Методическая разработка внеклассного мероприятия по ППд для обучающихся начальных классов по теме: «Кто это инспектор ДПС?»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по ПДД для обучающихся начальных классов
Тема:Кто это инспектор ДПС?
(из цикла внеклассных знаний «Все профессии важны, все профессии нужны»)
Составитель: Бугрина Любовь Васильевна,учитель начальных классов МАОУ «Артинский лицей»
Форма воспитательного мероприятия: интеллектуальная игра
Класс: 4
Цель: познакомить детей с профессией инспектора дорожно-патрульной службы, показать важность этой профессии.
Планируемые результаты: учащиеся вспомнят правила дорожного движения;
познакомятся со знаками дорожного движения;
познакомятся с профессией инспектора ДПС;
осознают важность этой профессии.
Ход занятия
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивационный этап | Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас состоится очень интересное занятие. На занятии мы будем работать командами. Давай вспомним правила работы в команде? Пусть девизом нашей сегодняшней работы станут слова: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!» | 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай! | Уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение. |
Этап актуализации | Сейчас я буду читать начало предложений, а вы продолжайте Трактор водит……………. Электричку………………. Стены выкрасил…………….. Доску выстругал……………. В доме свет провел …………. В шахте трудится……………. В жаркой кузнице…………… Кто все знает – молодец! Как одним словом назвать все эти слова? Что это? Мы продолжаем наше путешествие в мир профессий. Предлагаю поработать в командах и выбрать из 4 картинок, на ваш взгляд, лишнюю картинку, объяснить. Обобщение по командам:
- Ребята, а что объединяет все эти профессии? - А знаете ли вы номера телефонов этих служб? - Ребята, а кто придет на помощь, если случилось дорожно - транспортное происшествие? Инспектор дорожно-патрульной службы. - Как выглядят люди этой профессии? (Учитель демонстрирует элементы формы инспектора дорожно-патрульной службы: фуражка, жилет, нагрудный значок) - Какие предметы помогают им в работе? (Учитель демонстрирует жезл, свисток, уточняет, что это не все предметы, которые имеет при себе сотрудник дорожно-патрульной службы) | Тракторист Машинист Маляр Столяр Монтер Шахтер Кузнец Профессии 1 команда: Лишняя картинка: полицейский, потому что врач и ветеринар лечат людей и животных, а полицейский охраняет порядок 2 команда: Лишняя картинка: врач. Актер и певец работают на сцене, развлекают людей. 3 команда: Лишняя картинка: пожарный. Учитель и воспитатель учат детей, работают с детьми. Люди этих профессий приходят на помощь в трудных ситуациях. (Работа с презентацией. Соотнесение службы и номера телефона) Предположения детей. (Работа с картинкой. Ответы детей) (Ответы детей) (Ответы детей) | Смысловое чтение; структурирование знаний; Анализ; синтез; классификация объектов по выделенным признакам; постановка и решение проблемы. Уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение. Анализ; синтез; классификация объектов по выделенным признакам; постановка и решение проблемы. |
Основной этап | - Чем занимаются люди этой профессии? - Что такое правила дорожного движения? Правила дорожного движения – это свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения. - Кто является участниками дорожного движения? А знаете ли вы что? - Правила дорожного движения – это основной инструмент работы инспектора дорожно – патрульной службы. Проверим, как вы знаете правила дорожного движения. Работа в командах. Вставьте пропущенные слова в правилах. (Коллективная проверка) - Для чего люди должны знать правила дорожного движения? - Как вы думаете, а инспектор дорожно – патрульной службы знает правила дорожного движения? Отгадайте загадку и вы узнаете главного помощника инспектора дородно-патрульной службы. Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Меняются и день и ночь Зеленый, желтый, красный. - А знаете ли вы? | Охраняют порядок на дороге, проверяют соблюдение правил дорожного движения. (Предположения детей) - Пешеходы, пассажиры, водители Сообщение подготовленных учеников: было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным. Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, еще при Юлии Цезаре. Современным правилам дорожного движения почти 100 лет. 1 команда: Переходи улицу только у перекрестков или там, где есть знак «Переход». И только тогда, когда на светофоре загорелся зеленый свет. 2 команда: Если светофора здесь нет, то, выходя на проезжую часть, посмотри сперва налево, а потом направо. 3 команда Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Подожди, пока он проедет. Стоящий на остановке автомобиль, автобус обходи только сзади. Но еще лучше подождать, пока они уедут, и тебе станет видна вся улица. - Чтобы не создавать опасные ситуации на проезжей части (дороге, тротуаре, перекрестке, обочине) (Предположения детей) Светофор Сообщение подготовленных учеников. Когда появился привычный для нас светофор?Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже в 140 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые еще не придумали. У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. | Анализ; синтез; классификация объектов по выделенным признакам; постановка и решение проблемы. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Физкультминутка | Красный свет нам говорит: Стой! Опасно! Путь закрыт! Желтый свет-предупрежденье: Жди сигнала для движенья. Зеленый свет открыл дорогу: Переходить ребята могут! -Ребят! На красный свет нужно стоять на месте, На желтый хлопать в ладоши, а на зеленый - шагать на месте. (учитель показывает разные цвета светофора) | Выполняют физкультминутку | |
Основной этап | О чем эта загадка? Сами не видят, а дорогу указывают? Для обеспечения безопасности движения существуют дорожные знаки. Их много, они имеют разные цвета и форму. Сделано это для того, чтобы все, кто участвует в дорожном движении – и пешеходы, и водители – могли лучше понимать язык знаков. Все дорожные знаки помогают организовать дорожное движение. Их принято делить на восемь групп: Предупредительные знаки Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки Знаки особых предписаний. Информационные знаки Знаки сервиса Знаки дополнительной информации (таблички) Учитель показывает картинку со знаками дорожного движения. - Сейчас я буду вам показывать знак, а вы называйте, к какой группе знаков он относится. Знаки дорожного движения также помогают в работе инспектору дорожно-патрульной службы. Предлагаю вам ребята поработать в командах, выбрать знак дорожного движения, который регулирует движение пешехода или предупреждает его, изобразить с помощью конструктора «Лего», рассказать о знаке по плану. | - О дорожных знаках - Предупреждающий знак - Знак особых предписаний - Запрещающий знак - Знак сервиса План: Название дорожного знака К какой группе относится данный дорожный знак О чем нам говорит этот дорожный знак. | Поиск и выделение информации; знаково-символические Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; |
Работа в командах. Конструирование. | | 1 команда: Въезд запрещен Запрещающий знак Не разрешает въезд транспортных средств 2 команда: Пункт первой медицинской помощи Знак сервиса Говорит, нам о том, что недалеко находится пункт первой помощи. 3 команда: Рекомендуемая скорость 50 км/ч Информационный знак Рекомендует ехать на автомобиле не меньше 50 км/ч | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Творческая работа | - А давай пофантазируем и придумаем свой дорожный знак, сделаем его из конструктора, придумаем ему название. | 1 команда: Знак: «Дорога ведет на стадион» 2 команда: Знак: «Переход для животных» 3 команда: Знак: «Дорога ведет в лес» | |
Заключительный этап | - Какие замечательные работы у вас ребята получились! А наше занятие подходит к концу. - О какой профессии мы сегодня говорили? - Ребята, как вы думаете, это сложная профессия? - Что помогает инспектору дородно-патрульной службы в его работе? | Инспектор дорожно-патрульной службы (Предположения детей) Правила дорожного движения, светофор, знаки дорожного движения. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Оборудование:
- интерактивная доска, слайдовая презентация к занятию;
- конструктор «Лего» «Построй свою историю»;
- форма инспектора дорожно-патрульной службы;
- инструменты работы инспектора дорожно-патрульной службы
Список литературы
Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге . – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010 – 64 с.
Шинкарчук С.А. Правила безопасности на улице– СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008 –72 с.
Плешаков А.А. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. – Москва «Вако», 2016 – 364 с.
Потамошнева Наталья Алексеевна