Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Путешествие в страну АлиГ»

5
0
Материал опубликован 6 November 2020





Квест-игра


«Путешествие в страну АлиГ»


Методическая разработка

внеклассного мероприятия по математике









Разработчик:


Ляшко Анастасия Петровна

учитель математики


г. Южноуральск

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………..3

Ход мероприятия…………………………………………………………………………5

Заключение………………………………………………………………………………..9

Список используемой литературы………………………………………………………9

Приложения………………………………………………………………………………10




Пояснительная записка

Значение внеклассных мероприятий в целом сложно преувеличить. В первую очередь внеклассные мероприятия по математике вызывают у школьников неподдельный интерес к предмету, столь необходимый при обучении. Участвуя на таких мероприятиях в соревнованиях, учащиеся лучше узнают от своих способностях к предмету и способностях друг друга, становятся командой, отдыхают от рутинных заданий, веселятся, начинают лучше относиться к учителю.

Данная форма проведения мероприятия актуальна, с помощью неё дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций, активно включаются в деятельность. Квест-игра позволяет каждому участнику не только проявить свои знания, умения, но и способствуют развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. У учащихся появляется интерес к предмету, желание узнать больше, развивается логическое мышление, внимание, расширяется математический кругозор, формируется чувство ответственности, аккуратности, точности, внимательности и культура общения. Использование квест-игры дает возможность уйти от традиционных форм обучения и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Главная цель мероприятия состоит в том, чтобы пробудить интерес у обучающихся к изучаемой дисциплине «Математика». Если обучающиеся проявляют интерес к предмету, то можно рассчитывать на понимание дисциплины и реализацию их способностей. Математика непростой предмет, многих обучающихся пугают внеклассные мероприятия, потому что они привыкли, что дисциплина сложная, состоит из формул и решений. Обучающиеся заведомо предполагают, что не справятся. Поэтому необходимо проводить внеклассные мероприятия в различных формах. Всё это способствует возникновению интереса, азарта, а в последствие приводит к исчезновению барьера, то есть страха к изучаемому предмету.

Задачи мероприятия:

- углубление знаний учащихся;

- развитие логического мышления;

- расширение кругозора учащихся;

- повышение интереса к предмету математика;

- реализация НРЭО.

Форма проведения мероприятия: квест-игра.

Необходимое оборудование:  проектор, презентация, инструкция, оценочные листы, раздаточный материал, ключи, сигнальные карточки, ручка, карандаш.

План мероприятия:

Организационный момент. Приветствие.

1 уровень «Южноуральский»: викторина «Мой край».

2 уровень «Мозговой штурм».

3уровень «Исторический».

4 уровень «Занимательный».

5 уровень «Геометрический».

6 уровень «Музыкальный».

Подведение итогов. Награждение.

Ход мероприятия

1. Организационный момент. Вступительное слово.

Учитель:

Добрый день, уважаемые ребята, коллеги и гости! Сегодня мы с вами пришли на игру, посвященную математике – царице всех наук. Математика очень важная наука. Без нее не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии. Она помогает также развитию других наук.

(СЛАЙД 1)

Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает,
Что любит математику,
Эта игра посвящается!

Учитель:

Участие в игре принимают: игроки, болельщики и жюри. В конкурсе участвуют две команды, в каждой команде по 5 человек. Давайте познакомимся с ними...

За правильностью ответов следит жюри, состоящее из трех учителей. Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

(Появляются 2 ученика 4 класса. Мальчик всклокоченный, девочка чистенькая, аккуратная).

Мальчик: Ну вот, опять двойку за контрольную схлопотал!

Девочка: А по какому предмету?

Мальчик: Да по математике, будь она не ладна! И зачем она нам только нужна? Все эти иксы и игреки, задачки, примеры. Всё достало!

Девочка: Не скажи! Математика — очень нужная наука. Без неё в жизни никому не обойтись!

Мальчик: Ага! Как же! Ну, скажи, где она мне может понадобиться? Не можешь ответить! Вот то-то же!

Девочка: А я не просто тебе отвечу, но и докажу, что математика нужна! А поможет мне в этом наш школьный учитель Анастасия Петровна. А ещё у меня есть целая армия помощников — это ученики 8 и 9 класса. А старшеклассники они знаешь, какие умные!

Мальчик: Ну посмотрим, какие они умные. Да, предупреждаю - только лекции мне читать не надо, я их не слушаю, я играть люблю, особенно в компьютер.

Учитель: А я и хочу пригласить тебя и всех ребят поиграть в компьютерную игру, которая называется «Путешествие в страну АлиГ». (СЛАЙД 2)

Мальчик: А что это за страна такая? Путешествовать я не хочу, я же говорил, что люблю в компьютерные игры играть.

Девочка: Да это такая компьютерная игра «Путешествие в страну АлиГ» Страна Алгебры и Геометрии.

Мальчик: А-а-а-а-а! А я еще алгебру и геометрию не изучаю. Мне это не интересно.

Девочка: Ты не изучаешь, но изучают старшеклассники, вот они то и помогут нам пройти все уровни игры.

Учитель: На каждом уровне вам нужно будет добыть код для перехода на следующий уровень. В этом вам и помогут старшеклассники. Ну что, вы готовы играть?

Дети: Да.

Учитель: Дорогие дети, оденьте 3D очки и проникаем в оперативную память компьютера. (СЛАЙД 3-4)

Девочка: Ой, мы попали в виртуальный мир. (СЛАЙД 5)

Мальчик: Клево! Я хочу дальше. Переходим на первый уровень. (СЛАЙД 6)

Девочка (читает): Первый уровень — Южноуральский. Викторина «Мой край». (Звучит Гимн Южноуральска. СЛАЙД 7)

Мальчик: Ну- у-у-у-у! Южноуральский! И при чем здесь математика?

Учитель: А вот мы это сейчас и узнаем! Ведь нам надо добыть первый код. Выполним задания и перейдем на второй уровень. (Выполнение заданий. Приложение 1.СЛАЙД 8).

После выполнения задания осуществляется проверка. СЛАЙД 9.

Девочка: Вот видишь! Математика и тут пригодилась!

Мальчик: Ну, пригодилась, ну и что, а какой же код? Надо дальше двигаться!

Учитель: А код — численность населения г. Южноуральска. Вводи его сам. (Код вводят с помощью пульта). А старшеклассники тебе подскажут. (Код 37565) (СЛАЙД 10)

Девочка: Ой, а вот и второй уровень. (Читает) «Мозговой штурм». (СЛАЙД 11)

Мальчик: Мы что в атаку пойдем? (стреляет) Чей мозг штурмовать будем?

Учитель: Да не штурмовать, а разминать мозг будем. Задачи интересные решать будем и примеры.

Мальчик: Фу-у-у-у! Опять задачи!

Девочка: Да ты сначала посмотри, а потом уже и фукай. А решать задачи не тебе, а старшеклассникам.

Мальчик: Тогда ладно, пусть нам код добывают, а я посмотрю, как они справятся! (Выполнение заданий. Приложение 2. (СЛАЙД 12-14)). После выполнения каждого задания осуществляется проверка. СЛАЙД 12-14.

Девочка: А какой же код?

Учитель: А чему была равна сумма чисел в магическом треугольнике?

Мальчик: Я помню, 20!!! (СЛАЙД 15)

Учитель: Молодец! Вводи код!

Девочка: Третий уровень — Исторический. (СЛАЙД 16)

Мальчик: Ну, вот теперь еще и историей заниматься заставят! Мы ж вроде математику изучаем?

Девочка: Так ведь и у математики есть своя история. Вот узнав, ее мы перейдем на следующий уровень.

Учитель: Выполнив задания, из номеров правильных ответов вам нужно будет составить код для перехода на 4 уровень. А начнем мы наше путешествие в историю с исторических личностей, которые оставили след в математике. Команды приготовили живую загадку о великом математике. Вам надо догадаться, кто это и сказать, что он сделал для математической науки.

Мальчик: Ого! Вот это интересно! Посмотрим!

(Классы представляют великих математиков)

Девочка: А теперь — компьютерная викторина! Нам надо код добыть!

(Выполнение заданий. СЛАЙД 17-22 Ответы даются с помощью табличек с номерами. Жюри сразу фиксирует баллы в таблицу).

Мальчик: А я тоже времени зря не терял, я код записывал. Вот: 222213

Девочка: Ну скорее вводи, а то не терпится попасть дальше!(Вводят код). (СЛАЙД 23)

Девочка: (Читает) Занимательный. (СЛАЙД 24)

Мальчик: Так! Теперь еще и физкультура!

Девочка: При чем здесь физкультура?

Мальчик: Занимательный — значит заниматься будем. Зарядку делать!

Девочка: Эх ты! Занимательный — это значит интересный!

Мальчик: А-а-а-а! А что здесь надо сделать?

Учитель: Кроссворд разгадать. А в нем и код найти! (СЛАЙД 25)

Мальчик: Да что ж они тогда сидят, пусть быстрее разгадывают! А то уже скорее хочется до конца игры дойти! (Выполнение задания. Приложение 2) После выполнения задания жюри осуществляет проверку.

Девочка: Разгадали? Так, пусть жюри оценивает, а нам код нужен!

Мальчик: Да! А какой же код?

Учитель: А код — это значение числа ПИ, которое встретилось детям в кроссворде.

Мальчик: И чему же оно равно? Я ведь не знаю!

Девочка: А давай у старшеклассников спросим, они наверняка знают!(Вводят код) (СЛАЙД 26)

Мальчик: Так следующий уровень — Геометрический! Значит, мерить чего-то будем? (СЛАЙД 27)

Девочка: Нет, задания с фигурами выполнять!

Учитель: Да, будем выполнять задания с геометрическими фигурами. А код для перехода на следующий уровень скрыт в последнем задании. (Выполняют задания. Приложение 3. Слайды 29-31. Ответы даются с помощью табличек с номерами. Жюри сразу фиксирует баллы в таблицу)

Мальчик: И какой же код?

Учитель: А код — число, составленное из количества осей симметрии в каждой фигуре.

Девочка: А я их как раз и записала. Вот — 13224. (СЛАЙД 32)

Мальчик: Молодец! Хвалю за смекалку. Так, я его ввожу, и мы попадаем на следующий уровень — (читает) Музыкальный! (СЛАЙД 33)

Ну, вот только музыки мне и не хватало!

Учитель: Не расстраивайся, пока жюри подводит итоги, наши команды исполнят гимн математике. Первый куплет поет первая команда, второй — вторая, а третий — вместе.

Девочка: А после песни?

Учитель: А после песни мы предоставим слово жюри и подведем итоги нашей игры.

(исполняют песню) (Приложение 4. СЛАЙД 34)

Слово жюри. Награждение победителей. (СЛАЙД 35)

Девочка: Ну, вот и все. Игра закончилась! (СЛАЙД 36)

Мальчик: Как закончилась? Уже? Жалко! Мне так понравилось играть. Оказывается математика очень интересная наука. И в жизни может пригодиться.

Девочка: Я же тебе говорила! Ну что будешь еще двойки получать?

Мальчик: Нет. Я теперь решил, что буду хорошо заниматься, а когда вырасту, то пойду учиться на компьютерщика. Буду разные игры создавать. А их без знаний математики не создашь. Надо осваивать эту науку.

Учитель: Молодец! Ты правильно решил. Ведь в школе нет ненужных предметов. Все нам в жизни пригодится и математика, и физкультура, и музыка. А вам надо учиться, что бы сделать в жизни правильный выбор. А наша задача — помочь вам в этом! Всем спасибо. До свидания!



Заключение


Повысить качество обучения и воспитания, как того требуют современные условия, позволяет умелое сочетание работы на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа много даёт учащимся в плане развития их математических интересов, формировании профессиональной направленности, расширении общего кругозора, развитии познавательной самостоятельности. Но одна из главных задач внеурочной работы - максимальное внимание к воспитанию будущих граждан страны.

Считаю, что проводить внеклассные мероприятия по математике действительно необходимо. Они полезны для оценки качества знаний учащихся, их отдыха, усвоения ими новой информации или закрепления старой, поднятия их интереса к предмету, сплочения коллектива.



Список используемой литературы


Афонькин, С.Ю. Учимся мыслить логически: Увлекательные задачи для развития логического мышления / С.Ю. Афонькин. - СПб.: Питер, 2002. - 156с.

Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика. Учитель, 2002.

Иченская М. «Отдыхаем с математикой. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. ФГОС». Москва, Учитель, 2020 г.

Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.. Алгебра 7. Алгебра 8. Алгебра 9 - М.: Просвещение, 2016.

Скоркина Н. М. Нестандартные формы внеклассной работы. 7-11 классы. Учитель-АСТ, 2002.


Интернет-ресурсы

https://zdamsam.ru

https://урок.рф

https://nsportal.ru

http://metodisty.ru




Приложение 1

Викторина «Мой край»


1. На базе какого предприятия появился г. Южноуральск?__________

2. Год образования г. Южноуральска____________________________

3. Площадь г. Южноуральска___________________________________

4. Численность населения г. Южноуральска______________________

5. На какой реке расположен г. Южноуральск?____________________

6. Кто является Главой г. Южноуральска?________________________


Приложение 2

Уровень «Занимательный»



c1604683655.jpg
Сетка кроссворда



По горизонтали: 3.Утверждение, принимаемое без доказательства. 6.Иррациональное число, часто применяемое в геометрии. 7.Мера площади. 9.Часть ломаной. 10.Древнегреческий философ и математик. 14.Совокупность делений на линейках различных форм. 15.Несколько уравнений.


По вертикали: 1.Сторона прямоугольного треугольника. 2.Автор теоремы: «Если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие вторую прямую, то они отсекут на второй прямой равные между собой отрезки». 4.Единица времени. 5.Буква греческого алфавита. 8.Образцовое средство измерения. 10.Вид теорем . 11.Предмет изучения геометрии.

12. 1/180 часть развёрнутого угла. 13.Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности.







Приложение 3

Уровень «Геометрический»



ЗАДАЧА:

1 вопрос. Какая геометрическая фигура обязана своим названием греческому столику для еды?

[1) трапеция; 2) ромб; 3) квадрат]

2 вопрос. Какое геометрическое тело обязано своим названием лесной шишке?

[1) пирамида; 2) конус; 3) шар]

3 вопрос. Указать сколько осей симметрии имеет каждая из представленных фигур. (задания на готовых карточках, сдается жюри на проверку)

t1604682019ab.gift1604682019ac.gift1604682019ad.gift1604682019ae.gift1604682019af.gif




Приложение 4

Гимн математике

(на мотив песни «Чему учат в школе»)

Уравнения решать, радикалы вычислять-

Интересная у алгебры задача!

И нтегралы добывать,

Дробь делить и умножать                             2 раза

Постараешься - придет к тебе удача!

Геометрия нужна, но она ведь так сложна!

То фигура, то тела – не разберешься.

Аксиомы так нужны,

Теоремы так важны, 2 раза

Их учи – и результата ты добьешься!

Все науки хороши

Для развития души.

Их и сами все вы знаете, конечно,

Для развития ума математика нужна,

Это было, это будет, это вечно. 2 раза


Текст песни
DOC / 28.5 Кб



Приложение 5

Ответы

Ответы к Викторине «Мой край»


1. На базе какого предприятия появился г. Южноуральск? ( ГРЭС )

2. Год образования г. Южноуральска. (1963 г)

3. Площадь г. Южноуральска. (110,57 км²)

4. Численность населения г. Южноуральска. (37 565 человек)

5. На какой реке расположен г. Южноуральск ? (р. Увелька)

6. Кто является Главой г. Южноуральска?

(Лазарев Александр Владимирович)


2.Уровень «Мозговой штурм»

t1604682019ai.gif

2)

t1604682019aj.gif


Ответ: 1) у2; 2) с5; 3) 2а2; 4) -3b3; 5) а3; 6) а3


3)

t1604682019ak.gif

3 уровень «Исторический»

1 вопрос. В какой стране родился великий математик древности Архимед?

[1) Египет; 2) Древняя Греция; 3) Древний Рим]

Ответ: 2500 лет назад в Древней Греции зародилась геометрия.

2 вопрос. Кто из математиков, родившись в Швейцарии, всю свою жизнь и талант отдал служению России?

[1) Виет; 2) Эйлер; 3) Лейбниц]

Ответ: Эйлер.

3 вопрос. В каком древнегреческом городе занимался научной деятельностью Евклид?

[1) Эфес; 2) Александрия; 3) Афины]

Ответ: Александрия – город на берегу Средиземного моря.

4 вопрос. Какой знаменитый человек, своеобразный «титан» эпохи Возрождения, фантастически разносторонняя и талантливая личность, ввел в математику знаки « + » и « - »?

[1) Дюрер; 2) Леонардо да Винчи; 3) Микеланджело]

Ответ: Леонардо да Винчи.

5 вопрос. Какой русский писатель любил сочинять задачи для маленьких детей?

[1) Н. Гоголь; 2) Л. Толстой; 3) М. Лермонтов]

Ответ: Л. Толстой, он создал школу для неграмотных детей, написал азбуку и был учителем в сельской школе.

6 вопрос. Кому принадлежит открытие этой формулы: t1604682019al.gif ,

где с - гипотенуза прямоугольного треугольника, а, в - катеты прямоугольного треугольника?

[1) Архимед; 2) Евклид; 3) Пифагор]

Ответ: Пифагор. Вам известна знаменитая теорема Пифагора.


4 уровень «t1604682019am.gif Занимательный»

По горизонтали: 1.Сторона прямоугольного треугольника. 2.Автор теоремы: «Если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие вторую прямую, то они отсекут на второй прямой равные между собой отрезки». 4.Единица времени. 5.Буква греческого алфавита. 8.Образцовое средство измерения. 10.Вид теорем . 11.Предмет изучения геометрии. 12.1/180 часть развёрнутого угла. 13.Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности.

По вертикали: 3.Утверждение, принимаемое без доказательства. 6.Иррациональное число, часто применяемое в геометрии. 7.Мера площади. 9.Часть ломаной. 10.Древнегреческий философ и математик. 14.Совокупность делений на линейках различных форм. 15.Несколько уравнений.


5 уровень «Геометрический»

1 вопрос. Какая геометрическая фигура обязана своим названием греческому столику для еды?

[1) трапеция; 2) ромб; 3) квадрат]

2 вопрос. Какое геометрическое тело обязано своим названием лесной шишке?

[1) пирамида; 2) конус; 3) шар]

3 вопрос. Указать сколько осей симметрии имеет каждая из представленных фигур. (задания на готовых карточках, сдается жюри на проверку)

t1604682019ab.gift1604682019ac.gift1604682019ad.gift1604682019ae.gift1604682019af.gif

Ответ: равнобедренный треугольник – 1, равносторонний треугольник (правильный) – 3, прямоугольник – 2, ромб – 2, квадрат – 4.

t1604682019an.gift1604682019an.gift1604682019ao.gift1604682019ap.gift1604682019aq.gift1604682019ar.gift1604682019as.gift1604682019at.gift1604682019au.gift1604682019av.gift1604682019aw.gift1604682019ax.gift1604682019ay.gift1604682019az.gift1604682019ba.gift1604682019bb.gift1604682019bc.gif



Ответы
DOC / 1.04 Мб

















Приложение 6

Название

команды

1 уровень «Южноуральский»

2 уровень «Мозговой штурм»

3 уровень «Исторический»

4 уровень

«Занимательный»

5 уровень

«Геометрический»

ИТОГО

Команда 1







Команда 2








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.