Методическая разработка внеклассного мероприятия «Осетия! Свободы милый край…» (7 класс)
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Осетия! Свободы милый край…» для обучающихся 7-х классов.
Автор: учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1о8 г. Моздока РСО-Алания Руснак И.В.
Цель: способствовать развитию интереса к культуре и традициям родного края. Время проведения: 45 минут.
Наглядность: презентация.
Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран, реквизит.
Педагогические возможности: ориентация на ценностные отношения через организованную педагогом совместную деятельность, направленную на сохранение культурного наследия осетин.
Задачи:
Образовательные:
формирование информационной компетентности обучающихся: развитие умения работать с различными источниками информации( работа с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет).
организация работы по изучению культуры и истории родного края.
Воспитательные:
формирование гражданской ответственности, уважительного отношения малой родине.
формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.
Развивающие:
развитие творческих способностей обучающихся .
формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса при создании инстценировок.
развитие эмоционально-ценностного мышления обучающихся в процессе ознакомления с фольклорным материалом.
Участники: данная форма мероприятия рассчитана на 14 летнюю возрастную группу.
Время проведения: 45 минут.
Ход мероприятия
1 ведущий: Да будет ваш день хорош! Да будет дело ваше правым!
2 ведущий: Так испокон веков осетины приветствовали друг друга. Так сегодня приветствуем мы вас в этом зале.
1 ведущий: Необъятны просторы нашей страны, много в ней больших и малых деревень, сел и городов. Но у каждого человека есть то место на земле, где он рождается. И это место нельзя не любить.
2ведущий: Есть за что любить Осетию! Потрясает в Осетии простота нравов, гостеприимство, трогательные песни, зажигательные танцы.
1 ведущий: Танцуй, танцуй же, яркая звезда,
Пылай, как пламя в темном небосклоне,
2ведущий: Ты в нашем сердце бьешься навсегда,
И вечно мы перед тобой в поклоне.
Осетинский танец
1 ведущий: У осетин много причин для гордости. Но больше всего Осетия гордится своим поэтом Коста Хетагуровым.
2 ведущий: Коста Левонович Хетагуров -основоположник осетинского литературного языка, поэт, художник, драматург, переводчик и общественный деятель.
1 ведущий: В этом году мы отмечаем стопятидесятипятилетие со дня рождения нашего знаменитого земляка.
2 ведущий: Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык, как счастьем, дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу
Я мог когда-нибудь к свободе проложить.
1 ведущий: Эти поэтические строки Коста Хетагурова отражают его жизненную позицию и всю суть его творчества. Пусть в память о нем горит эта свеча (зажигают свечу).
2 ведущий: Сегодня мы проводим фольклорно-литературный праздник, который посвящается памяти Коста.
2 ведущий:. Но прежде вспомним незабываемые строки его стихов, таких разных и таких проникновенных.
Инсценировка стихотворений Коста Хетагурова «Муж и жена»,«Неужели…», «Босяк».
2.Игра
Условия игры: каждый правильный ответ – 1 балл.
Результат каждого конкурса подсчитывается сразу после конкурса .
За победу в каждом конкурсе команда получает яблоко.
Окончательный результат определяет по количеству яблок.
Представление визитной карточки (название команды, девиз).
1 тур. (Конкурс болельщиков «Собери яблоки»).
Ведущий: Устное народное творчество осетин включает в себя многочисленные сказки, предания, легенды, песни, притчи, пословицы, поговорки и загадки. Они создавались на протяжении многих веков и передавались из поколения в поколение. Но особое место в осетинском фольклоре занимают эпические сказания, так называемый нартский эпос. По сведениям из Википедии, «На́ртский (На́ртовский) э́пос — эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, основу которого составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов»)».
Известно, что у нартов росло золотое дерево. Что это было за дерево? (Яблоня.)
«Яблоня росла в саду нартов. Небесной лазурью сияли ее цветы... Золотое было то яблоко, и, подобно огню, сверкало оно. Живительной силой обладало яблоко, исцеляло людей от всяких болезней и залечивало любые раны. Только от смерти не спасало оно».
(Перед 2-мя болельщиками от разных команд ставится задача с завязанными глазами собрать можно больше яблок, разложенных на покрывале. Той команде, чей болельщик собрал больше яблок, присуждается балл и возможность первыми начать следующий конкурс. За победу в каждом конкурсе команды получают по одному из собранных яблок.)
2 тур.(Конкурс участников. Викторина по содержанию мифического цикла «Уархаг и его сыновья»)
Ведущий: Центральных циклов в нартовском эпосе намечается четыре.
1. Начало нартов (Уархаг и его сыновья, Ахсар и Ахсартаг);
2. Урузмаг (Урызмаг) и Шатана;
3. Сослан (Созруко);
4. Батраз (Батрадз).
Участникам команд необходимо по очереди отвечать на вопросы викторины, посвященной первому циклу «Уархаг и его сыновья, Ахсар и Ахсартаг».
Вопросы викторины:
1)«Яблоня росла в саду нартов. Небесной лазурью сияли ее цветы...» Сколько яблок созревало на дереве нартов в течение одного дня? (Только одно.)
2) «К старости родились у нарта Уархага два сына-близнеца. В час, когда поют первые петухи, родился первый сын, в ту же ночь, когда утренняя звезда Бонварнон еще не взошла на небо, в час, когда поют вторые петухи, родился второй сын». Как звали сыновей Уархага? (Ахсар и Ахсартаг)
3) « Позвал Уархаг на пир небесного кузнеца Курдалагона, повелителя бездны морской Донбеттыра и тестя своего Сайнаг-айдара. Много почтенных нартов, и во главе их Бора и Алыбег, приглашены были на этот пир. Курдалагон полюбил сыновей Уархага и дал им имена. И в честь наречения новорожденных подарил Курдалагон Уархагу … » (Чудесную свирель)
4) «Выросли Ахсар и Ахсартаг, и настал день, когда решили они на один год отправиться в поход. Снарядились, двинулись в путь. Дошли до места, где расходились три дороги, и условились так: «Пойдем по двум крайним дорогам, а средняя пусть будет местом нашей встречи. Пусть каждый из нас положит под этот придорожный камень … » Что положили братья под придорожный камень? Зачем? ( «… стрелу, им самим выделанную. Кто первый вернется, пусть проверит, на месте ли стрела, положенная братом.»)
5) «Целый день зрело яблоко, сверкая на верхушке дерева, но ночью его кто-то похищал…» Назовите имя того, кто похищал яблоки нартов? (Похищала яблоки красавица Дзерасса.)
6) В каком обличье Дзерасса похищала яблоки? (Оборачивалась голубкой.)
7)Чьей женой стала Дзерасса? (Дзерасса стала женой Ахсартага.)
8)Где Ахсартаг нашел Дзерассу?( Под водой, на дне морском. Красавица Дзерасса -дочь Донбеттыра, повелителя вод.)
9)Как Ахсартаг спас Дзерассу? («Выхватил он из-за пояса шелковый платок, развернул его и нало-жил на рану Дзерассы половину ее крыла. Дал ей яблоко, отведала его Дзерасса и стала в семь раз красивее, чем была.»)
10) После гибели Ахсара и Ахсартага у Дзерассы родились два сына-близнеца. Как назвали мальчиков?(Урызмаг и Хамыц)
3 тур. (Конкурс участников «Соотнеси русские пословицы и поговорки с осетинскими».)
Ведущий:«Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах,»- сказал когда-то французский философ Френсис Бекон.
Материал для учителя
1)Пришла беда – открывай ворота. – Беда беду на хвосте тащит.
2)Из огня да в полымя. – Бежал от дыма, да попал в огонь.
3)Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. – Арба не перевернется, дорогу не расширят.
4)Назвался груздем – полезай в кузов. – Взялся плясать – пляши.
5)Ученье – свет, а неученье – тьма. – Глаза неуча слепы.
6)Бодливой корове Бог рог не дал. – Если бы у свиньи были рога, она бы весь свет погубила.
7)Лес рубят – щепки летят. – Жар копнешь, искры полетят.
8)Будет и на нашей улице праздник. - И тьма кончается светом.
9)У семи нянек дитя без глаз. – Когда у нивы много хозяев, на ней ослы пасутся.
10)Гладко стелет, да жестко спать. – И на мягкой постели иногда жестко спать.
11)Тише едешь - дальше будешь. - Тихий воз будет на горе.
12)Велик телом, да мал делом. - Большой рост - не достоинство.
13)Всякому свое и немыто бело. - И дурное во мне моё, и хорошее во мне моё.
14)Ретивая лошадка недолго живет. - Быстрая река не изливается в море.
4 тур. (Конкурс загадок для болельщиков.)
Ведущий:Загадки – один из древнейших жанров фольклора. Осетинские загадки впервые начали собирать просветители В.Цораев и Д. Чонкадзе. В 1868 г. Их опублиовал академик А.Шифнер.
-
Кто идет наравне с человеком? (Тень.)
От чего человек не устает? (От отдыха.)
У нашего быка 18 рогов. (Олень.)
С неба шелковая нить – земле радость. (Луч.)
На нашем чердаке совок с углями. (Звезды.)
Черна, да не ворона, бела, да не кружок сыра. (Редька.)
Наверху – дохлый пес, под ним погреба, между ними навозник, а под ним молотилка. (Голова, глаза, нос, рот.)
Сидят птицы стайкой,толкуют о правде и лжи. (Буквы.)
Черный, как грач, кусается, как пес. (Блоха.)
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер? (Одна.)
5 тур. (Конкурс участников «Веселый ящик».)
Ведущий:В ящике находятся предметы, которые встречаются в сказках. От каждой команды приглашается 1 участник, который не глядя достает из ящика предметы. Команда угадывает, из какой сказки предмет.
1.Овсянка («Бедняк, волк и лиса»)
2.Четыре корочки хлеба («Медведь, волк и лиса»)
3.Мышь («Состарившийся кот»)
4. Четки («О лисе и перепелке»)
5.Кувшин пива («Кот, меведь»)
6.Молоко («Мышь, муравей и блоха»)
7.Корень («Как мышь женилась»)
8.Десять туманов (монет) («Бедняк и богатей»)
9. Цветы («Сын свинопаса»)
10.Нож («Бедный мальчик-батрак»)
11. Семь ключей («Единственный сын бедных родителей»)
12. Тыква («Две невестки»)
6 тур. (Конкурс болельщиков.)
Ведущий: Вы любите вспоминать детство? Вам хотелось бы вернуться в детство? Чем вы любили заниматься в детстве? Предлагаю поиграть в североосетинскую народную игру «Жмурки-носильщики».
Цель игры: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.
В одном конце игровой площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нем раскладывают десять каких-нибудь мелких предметов (детские игрушки, камешки и т. п.). На другом конце игровой площадки ставят два стула шагах в десяти-пятнадцати от столика и в трех-четырех друг от друга.
Из числа играющих выбираются два носильщика. Они садятся лицом к столику, им завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов.
Правила игры:
побеждает тот, кто раньше справится с заданием;
переносить можно только по одному предмету;
во время игры надо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.
3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
4.ВРУЧЕНИЕ ГРАМОТ.