову, с уважением относятся к русскому языку.
Форма проведения мероприятия: беседа – игра.
Используемые педагогические технологии, методы, приемы: информационно-коммуникативная технология, игровая технология, здоровьесберегающая технология; демонстрация, беседа, рассказ, временная работа в группах, игровые формы, создание проблемных ситуаций.
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении внеурочного мероприятия:
Кадровые ресурсы: основной учитель, приглашенный учитель, играющий роль Домовенка Кузи.
Методические ресурсы: АООПО обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 – 9 класс ФГОС ОВЗ, методическая литература, ЭОР.
Материально-технические ресурсы: плазменная панель, презентация, схема «Типы словарей», ребус, карточки для физкультминутки, словари.
Основная часть
Ход проведения мероприятия
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на очередном внеклассном мероприятии по русскому языку. И начать хотелось бы с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Как вы её понимаете? (Мы узнаём что-то новое).
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Ну что, начнем наполнять наши сундучки новыми знаниями.
Ребята, тема нашего мероприятия сегодня…
(вбегает персонаж Домовенок Кузя)
II. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
Кузя: Ой, простите, пожалуйста, что я так врываюсь, простоя я узнал, что здесь идет мероприятие по русскому языку, а мне как раз понадобилась помощь…
Учитель: Здравствуйте, да у нас идет мероприятие, но кто вы? Как вас зовут?
Кузя: Как вы меня не узнали?
Дети: Нет
Кузя: Я маленький, удаленький
От бабы Яги сбежал
В городе жить стал.
Воробьиный язык понимаю,
В доме порядок знаю.
С Лешиком дружу
Но по братьям тужу.
Дети: Домовенок Кузя!
Кузя: Правильно!
Учитель: Здравствуй, Кузя. Мы очень рады, что ты пришел к нам в гости. Но ты говорил, тебе нужна помощь? Что случилось?
Кузя: Как вы знаете, после того, как я сбежал от бабы Яги, я живу у Наташи. Хорошая девочка, умная. Только вот иногда вещи на свои места не кладет. А у вас порядок в ваших комнатах?
Дети: Да.
Кузя: Это хорошо. Так вот запнулся я вчера о книжку какую-то странную. Не на месте лежала книжка у Наташи. А вот что на книжке написано вы мне сейчас подскажете. Отгадайте ребус.
Учитель: Ребята, давайте разгадаем ребус и узнаем, что же за книга лежала на пути у Кузи. Мы с вами учились разгадывать ребусы.
Дети: Здесь зашифровано слова «Словарь».
Кузя: Ой, молодцы какие! Чудесненько! Так вот, столкнулся я с этой книжкой, а сам не знаю, что значит слово «словарь». Да еще там было написано, что он орфографический. И решил я к вам прийти, надеюсь вы мне поможете узнать, что же это за книжка такая.
Учитель: Ребята, поможем Домовенку Кузе? Расскажем ему все, что знаем про словари?
Дети: Поможем!
Кузя: Ой, как хорошо!
III. Изучение нового материала. Основная часть.
Учитель: Ну, Кузенька, слушай и запоминай. Словари играют большую роль в современной культуре, в них отражаются знания, накопленные на протяжении веков. Ребята, давайте соберем на доске определение слова «словарь» (на интерактивной доске из частей собирается определение)
Словарь – справочная книга, содержащая собрание слов, расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на др. язык или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др.
Учитель: Итак, Давайте еще раз прочитаем, что такое словарь. (читают дети)
Учитель: Если словари содержат различную информацию про слова, то это лингвистические словари. А если описывают мир, объясняют понятия, дают биографические справки о знаменитых личностях, сведения о городах и странах, исторических, то это энциклопедические словари.
Кузя: Как же интересно. Это значит, словари бывают лингвистические и энциклопедические?
Дети: Да.
Учитель: Молодцы, ребята и Кузя! Мы сегодня рассмотрим словари, в которых содержится информация про слова. О каких словарях будем говорить?
Дети: О лингвистических.
Учитель: Правильно. Объект описания лингвистических – языковые единицы (слова, морфемы). В таком словаре слово может быть охарактеризовано с разных сторон, в зависимости от целей, объёма и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, произношения, правильности употребления. А как расположены слова в словарях?
Дети: В алфавитном порядке.
Учитель: Правильно. Молодцы. На Земле проживают тысячи наций, которые говорят на разных языках и диалектах, но объединяет все языки оно — слово. Слова любого языка, в том числе русского, великого и могучего, как говорил И. С. Тургенев, невероятно многогранны, просты и сложны одновременно. А потому по течению времени было создано множество словарей, характеризующих слова, их функции и значение. Типов словарей существует очень много. Мы сегодня рассмотрим только несколько видов. И в этом нам помогут ребята, которые приготовили доклады о том или ином типе словаря. О первом словаре нам расскажет П.
Ученик П.: Толковый словарь — это «царь» всех словарей, словарь словарей.
Толковые словари – словари, в которых раскрывается (толкуется) значение слов. В слове обозначается также ударение, указываются его грамматические свойства. К каждому значению прилагается иллюстративный материал (примеры употребления в художественной или какой-либо другой литературе). Одними из самых известных и популярных толковых словарей считается «Toлкoвый словарь великорусского языка», составленный B.И. Далем. (Первое издание этого словаря появилось на свет в 1863—1866 гг.) и первый изданный в России Словарь русского языка С. И. Ожегова. В этом словаре собрано толкование более 36000 слов. (показ словаря С.И. Ожегова).
Давайте посмотрим в словаре С.И. Ожегова значение слов «осень» и «ученик».
ОСЕНЬ, -и, ж. Время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Поздняя, дождливая о. Золотая о. (время, когда, желтеют и золотятся листья). По осени (осенью; устар. и прост.). О. жизни (перен.: о старости). II прил. осенний, -яя, -ее.УЧЕНИК, а, м.
1. Учащийся средней школы, профессионально-технического училища. У. пятого класса. Первый у. (лучший).
2. Человек, к-рый учится чему-н. у кого-н. У. мастера. У. слесаря. У. продавца.
3. Последователь какого-н. учения (во 2 знач.); тот, кто изучает, изучал что-н. под руководством кого-н. У. Станиславского. Достойный у. своего учителя.
| ж. ученица, ы. | прил. ученический, ая, ое (к 1 и 2 знач.). Ученическая производственная бригада. Ученические годы (годы учёбы).
Учитель: Спасибо, П. Итак, ребята, первый тип словаря – толковый. (Заполняется схема на доске). А сейчас Д. Расскажет нам о следующем типе словарей.
Ученик Д.: Орфографический словарь – это словарь, содержащий конкретный перечень слов и определяющий их нормативное написание. Нормативное, т. е. соответствующее правилам использования языковых средств. Орфографический словарь уточняет правильное написание слова. С такими словарями обязательно сталкиваются обучающиеся школы. Орфографический словарь — это правописание простых и сложных слов русского или иного языка. (показ словаря) Например, в орфографическом словаре мы можем уточнить, что так пишутся слова:
Пого́да, тво́ро́г.Кузя: Ой, как все интересно! Вот именно такой словарь и нашел я у Наташи – орфографический! Значит в нем можно посмотреть, как правильно писать слова?
Учитель: Все верно, Кузя. Мы продолжаем заполнять нашу таблицу Типов словарей. А о следующем нам расскажет О.
Ученица О.: Этимологический словарь — это лингвистический словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и частей слов. Этимологический словарь содержит информацию об изменениях слова во времени, углубляется в историю рождения того или иного слова или словосочетания: Например: Слово азбука составлено из старых названий двух первых букв русского алфавита – «аз» (современное «а») и «буки» (современное «бэ»). (показ словаря)
Учитель: Спасибо, О. Ребята, вы, наверное, не знали, но слово школа заимствовано из латинского языка, в котором schola восходит к греч. scholē, производному от scholazō «отдыхать от труда». Буквально scholē - «досуг, отдых». Развитие значения шло таким образом: «отдых, досуг» > «занятия в свободное от труда время» > «посещение бесед философов» > «учебное занятие, умственный труд» > «место, где занимаются учебной», т. е. «школа».
Кузя: Ой, точно. Наташа смотрела происхождение слова компьютер в этимологическом словаре. Оказалось, что оно заимствовано из английского языка.
Учитель: Все правильно, Кузя. Еще об одном типе словаря нам расскажет М.
Ученик М.: Фразеологический словарь. Фразеологический словарь — это словарь, содержащий устойчивые выражения и словосочетания. Сюда же относятся крылатые фразы, пословицы и поговорки. Очень часто в речи встречаются выражение, которые нам трудно понять. Например, шаг за шагом, совать палки в колеса, кот наплакал. Выяснить, что они обозначают нам поможет фразеологический словарь. Выражение «шаг за шагом» обозначает делать что-либо постепенно, последовательно, поэтапно. (показ словаря)
Учитель: Спасибо, М. Очень хорошо рассказал про фразеологические словари. Ребята, а как вы понимаете выражение «совать палки в колеса»?
Кузя: Баловаться?
Дети: Мешать делу.
Учитель: Правильно ребята, мешать, чинить препятствия. Давайте дополним нашу схему. (Заполнение схемы «Типы словарей». Сейчас мы немного с вами разомнемся. Но не забудем про фразеологизмы. Они очень часто встречаются в нашей речи. Кузенька, ты тоже поиграй с нами.
IV. Лингво-физкультминутка
Я раздам 6 карточек с фразеологизмами половине класса, другой половине я раздам карточки со значением. Вы должны выстроиться парами: что обозначает каждое выражение.
КОТ НАПЛАКАЛ | ОЧЕНЬ МАЛО |
БИТЬ БАКЛУШИ | БЕСПОЛЕЗНО ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ |
ДУША В ДУШУ | ОЧЕНЬ ДРУЖНО |
ПОПАСТЬ В ПРОСАК | ОКАЗАТЬСЯ В ЗАТРУДНИТЕЛЬНОМ, СМЕШНОМ ПОЛОЖЕНИИ |
ТОЛОЧЬ ВОДУ В СТУПЕ | ЗРЯ ТРАТИТЬ ВРЕМЯ |
КУСАТЬ ЛОКТИ | СОЖАЛЕТЬ ОБ УПУЩЕННОМ |
Учитель: Какие молодцы! Так быстро справились. Присаживаемся на места. Посмотри, Кузя, на нашу схему.
Кузя: Да, много словарей есть в русском языке.
Учитель: Кузя, это еще не все словари. Существует также словарь синонимов, где к каждому слову подобраны слова разные по звучанию, но одинаковые по значению. Например, синонимы к слову «любознательный» - пытливый, любопытный, дотошный, до всего есть дело. Как можно еще назвать школьника?
Дети: Ученик, шестиклассник, учащийся.
Учитель: Правильно.
В словаре антонимов собраны слова противоположные по смыслу и звучанию. Антонимы к слову «лентяй» - трудяга, работяга, работник, труженик, трудолюб. Назовите мне, пожалуйста, антонимы к слову добро, свет, честный?Ответы детей.
Учитель: В словаре омонимов собраны слова, одинаковые по звучанию и написанию. Например, какие значения вы знаете у слова «кисть»?
Дети: кисть для рисования
Учитель: Правильно. А еще какое значение есть?
Кузя: Я знаю! Кисть руки! Вот кисть!
Учитель: А какие значения вы знаете у лова «ласка»?
Дети: Небольшое животное и проявление нежности.
Учитель: Молодцы! Это и есть омонимы. Также существуют многочисленные словари иностранных слов, словообразовательный словарь. А если нам надо узнать, как произносится слово, то нам поможет орфоэпический словарь.
Кузя: Ой, и правда так много разных словарей.
Учитель: Посмотрите на нашу схему.
Учитель: И это еще не все словари. В старших классах мы рассмотрим еще несколько.
V. Подведение итогов мероприятия. Рефлексия.
Кузя: А можно я приду снова, чтобы узнать еще больше про словари?
Учитель: Конечно, Кузя, мы всегда будем рады видеть тебя и рассказать что-нибудь новое. А сейчас давайте подведем итоги нашего мероприятия. Скажите, ребята, каким словарем мы с вами чаще всего пользуемся на уроках русского языка?
Дети: Орфографическим.
Учитель: Правильно. Как расположены слова в словаре?
Дети: В алфавитном порядке.
Учитель: А сейчас мы с вами проведем Экспресс тест. Будет 5 вопросов. Необходимо из 3 вариантов выбрать один верный.
В каком словаре можно узнать значение слова?
Орфографическом
Толковом
Фразеологическом
В каком словаре мы узнаем, как правильно пишется слово?
Орфографическом
Толковом
Фразеологическом
В каком словаре мы узнаем происхождение слова?
Орфографическом
Этимологическом
Толковом
В каком словаре мы найдем значение к словосочетанию «в тихом омуте»?
Орфографическом
Фразеологическом
Толковом
Каких словарей не бывает?
Энциклопедических
Лингвистических
Неинтересных.
Учитель: Молодцы, ребята, допустили очень мало ошибок. Значит, вам понравилась тема и вы много запомнили с занятия.
Кузя: И я, и я много запомнил. Столько интересного и полезного можно узнать с каждой страницы. Приду домой и изучу и орфографический словарь, и толковый словарь. Я видел у Наташи на книжной полке.
Учитель: Правильно, Кузя, как говорил Анатоль Франц, словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков. Подумайте, что все собранные вместе слова — дело плоти, крови и души человечества.
Кузя: В следующий раз, когда вы будете о словарях разговаривать, позовите меня, пожалуйста. Мне очень понравилось. А вам ребята?
Дети: Да!
Учитель: Хорошо, Кузя, обязательно позовем. Правда, ребята? Наполнили мы сегодня наши сундучки новыми знаниями? Стали чуть мудрее?
Дети: Да!
Учитель: Мы еще раз убедились, как велик и могуч наш русский язык, и что словари – наши помощники. Чем раньше мы с ними заведём дружбу, научимся ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, основательнее будут наши знания. На этом наше мероприятие подошло к концу. Всем спасибо за работу. До свидания.
Заключение
На данном внеклассном мероприятии при помощи презентации, докладов детей, игрового персонажа обучающиеся познакомились с типами словарей, их значением. Мероприятие помогло оценить уровень знаний детей, атмосферу взаимоотношений обучающихся.
В результате проведенного тестирования были получены данные о том, что обучающиеся хорошо запомнили материал мероприятия.
В дальнейшем планируется продолжить работу по данной теме. Будет представлена практическая работа со словарями. Обучающимся будут выданы Памятки работы со словарем.
Список источников
Дегтерева, Г. Д. Внеклассное мероприятие «Открываем секреты словарей» / Г. Д. Дегтерева, Н. А. Пантюхина.// Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 97-101.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений/ под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. – М.: Мир И образование, 2015. – 1375.
Климова, М. В. Орфографический словарь современного русского языка / М. В. Климова. – М.: Аделант, 2013. - 799 с.
Гаврилова, А.С. Словарь синонимов и антонимов современного русского языка / А. С. Гаврилова. – М.: Аделант, 2014. - 511 с.
Баско Н.В., Зимин В.И. Фразеологический словарь русского языка. 5-11 классы/ под общ. ред. Кононова С.В. –М.: АСТ-Пресс,2020. – 416.
Электронные ресурсы:https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-den-slovarey-3906607.html
https://tsvetyzhizni.ru/tematicheskie-zanyatiya/osnovnye-slovari-russkogo-yazyka-vidy-slovarej.html
http://gramota.ru/
Роль внеклассных мероприятий в школе (veselajashkola.ru)