Методическая разработка внеклассного мероприятия «Осетия! Свободы милый край…» (7 класс)

4
0
Материал опубликован 31 March 2019 в группе

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Осетия! Свободы милый край…» для обучающихся 7-х классов.

Автор: учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1о8 г. Моздока РСО-Алания Руснак И.В.

Цель: способствовать развитию интереса к культуре и традициям родного края. Время проведения: 45 минут.

Наглядность: презентация.

Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран, реквизит.

Педагогические возможности: ориентация на ценностные отношения через организованную педагогом совместную деятельность, направленную на сохранение культурного наследия осетин.

Задачи:

Образовательные:

формирование информационной компетентности обучающихся: развитие умения работать с различными источниками информации( работа с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет).

организация работы по изучению культуры и истории родного края.

Воспитательные:

формирование гражданской ответственности, уважительного отношения малой родине.

формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.

Развивающие:

развитие творческих способностей обучающихся .

формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса при создании инстценировок.

развитие эмоционально-ценностного мышления обучающихся в процессе ознакомления с фольклорным материалом.

Участники: данная форма мероприятия рассчитана на 14 летнюю возрастную группу.

Время проведения: 45 минут.

Ход мероприятия

1 ведущий: Да будет ваш день хорош! Да будет дело ваше правым!

2 ведущий: Так испокон веков осетины приветствовали друг друга. Так сегодня приветствуем мы вас в этом зале.

1 ведущий: Необъятны просторы нашей страны, много в ней боль­ших и малых деревень, сел и городов. Но у каждого человека есть то место на земле, где он рождается. И это место нельзя не любить.

2ведущий: Есть за что любить Осетию! Потрясает в Осетии простота нравов, гостеприимство, трогательные песни, зажигательные танцы.

1 ведущий: Танцуй, танцуй же, яркая звезда,

Пылай, как пламя в темном небосклоне,

2ведущий: Ты в нашем сердце бьешься навсегда,

И вечно мы перед тобой в поклоне.

Осетинский танец

1 ведущий: У осетин много причин для гордости. Но больше всего Осетия гордится своим поэтом Коста Хетагуровым.

2 ведущий: Коста Левонович Хетагуров -основоположник осетинского литературного языка, поэт, художник, драматург, переводчик и общественный деятель. 

1 ведущий: В этом году мы отмечаем стопятидесятипятилетие со дня рождения нашего знаменитого земляка.

2 ведущий: Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык, как счастьем, дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу
Я мог когда-нибудь к свободе проложить.

1 ведущий: Эти поэтические строки Коста Хетагурова отражают его жизненную позицию и всю суть его творчества. Пусть в память о нем горит эта свеча (зажигают свечу).

2 ведущий: Сегодня мы проводим фольклорно-литературный праздник, который посвящается памяти Коста.


 

2 ведущий:. Но прежде вспомним незабываемые строки его стихов, таких разных и таких проникновенных.

Инсценировка стихотворений Коста Хетагурова «Муж и жена»,«Неужели…», «Босяк».


 

2.Игра

Условия игры: каждый правильный ответ – 1 балл.

Результат каждого конкурса подсчитывается сразу после конкурса .

За победу в каждом конкурсе команда получает яблоко.

Окончательный результат определяет по количеству яблок.

Представление визитной карточки (название команды, девиз).

1 тур. (Конкурс болельщиков «Собери яблоки»).

Ведущий: Устное народное творчество осетин включает в себя многочисленные сказки, предания, легенды, песни, притчи, пословицы, поговорки и загадки. Они создавались на протяжении многих веков и передавались из поколения в поколение. Но особое место в осетинском фольклоре занимают эпические сказания, так называемый нартский эпос. По сведениям из Википедии, «На́ртский (На́ртовский) э́пос  эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, основу которого составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов»)».

Известно, что у нартов росло золотое дерево. Что это было за дерево? (Яблоня.)

«Яблоня росла в саду нартов. Небесной лазурью сияли ее цветы... Золотое было то яблоко, и, подобно огню, сверкало оно. Живительной силой обладало яблоко, исцеляло людей от всяких болезней и залечивало любые раны. Только от смерти не спасало оно».

(Перед 2-мя болельщиками от разных команд ставится задача с завязанными глазами собрать можно больше яблок, разложенных на покрывале. Той команде, чей болельщик собрал больше яблок, присуждается балл и возможность первыми начать следующий конкурс. За победу в каждом конкурсе команды получают по одному из собранных яблок.)

2 тур.(Конкурс участников. Викторина по содержанию мифического цикла «Уархаг и его сыновья»)

Ведущий: Центральных циклов в нартовском эпосе намечается четыре.

1. Начало нартов (Уархаг и его сыновья, Ахсар и Ахсартаг);

2. Урузмаг (Урызмаг) и Шатана;

3. Сослан (Созруко);

4. Батраз (Батрадз).

Участникам команд необходимо по очереди отвечать на вопросы викторины, посвященной первому циклу «Уархаг и его сыновья, Ахсар и Ахсартаг».

Вопросы викторины:

1)«Яблоня росла в саду нартов. Небесной лазурью сияли ее цветы...» Сколько яблок созревало на дереве нартов в течение одного дня? (Только одно.)

2) «К старости родились у нарта Уархага два сына-близнеца. В час, когда поют первые петухи, родился первый сын, в ту же ночь, когда утренняя звезда Бонварнон еще не взошла на небо, в час, когда поют вторые петухи, родился второй сын». Как звали сыновей Уархага? (Ахсар и Ахсартаг)

3) « Позвал Уархаг на пир небесного кузнеца Курдалагона, повелителя бездны морской Донбеттыра и тестя своего Сайнаг-айдара. Много почтенных нартов, и во главе их Бора и Алыбег, приглашены были на этот пир. Курдалагон полюбил сыновей Уархага и дал им имена. И в честь наречения новорожденных подарил Курдалагон Уархагу … » (Чудесную свирель)

4) «Выросли Ахсар и Ахсартаг, и настал день, когда решили они на один год отправиться в поход. Снарядились, двинулись в путь. Дошли до места, где расходились три дороги, и условились так: «Пойдем по двум крайним дорогам, а средняя пусть будет местом нашей встречи. Пусть каждый из нас положит под этот придорожный камень … » Что положили братья под придорожный камень? Зачем? ( «… стрелу, им самим выделанную. Кто первый вернется, пусть проверит, на месте ли стрела, положенная братом.»)

5) «Целый день зрело яблоко, сверкая на верхушке дерева, но ночью его кто-то похищал…» Назовите имя того, кто похищал яблоки нартов? (Похищала яблоки красавица Дзерасса.)

6) В каком обличье Дзерасса похищала яблоки? (Оборачивалась голубкой.)

7)Чьей женой стала Дзерасса? (Дзерасса стала женой Ахсартага.)

8)Где Ахсартаг нашел Дзерассу?( Под водой, на дне морском. Красавица Дзерасса -дочь Донбеттыра, повелителя вод.)

9)Как Ахсартаг спас Дзерассу? («Выхватил он из-за пояса шелковый платок, развернул его и нало-жил на рану Дзерассы половину ее крыла. Дал ей яблоко, отведала его Дзерасса и стала в семь раз красивее, чем была.»)

10) После гибели Ахсара и Ахсартага у Дзерассы родились два сына-близнеца. Как назвали мальчиков?(Урызмаг и Хамыц)

3 тур. (Конкурс участников «Соотнеси русские пословицы и поговорки с осетинскими».)

Ведущий:«Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах,»- сказал когда-то французский философ Френсис Бекон.

Материал для учителя

1)Пришла беда – открывай ворота. – Беда беду на хвосте тащит.

2)Из огня да в полымя. – Бежал от дыма, да попал в огонь.

3)Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. – Арба не перевернется, дорогу не расширят.

4)Назвался груздем – полезай в кузов. – Взялся плясать – пляши.

5)Ученье – свет, а неученье – тьма. – Глаза неуча слепы.

6)Бодливой корове Бог рог не дал. – Если бы у свиньи были рога, она бы весь свет погубила.

7)Лес рубят – щепки летят. – Жар копнешь, искры полетят.

8)Будет и на нашей улице праздник. - И тьма кончается светом.

9)У семи нянек дитя без глаз. – Когда у нивы много хозяев, на ней ослы пасутся.

10)Гладко стелет, да жестко спать. – И на мягкой постели иногда жестко спать.

11)Тише едешь - дальше будешь. - Тихий воз будет на горе.

12)Велик телом, да мал делом. - Большой рост - не достоинство.

13)Всякому свое и немыто бело. - И дурное во мне моё, и хорошее во мне моё.

14)Ретивая лошадка недолго живет. - Быстрая река не изливается в море.

4 тур. (Конкурс загадок для болельщиков.)

Ведущий:Загадки – один из древнейших жанров фольклора. Осетинские загадки впервые начали собирать просветители В.Цораев и Д. Чонкадзе. В 1868 г. Их опублиовал академик А.Шифнер.

  • Кто идет наравне с человеком? (Тень.)

    От чего человек не устает? (От отдыха.)

    У нашего быка 18 рогов. (Олень.)

    С неба шелковая нить – земле радость. (Луч.)

    На нашем чердаке совок с углями. (Звезды.)

    Черна, да не ворона, бела, да не кружок сыра. (Редька.)

    Наверху – дохлый пес, под ним погреба, между ними навозник, а под ним молотилка. (Голова, глаза, нос, рот.)

    Сидят птицы стайкой,толкуют о правде и лжи. (Буквы.)

    Черный, как грач, кусается, как пес. (Блоха.)

    У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер? (Одна.)

5 тур. (Конкурс участников «Веселый ящик».)

Ведущий:В ящике находятся предметы, которые встречаются в сказках. От каждой команды приглашается 1 участник, который не глядя достает из ящика предметы. Команда угадывает, из какой сказки предмет.

1.Овсянка («Бедняк, волк и лиса»)

2.Четыре корочки хлеба («Медведь, волк и лиса»)

3.Мышь («Состарившийся кот»)

4. Четки («О лисе и перепелке»)

5.Кувшин пива («Кот, меведь»)

6.Молоко («Мышь, муравей и блоха»)

7.Корень («Как мышь женилась»)

8.Десять туманов (монет) («Бедняк и богатей»)

9. Цветы («Сын свинопаса»)

10.Нож («Бедный мальчик-батрак»)

11. Семь ключей («Единственный сын бедных родителей»)

12. Тыква («Две невестки»)

6 тур. (Конкурс болельщиков.)

Ведущий: Вы любите вспоминать детство? Вам хотелось бы вернуться в детство? Чем вы любили заниматься в детстве? Предлагаю поиграть в североосетинскую народную игру «Жмурки-носильщики».

Цель игры: воспитание ловкости, выработка уме­ния ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

В одном конце игровой площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нем раскладывают десять каких-нибудь мелких предметов (детские игрушки, ка­мешки и т. п.). На другом конце игровой площадки ста­вят два стула шагах в десяти-пятнадцати от столика и в трех-четырех друг от друга.

Из числа играющих выбираются два носильщика. Они садятся лицом к столику, им завязывают глаза. Ос­тальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов.

Правила игры:

побеждает тот, кто раньше справится с заданием;

переносить можно только по одному предмету;

во время игры надо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

4.ВРУЧЕНИЕ ГРАМОТ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации